Помощь гиперактивному ребенку и его родителям при начале школьного обучения
методическая разработка (подготовительная группа)

Смирнова Наталья Александровна

Методическая разработка для педагогов по технологии оказания помощи и сопровождению гиперактивного ребенка и его семьи при начале школьного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Помощь гиперактивному ребенку и его родителям при начале школьного обучения

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наша задача -  помочь родителям гиперактивного ребенка. В 1-вой части нашего семинара мы говорили о том,  как диагностировать  ММД, правилах жизни и режиме дня непоседы. Сегодня мы  подскажем родителям  как выполнять дом. задания и как помочь непоседе в  обучении.  Для выполнения поставленной задачи, я предлагаю Вам вспомнить, что большинство из нас - родители. Общаться мы с Вами будем  как с родителями и дадим Вам  готовую консультацию, а Вы уже в свою очередь поделитесь  с родителями Ваших учеников и воспитанников.

Для нас важно понимать, что родителям гиперакт. ребенка оч. трудно, они привыкли к обвинениям и жалобам в свой адрес, и конечно испытывают не самые позитивные чувства. Давайте попробуем понять , что переживают  родители гиперактивного  ребенка, какие эмоции ими владеют? Что они чувствуют, как Вы думаете?   Да, родители устали, встревожены, боятся, беспокоятся, раздражены, иногда уже отчаялись  и обязательно надеются.  А теперь, для полноты образа   предлагаю  посмотреть фрагмент любимого и очень актуального для нас мультфильма «Осторожно, обезьянки!».  И вот одному из этих непосед предстоит пойти в школу.

   Итак, как делать уроки и помогать учиться дома.

Начну с главного: лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет, но ни в коем случае не раньше, не в шесть лет.  Гперактивному ребенку крайне необходимо "мягкое", замедленное вхождение в школьную жизнь, чтобы привыкнуть и приспособиться к новому режиму и ритму жизни. И если взрослым удается обеспечить ребенку это плавное погружение в школу, то у большинства детей уже к концу второго года обучения отмечаются существенное облечение в состоянии психологического и физиологического здоровья.

При начале школьного обучения очень большую роль играет выполнение домашних заданий и мы должны быть готовы, что от нас потребуется много  личной активности, терпения и усилий, для того чтобы ребенку стало легче учиться.

Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно - он все равно не сможет.  Активность  ребенка надо продумать и организовать  в виде  последовательности конкретных деятельностей с четкой короткой инструкцией для каждой, с небольшими перерывами между ними. Чтобы устраивать перерывы,  родителям важно знать когда и как проявляется утомление у ребенка с ММД и внимательно отслеживать эти сигналы в его поведении. Как Вы думаете, по каким внешним признакам мы увидим, что ребенок устал? Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются  повторы или  "зацикливания", двигательное беспокойство или наоборот заторможенность и безучастие. Заметив эти сигналы, даем ребенку отдохнуть.

 Только дома может быть полностью обеспечен учет цикличного характера активности ребенка и у него обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг.   Родители легко могут подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм. Как только мы заметили «отключение» (начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапки или "мечтательно" смотреть в пространство) - прерываем занятие, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое и минут через 10 вернуться к урокам. Во время перерыва можно поговорить на посторонние темы или выполнить несколько  кинезиологических упражнений, позволяющих стимулировать работу мозга и сбалансировать межполушарное взаимодействие.

Несколько таких простых упражнений:

1. «Мозговая шапочка»: пальцами левой руки взять за кончик правого уха или ушной раковины, и, потягивая, разворачивать к лицу по всей поверхности.  Выполнять поочередно: большой палец и указательный, большой - мизинец, большой - безымянный, большой и средний палец. Затем выполнить тоже другой рукой и одновременно обеими руками за уши с противоположных сторон.

2. «Энергетический зевок»: указательные пальцы ставятся на жевательные мышцы в области верхнечелюстного сустава, который  находится прямо перед ушным отверстием и несколько раз массируют эти точки. Через этот сустав проходят  пять основных черепных нервов, которые собирают всю информацию от всех частей лица  и активизируют его мышцы. Это упражнение расслабляет  лицо, и оптимизирует поступление сенсорной информации в мозг.

