Родной язык как средство познания окружающего мира
статья (старшая, подготовительная группа)

Винокурова Инна Павловна

В данной статье включены "Преподавание родного языка и национальной культуры в детском саду "Подснежник", "Краеведчеаская работа с детьми дошкольного возраста", "Формы и методы работы с семьей внутри детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_vinokurova_i.p.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ПОДСНЕЖНИК» МР «НИЖНЕКОЛЫМСКИЙ РАЙОН» с.АНДРЮШКИНО РС(Я)

РОДНОЙ ЯЗЫК

КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                                           Выполнила:

преподаватель якутского языка

                                                                      Винокурова Инна Павловна

с.Андрюшкино

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….2

Преподавание якутского языка и национальной культуры в детском саду «Подснежник»……………………………………………………………………3

Краеведческая работа с детьми дошкольного возраста……………………….8

Формы и методы работы с семьей внутри детского сада……………………..11

Заключение ………………………………………………………………………14

Литература ………………………………………………………………………15

2

Введение

     Роль родного языка в развитии ребенка раннего возраста огромна. И чувства, и понятия, выраженные на родном языке, близки ребенку.

     Работа над развитием языка детей должна занимать в детском саду одно из важных мест: в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком, его лексической, фонетической и отчасти синтаксической стороной. Темпы овладения языком поразительны, поразителен и объем речи, которую усваивает ребенок, и то, как он пользуется ею для удовлетворения своих запросов.

    Развитие языка ребенка осуществляется в тесной связи с развитием его мышления, и отставание в развитии языка может служить препятствием на пути умственного развития ребенка. «Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности», - говорит Е.И. Тихеева. Одна из коренных задач школы в настоящее время - культура устной и письменной речи учащихся на родном языке. Можно представить, какую громадную услугу в разрешении этой задачи окажет детский сад, передавая в школу детей с развитой речью, умеющих толково отвечать на вопросы, связно рассказывать, выразительно читать стихи.

    На сегодняшний день дети, да и взрослое поколение теряет истинные корни своего народа – язык, традиции, обычаи. Вот почему разработку этой проблемы мы считаем актуальной. Она необходима для подрастающего поколения тем, что основой развития интеллекта является родной язык, как средство познания истории народа, воспитание любви и уважения к родному народу, его обычаям, традициям.

3

Преподавание якутского языка и национальной культуры в детском саду «Подснежник»

     Дошкольный возраст – особый уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном мире, развития познавательных способностей.

     А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как фактор, фактического складывания будущей личности.

     С самого раннего возраста ребенок знакомится с природой, воспитывается у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает – с поля, леса, луга [1, с.6]. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Общение с природой расширяет кругозор детей, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного.

     Дети, родившиеся в Якутии, независимо от национальности, или прожившие в ней благодатное время в жизни – детство, должны знать и любить этот край. Знать его природу, народные песни и танцы, музыку, обычаи, прикладное искусство.  

     Развитие родной речи в нашем детском саду – проблема, которая разрабатывается совсем недавно. Изучение родных языков в детском саду ввели с 1992 года. Выросло уже не одно поколение северян практически незнающих родного языка, так как нет языковой среды. Очень мало людей, которые владеют своим родным языком, в основном это люди пожилого возраста. С этой целью каждый год мы ставим перед собой задачу по приобщению детей к национальной культуре, воспитанию у детей любви к родному краю, родному языку, формированию творческой личности ребенка через приобщение к местным традициям культуры и искусства.

4

    Занятия ведутся с 5-летнего возраста, потому что пятый год жизни – возраст наивысшей речевой активности, к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков.

    Так как готовых разработок, пособий по изучению якутского языка в детском саду не имеется, занятия ведутся по программе проекта, составленный учителем якутского языка начальных классов Третьяковой Т.Д. «Программа изучения якутского языка в детском саду». Основной задачей является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения якутским языком в устной форме.

