Проект в средней группе №2 На тему: «Сагаалган – праздник Белого месяца»
проект (средняя группа)

Проект в средней группе №2  На тему:   «Сагаалган – праздник Белого месяца»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sagaalgan_2020_srednyaya_gruppa.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сэсэг»

Проект в средней группе №2

На тему:

«Сагаалган – праздник Белого месяца»

Руководители проекта:

Шарапова С.Г.

Намсараева В.А.

г. Улан-Удэ

2020

Проект «Сагаалган – праздник Белого месяца»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества.

Сроки проекта: краткосрочный (26 февраля по 20 марта 2020 г. )

Участники проекта: дети и родители средней группы, воспитатели, муз. руководитель. 

Проблема:

Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.

Цель проекта:

Приобщение детей к культуре родного народа, содействовать сближению родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность. Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к традициям и обычаям бурятского народа.

Задачи:

  • Вызвать интерес у детей и родителей к традициям и культуре нашей республики и района;
  • Способствовать формированию знаний о празднике Сагаалган, как важном и значимом празднике в жизни бурят;
  • Формировать у детей этнокультурный компетентности: владение бурятским языком, изучение родословной своей семьи, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа.
  • Развивать познавательную активность, двигательную активность;
  • Воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё.

Ожидаемый результат:

Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

Оформление практического материала по теме проекта;

Проведение праздника «Сагаалган»;

Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: создание альбома «Сагаалган», участие в празднике;

Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».


План 
проектной деятельности

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия

26.02 – 28.02

Беседы «Новый год по лунному календарю»,  Презентация « Легенда о 12 животных восточного календаря»,  Презентация «Как встречать Сагаалган».

Загадывание бурятских загадок.

Подвижные игры «Меткий стрелок», «Рукавичка»

НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища».

Знакомство с  бурятскими национальными инструментами – иочин, ятага, чанза.

Чтение бурятских народных сказок. Заучивание пословиц, поговорок.

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган».

Формировать у детей представления о Новом годе по лунному календарю.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

Развивать ловкость, быстроту, формировать умение действовать по сигналу.

Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят – позами; развивать мелкую моторику пальцев.

Формировать представления о бурятских национальных инструментах – иочин, ятага, чанза.

Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

Закреплять полученные знания, развивать внимание, речь, память, воображение.

16.03- 20.03

Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён».

Заучивание благопожеланий, в том числе на бурятском языке.

Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка», «Волк и ягнята».

Театрализованная деятельность. Подготовка к драматизации сказки.

Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей».

Чтение бурятских сказок.

Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён, значениях цветов хадака.

Развивать память, образную речь.


Развивать ловкость, быстроту, умение действовать по правилам игры.

Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки, подбирать атрибуты.

Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме.

Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

26.02 – 28.02

Беседы: «Бурятская национальная одежда»,

«Пять драгоценностей бурят» (Табан хушуун мал)

Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора.

Итоговое развлечение «Сагаалган – священный праздник бурятского народа».

Создание презентации «Сагаалган».


Знакомить с элементами дэгэла.

Знакомство с пятью видами домашнего скота.

.

Подготовка к развлечению «Сагаалган».

Продолжить знакомство с праздником, историей, традициями, обычаями; прививать патриотизм к родной республике

Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.

Приложение 1 Презентация

История и значение праздника «Сагаалган»

Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».

Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы.  Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм.  Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен  складывались следующие понятия:

- белый цвет означал радость;

- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;

- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;

- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять.

«Шэнэ жэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.

Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника.

У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года, таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.

История возникновения праздника имеет свои древние корни. В те далекие времена, кочевые хуннские племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего равноденствия. При стечении множества людей старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу, солнцу, земле. Своим вторым рождением Сагаалган обязан Чингисхану. Сагаалган стали отмечать весной. Тогда Чингисхан наградил своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того времени по его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами и оказывать им материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными изделиями.



Старейшему жителю дарили целый обоз подарков. Данные исторические факты свидетельствуют о том, что великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения к людям старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются доброй, старинной традиции народа.

После распространения буддизма, поскольку Сагаалган был популярным всенародным праздником, буддийское духовенство не могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему. Поэтому в проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный. Сагаалган приобрёл обновленные черты и стал более совершенным в культовом плане, но он всегда оставался народным праздником и сохранял древние традиции и обычаи.

В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно стали возрождаться народные обычаи, традиции, праздники.

Президиум Верховного Совета РБ своим указом от 01.01.01 года придал национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей.

В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.

Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.

В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе, приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей, старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.

Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.

Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста.  Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру  его проживания.


















Приложение 2

МБДОУ детский сад №27 «Сэсэг»






Бурятские народные игры




hello_html_m6bb989ec.jpg




г. Улан-Удэ


 Стрельба по соломенным бабкам (hур харбаан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры: соблюдать правильный прием стрельбы.


Бабки-лодыжки (шагай наадан)

 Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей: 

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

 Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», — говорит волк. «А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры:

- ягнята держатся друг за друга и за овцу;

- волк может ловить только последнего ягненка;

- ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы;

- волку нельзя отталкивать овцу.


 Иголка, нитка и узелок (Зун, утаhaн, зангилаа)

Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры:

- иголка, нитка, узелок держатся за руки;

- их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.


 Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры: осаленный должен быстро передать палочку.

Табун (hурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры:

- волк может разрывать круг;

- пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка поделок на Сагаалган - празднику Белого месяца

Родители и дети нашей группы постарились и сделали множество разных поделок к празднику Белого месяца - Сагаалган....

Проект в средней группе на тему «Календарные праздники на Руси в жизни младших дошкольников»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности домин...

Проект "Сагаалган - праздник Белого месяца"

САГААЛГАН - БЕЛЫЙ МЕСЯЦ - самый важный праздник монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по лунному календарю....

Развлечения для детей средней группы «Сагаалган — праздник белого месяца»

Цель: Приобщение детей к истокам бурятской национальной культуры, развитие познавательных навыков через бурятский фольклор, воспитание чувств коллективизма и взаимоуважения....

Тематическое занятие в средней группе «Сагаалган — праздник белого месяца»

Тематическое занятие в средней группе                 «Сагаалган — праздник белого месяца» Ц...

Конспект НОД (интегрированное открытое занятие) тема: Сагаалган-праздник белого месяца в средней группе

Цели: Знакомить детей с национальным праздником Сагаалган, приобщать детей к истокам бурятской самобытной культуры.Задачи: формировать представление о празднике, дать детям знания о традиция...