Досуг "Угощение на Масленицу"
план-конспект занятия (средняя группа)

Рашева Ольга Николаевна

Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Масленица.37.13 КБ

Предварительный просмотр:

                     МДОУ Детский  сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»

                     Досуг «Угощение на Масленицу».  

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Рашева Ольга Николаевна

                                                                                  Дата проведения: 26.02.2020г.

Цель: Приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности.

Задачи:

  • познакомить с народным обрядовым праздником Масленицы, ее значением, символами, традициями;
  • развивать интерес к народным праздникам, обычаям;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
  • создать настроение торжества и веселья, удовольствие от совместной деятельности (народные игры, забавы, угощение);
  • Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому наших предков, убранству русской избы.
  • Поддерживать взаимосвязь детского сада с родителями в вопросах воспитания и развития детей, вовлекая в активную театрализованную деятельность досуга.

Подготовка к празднику: 

  • Разучивание стихов, закличек, песен, частушек, хороводов, пословиц и поговорок.
  • Изготовление с детьми символа масленицы – солнышка.
  • Рассматривание репродукций картин, изображающих масленичные гуляния.
  • Беседы о каждом из дней масленицы: его названии, обычаях.

Участники:

родители и дети средней группы.

Дети заходят в зал парами р.н.м.№ 1.

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим!

Собирайся народ!

В гости Масленица ждет! 

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех.

Масленицу широкую открываем!

Веселье начинаем!

Масленица везёт с собой угощенья, радость и веселье! А в подарок детишкам сказку…

Нашу сказку посмотрите, послушайте! Сказка будет занимательная слушайте её внимательно.

Дети рассаживаются на пол полукругомна коврик

Рассказывает на фоне музыки р.н.  ФОН №2

Воспитатель: Чудеса случаются и сказка начинается! Жили-были в одной деревне бабушка и внучка её Лизонька.

Заходят бабушка и внучка, садится бабушка на стульчик, внучка рядышком, кладёт ей голову на колени, бабушка гладит внучку по головушке.

 Бабушка внучку очень любила, ее уму-разуму учила. А внучка, устали не знала, бабушке своей всегда помогала. Однажды, в один прекрасный весенний денек, в канун Масленицы…
Бабушка: Лизонька, внучка, мы нынче Масленицу встречаем, на стол гостинцы собираем.

Лиза: Бабушка, а что это за праздник такой, Масленица?

Бабушка: Масленица - это старинный праздник. Народные гулянья на Масленицу длятся целую неделю. Народ в эти дни веселится, Зиму провожает, а Весну встречает. И главным угощением на Масленицу всегда были блины..

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Лиза: Почему блины, бабушка!

Бабушка: Блин – круглый, жаркий, словно солнышко. Так малые ребятки солнышко зазывали, чтобы скорей холода да морозы отступили.

Воспитатель. Бабушка, вот ребятишки нарядились, на Масленицу собрались, давай послушаем, как они солнышко зазывают Весну закликают. 

Дети.- МУЗЫКА № 3.Потешки СОЛНЫШКО
1.Солнышко, выходи! Солнышко, посвяти!     Вероника.

 Все снега растопи! Землю согревай

и будет щедрым урожай!

1.Свети, свети, солнышко,                     ДАША

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу,

На наш садочек,

На аленький цветочек.

2.Солнышко-ведрышко,         АЛЕНА

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

3.Солнышко-колоколнышко,    РОМА В.

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

4.Солнышко-ядрышко,

Высвети, выгляни!                    ДИАНА.

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают,

Воспит. Весна пришла

                   Солнышко принесла!

                   Народ собирается,

Праздник начинается! Праздник Масленицы!

Бабушка: И мы блинов на праздник  напечем, будут нам морозы нипочем. А вот и мука для блинов. Мельник нам ее передал. Целый мешок!

Бабушка достаёт муку.

Чтоб блинов напечь, одной муки мало.

Бабушка. Сходи, внученька, к хозяюшке Никанорушке, есть у, коровушка Буренка, даст молочка, тогда и блинов напечём к Масленице. 

 Воспитатель: Нельзя ребятки одну Лизоньку отпускать к коровушке, Как же быть, как нам  молочка добыть, чтобы блинчики на Масленицу напечь.?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ,

Воспит. Отправимся мы вместе с Лизонькой к коровушке за молочком.