    При разработке перспективных планов по национальной культуре большое внимание отводим народно – прикладному искусству народов Севера, где дети знакомятся с различными видами утвари, с меховыми изделиями, шитьем бисера, национальными орнаментами и т.д. Во время таких занятий, например, при рассматривании натуральных изделий обращаем внимание на сочетание различных материалов при выполнении работ – меха, бисера, замши. Делаем сравнительный анализ узоров для рукавиц и унтов. При знакомстве с национальными орнаментами отводим внимание на несложные технические приемы – нанесение ямок, различных штрихов, использование равномерно чередующихся переплетений полос и нитей. Сначала детям предлагается посмотреть альбомы с национальными узорами, затем показываем готовые изделия из бисера. На узорах и орнаментах дети рассматривают чередование бисера, его формы, оттенки, затем дети учатся самостоятельно нанизывать бисер. Навыки, полученные на таких занятиях,  способствуют закреплению знаний о родном крае и применение этих знаний на продуктивных занятиях. Все это является важной предпосылкой для подготовки ребенка к овладению письмом в школе, так как помогает развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, развитию интеллектуальных и творческих способностей детей. Также при планировании включаются такие темы, как знакомство с бытом и творчеством народов Севера, народный

5

фольклор. Обязательным является разучивание стихов наших земляков – писателей Курилова Николая Николаевича, Курилова Гаврила Николаевича, знакомим с рассказами Курилова Семена Николаевича. На таких занятиях добиваемся правильного произношения, понимания разучиваемого стихотворения. Также ведем работу по знакомству детей с танцами и песнями народов Севера. В постановке танцев используем произведения местных мелодистов Курилова Ильи Ивановича, Клепечина Эдуарда Прокопьевича  и также репертуар современных исполнителей песен Якутии. В национальных танцах используем предметы быта – чороны, туеса.  Большое место занимает работа по разучиванию песен, которая представляет определенные трудности. Слова к песне разучиваем путем многократного повторения всей песни. При разучивании песен музыкальный руководитель аккомпанирует, всю песню разучивает с ребенком воспитатель при музыкальном сопровожденим. До заучивания наизусть , детям переводится текст на русском языке, затем объясняется содержание текста, только после этого идет заучивание наизусть. Например, заучивание песни «Олень»:

Хаар, хаар хаачыргыр

халлааным халынна.

Тап – тап табыйан,

Табакам, айаннаа!

    Во время разучивания детям объясняется, хаар – это снег, а тап-тап – это так топает олень. Песни на якутском языке стараемся использовать систематически, включаем во все праздники.

    Ежегодно воспитанники старшей и подготовительной к школе группы для малышей показывают инсценировки сказок на якутском языке. После таких показов дети уже самостоятельно стараются подражать взрослым товарищам, стараются выговаривать отдельные слова.

    Так как важную роль в жизни ребенка имеет игра, детей знакомим с народными национальными играми. Очень весело и не принужденно дети

6

играют в спортивные якутские игры, тем самым у детей формируется интерес к национальным традиционным играм своего народа, физическая культура.

    Во время занятий, особенно, в осенние и весенние периоды проводятся экскурсии в лес. На экскурсиях дети наблюдают за изменениями в природе, например, ощупывая и рассматривая, повторят вслед за воспитателем: (тыа – лес) и т.д., таким образом, занятия на природе способствуют запоминанию детьми слов на якутском языке.

    В своей работе по обучению якутскому языку мы используем наглядные, словесные и игровые методы. При применении наглядного, т.е.демонстрационного материала, большое место занимает слово воспитателя, которое направляет восприятие детей. При словесном методе обращаем внимание на качество вопросов к детям, которые должны быть точными, кратким и понятными.

    Усвоению умений и навыков родной речи способствуют игровые приемы обучения. Только при соответствующем интересе вырабатываются у детей прочные речевые навыки, стремление к усвоению новых знаний.

