Главные вкладки

    Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «История возникновения города Смоленска»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «История возникновения города Смоленска»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности с детьми 6-7 лет

    «История возникновения города Смоленска»

                                                                                         Разработан:

    воспитатель

                                                                                   Кондратенковой И.В.

                                                                                                             

    Задачи:

    1. Формировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).
    2. Учить детей умению работать с картой г. смоленска, находить свой дом, местоположение детского сада.
    3. Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением.
    4. Вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории.
    5. Воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и величием.

    Ход:

    1.Вступительная беседа

             Здравствуйте ребята! Мы с вами начинаем очень интересные и познавательные занятия, которые будут вас знакомить с нашим родным городом.

    - Как называется город, в котором мы живем?

    - Как называют людей – жителей нашего города?

    - На какой реке расположен Смоленск?

    - Знаете ли вы, почему наш город так называется?

    - Вы готовы начать наше путешествие?

                Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень. И жил тогда народ, от которого мы происходим. Народ этот звали славянами. «И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились». И вот возле реки Днепр поселились кривичи – наши предки. И главным их городом стал Смоленск.

                 Смоленск – один из самых древних городов Руси. В те далекие времена люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали все, что происходило в их городе и в других городах. Так вот в одной летописи было найдено такое упоминание о городе: «Однажды плыли по реке Днепр расписные ладьи, а в них находились князья Аскольд и Дир со своими дружинниками. Увидели они, что на берегу Днепра расположился красивый и большой город, который носит название Смоленск. И сказали они, что город тот был «велик и мног людьми».

    - Как вы это понимаете?

    Да, был он большим по размеру, и в нем было много жителей. Такое упоминание о нашем городе нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска.

    - А почему Смоленск называется Смоленском?

               Сейчас вы все поймете! Наш город находился в очень удобном месте. Рядом протекала большая и полноводная в те времена река Днепр, а также не далеко располагалась еще одна река Двина, вокруг было много лесов, озер, земля была плодородной и давала богатый урожай. По этим двум рекам плавали различные торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Смоленск был первым русским городом, в который они приплывали, т.к. находился на западной границе Русского государства. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники-мореплаватели ремонтировали, «смолили» свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде, его проконопачивали смолой – смолили. А именно у нас было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил свое название Смоленск.

               Смоленск в те времена был, как мы уже говорили, большим и довольно сильно укрепленным городом. Он стоял на высоком берегу Днепра на семи холмах, и основная его часть была обнесена довольно надежной крепостью.  За стенами крепости находились дома богатых и знатных людей, различные мастерские, больницы, магазины, церковные постройки и многое другое без чего нельзя обойтись городу. А с другой стороны жили простые горожане и крестьяне. В случае нападения врагов они прятались за стенами крепости и помогали отбить неприятелей.

              Вначале наш город хоть и был очень велик, но был построен в основном из дерева, т.е. все дома и хозяйственные постройки были деревянные и, конечно же, невысокими. Лишь немногие дома были каменные, дома богатых купцов. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Часто после сражений или пожаров, которые были нередкостью, стены крепости, приходилось ремонтировать или даже возводить заново. Только много позже была построена настоящая каменная крепостная стена, но о ней мы будем говорить на следующем занятии.

    Вокруг города было много озер, рек, лесов и полей

    - Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на смоленской земле в древние времена?

    Правильно, наши предки занимались многими ремеслами, а также земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овес, пшеницу, лен, ячмень. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые, непроходимые. В них водилось много зверей – медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озер и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По рекам можно было путешествовать на лодках и вести торговлю – реки являлись главными дорогами.

    -Как вам нравится наше путешествие в далекое прошлое Смоленска?

    -Что сейчас вы узнали интересного?

        2.Практическая работа

     А сейчас я познакомлю вас с картой нашего города.

    -Что такое карта? И зачем она нужна?

       Правильно, карта – это нарисованное на бумаге месторасположение чего-либо. В нашем случае это карта, на которой мы увидим, где расположен наш город, какие города располагаются рядом с ним, а также рассмотрим карту самого города.

    Работа с картами.

       Хорошо, ребята, теперь вы смело можете отправляться в самостоятельное путешествие, ведь с картой вы точно не потеряетесь.

       3. Знакомство с флагом и гербом Смоленска

             Но сегодня я хочу вам еще рассказать, что у каждого города с древних времен есть свой герб и флаг.

    - Что это такое?

     Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани. Он обычно крепится на деревянный шест. Флаги являются символами объединения и власти. Сама идея флага возникла в древности. Охотники и воины хотели издалека узнавать и друзей, и врагов, чтобы заранее быть готовым к бою или к дружеской беседе. Главное для чего нужен был флаг – это собрать, стянуть к себе своих воинов для защиты от врагов. Флаги были различного вида, размера и цвета. Каждое определяло характер воина. На флаге рисовали животных, на которых хотел быть похожим воин, растения, которые пи их мнению оберегали от поражения. Цвет тоже выбирали в зависимости от намерений – темные цвета – это угроза, яркие – победа или добрые намерения.

    Давайте рассмотрим флаг города Смоленска. Красное полотнище флага Смоленска разделено на три части тремя желтыми полосками. Красный цвет – символ поля битвы - ведь наш город пережил много страшный и долгих войн. Кроме того, красный цвет символизирует неустрашимость, отвагу, упорство, героизм. Желтые полоски на флаге говорят о его многовековой славе и величии. Также эти полоски говорят нам о том, что наш город не просто город, а город-герой! Это звание ему было присвоено после Великой отечественной войны за особый героизм и стойкость его жителей.

    Герб – это отличительный знак, эмблема города. Гербы создавались по особым правилам, на них в виде различных предметов и деталей можно было рассказать все о городе или человеке. Насколько он богат и чем, какими заслугами обладает, каковы занятия его жителей.

    Давайте рассмотрим гербы нашего города в прошлом и в настоящем. Вначале на гербе была изображена пушка и райская птица Гамаюн. Пушка угрожала неприятелям, а птица говорила о мечтах смолян на прекрасную жизнь, а также была символом мира и чудесной силы.

    А вот так наш герб выглядит сейчас. Посмотрите, на гербе осталась пушка и птица Гамаюн. Шапка Мономаха говорит о величии города и признании его заслуг всей страной. Два знамени и георгиевские ленточки говорят нам о героизме смолян. Звезда – это звезда города-героя. Внизу мы видим девизную ленту со словами «Восславлен крепостью».

    -Как вы думаете, что это значит?

    4. Заключительная часть.

     Молодцы, ребята! Вы были сегодня отличными путешественниками. Понравилось ли вам наше путешествие? Что вы узнали нового? Что сегодня вы сможете рассказать своим мамам и папам? В заключении давайте посмотрим видеоролик «Мой любимый Смоленск»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Путешествие по Санкт-Петербургу" к совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по истории города

    В данной презентации рассказывается об основных достопримечательностях Санкт-Петербурга....

    Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

    Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по теме: «Город прошлого, город настоящего, город будущего»....

    История возникновения города Смоленска. Символика города.

    Конспект занятия в подготовительной группе. История возникновения города Смоленска....

    Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

    Конспект совместной деятельности по формированию начальных представлений о истории возникновения вещей для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое электрической лампочки»...

    КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды».

    КОНСТРУКТ организации непосредственно образовательной деятельности с детьми  Тема:«Путешествие в историю возникновения одежды». Технология "Река времени"...