конспект занятия по познавательному развитию "Достопримечательности Республики Башкортостан"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фархутдинова Гузалия Раиловна

цель занятия: расширять знания детей о достопримечательностях Республики Башкортостан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoprimechatelnosti_bashkortostana.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с социальным миром»

Тема: «Достопримечательности Республики Башкортостан»»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил:

воспитатель

Фархутдинова Г.Р.

категория: первая

стаж работы: 10 лет

Туймазы, 2020

Цель: расширение знаний детей о достопримечательностях Республики Башкортостан.

Задачи:

Образовательные: формировать простейшие географические представления о России, Республике Башкортостан, городе Туймазы; расширять  знания детей о памятных местах Республики Башкортостан.

Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, связную речь,  сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Средства реализации: карта России, карта Республики Башкоростан, ИКТ, слайды с изображениями достопримечательностей Республики,  раздаточный материал для детей: картинки, пазлы «Собери картинку».

Предварительная работа: экскурсия по улицам города; заучивание стихов, поговорок, пословиц о родном крае; беседы о родном городе, о Родине; рисование на тему «Природа Башкортостана».

Словарная работа: скайп, чужестранцы, шаман.

Методы и приемы:

- наглядные: слайды, картинки;

- словесные: беседа по теме, загадки;

- игровые: д/ и «Собери картинку»

Ход ООД:

Звучит мелодия курая, дети становятся полукругом.

Воспитатель: какая красивая мелодия. Я рада вас видеть в прекрасном настроении. Надеюсь оно не покинет вас в течении дня.

Дети садятся, воспитатель следит за осанкой.

Воспитатель: дети, вчера я по скайпу общалась с детьми Крайнего Севера. Они смотрели передачу о нашей Республике. Им очень понравились просторы нашей местности. И дети Севера хотят еще больше узнать о нашем крае. Поможем нашим сверстникам?

Дети: поможем.

Воспитатель: сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Ребята, а что такое Родина?

Дети: Родина – это наш город, место, где мы родились, живем и растем, где живут наши родные: мама, папа, братья и сестры и где находится наш детский сад.

Воспитатель: правильно, дети.

На доске карта России, карта Республики Башкортостан

Воспитатель: дети, как называется наша страна?

Дети: наша страна называется Россия.

Воспитатель: ребята, посмотрите на карту – это карта России. Россия самая большая страна в мире. Назовите столицу России.

Дети: столица России город Москва.

Воспитатель: на карте много разных маленьких областей, республик (показ детям). Давайте, найдем на ней Республику Башкортостан.

Вызывает одного ребенка к доске для показа Республики Башкортостан на карте.

Воспитатель: посмотрите, дети, какая маленькая наша Республика кажется на этой карте. Назовите столицу нашей республики.

Дети: город Уфа.

Воспитатель:  а город, в котором мы живем, называется…?

Дети: город Туймазы.

Воспитатель: Ребята, а как можно называть людей, живущих в городе Туймазы?

Дети: туймазинцы.

Воспитатель: как можно назвать наших детей, живущих на Севере?

Дети: северяне.

Воспитатель: теперь я предлагаю отправиться в путешествие по красивым местам нашей Республики. Спору нет, Башкирия наша прекрасна. Чтобы увидеть все ее красоты и достопримечательности, потребуется немало времени. Мы с вами рассмотрим некоторые из них. И все снимки мы отправим детям Севера.

Игра «Собери картинку».

Воспитатель: возьмите белые конверты и соберите картинку из частей. Что у вас получилось? Спрашивает нескольких детей.

Дети: у меня на картине водопад.

Воспитатель: да, это «Водопад Атыш». (2-ой, 3-ий слайд)  Красивейший водопад  Башкирии, выходящий из пещеры в скале и падающий со скалы в озеро. Единственный в своем роде на Урале и один из немногих в России. Название водопада Атыш переводится, как «стреляющий», «выстрел». И действительно водная струя словно выстреливает из скалы, пробивая ее насквозь. Вода вытекает из большого грота пещеры в горе, отвесно падая  вниз двумя струями с высоты 4,5 метра.

Воспитатель:  возьмите  желтые конверты, посмотрите, что внутри.

Дети выкладывают на стол картинку блюдца.

Дети: у меняв конверте картинка блюдце.

Воспитатель: посмотрите на экран. (4-ый слайд). Это «Голубое озеро». Оно  расположено недалеко от нашей столицы. Обратите внимание на форму озера. На что похоже?

Дети: озеро похоже на блюдце.

 Воспитатель: Свое название озеро получило за удивительный голубой цвет воды. Такой характерный цвет воды водоема образуется вследствие преломления лучей света и наличия голубой глины на дне водоёма, которая обладает целебными свойствами. Озеро имеет форму блюдца. Постоянная температура воды в нем не превышает 5−ти градусов. При этом Голубое озеро не замерзает даже в лютые зимние морозы.

Воспитатель: а теперь отгадайте загадку:

 Где встречается такое,

Что земля над головою?

Дети: это пещера.

Воспитатель: в нашей Республике тоже есть пещера. Она называется «Капова пещера» (Шульган – Таш). (5-ый, 6-ой слайд) Капова пещера – настоящее чудо природы.  Длина пещеры – около трех километров. Она состоит из трех этажей. В ней есть огромные залы, коридоры, галереи, подземные озера, подземная река Шульган. В пещере обнаружены рисунки. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных.

Воспитатель: нравится вам путешествовать по нашей Республике?

