Дидактическое панно "Бархан -минии тоонто"
материал (средняя группа)

Хабтагаева Алла Эркетовна

Обогащение представлений детей о природе родного края, жизни, быте и народных промыслах бурят. Развитие устной бурятской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_panno.docx926.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                Дидактическое панно «Бархан – минии тоонто»

Цель:  Обогащение представлений детей о природе родного края, жизни, быте и народных промыслах бурят. Развитие устной бурятской речи.

Задачи:  формирование  умения узнавать ягоды и грибы по характерным признакам; закрепление количественного и порядкового счета на бурятском языке,  расширение и обогащение  словарного запаса на родном (бурятском) языке; формирование сенсорных умений, умения ориентироваться на плоскости: верх, низ, вправо, влево; развитие общей и мелкой моторики (пальцевой захват мелких и крупных деталей, обучение действию двумя руками), воспитание любви к малой Родине.

Методические рекомендации по использованию   панно: Панно предназначено для ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с природными богатствами родного края, бытом, промыслами (скотоводство, рыболовство, охота, сбор дикоросов) и развития устной бурятской речи

Панно представляет собой два полотна.

Первое панно – южная  сторона  реки Баргузин, у подножья Икатского хребта, где находятся летние пастбища, озера, сенокосные угодья, летние стоянки скотоводоводов. Основа панно - цветная подкладочная ткань, подбитая синтепоном. На основу нашиты элементы в виде Икатского хребта, юрты, загона  для домашнего скота, реки Баргузин, озера Сагаан – нуур. К панно крепятся съемные детали  с помощью липучек и пуговиц, выполненные из ламинированной бумаги, различных видов ткани (фетра, драпа). К реке пришита  нить, на которую крепится лодка.  Передвигая ее по нити дети создают имитацию, того что она плывет. На реку  нашиты липучки, на которые крепятся фигурки рыб, обитающих в Баргузине. Стайка изготовлена из  двойного фетра,  прошитого в виде кармашка в котором «спрятаны»  фигурки домашних животных. Фигурки животных из фетра и ламинированной бумаги крепятся на липучки. Дети могут открывать и закрывать  «двери» стайки завязывая и развязывая шнурок, продетый через отверстия. Юрта выполнена из драпа, обшитого тесьмой с бурятским орнаментом. Стены юрты – представляют собой кармашки со вшитыми сбоку  «молниями», в которых хранятся ламинированные фигурки людей в национальной одежде, карточки с изображением   предметов  быта, национальной одежды, бурятских блюд и орнаментов. Снизу стен и двери юрты пришиты петельки. При застегивании их на пуговицы, пришитые наверху,  открывается внутреннее убранство юрты (ламинированное изображение, которое крепится на липучку). Возле юрты крепится коновязь (сэргэ) из фетра  на липучке. Вокруг юрты, на озере, по степи нашиты липучки, на которые дети могут прикреплять птиц. На небе пришиты пуговицы, на которые можно пристегнуть облака и солнце, сшитые из фетра. К ним  пришиты разноцветные  ленточки, которые можно заплетать, завязывать, нанизывать бусины. На солнышках нарисованы  пиктограммы, изображающие различные эмоции. При их помощи можно проводить  игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. 

Второе панно – северная сторона  реки Баргузин, у подножья Баргузинского хребта, где высится священная Бархан- Уула,расположен святой источник – Барагханский аршан,  леса Баргузинского заповедника, село Барагхан. На основу панно нашиты элементы в виде Баргузинского хребта, хвойных деревьев (сосны, ели, кедра, пихты, лиственницы), святого источника Барагханского аршана, мостика, кустов голубики, медвежьей берлоги. К панно крепятся съемные детали с помощью пуговиц и липучек, выполненные из фетра и ламинированной бумаги. Субурган Барагханского аршана выполнен из ламинированной бумаги и крепится на липучки. Березы, кустарники из фетра с разноцветными   кронами крепятся на липучки. Меняя их, дети закрепляют названия времен года. Кустики брусники и голубики застегиваются на разноцветные пуговицы. Ягоды брусники, черемухи, голубики, кедровые орехи, грибы  крепятся на фетровую основу при помощи липучек. Для сбора дикоросов на панно крепятся корзины соответствующего цвета. В кронах двух кедров прошитых в виде кармашков прячутся птицы и мелкие животные. Медвежья берлога выполнена в виде кармашка, открывающегося при помощи молнии.

Съемные детали служат для развития мелкой моторики рук,  Сюжетное панно привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания,  позволяет решать задачи речевого и сенсорного развития детей. 
Предполагаются различные виды игр (сенсорные, речевые, математические и т. Д., цели которых постепенно усложняются).
 Выпуская  животных из стайки, пуская рыб в реку, рассаживая птиц, собирая дикоросы  - дети закрепляют их названия на бурятском языке, навыки  количественного и порядкового счета, математических действий, составления задач, ориентировки в пространстве, классификации предметов, обогащают представление о родном крае, жизни и быте своего народа.


Список методической литературы:

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие.- Улан-Удэ,2004 г.
  2. Дареева О.А.Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии: Учебное пособие. Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2010 г
  3. Цыренова Э.О. Болор тунгалаг дэлхэй. Сборник  рассказов. МБОУ «Барагханская средняя школа», 2012 г.

C:\Users\DOC\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1101.jpg

C:\Users\DOC\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_1126.jpg