    На занятиях проводим как обязательный этап работу над произношением. Четко показывая артикуляцию звуков и жестикулируя, добиваемся, чтобы дети отличали окончания слов или произношения отдельных звуков. При объяснении артикуляции звуков (положение губ, зубов, языка), при индивидуальном и хоровом повторении применяем зеркало.

    Развитие родной речи осуществляется не только на занятиях, но и в процессе общения со взрослыми и детьми во время различных режимных моментов. Так, например, во время утреннего приема детей воспитатель здоровается с ребенком  (дорообо - здравствуй) и ведется беседа из простых типовых предложений, например, Бу бэргэhэ (Это шапка), Бэргэhэгин уур (Положи шапку), тут разговор идет в виде вопросов и ответов, поручений и просьб.  Также при умывании закрепляются слова и предложения: уу-вода,

7

кулгаах – уши, тарбах – пальцы и т.д., Маша ханна барый балаhыантаг? (Где твое полотенце?), Мин балаhыантам бу баар (Вот мое полотенце) и т.д. в процессе труда, в частности, во время дежурства закрепляем слова и конструкции: Ваня, килиэби уур. Хас чааскы урдун? Маша, эн тугу урдун? И получаем соответствующие ответы: Мин килиэби уурдум (Я положил хлеб). Мин икки часкыны уурдум (Я положила две чашки). Мин вилка уурдум (Я положила вилки). Такие режимные моменты позволяют воспитателю организовывать общение с одним или несколькими детьми.

    С целью развития устной речи используем детскую художественную литературу на якутском языке. Чтение якутских сказок «Эриэппэ», «Таал-таал эмэхсин» и другие, понятных и доступных детям рассказов помогает нашим детям осмысливать и понимать значения якутских слов, а также чувствовать и понимать богатство и разнообразие якутского языка. Обычно на занятиях сказку рассказываем дважды, это не надоедает детям, если иллюстрировать сказку. Навыки родной речи мы закрепляем, например, при инсценировке сказок, при этом происходит интенсивная речевая практика, так как в инсценировке сказок участвует много детей. Художественная литература несет детям знания, открывает перед ними целый мир нового и интересного, заставляет лучше видеть окружающее. Основным элементом художественного произведения является его язык. Знакомя детей с образцовыми по языку литературными произведениями, мы приучаем ухо ребенка к родной речи. Отдельные слова и обороты дети запоминают и употребляют в собственной речи.

    Таким образом, не только на занятиях, но и в тесной связи с повседневной жизнью можно проводить систематическую работу по закреплению навыков разговорной якутской речи дошкольников.

8

Краеведческая работа с детьми дошкольного возраста

    По ознакомлению детей с родным краем ежегодно в детском саду проводится «Неделя родных языков», где главной задачей является воспитание любви к родному краю, родному языку. Во время «Недели родных языков» преподавателями разрабатывается план – конспект мероприятий, где входят знакомство с предметами быта коренных народов Севера, народно – прикладное искусство, народный промысел.

    Прививая любовь к родному краю, мы используем разнообразные методы – экскурсии, прогулки, рассказы воспитателя, беседы с детьми, игры и т.д.

    Знакомство с родным краем начинаем с беседы на тему «Мой язык – мое богатство», основная цель – привитие любви к родному краю, родному земле, знание обычаев и традиций своего народа. На занятиях, в ходе беседы, дети рассматривают альбомы с фотографиями, иллюстрации из различных книг. Так как лето дети, в основном проводят на участках и, непосредственно наблюдают за рыбалкой и охотой своих братьев и пап, то беседа получается оживленной. Дети рассказывают, каких птиц они видели, каких животных они знают. Во время таких занятий дети учатся вести беседу, например, Бу кимий? Бу кус. Бу тугуй? Бу отон. Некоторые якутские слова дети учатся говорить с придыханием. Например, Э-hэ, Са-hыл. С помощью таких упражнений воспитатель добивается правильной постановки дыхания при произношении специфических якутских звуков. Огромное значение в обучении ребенка языку имеют вопросы воспитателя ребенку. Уметь правильно, точно поставить перед ним вопрос, заставляющий думать, соображать, вызвать на соответствующий ответ. Опыт показывает, что умело и вовремя заданные вопросы резко меняют в лучшую сторону язык ребенка: выбор нужного слова, логичность речи.

