Программа дополнительного образования "Мы - туристы"
рабочая программа (старшая группа)

Сафронова Ирина Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа «Мы – туристы» разработана на основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, образовательной программы ДОО.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения: 1-й год – дети 5-6 лет (старшая группа), 2-й год – 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Цель программы:

Сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей 5-7 лет в процессе организации занятий пешим туризмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_turisty.docx53.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Детский сад № 16 комбинированного вида

Принята на педагогическом                                                        УТВЕРЖДАЮ

совете   МКДОУ БГО д/с № 16                                                  Заведующая МКДОУ БГО

комбинированного вида                                                             Детским садом № 16

протокол №_____________                                                        комбинированного вида                                                            

 от _____________20__г.                                                          ________   Н.Т.НИКУЛЬШИНА                                                              

                                                                                                      «____»__________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

для детей старшего дошкольного возраста

«МЫ – ТУРИСТЫ»

Срок реализации программы - 2015-2017 учебный год

Автор программы:

воспитатель ВКК И.Е.Сафронова

г. Борисоглебск 2015г.

Пояснительная записка.

Направленность программы:

Дополнительная образовательная программа «Мы – туристы» по содержанию является туристско-краеведческой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.

Программа разработана на основе Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, образовательной программы ДОО.

Новизна программы:

Особенностью данной программы является описание системы работы по детскому туризму на площадке детского сада и в лесном массиве для воспитанников ДОУ и их семей.  Она раскрывает педагогическую технологию формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах пешего туризма как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности ребенка и взрослого.

Актуальность программы:

Проблема физического развития и сохранения здоровья детей как никогда актуальна. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность государства и общества. 1 января 2014 года вступил в силу новый ФГОС ДО. Первой среди задач направленной на реализацию данного Стандарта – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Необходимость поиска эффективных путей сохранения здоровья и оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость, поэтому наше дошкольное учреждение определило как одно из приоритетных направлений своей работы физическое развитие дошкольников.

Так как ДОУ расположено в частном секторе, в близи лесного массива (сосновый бор), мы решили, что наиболее целесообразно будет использование такой формы работы  как туризм.

Детский туризм – эффективное средство гармоничного развития дошкольников. С 5-6 лет дети участвуют в экскурсиях, целевых пеших прогулках, походах, экспедициях.

Проблема организации детского туризма в дошкольном учреждении актуальна на сегодняшний день. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений туризма в России, а начальное овладение навыками пешего туризма в дошкольном возрасте позволит привить ребятам культуру здорового образа жизни.

Педагогическая целесообразность:

Доказано, что ребенок дошкольного возраста повторяет модель поведения родителей. Детский сад выполняет социальный заказ государства на всестороннее развитие ребенка, но без совместных усилий родителей и педагогов задача сохранения его здоровья и физического развития не может быть решена в полном объеме. Помимо недостатков физического здоровья дошкольников на первый план выходит и эмоциональное благополучие многих детей, дефицит общения с близкими людьми.

Для решения этих проблем была введена в практику работы ДОУ эффективная форма взаимодействия с семьей – детский туризм, который естественным образом сплачивает взрослых и ребят. Участие родителей в подготовке туристического снаряжения и проведение туристических слетов и праздников, совместные пешие походы позволяют детям, родителям и педагогам быть вместе, гордится совместными достижениями, вести активный, здоровый образ жизни.

Данная программа также ориентирована на региональный компонент основной общеобразовательной программы: знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира, природоохранной деятельностью людей. Это способствует формированию у детей интереса к родному краю. Закрепляются практические навыки безопасного для природы и человека поведения, создаются условия для развития чувственного опыта познания окружающего мира, эстетического видения природы. Организация посещений мест боевой и воинской славы прививает чувство гордости за наше Отечество, пробуждают желание служить своей родине.

В разработанных конспектах занятий используются разные средства развития детей в процессе знакомства с новым материалом, изучаемый предмет или явление рассматриваются с нескольких сторон. Раздаточный материал и оборудование для опытов предусмотрены для каждого ребенка, что повышает его образовательную мотивацию, формирует познавательный интерес, позволяет малышу активно участвовать в исследовательской деятельности.

