Главные вкладки

    "Украшение национального костюма"
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Артемьева Людмила Викторовна

    Расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл risov.docx14.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД «Украшение национального костюма»

    Задачи:

    -расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;

    -познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;

    -закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента.

    Оборудование: кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки.

    Ход занятия

    Воспитатель читает стихотворение:

    Есть край, наш мордовский-

    Он самый красивый

    Среди необъятных просторов России,

    Среди неоглядных российских широт,

    И самый красивый народ в нем живет!

    Воспитатель. Ребята, понравилось вам стихотворение?

    Дети. (Ответы детей).

    Воспитатель. Как вы думаете, о чем оно?

    Дети. (Стихотворение о нашей Республике Мордовия.)

    Воспитатель. Как вы думаете, почему наша Республика называется Мордовия?

    Дети. (Она так называется, потому что здесь живет народ-мордва.)

    Воспитатель. Кроме мордвы в нашей республике живут и другие народы. Кто знает, какие еще народы живут в Мордовии?

    Дети. (В Мордовии живут еще русские, татары, украинцы.)

    Воспитатель. Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как и мы в нашем саду.

    (Стук в дверь, заходит кукла Алдуня)

    Воспитатель. Это кукла Алдуня. Здравствуй Алдуня!

    (Дети здороваются с куклой).

    Воспитатель. Посмотрите ребята, какая она красивая. Она пришла к нам в мордовском национальном костюме.

    (Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает об элементах костюма, сообщает их названия и просит хором повторить слова на мордовском языке.)

    Воспитатель. Вот это у Алдуни белая рубаха-по-мордовски «панар».По бокам и внизу она украшена вышивкой. Какие элементы использовала мастерица, вышивая узор?

    Дети. (Крестики, квадраты, ромбы.)

    Воспитатель. А какие цвета использованы в вышивке?

    Дети. (Красные, черные, желтые.)

    Воспитатель. Очень красиво расшит подол рубахи. На нем бисер, блестки. Мордовские женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам после работы. Обязательный атрибут женской одежды-каркс. Это пояс. Поверх рубахи одевается передник. По-мордовски-сапоня. Чем украшен сапоня?

    Дети. (Сапоня -украшен лентами, вышивкой.)

    Воспитатель. Ребята, а почему сапоня украшен лентами разного цвета?

    Дети. (Чтобы он выглядел нарядно.)

    Воспитатель. Женщины на голове носили платок-по-мордовски руця. А налобная повязка, вышитая бисером, называется коняфкс. Мордовские женщины и девушки любят украшения. Это бусы, нагрудное украшение-сюлган. Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм?

    Дети. Да.

    Воспитатель. Названия каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили?

    (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)

    Воспитатель. Молодцы, теперь я убедилась, что вы не только любите, но и знаете свой родной край. Прежде чем пройти в мастерскую,  разомнем пальчики.

    Физкультминутка:

    Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

    На ногах сапожки( Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

    Топают матрешки. (Топают ногами)

    Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

    Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

    Девчонки озорные, Матрешки расписные.

    В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

    Вы похожи словно сестры. (Полочка и к щеке)

    Воспитатель. Сегодня вы станете мастерами — художниками и сами украсите мордовский костюм. 

    (Тихо играет музыка, дети рисуют).

    Воспитатель. Дети, давайте вместе рассмотрим наши работы.  Выставляются работы детей.

    Воспитатель. Какие цвета и элементы костюма вы использовали? (ответы детей)

    Воспитатель. Какие элементы узора вы использовали? (крест, ромб, галочка, ступеньки, восьмиконечная звезда)

    Воспитатель. Мне очень понравилось, что вы уже многое знаете о нашей родной республике - Мордовия. И я  довольна тем, как вы отнеслись к выполнению задания, хочется отметить вашу аккуратность при выполнении работы. Вы настоящие мордовские мастера.  Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

    Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

    Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

    Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

    Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа

    Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...

    Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

    Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

    Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

    Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...