Консультация для родителей (законных представитей) детей средней группы. тема:Знакомим детей с родным краем»
консультация (средняя группа)

Лейсан Мавзировна Султангалиева

расширить представления родителейиоб одной из форм нравственно-патриотического воспитания:знакомство с родным краем.Заинтерисовать родителей в изучении родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_znakomim_s_ro.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 23 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

 Республики Башкортостан

«Знакомим детей с родным краем»

Консультация для родителей (законных представитей)

детей средней  группы

Воспитатель: Султангалиева Лейсан Мавзировна

                                                    г.Туймазы

                                      Консультация для родителей

«Знакомим детей с родным краем»

        Родной край самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая природа, самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.

        Понятие Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства- одна из задач воспитания в семье.
Дошкольный возраст — это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны. Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфике своего региона, своей малой Родины.

Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе — всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

- «В своём болоте и лягушка поёт»
- «Дома и стены помогают»
- «Всякая птичка своё гнездо бережёт»
- «Где родной край, там и рай»
- «Где родился, там и пригодился» и т.д.
У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Если в семье часто читают детям сказки, то сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминающееся.

Немаловажное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами. Задача семьи — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, прививая ребёнку любовь к родному краю, родители должны сами его хорошо знать. Надо показать ребёнку, что родной посёлок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Старших дошкольников знакомят с районом в котором они живут, его достопримечательностями, историческими местами, памятниками. Детям объясняют в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
— повсюду люди трудятся для всех;
— везде соблюдаются традиции;
- повсюду живут люди разных национальностей;
— люди берегут и охраняют природу;
— есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Природа — неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой — это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью — золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образ родного края, своей Малой Родины. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

                                      Консультация для родителей

«Как знакомить детей с родным городом»

        Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом.

        Ежедневно вы с детьми идете по родному городу в детский сад. Пусть за этот промежуток времени ребенок с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Каждый раз, идя с ребенком, находите объект для наблюдения. Сегодня вы говорите о своей улице утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, с идущими на работу людьми, детьми, спешащими в школу. Вечерняя улица совсем иная: дети видят гуляющих с детьми родителей, играющих на детских площадках своих сверстников. Наблюдайте зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами огней! Все эти впечатления, помогают ребенку знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном.

        Четырехлетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека, магазин, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

        При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся.

        С какими же объектами полезно знакомить ребенка?

Детям надо показать Субханкулово как красивое село с его достопримечательностями. Можно рассказать о том, что в городе работают несколько заводов, на которых трудятся их родители, бабушки, дедушки. Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения - подвига нижегородцев в дни Великой Отечественной войны.

        Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений. Так, например, нужно рассказать, что жители села Субханкулово  постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький нижегородец, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город. Нужно привлекать ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении: в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада, ведь ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

        Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

        Для знакомства с городом можно использовать экскурсии. Их воспитательная значимость во многом зависит от того, как они организованы. К предстоящей экскурсии следует и ребенка подготовить, и подготовиться самим взрослым: заранее продумать, что и как рассказать о том или ином объекте.

        Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения за изменениями в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка. Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения дидактических игр и упражнений. Проводя эту работу, можно использовать иллюстрированный материал: картины, фотографии, иллюстрации.

        Ряд рекомендаций по проведению прогулок с целью ознакомления с родным городом:

- рассказывайте ребенку о своём городе, посетите с ним достопримечательности города, расскажите о них;

- гуляя по улицам родного города и бывая на природе, фотографируйте ребенка, затем совместно рассматривайте фотографии и беседуйте с ним о местах, запечатленных на фотографиях;

- обращайтесь к ребенку с вопросами в ходе рассказа, чтобы активизировать его внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как ты думаешь, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название?»)

- не называйте дат, они затрудняют восприятие материала, используйте такие выражения«Это было очень давно, когда твои бабушка и дедушка были таким как ты»;

- предоставляйте ребенку возможность отражать свои впечатления об увиденном в творчестве: рисунке, лепке, аппликации;

- всегда поощряйте любознательность ребенка.