     Развить внимательность и наблюдательность у ребенка помогает, широко используемые дидактические игры. Например, во время занятий на тему

9

«Мой язык – мое богатство» проводим дидактические игры «Ким кутуругай?», «Ким оготой?». Во время таких игр у детей развивается целостность восприятия, внимательность, наблюдательность, воспитывается любовь к животным. Эти игры помогают закреплять речевые и коммуникативные навыки детей, подводят к обобщениям и классификациям предметов по их характерным признакам. Чем разнообразнее по сюжету и игровым задачам дидактические игры, тем больше речевых задач может решить воспитатель.

    Знакомим детей и с народным фольклором. Особое место занимают сказки. Дети с интересом слушают и пересказывают их, также с удовольствием инсценируют. На репетиции дети к своим ролям относятся очень ответственно. Цель таких постановок – развитие у детей памяти, артистических данных, ответственности за порученное дело.

    Важную роль знакомству с родным краем играет быт народов Севера.     Центром культуры привития любви детей к родному краю, приобщению родному языку и духовной культуре является мини – музей, который основала старейший работник детского сада «Подснежник», Отличник образования РС(Я) Третьякова Анна Степановна в 1985 году. Всего экспонатов 273, все работы ручного изготовления. В музее собраны чучела птиц, животных, рыб, национальные одежды коренных народов Севера, обрядовые коновязи (сэргэ) и многое другое. Благодаря этому музею дети узнают жизнь и быт своих предков, имеют представление о хозяйственно – промысловом укладе жизни своего народа. Экспонаты используются почти во всех занятиях. Дети с удовольствием рассматривают чучела птиц, животных, рыб. Также посещаем с детьми школьный музей, где подбор экспонатов больше. В школьном музее дети уже могут знакомиться с древним животным и растительным миром.

  В течение Недели родных языков большое внимание отводится народно – прикладному искусству Народов Севера. Главное место занимает знакомство

10

с якутской деревянной посудой – чороон. На занятии детям рассказываем о многообразии чороона, об их строении, форме, например, объясняем, что  чорооны выдалбливались из дерева с помощью простейших инструментов. Их пропитывали животным жиром и сушили на открытом воздухе, благодаря чему они приобретали коричневый или красновато – коричневый цвет. После того, как у детей возникало достаточное представление о чорооне, вносили чороон на занятии по изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры, отображая внешний вид, форму чороона, узор на стенках. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и делает их творчество более интересным и привлекательным.

    Также во время Недели родных языков детей  знакомим с культурой других народностей, в частности эвенов, юкагиров.

    Как итог всей работы по ознакомлению с родным краем с детьми проводим концерт. Во время итогового концерта дети показывают своим родителям песни, стихи, танцы на родных языках, которые они разучивали на занятиях.

    В заключении хотелось бы сказать о том, что сочетание всех методов и приемов, перечисленных выше у детей, воспитывается интерес к искусству Якутии, закрепляются знания о родном крае, прививается любовь к родному языку, тем самым развивается художественный вкус, творчество детей.

 

11

Формы и методы работы с семьей внутри детского сада

    Все родители хотят видеть своего ребенка счастливыми, умеющими общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

    Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими [4, с. 52].

    В работе с родителями мы используем различные методы: анкетирование, родительские собрания, конференции, игры, дни открытых дверей. В данном разделе приведем некоторые приемы работ с родителями.

    Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания. Мы тщательно готовимся к ним. Успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.    Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное, игровое: услышат и увидят своих детей на занятиях, в играх, в спектаклях.  С интересом относятся родители к текстовым материалам, рекомендациям, советам. Как правило, они небольшого объема и носят характер краткой памятки.

