Картотека народных игр для старшей группы ДОУ
методическая разработка (старшая группа)

            

1.  «Волк и овцы»

            Волк сидит на стуле. Дети подходят к волку и спрашивают его:

 «Волк, волк, разреши на твоей луговине травку пощипать»

Волк отвечает: «Щиплите, щиплите, только оставьте, на чем мне полежать»
                   Дети щиплют травку и, двигаясь к волку, говорят слова:

«Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на носочки,

А серому волку – грязи на лопате»

                                                     Волк догоняет детей.

 

 

 

2.  «Федул»

      Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул. 
                                         Эй, Федул, 
                                   Что губы надул? 
                                  Ты не злись, не сердись, 
                                  А ребятам улыбнись.
         Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится. 
                                 Ты немножко попляши,

                                 Дети хлопают в ладоши. 
                                 Федул пляшет. 
                                 Что нам делать прикажи! 
После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т.д.), которые ребята показывают движениями.                                  

 

3.   «Кот и мышь»

Дети сидят на лавке. С одного края кот, с другого мышь.

Дети поют:

Кот, кот, не садись на краек,

Там мышка живет, тебе хвост отгрызет.

-  Мышечка – поскребушечка, ты куда бегала?

-  В погребок.

-  Что там делала?

-  Ела сыр и творог,

-  Мне молока оставила?

-  С порожка соскочила, хвост в молоке обмочила.

-  Ну, словлю!

-  А я убегу.

 

 

4.  «Мышка, мышка, продай уголок»

                  Все сидят по кругу на стульях, мышка на стуле в середине.

Дети:

-  Мышка, мышка, продай уголок, за мыльце, за шильце, за белое белильце, за зеркальце.

Мышка:

-  Продам.

                Дети меняются местами, кому не досталось места, тот мышка.

                             

 

 

                                  5.   «Волк и ягнята»

                                       

Овца:

-  Что ты здесь делаешь?

Волк:

-  Вас жду.

-  А зачем нас ждешь?

-  Чтобы всех вас съесть.

Волк ловит.

 

6.  «Сторожа и пчелы»

По считалке выбирают цветок. Делятся на две команды: сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

                                      Пчелки яровые,

                                      Крылья золотые,

                                      Что вы сидите,

                                      В поле не летите?

                                      Аль вас дождичком сечет?

                                      Аль вас солнышко печет?

                                      Летите за горы высокие,

                                      За леса зеленые,

                                      На кругленький лужок,

                                      На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, сторожа мешают им, то поднимая, то опуская руки. Как только одна пчелка коснется цветка, сторожа разбегаются, пчелы догоняют, жужжат и щекочут. Пчел может быть 2 или 3.

7.    «Пчелы и ласточки»

                                 Пчелки летают по поляне и поют:

                                      Пчелки летают,

                                      Медок собирают.

                                      Зум, зум, зум

                                      Зум, зум, зум.

                       Ласточка сидит в гнезде, в конце песенки говорит:

                          «Ласточка встанет, пчелку поймает!»

                                   Кого ласточка поймает – тот пчелка.

 

 

 

 

8.   «Колечко»

                                Хоронила, хоронила

                                Чисто золотце.

                                Хоронила, хоронила

                                Чисто серебро.

                                По красным девицам,

                                По добрым молодцам

                                   -  Золотце, ко мне!

Все сидящие складывают ладошки перед собой. Ведущий, держа в ладонях колечко и проходя мимо каждого, колечко кладет только одному. По окончании песенки говорит: «Золотце, ко мне!». У кого колечко в руке, выскакивает в ведущему. Сидящие рядом задерживают.

 

 

9.  «Льдинки, ветер и мороз»

 

Дети встают парами лицом друг другу. Хлопают в ладоши и говорят:

                                 Холодные льдинки,

                                 Прозрачные льдинки

                                 Сверкают, звенят,

                                 Дзынь,  дзынь,  дзынь…

До тех пор, пока ведущий не скажет: «Ветер!». Дети разбегаются в разные стороны. На слова: «Мороз», детям надо собраться в  «снежинки» (по типу звездочки). В чьей снежинке больше детей, тот и победитель.

 

 

10.  «Жмурки»

 

Кот стоит с завязанными глазами в центре круга, дети спрашивают у него:

                          -  Кот,  кот, на чем стоишь?