Имеются серьезные предпосылки для активной мыслительной деятельности дошкольника. Это и решение проблемных ситуаций, и виртуальные путешествия и экскурсии, опыты, ориентировка по карте, схеме, и разнообразные практические упражнения, исследовательская и краеведческая деятельность; формируется умение получать информацию, сравнивать и обобщать ее, нестандартно мыслить, самостоятельно делать выводы.

Дошкольникам предлагаются творческие задания, которые помогают ребенку осмыслить полученные знания, внести свой личный опыт в выполнение творческой работы, передать свое чувственное отношение к происходящему событию.

Рефлексия (самоанализ) предполагается на всех этапах как образовательной, так и практической деятельности. Это нужно, чтобы ребенок осознал порог сложности выполненного им задания, имел возможность оценить результат по отношению к своим предыдущим достижениям. Происходит своеобразный понятийный зачет, служащий сигналом воспитателю: понята ли рассматриваемая тема его подопечными.

Физическая и морально-волевая подготовка помогает детям лучше адаптироваться к конкретным социальным условиям, в разных жизненных ситуациях вести себя более взвешенно, спокойно и уверенно, опираясь на свой личный опыт, полученный в походной жизни, которая приучает не бояться трудностей, позволяет выполнять в походе разные социальные роли. Общение с людьми различных возрастов и характеров способствует приобретению детьми коммуникативных навыков. Организм ребенка закаляется в естественной среде.

Старшие дошкольники – самый пытливый и любопытный народ. Им все занятно в этом мире, высок их познавательный интерес, желание научиться новому, им пока еще интересно быть рядом со взрослыми. Важно не упустить этот период, позволяющий заложить основы здорового образа жизни и нравственных начал.

Цель программы:

Сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей 5-7 лет в процессе организации занятий пешим туризмом.

Задачи:

Решение задач физического воспитания осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; туристских эстафет, туристских полос препятствий в физкультурных досугах и праздниках.
Таким образом, применение экскурсий, прогулок, прогулок – походов могут решать различные
задачи:

  • оздоровление детского организма,
  • совершенствование двигательных навыков,
  • развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость),
  • развития координационных способностей,
  • развитие нравственных качеств: самостоятельности, чувство ответственности, отзывчивости, взаимовыручки и умения преодолевать трудности,
  • развитие познавательных способностей – ознакомление с природой,
  • воспитание бережного отношения к ней,
  • изучение ближайшего социального окружения,
  • воспитание любви к родному краю.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что инструктивно-методический материал позволяет организовать с дошкольниками физкультурно-оздоровительную работу с учетом современных подходов в сочетании с краеведческой и исследовательской деятельностью ребенка.

Содержание курса объединено в 8 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все тематические модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. На занятиях дошкольники получают сведения не в готовом виде, а устанавливают источник и условия их происхождения.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 года№257-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»» рассматривает физическую культуру и спорт как важнейшее средство укрепления здоровья, профилактики заболеваний, поддержание высокой работоспособности человека, воспитание патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины.

В наши дни теоретическая и практическая задача оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении – это внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья малышей.

На мой взгляд, наиболее эффективный метод, который сочетал бы теоретическую и практическую  направленность решения данной проблемы – туризм, как самая оптимальная форма роботы по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Прогулки и экскурсии, походы по лесопарковой зоне с детьми старшего возраста позволяют в комплексе решать задачи укрепления детей, физического, экологического и патриотического воспитания. Кроме того, туристический поход – это своеобразный мониторинг, позволяющий оценить результативность педагогического процесса по формированию основ здорового образа жизни, интереса к досуговой деятельности, по приобщению детей к экологическому краеведению.

В конспектах изложен объёмный материал, который реализуется в разных видах деятельности дошкольника (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтении).

В основу планирования содержания работы по ознакомлению дошкольников с основами пешего туризма положен принцип повторяемости и усложнения. Все компоненты образовательной деятельности детей старшей группы повторяются с детьми подготовительной к школе группы с учетом стартовых возможностей каждого воспитанника на начало учебного года с постоянным усложнением материала.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5 до 7 лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

     Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

     Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

    Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Сроки реализации:

Данная образовательная программа рассчитана на двухгодичное обучение: старшая группа – 2015-2016 учебный год, подготовительная группа – 2016-2017 учебный год.