3. «Энергизатор»: Положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Почувствуйте растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Выполняется медленно. Упражнение стимулирует и повышает концентрацию внимания, улучшает функционирование нервной системы, "пробуждает мозг" и весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения.

4. «Перекрестные шаги». Это обычный шаг, но в такт движению  ноги  нужно коснуться ее колена ладонью или локтем противоположной руки. Предлагаю  сначала несколько раз сделать касания колена ладонью, а затем также локтем. Упражнение улучшает внимание и координацию движений, согласует работу  полушарий мозга, а это в свою очередь позволяет логически просчитать ситуацию и одновременно управлять своими эмоциями.

5. «Ленивые восьмерки»: В воздухе будем рисовать восьмерки. Можно делать рукой, обеими руками, носом, всем телом, или карандашом в руке. «Восьмерка» или знак бесконечности выводится из центра влево и вверх; выполняется по три раза каждой рукой, затем обеими.  Делать упражнение нужно медленно, плавно, осознанно описывая движение по большой траектории. Вытяните правую руку вперед и большим пальцем опишите в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Опишите левую часть, перейдите к правой. Закончите на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделайте три раза. Глазами непрерывно следите за пальцем. Затем то же проделайте большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделайте движение теперь уже двумя руками (три раза).

6. «Чечетка»:  Теперь давайте еще немного пошагаем, но с активным участием наших пяточек. Одна нога полусогнута опустить ее на пятку и потом другой ногой также, и вот так бить поочередно пяточками. Плечи расправлены, подбородок прямо. Дыхание ровное, спокойное. 

7. «Перекрестные шаги» со спины. Шагаем, позади себя касаясь ладонью пятки противоположной ноги.

В процессе обучения нужно постараться освободить ребенка от всякой второстепенной, несущественной и оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать.  Ведь так часто бывает, что ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и многократно ошибаясь, так устает, что найдя, наконец, нужное место, работать уже вообще не может.

Домашнее задание, которое обычно диктует учитель в конце урока, дети с ММД или не записывают вообще, или записывают неправильно. Не стоит делать из этого проблемы. Забирая ребенка из школы, родители могут сами узнавать, что было задано, от учителя.  Вот пришли мы из школы домой и  помним, что ребенку нужен отдых после школьных занятий. Многим детям необходим дневной сон и абсолютно всем гиперактивным  - относительное одиночество, отдых от группового общения.

Итак, ребенок пришел из школы, отдохнул и теперь надо приступать к выполнению уроков. Во время выполнения домашнего задания родителям (или кому-то из взрослых) желательно находиться рядом с ребенком, чтобы организовать его работу (сам он этого сделать не может). Иногда перед началом деятельности (например прежде, чем начать выполнять уроки)  дети долго раскладывают и перебирают тетради, учебники, карандаши - и не надо мешать им этим заниматься. Таким образом они "входят" в работу. Такая подготовка настраивает ребенка на деятельность, а  проговаривание вслух делает работу осмысленной, помогает ребенку осознать свои действия.

Не стоит ребенка торопить и подгонять, т.к. его деятельность  еще более нарушится, он начнет волноваться, окончательно собьется с ритма и вообще  может впасть в ступор - замолчать и ничего не делать, даже если знает ответ. Это, в свою очередь, может довести взрослого до сильного раздражения. Таким образом создается порочный круг из которого трудно вырваться и ребенку и родителю. Поэтому очень важно самим сохранять  спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка.

Будет лучше, если дома Вы будете не только выполнять домашние задания, но и повторять пройденный в классе материал, чтобы проверить, все ли ребенок правильно понял, не пропустил ли что-то существенное. Также очень полезно заранее рассказывать ребенку содержание завтрашнего урока, чтобы ему легче было включиться в работу в классе. Для того, чтобы это реализовать, необходимы активные контакты с учителем. В конце недели, например по пятницам, можно попросить педагога уделять Вам несколько минут, чтобы кратко рассказать  какие темы будут изучаться на следующей неделе, чтобы Вы были в курсе и могли контролировать усвоение учебного материала  дома.

Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий.

Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочению, но не приводит к переутомлению.

 Иногда родители не выпускают ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, или ругают его за то, что он постоянно отвлекается – все это бессмысленно для обучения и крайне вредно для здоровья. Не справляясь самостоятельно родители,  нанимают репетиторов и забывают, что все нагрузки для ребенка нужно тщательно дозировать и дополнительные занятия могут привести ребенка к истощению. А при найме репетитора надо предварительно поинтересоваться владеет ли педагог специальными знаниями, приемами и методами работы с гиперактивным ребенком.

В конце "работы" надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял. Попытки тренировать внимание, память и самоуправление не только бессмысленны, но и вредны, так как при этом силы ребенка тратятся впустую. Эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга.

И в завершении я бы хотела кратко напомнить Вам про общую стратегию общения и взаимодействия с ребенком в семье. Если вы видите, что семья находится в кризисе, небходимо как можно быстрее направить родителей на консультацию к психологу. Если чувствуете, что можете сами помочь, то прежде всего необходимо объяснить всем взрослым членам семьи:  мамам и папам, бабушкам и дедушкам, а так же родственникам, которые так или иначе  общаются с ребенком об особенностях заболевания и вырабатывать единую линию воспитания, реагирования на те или иные поступки ребенка.  Все члены семьи, должны постараться стать одной сплоченной командой  помощи ребенку.

Второе: братья и сестры непоседы серьезно страдают от присутствия ребенка с СДВГ, т.к.  дома  родители зачастую позволяют ребенку с СДВГ больше, чем другим детям, а в саду и школе они получают много замечаний и жалоб педагогов по поводу поведения брата или сестры. И родители должны объяснить  другим детям (с оглядкой на возраст), почему их взрывной брат или сестра так себя ведут. Пусть родители будут посредниками, которые обратят внимание на потребности обеих сторон и никого из детей не обделяют вниманием. 

Третье: Очень важно, чтобы  родители были последовательными и постоянными в своих требованиях и при исполнении наказаний. Всегда должен работать «З-н постоянства правил» - правила всегда д.б. постоянны -  что требовали вчера, то и сегодня.

4. Чтобы не допустить перевозбуждения и истощения ребенка, рекомендуется строгая дозировка впечатлений, общения и активности для непоседы. Надо ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления  людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. Необходимо соблюдение правила: «Правило собираться в поход».

 5-тый момент. Общаться со сверстниками гиперактивного ребенка тоже надо учить. Ему надо объяснять как попросить игрушку, как ответить, т.е  по ходу общения с другими детьми ему надо спокойно сообщать что говорить и что делать.

 Для построения позитивного и эффективного  взаимодействия с ребенком,  если  хотите, чтобы ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Инструкции должны быть короткие, понятные, конкретные и выполнимые. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит их. Не надо давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол...» Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение  лучше проконтролировать.

В силу своих особенностей ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой.  Поэтому  за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом как минимум пару раз и завести таймер на время окончания деятельности.

Гиперактивного ребенка обязательно нужно заинтересовывать.  Интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-то, необходимо чередовать виды деятельности, часто привносить в процесс что-то новенькое и игровое. Если  ребенок правильно выполняет поставленные условия и правила, не забываем, что он заслуживает похвалы и вознаграждения.

В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, проявлять терпение, заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка. Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого процесса и после излечения ММД все отрицательные стороны поведения исчезают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу  школьного обучения Для характеристики ребенка группы необходимо оценить выраженность каждого признака (не пропуская ни одного) по 4...

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований....

Критерии готовности ребенка к началу школьного обучения

В статье приведены основные критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни....

Статья "Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения"

Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?...

Система помощи гиперактивному ребенку и его родителям

В работе изложен алгоритм оказания первичной психолого-педагогической помощи ребенку с СДВГ и его родителям в условиях образовательного учреждения....