                          -  На  квашне,

                          -  Что в  квашне?

                          -  Квас,

                          -  Лови мышей, а не нас.    (ловит)

 

 

 

 

11. «Журавли»

 

Выбирается водящий, остальные играющие - «журавли».

«Журавли» с приговором «летают» по комнате:

            «Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,

            Пролетали журавли и велели нам: «Замри»!»

Дети - «журавли» «замирают» в различных позах.

Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:

«А кто первый отомрёт, тот за мной водить пойдет».

 

 

 

 

12. «У дядюшки Трифона»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
                   У дядюшки Трифона
                   Было семеро детей,
                   Семеро сыновей:
                   Они не пили, не ели,
                   Друг на друга смотрели.
                   Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

 

 

13. «Кому пирог?»

В центре зала на стул садится ребёнок - «пирог». Остальные дети, разделившись  на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки:

                «Бабушка Ненила пирог затворила,

                В печку ставила, дожидать заставила.

                Когда, пирог, зарумянишься?

                Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребёнок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

 

 

14. «Карусели»

По сигналу воспитателя дети громко произносят:
                            «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
                            А потом кругом, кругом всё бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, как дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки и садятся на корточки.

 

15. «Огуречик,  огуречик»

 

Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят):

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

Огуречик догоняет детей. Дети убегают.

 

 

 

 

 

16. «Водяной»

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

        Дедушка водяной,

        Что сидишь ты под водой?

         Выгляни на чуточку,

         На одну минуточку.

 

Дети останавливаются,  водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

 

 

 

 

17. «Горячее место»

 

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает.

 

Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

 

 

18. «Стадо»

 

Играют  волк, пастух и овцы.

Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.

Овцы ходят щиплют травку и поют:

                                     Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

                                     Травка мягкая, роса сладкая.

                                     Гони стадо в поле, погулять на воле!

По сигналу пастуха: « Волк», овцы бегут в дом- противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry_kartochki.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

             

1.  «Волк и овцы»

            Волк сидит на стуле. Дети подходят к волку и спрашивают его:

 «Волк, волк, разреши на твоей луговине травку пощипать»

Волк отвечает: «Щиплите, щиплите, только оставьте, на чем мне полежать»
                   Дети щиплют травку и, двигаясь к волку, говорят слова:

«Щиплем, щиплем травку,

Зеленую муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на носочки,

А серому волку – грязи на лопате»

                                                     Волк догоняет детей.

2.  «Федул»

      Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре стоит надувшийся Федул. 
                                         
Эй, Федул, 
                                   
Что губы надул? 
                                  
Ты не злись, не сердись, 
                                  
А ребятам улыбнись.
         
Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится. 
                                 
Ты немножко попляши,

                                 Дети хлопают в ладоши. 
                                 
Федул пляшет. 
                                 
Что нам делать прикажи! 
После песни Федул дает детям задания (поесть каши, присесть, попрыгать, почесать ухо и т.д.), которые ребята показывают движениями.                                  

3.   «Кот и мышь»

Дети сидят на лавке. С одного края кот, с другого мышь.

Дети поют:

Кот, кот, не садись на краек,

Там мышка живет, тебе хвост отгрызет.

-  Мышечка – поскребушечка, ты куда бегала?

-  В погребок.

-  Что там делала?

-  Ела сыр и творог,

-  Мне молока оставила?

-  С порожка соскочила, хвост в молоке обмочила.

-  Ну, словлю!

-  А я убегу.

4.  «Мышка, мышка, продай уголок»

                  Все сидят по кругу на стульях, мышка на стуле в середине.

Дети:

-  Мышка, мышка, продай уголок, за мыльце, за шильце, за белое белильце, за зеркальце.

Мышка:

-  Продам.

                Дети меняются местами, кому не досталось места, тот мышка.

                             

                                  5.   «Волк и ягнята»

                                       

Овца:

-  Что ты здесь делаешь?

Волк:

-  Вас жду.

-  А зачем нас ждешь?

-  Чтобы всех вас съесть.

Волк ловит.

6.  «Сторожа и пчелы»

По считалке выбирают цветок. Делятся на две команды: сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:

                                      Пчелки яровые,

                                      Крылья золотые,

                                      Что вы сидите,

                                      В поле не летите?

                                      Аль вас дождичком сечет?