Формы занятий:

Данная инновация включается в планирование непосредственно образовательной деятельности «Основы пешего туризма», а также в режимные моменты и совместную деятельность взрослого и ребенка.

В группе:

  • дидактические игры на развитие представлений о животном и растительном мире;
  • детская литература о родном крае;
  • познавательные фильмы о героях-земляках, заповедниках, национальных парках;
  • символика города, региона;
  • альбомы с фотографиями родного города, родного края;
  • макеты улиц, карты квартала, города, области, лесных массивов;
  • исследовательский уголок с набором предметов для проведения опытов, увеличительные приборы, компасы;
  • мини-музей о культуре малых народов родного края (куклы в национальных костюмах, предметы быта);
  • разнообразный изобразительный и природный материал;
  • спортивные мини-комплексы.

В физкультурном зале:

  • спортивные игровые комплексы;
  • стенка скалолаза, шведские стенки, доски с креплением, тренажеры;
  • наличие туристического оборудования (палатки, рюкзаки, посуда, карты, компасы, обвязки, карабины, веревки, каски)

на спортивной площадке:

  • полоса препятствий (рукоход, один венчик сруба из бревен, шведская стенка, дуги);
  • спортивные игровые комплексы с комплексы, стенкой скалолаза.

Социальное партнерство предполагает сотрудничество с Центром детского и юношеского туризма города:

  • совместное проведение туристических слетов, организация судейства;
  • сопровождение детей в походах;
  • консультативная помощь педагогам и родителям;
  • предоставление туристского снаряжения для туристического снаряжения для туристических праздников, соревнований, слетев.

На мой взгляд, целесообразно уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе обучения детей дошкольного возраста. Выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Принципы детского туризма:

  • личностно-деятельный
  • диалогический
  • индивидуально-творческий
  • целесообразности
  • краеведческий
  • единство педагогического влияния, воспитательного процесса – целостности.

 В теории и практике туризма определены следующие его формы:

  • прогулки,
  • экскурсии,
  •  походы,
  • путешествия.

Существуют и такие формы как:

  • слеты,
  • туристские соревнования.  

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени                      (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.
Туристская
экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.
Туристский
поход – это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.                                                        Впервые в 80-х годах авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А.В. Кенеман и Д.В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения» (1978), в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм» (1985). В исследовании        Г.В. Шалыгиной (1977) используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» - предлагает М.А. Рунова (1988). Т.И.Осокина (1986) рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка в природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е.Н.Вавилова (1986) раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.                                                                                         Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

     К спортивному содержанию похода относятся:

естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),

ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

автономное жизнеобеспечение,

туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

        Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок – походов, необходимо представить их  место в системе физического воспитания дошкольников.
Система средств физического воспитания включает физические упражнения, которые представлены следующими видами:

1)        гимнастикой;

2)        подвижными и спортивными играми;

3)        спортивными упражнениями;

4)        простейшим туризмом (Д.В. Хухлаева, 1984; Т.И.Осокина, 1986).

Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня. К ней относятся – утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутки; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога, в работе с семьей, в активном отдыхе, проводимом в виде физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, походы выходного дня.  В настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых. В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределы.

Известно, что необходимым условием нормального развития растущего организма является двигательная активность ребенка (А.Н.Крестовников, 1951; Н.А.Фомин, 1991). Причем, важное значение имеет организация двигательной активности детей на воздухе. В связи с этим, процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен предусматривать определенный научно-обоснованный режим, включающий двигательную деятельность в условиях пониженной температуры воздуха, что способствует повышению устойчивости организма к изменениям внешней среды.
Высокую оздоровительно-воспитательную ценность двигательной деятельности на открытом воздухе отмечали видные физиологи и педагоги (В.В. Гориневский, 1928; Е.Г. Леви-Гориневская, 1955). Именно поэтому во многих научных исследованиях ставится и положительно решается вопрос максимального использования эффекта рационального сочетания естественных сил природы и разнообразной двигательной деятельности детей. Целью одних исследований являлось изучение эффективности круглогодичного проведения отдельных форм организации физического воспитания на воздухе (М.П. Голощекина, 1970), других – возможность переноса всех организационных форм физического воспитания из помещения на участок детского сада (З.И.Ермакова, 1974), третьих – организация двигательной деятельности дошкольников в природных условиях (Т.И.Осокина, 1971; Е.Н.Вавилова, 1971; Г.В. Шалыгина, 1977). Результатом проведенных исследований было значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей. В связи с этим, стимулирование развития данного качества в дошкольные годы создает определенные предпосылки в подготовке ребенка к школе, к более успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. (В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов, 1987).