Дети: да

Воспитатель: мы продолжим наше путешествие, но сначала отдохнем.

 Физминутка

Однажды ранним утром, чуть занялся восход, (подтянуться)
Я с ветерком попутным отправился в поход.
(шаги на месте)

Прошёл я полем, рощей, дорогу пересёк. (наклоны вправо, влево)
Журчит, скрываясь в чаще прозрачный ручеёк.
(показать руками волны)

Живительной прохладой вода к себе манит, (махи руками)
И легкая усталость найти привал велит
. (садятся на стулья)

Дети садятся на места, воспитатель следит за осанкой.

Воспитатель: соберите из частей фигуру. Какая фигура у вас получилась?

Дети: получился треугольник.

Воспитатель: на что похож треугольник?

Дети: похожа на гору.

Воспитатель: да, это горы, которые представляет собой несколько высоких  холмов конусообразной формы. (7-ой, 8-ой слайд) Их называют  Стерлитамакскими шиханами. О древних горах сложено немало легенд, передаваемых из уст в уста уже не одно поколение. Одна из них рассказывает нам о безответных чувствах, вспыхнувших у джигита Ашака к красавице Агидель. Долгое время молодой человек пытался добиться благосклонности своей возлюбленной, однако девушка не обращала внимания ни на дорогие подарки, ни на признания. В конце концов Агидель тайно покинула родительский дом, чтобы никогда больше не видеть Ашака. Весть об этом очень разозлила молодого человека. Он бросился в погоню за строптивицей. Когда Ашак догнал Агидель, он больно ударил девушку плетью. Отец юной красавицы – Урал – не желал, чтобы на его дочь поднимали руку. С целью защиты своего дитя он превратил Агидель в реку. Когда Ашак понял, что натворил, он вырвал свое сердце. С тех пор на месте печальных событий течет тоненькая, как юная дева, речка и стоят четыре шихана.

Воспитатель: откройте зеленые конверты и посмотрите, что изображено на картинке?

Дети: это Иремель

Воспитатель: правильно, это торговый центр «Иремель». А в Башкирии есть гора Иремель, вернее целый горный массив. (4-ый слайд) Главная вершина массива, гора Большой Иремель вторая по высоте вершина Южного Урала. Иремель была и является у башкир священной вершиной. С Иремелем связано множество легенд. В древности запрещалось подниматься на гору простым людям. На вершину могли подниматься только шаманы. Шаман это можно сказать колдун. А сегодня Иремель является одним из самых популярных туристических объектов Башкирии.

Воспитатель: дети, какое озеро находится в Туймазинском районе?

Дети: озеро Кандрыкуль

Воспитатель: правильно, это Кандрыку́ль — второе по величине озеро Башкортостана. (5-ый слайд) Озеро славится чистой водой, хорошими песчаными пляжами. Чистый воздух в этих краях обладает целебными свойствами. Он насыщен фитонцидами сосны и лекарственных трав. Русский поэт Иван Сергеевич Аксаков воспевал в своих произведениях красоту степного озера Кандрыкуль, отмечал невероятную прозрачность его воды.

По одной из легенд, пришедшей из глубины веков, близ озера на вершине Нуратау стоял дворец хана. Многие чужестранцы обращали внимание на это живописное место и спрашивали жителей о нем. Чужестранцы – это чужие люди из другой страны. В ответ раздавалось: «хан-торганер» (хан живет). Предполагают, что со временем словосочетание исказили до «кандра», и оно стало названием озера.

Итог.

Воспитатель: как вы думаете, понравятся наши снимки детям Севера?

Дети: понравятся.

Воспитатель: Динара, какое красивое место нашей Республики тебе запомнилось?

Опрашивает нескольких детей.

Воспитатель: какие легенды вы услышали?

Дети: про джигита и Агидель, про шамана.

Воспитатель: кто такие чужестранцы?

Дети: это люди из другой страны.

Воспитатель: а кто такой шаман?

Дети: шаман — это колдун.

Воспитатель: как видите, наша Республика очень красива. И мы рассмотрели еще не все красоты Башкортостана. Но мы обязательно это сделаем в следующий раз. А эти замечательные снимки мы отправим детям Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия.

Конспект занятия по познавательному развитию Государственная символика Республики Мордовия....

Конспект занятия по познавательному развитию На тему «Путешествие по городам Республики Коми»

laquo;Путешествие по городам Республики»     Цель: Формирование представлений о городах РК.     Задачи:Познакомить детей с городами РК.Учить ориент...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Петрозаводск-столица нашей республики».Цель: Познакомить детей с достопримечательностями города, развивать культурно...

Конспект физкультурного праздника, посвященного Дню Республики Башкортостан "В поисках лепестков курая" для старшего дошкольного возраста

Через игры и задания у детей расширяется представление о родном крае, традициях и обычаях башкирского народа....

Тематическое занятие посвященное 100-летию Республики Башкортостан

Республика Башкортостан в 2019 году отмечала свой 100-летний юбилей. Башкортостан- это край, где мы живем, наш дом, наша земля. Это все что нас окружает.  И куда бы мы ни ездили,  все...

Конспект занятия по ФЭМП «Родина моя - Башкортостан»

Формирование у детей представлении о России, о Республике Башкортостан, об Илишевском районе, как о родной стране. Упражнение в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числ...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной группы на тему :День Республики Крым.

Конспект занятия дя детей подготовительной руппы на тему : День Республики Крым....