Казенное учреждение «Урайский специализированный Дом ребенка». ХМАО - Югры. Воспитатель группы № 2: Шестакова О.И. Выступление на педсовете- тема: «Наш дом - Север»
консультация (старшая группа)

Шестакова Ольга Иосифовна

Национально - региональный компонент(родная природа,культурное наследие - памятники архитектуры,искусства,декоративно - прикладного искусства,народные игры,фольклор помогают детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей "Малой Родине!.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx19.75 КБ
Файл moy_doklad.docx19.75 КБ
Файл moy_doklad.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение «Урайский  специализированный Дом ребенка».

ХМАО - Югры.

Воспитатель группы № 2: Шестакова О.И.

Выступление на педсовете- тема: «Наш дом - Север»

         Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Цель - формирование ценностного отношения к «малой Родине» у детей дошкольного возраста посредством приобщения  к быту мансийского и хантыйского народов, его традициям и культуре через разные виды детской  деятельности.

 

Задачи:

1.  Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.   Способствовать формированию национальной и культурной идентичности.

3. Воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

4. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

            

Организация развивающей среды

Среда, окружающая детей в доме ребёнка , имеет большое значение на все направления развития, в том числе и патриотическое воспитание, воспитание любви и, в первую очередь, интереса к родному краю, городу – Родине. Подобная среда должна включать предметную (материальную) среду, и, что немаловажно, «человеческий фактор», что означает, что рядом с ребенком должны быть люди, искренне стремящиеся к саморазвитию, с повышенной познавательной активностью. Как известно, пример взрослых имеет огромное влияние на успех воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда для формирования основ патриотических чувств у детей, начиная с младшей группы создается на основе той, что организована в группе. Так, например, среди материалов для свободной самостоятельной деятельности, должны быть не только природный материал, собранный детьми и используемый для изготовления различных поделок, но и «заготовки», образцы традиционных хантыйских (мансийских) орнаментов, узоров.

В групповой библиотечке должны присутствовать книги со сказками народов ханты и манси, желательно с иллюстрациями, книги энциклопедического характера, а также фото и другие альбомы с изображениями, отражающие тематику изучаемого материала.

Для того чтобы дети в полной мере могли закреплять изученный материал в различных видах своей деятельности, в большей степени игровой, так как именно игра является ведущим видом детской деятельности, необходимо иметь: в «уголке ряжения» народные костюмы (или элементы), атрибуты для театрализованной деятельности, к среднему возрасту необходимо изготавливать макеты, отражающие тематику изучаемого материала. Так же хорошо иметь настольные игры краеведческого характера, которые можно изготавливать совместно с  воспитанниками.

Кроме того, в настоящее время интерактивное оборудование прочно входит в предметную среду.  Это позволяет разнообразить форму подачи материала, дополняя его красивыми иллюстрациями-слайдами, использовать для проведения виртуальных экскурсий, создания и просматривания диафильмов по мотивам народных сказок.

Основное содержание работы

 

         Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие «Родина», но мы знаем, что с раннего детства зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, его друзьями, воспитатели.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания.  Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к тем местам, где они родились и живут. Развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы.

         Изучать свой край – значит, ежедневно узнавать что-то новое о жизни округа, города из книг, с помощью телевидения, но самое главное – через непосредственное общение с природой и людьми, населяющими край. Ханты-Мансийский автономный округ – это удивительный край лесов, рек, озер и болот. По берегам рек и озер тянутся густые хвойные леса. Реки и леса богаты разными животными и рыбами.  В недрах земли нашего края находится множество полезных ископаемых.  

            В работе с детьми главным является:        

  • воспитание любви к городу, краю;
  • приобщение детей к основам национальной культуры и быта коренных

          народов  - ханты и манси;

  • развитие потребности в активном, творческом преобразовании

          окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

        В работе с педагогами главным становится:

  • повышение компетентности в вопросах патриотического воспитания;
  • совершенствование форм работы.

Региональный компонент - «Наш дом  - Север» был разделен на несколько тематических блоков. Блочное построение позволило структурировать весь материал по крупным темам, что облегчает его использование в работе педагогами-практиками.

Так, например, реализация первого тематического блока «Природа Югры» рассчитана на младшую группу (3-4 лет). Окружающий ребенка мир природы более доступен для понимания, так как он созерцает это каждый день – по дороге в дошкольное учреждение  и обратно, во время прогулок и экскурсий в Доме ребёнка.