            Таким образом, двигательная деятельность детей дошкольного возраста, организованная на открытом воздухе усиливает оздоровительный эффект физических упражнений, повышает их двигательную активность. При этом физические нагрузки умеренной интенсивности, к которым относятся циклические виды движений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), направлены на развитие общей выносливости и являются оптимальными для детского организма.
Этим требованиям в полной мере могут отвечать средства и формы туризма, доступные для детей дошкольного возраста.

Режим занятий:

Программа рассчитана на два занятия в месяц, то есть одно занятие в две недели. Продолжительность: старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут.

Ожидаемые результаты:

Достижения детей старшей группы – результаты образовательной работы, связанной с туристической деятельностью:

  • дети проявляют интерес и желание заниматься физкультурой и спортом; соблюдают правила поведения, связанные с понятием «здоровый образ жизни»; имеют представления о первой медицинской помощи пострадавшим;
  • у детей сформированы навыки и умения в различных видах деятельности, связанных с туризмом: прохождение полосы препятствий, самостоятельная организация страховки, преодоление естественных препятствий, легкая ритмичная ходьба и бег с сохранением направления и темпа движения; перестроения на месте в движении, равнение в колонне, шеренге, по кругу; ходьба на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 2-3 км; игры с элементами спорта;
  •  дети ориентируются в ограниченном и открытом пространстве по местным признакам, с помощью готового плана; способны использовать достаточно сложные схематические изображения; проявляют интерес к окружающему миру, особенностям природы; имеют представления о съедобных и ядовитых растениях, грибах; знают растения и животных, обитающих в лесу, на лугу, в водоеме; в состоянии самостоятельно строить модель, отражающую взаимодействие между живой и не живой природой в экосистеме; замечают красоту родной природы,  умеют ценить и охранять её; проводят наблюдения, экспериментирование с воздухом, водой;
  • дошкольники способны обнаруживать опасные ситуации; знают правила безопасного поведения; имеют представления  о действиях в соответствии с этими правилами; могут рассказать об опасностях в природе и способах их предупреждения;
  • ребята проявляют положительные моральные качества в отношениях со сверстниками и взрослыми; владеют навыками культуры поведения в природе и понимают необходимость бережного отношения и  её защиты.

Достижения детей подготовительной к школе группы, приобретаемые в результате образовательной работы, связанной с туристической деятельностью:

  • дошкольники владеют культурными нормами (эталонами поведения) в природе; имеют представления о ценностях здорового образа жизни; обладают навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим; умеют выполнять гигиенические требования в походе;
  • у детей сформированы навыки и умения в различных видах деятельности, связанных с туризмом, навыки пользования личным и групповым туристическим снаряжением и ухода за ним;
  • они владеют техникой спортивного туризма (лазание одноименным и разноименным способом по скальной стене, ориентировка на месности по плану-схеме);
  • умеют легко ходить и бегать, энергично отталкиваться от опоры, соблюдая заданный темп;
  • способны перестраиваться на месте в движении, равняться в колонне, шеренге, по кругу; передвигаться на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, а также выполнять элементы спортивных игр; владеют навыками самостоятельной организации подвижных игр, составления собственных вариантов игр;
  • ребята умеют классифицировать съедобные и ядовитые растения, грибы, ягоды, объяснять природные явления; имеют определенные знания об охране растений и животных и о том, как заботиться о них, ведут наблюдения за животными и растениями, за природными явлениями и описывают их;
  • могут обобщать факты, систематизировать материал;
  • ориентируются в ограниченном и открытом пространстве; пользуются достаточно сложными схематическими изображениями;
  • дети способны предвидеть возникновение возможных ситуаций знакомых типов и знают, как их предотвратить; могут переносить освоенные средства и способы безопасного поведения в новые для них ситуации знакомого типа; в состоянии помочь сверстникам и передать знания правил безопасности младшим; располагают знаниями в области правил безопасности во время чрезвычайных ситуаций (грозы, пожара);
  • дошкольники владеют общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; стремятся ко взаимодействию с другими (умеют договариваться друг с другом); обладают волевыми качествами, способностью преодолевать препятствия на пути к достижению цели; владеют культурой поведения в природе.