                                      Аль вас солнышко печет?

                                      Летите за горы высокие,

                                      За леса зеленые,

                                      На кругленький лужок,

                                      На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, сторожа мешают им, то поднимая, то опуская руки. Как только одна пчелка коснется цветка, сторожа разбегаются, пчелы догоняют, жужжат и щекочут. Пчел может быть 2 или 3.

7.    «Пчелы и ласточки»

                                 Пчелки летают по поляне и поют:

                                      Пчелки летают,

                                      Медок собирают.

                                      Зум, зум, зум

                                      Зум, зум, зум.

                       Ласточка сидит в гнезде, в конце песенки говорит:

                          «Ласточка встанет, пчелку поймает!»

                                   Кого ласточка поймает – тот пчелка.

8.   «Колечко»

                                Хоронила, хоронила

                                Чисто золотце.

                                Хоронила, хоронила

                                Чисто серебро.

                                По красным девицам,

                                По добрым молодцам

                                   -  Золотце, ко мне!

Все сидящие складывают ладошки перед собой. Ведущий, держа в ладонях колечко и проходя мимо каждого, колечко кладет только одному. По окончании песенки говорит: «Золотце, ко мне!». У кого колечко в руке, выскакивает в ведущему. Сидящие рядом задерживают.

9.  «Льдинки, ветер и мороз»

Дети встают парами лицом друг другу. Хлопают в ладоши и говорят:

                                 Холодные льдинки,

                                 Прозрачные льдинки

                                 Сверкают, звенят,

                                 Дзынь,  дзынь,  дзынь…

До тех пор, пока ведущий не скажет: «Ветер!». Дети разбегаются в разные стороны. На слова: «Мороз», детям надо собраться в  «снежинки» (по типу звездочки). В чьей снежинке больше детей, тот и победитель.

10.  «Жмурки»

Кот стоит с завязанными глазами в центре круга, дети спрашивают у него:

                          -  Кот,  кот, на чем стоишь?

                          -  На  квашне,

                          -  Что в  квашне?

                          -  Квас,

                          -  Лови мышей, а не нас.    (ловит)

11. «Журавли»

Выбирается водящий, остальные играющие - «журавли».

«Журавли» с приговором «летают» по комнате:

            «Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,

            Пролетали журавли и велели нам: «Замри»!»

Дети - «журавли» «замирают» в различных позах.

Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:

«А кто первый отомрёт, тот за мной водить пойдет».

12. «У дядюшки Трифона»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
                  У дядюшки Трифона
                  Было семеро детей,
                  Семеро сыновей:
                  Они не пили, не ели,
                  Друг на друга смотрели.
                  Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

13. «Кому пирог?»

В центре зала на стул садится ребёнок - «пирог». Остальные дети, разделившись  на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки:

                «Бабушка Ненила пирог затворила,

                В печку ставила, дожидать заставила.

                Когда, пирог, зарумянишься?

                Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребёнок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

14. «Карусели»

По сигналу воспитателя дети громко произносят:
                           «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
                           А потом кругом, кругом всё бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, как дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки и садятся на корточки.

15. «Огуречик,  огуречик»

Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят):

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

Огуречик догоняет детей. Дети убегают.

16. «Водяной»

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

        Дедушка водяной,

        Что сидишь ты под водой?

         Выгляни на чуточку,

         На одну минуточку.

Дети останавливаются,  водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

17. «Горячее место»

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает.

Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

18. «Стадо»

Играют  волк, пастух и овцы.

Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.

Овцы ходят щиплют травку и поют:

                                     Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

                                     Травка мягкая, роса сладкая.

                                     Гони стадо в поле, погулять на воле!

По сигналу пастуха: « Волк», овцы бегут в дом- противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека народных игр для старшей группы

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека русских народных подвижных игр ( старшая группа)

Сборник русских народных игр, в которые можно играть с детьми на прогулке....

Картотека народных игр в старшей группе.

Русские народные игры имеют многовековую историю , они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались  из поколения в поколение, вбирая в себе лучшие национальные традиции.Ру...

Картотека народных игр в старшей группе

Народные игры для детей старшей группы...

Картотека русских народных игр для старшей группы

Картотека русских народных игр для старшей группы...

Картотека русских народных игр для старших групп

Картотека русских народных игр для старших групп...