В рамках изучения данного тематического блока дети знакомятся животными, птицами и растениями и рыбами, которые характерны для нашего округа, а также в игровой форме знакомятся с понятием  болото, а также с понятием  Красная книга Югры

Второй блок «Жизнь и быт народов Севера» - дети знакомятся с понятием народностей ханты и манси, знакомятся с условиями жизни людей на Севере в сравнении с другими территориями, знакомятся с названиями и внешним видом жилищ, предметами одежды (мужской, женской, детской). В игровой форме знакомятся с обычаями, праздниками, народными играми, а так же основными видами занятий народов ханты и манси – промыслами.

Третий блок, «Мой город, как ты мне дорог» -  подразумевают знакомство с родным городом, его достопримечательностями, символикой, людьми и их профессиями.

Это разделение реализации содержания и по тематическим блокам и по возрастам, обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также отвечает одним из основных принципов работы с детьми: «от простого к сложному», «от частного к общему», а также обеспечивает «погружение» в ту или иную тему.

         Механизм реализации регионального компонента подразумевает комплекс мероприятий различного характера с детьми, педагогами. Каждому направлению свойственны свои формы работы, реализуемые при условии тесного сотрудничества педагогов и специалистов Дома ребёнка. Так, педагог реализует содержание познавательного и творческого характера: проводит познавательные беседы с демонстрацией электронных презентаций, организует чтение художественной литературы и экскурсии, знакомство детей с народным фольклором – играми, песнями, танцами, обычаями и традициями народов ханты и манси.

 



Предварительный просмотр:

Казенное учреждение «Урайский  специализированный Дом ребенка».

ХМАО - Югры.

Воспитатель группы № 2: Шестакова О.И.

Выступление на педсовете- тема: «Наш дом - Север»

         Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Цель - формирование ценностного отношения к «малой Родине» у детей дошкольного возраста посредством приобщения  к быту мансийского и хантыйского народов, его традициям и культуре через разные виды детской  деятельности.

 

Задачи:

1.  Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.   Способствовать формированию национальной и культурной идентичности.

3. Воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

4. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

            

Организация развивающей среды

Среда, окружающая детей в доме ребёнка , имеет большое значение на все направления развития, в том числе и патриотическое воспитание, воспитание любви и, в первую очередь, интереса к родному краю, городу – Родине. Подобная среда должна включать предметную (материальную) среду, и, что немаловажно, «человеческий фактор», что означает, что рядом с ребенком должны быть люди, искренне стремящиеся к саморазвитию, с повышенной познавательной активностью. Как известно, пример взрослых имеет огромное влияние на успех воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда для формирования основ патриотических чувств у детей, начиная с младшей группы создается на основе той, что организована в группе. Так, например, среди материалов для свободной самостоятельной деятельности, должны быть не только природный материал, собранный детьми и используемый для изготовления различных поделок, но и «заготовки», образцы традиционных хантыйских (мансийских) орнаментов, узоров.

В групповой библиотечке должны присутствовать книги со сказками народов ханты и манси, желательно с иллюстрациями, книги энциклопедического характера, а также фото и другие альбомы с изображениями, отражающие тематику изучаемого материала.

Для того чтобы дети в полной мере могли закреплять изученный материал в различных видах своей деятельности, в большей степени игровой, так как именно игра является ведущим видом детской деятельности, необходимо иметь: в «уголке ряжения» народные костюмы (или элементы), атрибуты для театрализованной деятельности, к среднему возрасту необходимо изготавливать макеты, отражающие тематику изучаемого материала. Так же хорошо иметь настольные игры краеведческого характера, которые можно изготавливать совместно с  воспитанниками.

Кроме того, в настоящее время интерактивное оборудование прочно входит в предметную среду.  Это позволяет разнообразить форму подачи материала, дополняя его красивыми иллюстрациями-слайдами, использовать для проведения виртуальных экскурсий, создания и просматривания диафильмов по мотивам народных сказок.

Основное содержание работы

 

         Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие «Родина», но мы знаем, что с раннего детства зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, его друзьями, воспитатели.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания.  Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к тем местам, где они родились и живут. Развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы.

         Изучать свой край – значит, ежедневно узнавать что-то новое о жизни округа, города из книг, с помощью телевидения, но самое главное – через непосредственное общение с природой и людьми, населяющими край. Ханты-Мансийский автономный округ – это удивительный край лесов, рек, озер и болот. По берегам рек и озер тянутся густые хвойные леса. Реки и леса богаты разными животными и рыбами.  В недрах земли нашего края находится множество полезных ископаемых.  

            В работе с детьми главным является:        

  • воспитание любви к городу, краю;
  • приобщение детей к основам национальной культуры и быта коренных

          народов  - ханты и манси;

  • развитие потребности в активном, творческом преобразовании

          окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

        В работе с педагогами главным становится:

  • повышение компетентности в вопросах патриотического воспитания;
  • совершенствование форм работы.