Способы проверки:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме итогового мероприятия

Учебно-тематический план:

Старшая группа

№ п\п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

1.1

1.2

1.3

Туризм и туристы:

  • «Азбука туриста» (поход в лес)
  • «Основы безопасности туристов» (дидактические игры)
  • «Собираемся в поход» (деловая игра)

3

2

1

2.

2.2

2.3

Туристское снаряжение:

  • КВН «Что возьмем с собой в поход?»
  • «Знакомство с туристическим снаряжением» (беседа)

2

2

-

3.

3.1

3.2

3.3

Юный топограф:

  • «Играем в прятки» (экскурсия по детскому саду)
  • «Найди игрушку по плану» (игра-прогулка)
  • «Письмо туриста» (игровая ситуация)

3

2

1

4.

4.1

4.2

Туристское ориентирование:

  • «Волшебная опушка» (целевая прогулка)
  • «Детская игровая площадка» (строительная игра с песком)

2

1

1

5.

5.1

5.2

5.3

Край родной, навек любимый:

  • «Юные краеведы» (викторина)
  • «Мое семейное дерево» (игра-исследование)
  • «Стыдно перед соловушкой» (беседа по литературным произведениям)

3

1

2

6.

6.1

6.2

Хочу все знать:

  • «Вода и огонь» (серия опытов)
  • «Волшебница вода» (серия опытов)

2

-

2

7.

7.1

7.2

Если хочешь быть здоровым:

  • «Если хочешь быть здоровым» (решение проблемной ситуации)
  • «Помоги сам себе и своему другу» (сюжетно-ролевая игра)

2

1

1

8.

8.1

Собирайся в поход:

  • «Рюкзаки туристы взяли» (динамический час)

1

-

1

ИТОГО

18

9

9

Подготовительная к школе группа:

№ п\п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

Туризм и туристы:

  • «Для чего люди путешествуют?» (путешествие-рассуждение)
  • «Поход к вечному огню» (пеший поход к месту воинской славы)
  • «На лесной поляне» (пеший поход)
  • «Дорога зовет» (ролевая игра-путешествие)

4

2

2

2.

2.1

Туристское снаряжение:

  •  «Специальное снаряжение туриста» (беседа)

1

1

-

3.

3.1

3.2

3.3

Юный топограф:

  • «Смешарики в Автограде» (виртуальная прогулка по городу)
  • «Записки старого пирата» (игровая ситуация)
  • «Как дети Умке помогли» (путешествие по сторонам (странам) света)

3

2

1

4.

4.1

4.2

Туристское ориентирование:

  • «Найдем ключик» (игры на ориентировку в пространстве)
  • «Ориентировка по маршрутной карте» (прогулка по кварталу)

2

1

1

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

Край родной, навек любимый:

  • «Сбереги природу!» (беседа-рассуждение)
  • «Мы – земляки» (экскурсия в музей)
  • «Хоперский заповедник» (виртуальная экскурсия)
  • «Теллермановская роща» (викторина)

3

1

2

6.

6.1

6.2

Хочу все знать:

  • «Помоги Незнайке» (серия опытов)
  • «Будь природе другом» (серия опытов)

2

-

2

7.

7.1

7.2

Если хочешь быть здоровым:

  • «Первая помощь» (игра-тренинг)
  • «Клуб знатоков» (игра)

2

1

1

8.

8.1

Собирайся в поход:

  • «Веселая тропинка» (динамический час)

1

-

1

ИТОГО

18

8

10

Содержание курса:

№ п\п

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

ТУРИЗМ И ТУРИСТЫ

1.1

1.2

1.3

1.4

Тема: «Азбука туриста»

Форма проведения: поход в лес.

Материалы: схема «Запрещающие природоохранные знаки»; веревка с привязанным мешочком на конце; четыре иллюстрации лекарственных растений для каждой команды; гербарий из листьев деревьев из местного леса (береза, дуб, осина, клен, рябина, сосна, лесная яблоня); 16 картонок размером 20x25 см, изобразительный материал.