№4.р.н.п. «Коровушка»Дети вместе с воспитателем и Лизонькой отправляются, берутся за руки и обходят по залу.

№5.Звукозапись.мычание коровы.

Лиза: Коровушка Буренушка, ты в коровнике живешь, сено жуешь и молоко даешь. Дай и нам молочка, мы будем блины печь.

Корова: Я, корова, му-му-му, молока я всем даю. Молоко полезно детям, знают все на белом свете!

Выходит хозяйка№ 1 коровушки, кланяется.

Здравствуйте, гости дорогие! Гости в дом, хозяйке радость!  

Дети. Здравствуй, тётушка Никанорушка.

Хозяйка. Много гостей, много и новостей.

Из каких краёв будете, как город называется в котором вы живёте?

Дети: Сольвычегодск.

Хозяйка. Что расскажете? С чем пожаловали ко мне?

Дети рассказывают.

Есть у меня в хозяйстве  и коровушка буренушка и козлик рогатый и гуси белые.

А поиграете со мной, повеселите? Р.н.игра.

бабушка Никанориха, встает в центр.  Дети движутся по кругу, произнося следующие слова: 
Никанориха- гусей пасла 
Запустила в огород козла 
(идут по кругу
Никанориха  ругается( грозят пальцем)
останавливаются, руки кладут на пояс, топают ногой
А козел-то, а козел упирается 
руками изображают рога козла). № 6. НИКАНОРИХА 1 вар.
Р.Н.М. Дети руки за спину, притопом идут свободно, пока звучит музыка, по окончании музыки встают парами. Кто остался?

Хором. 1,2,3. –козлик это ты!               № 7. НИКАНОРИХА 2 вар.
Воспит. Порадовали мы тебя, хозяюшка?

Хозяйка. Порадовали,  детишки. Вот вам молока, полная крынка.

( подает крынку с молоком)

Дети встают, мальчик берёт девочку под ручку  и отправляются к бабушке. р.н.м.

№8 Идут к бабушке

Бабушка: Вот хорошо, Лизонька и вам спасибо, ребятки. Молочко есть, мука есть. Что ещё нужно, чтобы блины испечь к празднику?

 Бабушка. Сходите к курочке, да попросите яичка. 

Воспитатель: Ну что же, ребятки, пойдём и мы  к курочке –рябушечке.

Дети встают змейкой и отправляются к курочке.

Р.н.м.№ 8.продолжение.

№9. ГОЛОС КУРИЦЫ.

Лиза: Курочка - Рябушечка, ты в курятнике живешь и зерно клюешь и яички несешь. Дай и нам яичко, мы будем блины печь.
Курица: Ко-ко-ко, я Курочка-Рябушечка, я яичко снесу и вам подарю.

Хозяйка выходит. 2.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Зачем пожаловали?

Ответы детей.

Проходите, присаживайтесь поближе к печи, гости дорогие. Дорогих гостей всегда усаживают  возле печи, а непрошенных возле порога.

. Воспитатель. Послушай , хозяюшка ,какие добрые слова о печке мы знаем.

1-й ребенок: Русской печки нет добрее

Всех накормит, обогреет,

2-й ребенок: Варежки сушить поможет

Деток спать в тепле уложит.

3-й ребенок: И сверчок поет, где- то, рядышком

Как тепло с тобой печка - матушка!

Воспитатель. Расскажем, ребятки, что вы знаете о русской печке.

Печь и избу обогреет, и хлеб испечет, и еду сготовит и домашним животным. И даже мылись как в бане. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  На печке можно было спать.

Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами как в давние времена скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной.

Ой, ты печка - сударыня

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки

Обогрей, освети,

полечи и спаси,

В дом богатство неси!

Хозяйка. Что то засиделась я с вами, гости дорогие! Пора за дела домашние приниматься.

Воспитатель. А мы с ребятишками тебе поможем.

Хозяйка. Есть у меня сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок. Может быть вы знаете, что в сундуке хозяйки хранят? ( Ответы детей)

Загадку отгадаете? Узнаете, что в моем сундуке лежит?

Загадка. Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля …

Ответ:      Чугунок

Хозяюшка. Необходимая вещь в хозяйстве. Это чугунок.

Воспит. Сходи, Лиля, принеси хозяйке чугунок.

Лиля. Чугунок в печку просто чудо- из чугунка я кушать буду.

 Хозяйка.

Теперь  нужен другой помощник. Слушайте про него загадку:

Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его …ухват.