Региональный компонент - «Наш дом  - Север» был разделен на несколько тематических блоков. Блочное построение позволило структурировать весь материал по крупным темам, что облегчает его использование в работе педагогами-практиками.

Так, например, реализация первого тематического блока «Природа Югры» рассчитана на младшую группу (3-4 лет). Окружающий ребенка мир природы более доступен для понимания, так как он созерцает это каждый день – по дороге в дошкольное учреждение  и обратно, во время прогулок и экскурсий в Доме ребёнка.

В рамках изучения данного тематического блока дети знакомятся животными, птицами и растениями и рыбами, которые характерны для нашего округа, а также в игровой форме знакомятся с понятием  болото, а также с понятием  Красная книга Югры

Второй блок «Жизнь и быт народов Севера» - дети знакомятся с понятием народностей ханты и манси, знакомятся с условиями жизни людей на Севере в сравнении с другими территориями, знакомятся с названиями и внешним видом жилищ, предметами одежды (мужской, женской, детской). В игровой форме знакомятся с обычаями, праздниками, народными играми, а так же основными видами занятий народов ханты и манси – промыслами.

Третий блок, «Мой город, как ты мне дорог» -  подразумевают знакомство с родным городом, его достопримечательностями, символикой, людьми и их профессиями.

Это разделение реализации содержания и по тематическим блокам и по возрастам, обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также отвечает одним из основных принципов работы с детьми: «от простого к сложному», «от частного к общему», а также обеспечивает «погружение» в ту или иную тему.

         Механизм реализации регионального компонента подразумевает комплекс мероприятий различного характера с детьми, педагогами. Каждому направлению свойственны свои формы работы, реализуемые при условии тесного сотрудничества педагогов и специалистов Дома ребёнка. Так, педагог реализует содержание познавательного и творческого характера: проводит познавательные беседы с демонстрацией электронных презентаций, организует чтение художественной литературы и экскурсии, знакомство детей с народным фольклором – играми, песнями, танцами, обычаями и традициями народов ханты и манси.

 



Предварительный просмотр:

Казенное учреждение «Урайский  специализированный Дом ребенка».

ХМАО - Югры.

Воспитатель группы № 2: Шестакова О.И.

Выступление на педсовете- тема: «Наш дом - Север»

         Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Цель - формирование ценностного отношения к «малой Родине» у детей дошкольного возраста посредством приобщения  к быту мансийского и хантыйского народов, его традициям и культуре через разные виды детской  деятельности.

 

Задачи:

1.  Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.   Способствовать формированию национальной и культурной идентичности.

3. Воспитывать у детей гражданственность, интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

4. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

            

Организация развивающей среды

Среда, окружающая детей в доме ребёнка , имеет большое значение на все направления развития, в том числе и патриотическое воспитание, воспитание любви и, в первую очередь, интереса к родному краю, городу – Родине. Подобная среда должна включать предметную (материальную) среду, и, что немаловажно, «человеческий фактор», что означает, что рядом с ребенком должны быть люди, искренне стремящиеся к саморазвитию, с повышенной познавательной активностью. Как известно, пример взрослых имеет огромное влияние на успех воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда для формирования основ патриотических чувств у детей, начиная с младшей группы создается на основе той, что организована в группе. Так, например, среди материалов для свободной самостоятельной деятельности, должны быть не только природный материал, собранный детьми и используемый для изготовления различных поделок, но и «заготовки», образцы традиционных хантыйских (мансийских) орнаментов, узоров.

В групповой библиотечке должны присутствовать книги со сказками народов ханты и манси, желательно с иллюстрациями, книги энциклопедического характера, а также фото и другие альбомы с изображениями, отражающие тематику изучаемого материала.

Для того чтобы дети в полной мере могли закреплять изученный материал в различных видах своей деятельности, в большей степени игровой, так как именно игра является ведущим видом детской деятельности, необходимо иметь: в «уголке ряжения» народные костюмы (или элементы), атрибуты для театрализованной деятельности, к среднему возрасту необходимо изготавливать макеты, отражающие тематику изучаемого материала. Так же хорошо иметь настольные игры краеведческого характера, которые можно изготавливать совместно с  воспитанниками.

Кроме того, в настоящее время интерактивное оборудование прочно входит в предметную среду.  Это позволяет разнообразить форму подачи материала, дополняя его красивыми иллюстрациями-слайдами, использовать для проведения виртуальных экскурсий, создания и просматривания диафильмов по мотивам народных сказок.

Основное содержание работы

 

         Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие «Родина», но мы знаем, что с раннего детства зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, его друзьями, воспитатели.  От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания.  Чтобы у ребёнка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у детей эмоционально - положительное отношение к тем местам, где они родились и живут. Развивать у детей умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы.