Тема: «Основы безопасности туристов»

Форма проведения:дидактические игры

Материалы: «Книга безопасности» (две страницы с кармашками: правильная и неправильная ситуация. Например: дети стоят во время грозы под деревом — неправильно; дети во время сильного ветра прячутся за укрытием — правильная. Ребята раскладывают по кармашкам карточки со схемами, картинки с изображением опасных и безопасных ситуаций; условные обозначения опасностей); доска с магнитами, обручи.

Тема:«Собираемся в поход»

Форма проведения:деловая игра

Материалы: карточки к игре «Найди пару», к игре «Оденем- c. л в поход», к речевому упражнению «Объясни» и упражнению «Собери походное групповое снаряжение», доска с магнитами, рюкзаки для детей, предметы личного снаряжения, столы, расставленные лентой, столы, поставленные кругом.

Тема:«Для чего люди путешествуют?»

Форма проведения:путешествие-рассуждение

Материалы:таблица «Туристическое снаряжение»; условные обозначения: вода, земля, космос; буквы для составления слова «Туризм».

Тема:«Поход к Вечному огню»

Форма проведения: пеший поход к месту воинской славы

Материалы: карта-схема города, кукла в русском костюме; знаки дорожного движения на карточках, карточки, относящиеся к теме оказания первой медицинской помощи; предметы, необходимые для короткого пешего похода (аптечка, бутылка с водой, влажные салфетки, одноразовые стаканчики, компас, рюкзак).

Тема: «На лесной поляне»

Форма проведения: пеший поход.

Материалы: предметы туристского снаряжения, термос с травяным чаем, одноразовые полотенца, перчатки, мешки для мусора, материалы для рукоделия.

Тема: «Дорога зовет»

Форма проведения: ролевая игра-путешествие.

Материалы: значки-наклейки с условными обозначениями ролей, план участка детского сада, два красных флажка, картинки- «шифровки», ребусы.

2.

ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ

2.1

2.2

Тема:«Что возьмем с собой в поход»

Форма проведения:КВН

Материалы:

Тема:«Знакомство с туристическим снаряжением»

Форма проведения:беседа

Материалы:

Тема: «Специальное снаряжение туриста»

Форма проведения: беседа

Материалы:

3.

ЮНЫЙ ТОПОГРАФ

3.1

3.2

3.3

Тема: «Играем в прятки»

Форма проведения:экскурсия по детскому саду

Материалы:готовый план 1-го и 2-го этажей детского сада, цветные флажки на подставках, цветные круги из самоклеящейся бумаги.

Тема:«Найди игрушку по плану»

Форма проведения: игра-прогулка

Материалы: игрушка ворона, доска, цветные мелки, листы бумаги и простые карандаши, игрушки, спрятанные на участке для прогулок.

Тема: «Письмо туриста»

Форма проведения: игровая ситуация.

Материалы:

Тема: «Смешарики в Автограде»

Форма проведения: виртуальная прогулка по городу.

Материалы: Карта города, таблица «условные обозначения», бумага, карандаши, кроссворд.

Тема: «Записки старого пирата»

Форма проведения: игровая ситуация.

Материалы: сундук, свиток с запиской, игра «Морской бой», карточки-записки с заданиями, сюрпризы.

Тема: «Как дети Умке помогли»

Форма проведения: путешествия по сторонам (странам) света.

Материалы: аудиозапись песни «Колыбельная медведицы», слова Ю.Яковлева, музыка Е.Крылатова; игрушка – белый медвежонок; дугообразный магнит; компасы, блюдца, иголки, бумажные квадратики – по количеству детей.

4.

ТУРИСТСКОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

4.1

4.2

Тема: «Волшебная опушка»

Форма: целевая прогулка.

Материалы: корзинки, гирлянда из шишек с прикрепленными картинками, элементы костюмов для персонажей дядюшки Ау, Березки: компас, флажки, ленты, платок.

Тема: «Детская игровая площадка»

Форма проведения: строительная игра с песком

Материалы: карта квартала, макет улицы; бросовый материал, лопатки, стеки, брызгалки с водой, мелкие игрушки.

Тема: «Найдем ключик»

Форма проведения: игры на ориентировку в пространстве.