Ответ детей. Ухват.

Воспитатель.. Найди нам, Рома,ухват, куда же я его поставила?, принеси хозяюшке.

 Ребёнок приносит ухват.

Хозяйка. В чугунке готовлю щи да кашу.

В чугунках варю супы, каши, кипячу воду, а ещё можно хранить крупу, муку, масло.

Вот и сейчас, чтобы курочка яичко нам снесла, нужно ей  кушать приготовить, печь истопила.

Как вы думаете, как поставить в печь  чугунок?

Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

Дети пробуют носить чугунок на ухвате.

Воспитатель. Давайте расскажем, как каша варится вкусная с дымком!

Как у бабушки Наташи – (держатся за кончики платка).

Варим  вкусную мы кашу - соединяют две ладони, пальцы сгибают так, чтобы было похоже на тарелку.

Кашу вкусную с дымком! (Над правой ладошкой кружат по спирали указательным пальцем с низу-вверх).

Каша вкусная с дымком! (Над левой ладошкой кружат указательным пальцем снизу – вверх)

С хлебом! (Показывают ладонь правой руки горизонтально)

С маслом! (Кладут левую ладонь на правую ладонь)

Молоком. (Соединяют две ладони вместе, а большие пальцы соединяют и поднимают вверх, изображая кружку)

Взяли мы большие ложки. ( Сжимают кулачки с поднятыми большими пальцами)

Съели кашу всю до крошки. (Имитируют еду ложками)

Вот какая каша. (Имитируют тарелку, соединив две ладони вместе)

У бабушки, (имитируют завязывание платка)

Наташи (показывают очки, приставив кружочки, сделанные из большого и указательного пальцев).

Хоз. Слушайте, ещё мою загадочку.

Утром вечером и днём соберёмся за столом,

Ждут нас каша, суп, окрошка, а поможет есть их ( ЛОЖКА)

Воспитатель.

В крестьянской семье у каждого члена семьи своя ложка. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой.

Даже пословицы сложили про ложку. Расскажите, ребятки хозяюшке поговорки.

«Запасливый гость без ложки не ходит».  Рома К.

Нечего хлебать, дайте ложку полизать!   Алёна.

Дорога ложка к обеду, а там и под лавку!  Рома В.

   

 Воспит. А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

Давайте попробуем поиграть на ложках. ( каждому ложка)

Звучит музыка№ 10. ИГРА НА ЛОЖКАХ( дети встают в круг)

Хозяйка. Ай да молодцы, ребятки, повеселили меня.

Были у меня недавно в гостях мастера умелые, ложки мастерили, да не успели расписать.

Воспитатель. Хозяюшка, разреши нашим ребяткам помочь тебе. Они ведь тоже маленькие мастера и знают, какие рисунки можно на ложках сделать.

Солнышко- добро.

Колосок- хлеб. достаток.

Ягодка- радость. МУЗЫКА № 11.Дети расписывают ложки штампами.

Звук курочка-кудахтанье.№ 12.

Хозяйка. Вот и курочка яичко снесла. Спасибо вам, ребятишки, за помощь, за то что загадки мои все отгадали.

Вот вам, детишки и яичко от курочки. Держи, Лизонька..( в деревянной плошке яичко)

Воспит. Давайте поторопимся, бабушка заждалась нас.

Встают змейкой идут др. за др. №13.
Бабушка: Вот спасибо, ребятишки, теперь и блины на Масленицу будут у нас. Ты внученька, с ребятками поиграй, а я блинами займусь, а наиграетесь и к нам в гости ребятишек приводи на блины масленые.

Чтоб на Масленой неделе вместе мы блинов поели!( уходит)

Воспит. Вот и подошло к концу наша сказка.

Как у наших у ворот,

Собирался народ,

Собирался народ,

На веселый хоровод!

Музыкальная игра на Масленицу «Блины». ( хоровод).  
По окончании музыки дети змейкой выходят из зала.

ВЫХОДИТ БАБУШКА С БЛИНАМИ , приглашает детей за стол, блинами полакомиться.

РЕФЛЕКСИЯ.

Как на масленой неделе из трубы блины летели,

С пылу с жару из печи все румяны горячи.

Масленица, угощай, всем блиночков подавай.

С пылу с жару не мешайте, похвалить не забывайте.

Педагог предлагает блины гостям.

+  берут улыбчивый блинчик.

-  Берут грустный блинчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...