     На организацию дня открытых дверей привлекаем родителей. Они дежурят, следят за тем, чтобы родители не мешали друг другу. В этот день приглашаются родители красочным приглашением. На таких занятиях родители непосредственно наблюдают за своими детьми и воспитателем, по окончании занятий, если это необходимо, могут дать свои рекомендации.             Наряду с традиционными формами работы  мы практикуем проведение

12

родительских конференций, задача которых пропагандировать важность общения детей на родном языке в семье. Всегда печатаем яркое объявление.

 Готовимся к конференциям тщательно, договариваемся о выступлениях,  на конференции можно сделать выставку. Одна из наших конференций называлась “Развитие родного языка и национальной культуры в детском саду”. В своем небольшом выступлении мы высказали, как важно общаться с детьми на родном языке, какую большую ответственность несет семья перед обществом. Также были приглашены учителя начальных классов АНСОШ, они высказали о некоторых трудностях в обучении детей родному языку, давали рекомендации воспитателям и родителям. Такие близкие встречи с родителями полезны для нас тем, что родители рассказывают о своих успехах, не скрывая, говорят о неудачах.

        Анкета является одним из видов работ воспитателя с родителями. Мы с помощью анкеты получаем данные, информацию о какой-либо стороне работы преподавателей родных языков одновременно от большого количества родителей. Анкеты бывают разные по темам. Отвечая на вопросы, родители пишут о методах воспитания в семье, о стиле общения между взрослыми и детьми, о том, как проводят досуг, какие книги читают детям, в какие игры они играют и др. Проанализировав ответы, мы делаем выводы о взглядах родителей на обучение детей родным языкам. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

    Также родителей приглашаем на различные  мероприятия, где непосредственно участвуют мама или папа. Особенно нравятся родителям спортивные игры с детьми, ведь родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

   

13

    Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

14

Заключение

    Во - первых, не только на занятиях, но и в тесной связи с повседневной жизнью можно проводить систематическую работу по закреплению навыков разговорной якутской речи дошкольников.

   Во – вторых, в сочетании разнообразных методов и приемов при работе с детьми воспитывается интерес к искусству Якутии, закрепляются знания о родном крае, прививается любовь к родному языку, тем самым развивается художественный вкус, творчество детей.

    В – третьих,  семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Ведь в воспитании огромную роль играет именно семья и дошкольное учреждение. От них зависит, какие первые и самые прочные понятия о своем доме, окружающих людях, природе получит ребенок. От них зависит, будет ли он пытливо относиться к жизни, любить и беречь родную природу, землю, животный мир.

    Таким образом, делая вывод по данному докладу, мы можем сказать, что выбранная тема актуальна по своей значимости тем, что идет постепенная потеря языковой среды в семьях, его традиции и обычаи. И для сохранения культуры и традиции своего народа родителям и воспитателям необходимо тесно сотрудничать в работе с детьми. Только работая совместно, мы можем дать своим детям те знания, которые сохранились у старшего поколения.

15

Литература:

  1. С заботой о детях: Из опыта работы. Сост. Р.Е.Скрябина. – Якутск: Кн. Изд-во, 1984.- 108 с.
  2. Издательство «Просвещение», дошкольное воспитание №6, 1990.- 128 с.
  3. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. Ребенок в детском саду №1. – Москва: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008. – 96 с.
  4. Издательство «Просвещение», дошкольное воспитание №7, 1990.-128 с.
  5. Издательство «Просвещение», дошкольное воспитание №12, 1990.-128 с.
  6. Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А. “Работа с родителями в ДОУ”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются конкретные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ч...

«РАЗВИТИЮ РЕЧИ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБЩЕНИЯ»

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это, детские сады включены в нашей стране в систему на...

Консультация для воспитателей «Математика, как средство познания окружающего мира»

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся  в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать бол...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...