Материалы: компасы, сундучок, бумажные салфетки разных цветов, елка, конверт с загадкой, кукла Галчонок, макет трехэтажного дома с открывающимися окнами, картинки: енот, лиса, кабан, антилопа, шакал, аист, рысь, игуана, косуля.

Тема: «Ориентировка по маршрутной карте»

Форма проведения: прогулка по кварталу

Материалы: маршрутная карта детского сада, три обруча (красный, желтый, синий), листочки с деревьев, вырезанные из картона разного цвета, дидактическая игра «Блоки Дьенеша», листы бумаги в клетку, карандаши, жетоны красного и зеленого цветов.

5.

КРАЙ РОДНОЙ НАВЕК ЛЮБИМЫЙ

5.1

5.2

5.3

Тема: «Юные краеведы»

Форма проведения: викторина

Материалы: схематичная карта города, силуэты памятников, зданий, других достопримечательностей  г. Борисоглебска, заготовка кроссворда, изобразительный материал.

Тема: «Мое семейное дерево»

Форма проведения: игра-исследование

Материалы: фонограмма песенки Мамонтенка из мультфильма «Мама для Мамонтенка», слова Д.Непомнящей, музыка В.Шаинского, лист ватмана с изображением раскидистого дерева, семейные фотографии детей, ребус – семь букв «Я», изобразительный материал.

Тема: «Стыдно перед соловушкой»

Форма проведения: беседа по литературным произведениям

Материалы: игровой дидактический материал по экологии из серии «Забавы в картинках», 1-я и 2-я части: обручи, бумага, цветные карандаши; стихи.

Тема: «Сбереги природу»

Форма проведения: беседа – рассуждение.

Материалы: театральные шапочки: фея, лесные звери, глобус, стихотворение Е.Шкловского.

Тема: «Мы – земляки»

Форма проведения: экскурсия в музей.

Материалы: мини-музей «Русская изба», куклы в русских, татарских, мордовских, чувашских национальных костюмах, силуэты картонных кукол с контуром, обозначающим линию народного костюма, изобразительный материал.

 

Тема: «Хоперский заповедник»

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Материалы: природоохранные знаки, карта Воронежской области, слайды, видеофильм о Хоперском заповеднике, значки с изображением животных, обитающих в заповеднике, альбомные листы, карандаши.

Тема: «Теллермановская роща».

Форма проведения: викторина.

Материалы:

6.

ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ

6.1

6.2

Тема: «Вода и огонь»

Форма проведения: серия опытов

Материалы: таблицы с алгоритмом действий по очистке воды с помощью различных фильтров, две свечи, зажигалка, стеклянная банка, бумажные фильтры, емкости для проведения опытов, воронка, ткань, вата, в контейнерах речной песок, активированный уголь, крахмал, камни, аудиозапись песни «Голубой вагон», сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского.

Тема: «Волшебница вода»

Форма проведения: серия опытов

Материалы: знак «Осторожно, кипяток!», термос с кипятком, зеркало, котелок, холодная вода, бутылка с соком, мокрые носки.

Тема: «Помоги Незнайке»

Форма проведения: серия опытов

Материалы: вода в емкостях из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла (кружки), водные градусники, ложки пластмассовые, алюминиевые, деревянные, из нержавеющей стали (по количеству детей), железные канцелярские скрепки, пластелин, кусочки парафина или пластилина, емкости с горячей водой, свеча, банка, бутылка с обрезанным дном, спички.

Тема: «Будь природе другом»

Форма проведения: серия опытов.

Материалы: конверт с письмом от Боровичка, лупа, бинокль, монетки (по количеству детей), спички, пучок сухой травы, литература, карандаши, бумага, клей, кисти.

7.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

7.1

7.2

Тема: «Если хочешь быть здоровым»

Форма проведения: решение проблемной ситуации.

Материалы: листы-задания «Светофор здоровья» (по количеству детей), модель кроссворда (по количеству детей) схемы «Значение природы для людей», «Воздействие человека на природу», листы бумаги, карандаши, карточки с цифрами от 1 до 6.

Тема: «Помоги себе сам и своему другу»

Форма проведения: сюжетно-ролевая игра

Оборудование: телефон, медицинские сумки, предметы для оказания медицинской помощи, карточки с фотографиями лекарственных растений.

