Конспект занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Кузбасс-наша малая Родина"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nash_rodnoy_kuzbass_0.docx36.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей 5-6 лет «Кузбасс-наша малая Родина»

Цель:

 Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. 

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;

3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.

4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.

5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

Материалы и оборудование:

  • глобус
  • карта России
  • макет «Мой Кузбасс»
  • макет «Природное богатство Кузбасса – уголь»
  • ноутбук для презентации
  • альбом «Кузбасс шахтёрский край»
  • столы для экспериментов (4)
  • фартуки (по счёту детей)
  • кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)
  • лупы (по счёту детей)
  • одноразовые стаканчики с водой. (по счёту детей)
  • влажные салфетки
  • бумага (картон)

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и  макета «Мой  Кузбасс», заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание герба и географической карты Кемеровской области.

Мотивация

Воспитатель:

Ребята, скажите, что такое у меня в руках (ответ)

Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.

На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ)

А где ещё можно увидеть изображение России?(ответ)

Давайте подойдем к карте. (карта России)

Карта какой страны перед нами?

А почему она разноцветная (синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)

А кто знает, где живем мы с вами? (ответ)

Как называется наш край? (ответ)

Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО

Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.

Воспитатель читает стихотворение:
Кому - то снится южный берег Крыма.

Кого - то манят пальмы и моря.

А мне Сибирь, как мать - неповторима.

Здесь отчий дом, здесь родина моя

Кузнецкий край - жемчужина Сибири.

Кузнецкий край - горняцкая земля.

Народ Кузбасса - мощь его и сила,

Богатство недр и хлебные поля.

Мне по душе сибирская природа,

Ее просторы, реки и луга,

Напевный говор русского народа

И летний зной, и зимние снега.

Беседа

Ребята, давайте присядем на стульчики.

У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? (ответ - уголь, показатьсинонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)

А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? (ответ)

Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?

Рассматривание макета  «Природное богатство Кузбасса – уголь»

Презентация

Ребята, а сейчас я предлагаю поближе познакомиться с профессией шахтер (просмотр альбома  «Кузбасс шахтёрский край»)

Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами

Физминутка

Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)

Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)

Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)

Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)

Воспитатель: Ребята, в моём сундучке лежит необычный камень

– слушайте загадку:

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, 
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки – 
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?

 Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

 Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?

Дети. Он чёрный, блестящий.

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. 

Что вы видите?

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом,  облако.

Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. - Он слоистый.

Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.

Воспитатель:

 Ребята, наши исследования закончились

Рефлексия.

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?

 Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным? 

Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Велика моя Россия - родина моя!"

Данный материал можно использовать в своей работе педагогам ДОУ во время тематической недели на тему "Моя Родина - Россия"....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Моя малая Родина»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Моя малая Родина»Цель:Закрепить и расширить знания детей о родном городе; уточнить знания детей о названии улиц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Моя малая Родина».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Моя малая Родина"...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина»

Цель: формировать элементарные представления о большой и малой Родине....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Мой город- моя малая Родина"

quot;Мой город Холмск" Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, желание лучше узнать историю родного края....