         Изучать свой край – значит, ежедневно узнавать что-то новое о жизни округа, города из книг, с помощью телевидения, но самое главное – через непосредственное общение с природой и людьми, населяющими край. Ханты-Мансийский автономный округ – это удивительный край лесов, рек, озер и болот. По берегам рек и озер тянутся густые хвойные леса. Реки и леса богаты разными животными и рыбами.  В недрах земли нашего края находится множество полезных ископаемых.  

            В работе с детьми главным является:        

  • воспитание любви к городу, краю;
  • приобщение детей к основам национальной культуры и быта коренных

          народов  - ханты и манси;

  • развитие потребности в активном, творческом преобразовании

          окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

        В работе с педагогами главным становится:

  • повышение компетентности в вопросах патриотического воспитания;
  • совершенствование форм работы.

Региональный компонент - «Наш дом  - Север» был разделен на несколько тематических блоков. Блочное построение позволило структурировать весь материал по крупным темам, что облегчает его использование в работе педагогами-практиками.

Так, например, реализация первого тематического блока «Природа Югры» рассчитана на младшую группу (3-4 лет). Окружающий ребенка мир природы более доступен для понимания, так как он созерцает это каждый день – по дороге в дошкольное учреждение  и обратно, во время прогулок и экскурсий в Доме ребёнка.

В рамках изучения данного тематического блока дети знакомятся животными, птицами и растениями и рыбами, которые характерны для нашего округа, а также в игровой форме знакомятся с понятием  болото, а также с понятием  Красная книга Югры

Второй блок «Жизнь и быт народов Севера» - дети знакомятся с понятием народностей ханты и манси, знакомятся с условиями жизни людей на Севере в сравнении с другими территориями, знакомятся с названиями и внешним видом жилищ, предметами одежды (мужской, женской, детской). В игровой форме знакомятся с обычаями, праздниками, народными играми, а так же основными видами занятий народов ханты и манси – промыслами.

Третий блок, «Мой город, как ты мне дорог» -  подразумевают знакомство с родным городом, его достопримечательностями, символикой, людьми и их профессиями.

Это разделение реализации содержания и по тематическим блокам и по возрастам, обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также отвечает одним из основных принципов работы с детьми: «от простого к сложному», «от частного к общему», а также обеспечивает «погружение» в ту или иную тему.

         Механизм реализации регионального компонента подразумевает комплекс мероприятий различного характера с детьми, педагогами. Каждому направлению свойственны свои формы работы, реализуемые при условии тесного сотрудничества педагогов и специалистов Дома ребёнка. Так, педагог реализует содержание познавательного и творческого характера: проводит познавательные беседы с демонстрацией электронных презентаций, организует чтение художественной литературы и экскурсии, знакомство детей с народным фольклором – играми, песнями, танцами, обычаями и традициями народов ханты и манси.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Традиции искусства народов Севера в воспитании детей"

Выступление на педсовете "Традиции искусства народов Севера в воспитании детей"...

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду"

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя  в современном детском саду"...

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи Вторая группа раннего возраста. Воспитатель группы №2: Шестакова О.И. Тема: «Кто потерял перышки?».

Воспитатель в группе находит перышко. С детьми дуют на него.Идут искать,кто потерял перышко. Встречают на пути кошку, расссматривают ее,кормят и идут дальше.Встречают собаку.Икт собачки. Сравнивают бо...

Конспект ООД по физкультуре в 1 младшей группе ДОУ ООД по физической культуре в группе раннего возраста. «В гости к мишке». Воспитатель группы №2: Шестакова О.И

Воспитатель приносит угощение бочонок меда. Загадывает загадкупро медведя.Делают Мишкину зарядку.Затем проходят через различные препятствия: перешагивают через ручеек,Бросают одной рукой мешочки.Подни...

Конспект ООД по физкультуре в 1 младшей группе ДОУ ООД по физической культуре в группе раннего возраста. «Мишка». Воспитатель группы №2: Шестакова О.И

Воспитатель приносит бочонок меда.Загадывает загадку про мишку.Идут в гости к мишке.Делают Мишкину зарядку.Зтем проходят через различные препятствия. Перешагивают через ручеек.Бросают одной рукой мешо...

Казенное учреждение «Урайский специализированный Дом ребенка». ХМАО – Югры. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 28.05. по 03.06. 2018 г. Составлен: Шестакова О. И.

Закрепить  представления  о  временах  года.(Лето).Закрепить  представления  о  растительном  мире.Обратить  внимание  детей  на   изме...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...