Тема: «Первая помощь»

Форма проведения: игра – тренинг

Материалы:  разноцветные жетоны, «Чудесный мешочек», бинты, перекись водорода, йод, зеленка, корточки-ситуации.

Тема: «Клуб знатоков»

Форма проведения: игра.

Материалы: тематические карточки с изображением травматических ситуаций (порез, синяк, ушиб, отравление, обморок), йод, зеленка, вата, пластырь, тематические куклы – Незнайка, Профессор, изобразительный материал.

8.

СОБИРАЙСЯ В ПОХОД

8.1

Тема: «Рюкзаки туристы взяли»

Форма проведения: динамический час.

Оборудование: гимнастические палки, рюкзаки, мячи, географическая карта Воронежской области, массажные дорожки, юла.

Тема: «Веселая тропинка»

Форма проведения: динамический час.

Материалы:  карта-схема, физкультурное оборудование: бревно, обручи, дуги, канат, гимнастическая стенка, поролоновые палки, веревка; картошка, котелок, ложки, салфетки, кубики, сушки, пиктограммы с видами спорта.

Методическое обеспечение:

Необходимо уделить серьезное внимание снаряжению. Снаряжение туриста делится на: личное (одежда, обувь, рюкзак, принадлежности для отдыха, сухой паёк), групповое (палатки, посуда, оборудование для организации стоянки – предметы коллективного пользования) и специальное (обусловленные спецификой вида похода и сложностью маршрута: шесты, канаты, средства передвижения – лыжи, санки).

Снаряжение туристов

Пеший

Лыжный

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки  

Палатки

Рюкзаки

Котелок

Аптечка

Коврики

Сухой паёк

Фляжки, кружки

Салфетки

Атрибуты для игр

Лыжи

Лыжные палки

Лыжная мазь

Маршрутная карта

Компас

Туристические знаки  

Рюкзаки

Аптечка

Сухой паёк

Термос с чаем

Салфетки

Атрибуты для игр

Содержание аптечки: вата, йод, 1% раствор марганца, сода пищевая, нашатырный спирт, бинт стерильный, бинт простой, зелёнка, настойка валерианы, жгут и шины, синтомициновая мазь, лейкопластырь, свинцовая вода.

Состояние ребёнка во многом определяет правильно выбранная одежда. Во избежание перегрева или переохлаждения одежда должна соответствовать сезону и погоде.

Одежда туристов

Тёплый период

Холодный период

Спортивная майка

Шорты

Кеды или кроссовки

Носки

Кепка или панама

На случай похолодания:  спортивный костюм или ветровка

Х\б майка или футболка

Х\б спортивный костюм

Тёплый спортивный костюм

Тёплые ботинки или войлочные сапоги

Вязаная шерстяная шапка

Куртка

Варежки + запасные

Х\б носки + шерстяные

Список литературы:

1.  Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г.  Бурашникова А. В.                                                                                                            2.  Горбатенко О. Ф. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ»  Волгоград  «Учитель» 2007 с. 136 – 146.                                                                                                        3.  Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: “Просвещение”, 1980. – С. 108.                                                                                                              с. 17 Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007. С.75-84.                                                                                                                                                       4.   Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.                                                                                                                                                5.    Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» Москва «Просвящение» 2006.                                                                                                                                                6.   Скорынина Г.Юный турист //Дошкольное воспитание. 1999, № 6, с. 61-64.                                  

7. Алейникова, В.С. Туризм в детском саду: методическое пособие / под ред. Кузнецовой С.В. – М: Обруч, 2013. – 208 с.

8. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Бочарова. – М: Аркти 2004г. – 115 с.

9.  Быкова, Е.Ф. Выносливость как фактор оздоровления дошкольников / Е.Ф. Быкова // Инструктор по физической культуре. – 2012. – №2. – С. 38-41.

10.  Ведерникова, О.П. Детский туризм // О.В. Ведерникова // Инструктор по физической культуре. - 2009. – №4. - С. 49-52.

11.  Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 / Об утверждении Федерального образовательного Стандарта дошкольного образования // Собрание законодательства РФ. – 2013 [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://szrf.ru, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист"

Программа по детскому туризму, разработана для детей 5-7 лет....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...