Пришла Коляда - отворяй ворота
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Бондарева Оксана Борисовна

Каждый из нас принадлежит к какой-то точке на земле, которую называют общим домом. Мы понимаем , что именно от  родного дома , от внимательных и любящих родителей и начинается Родина для наших детей. Мир детства зависит от культурных традиций общества. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Приобщаясь к традиционной культуре ребенок становится личностью, овладевает ценностями истинной национальной культуры, учится любить и понимать свою малую Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал предоставлен на конкурс методических разработок воспитательных мероприятий, посвящённых Году культуры и 90-летию Усть-Абаканского района,

                     «Моя малая Родина»

Непосредственно образовательная деятельность  с детьми дошкольного возраста

Подготовила Бондарева Оксана Борисовна воспитатель МБДОУ д/с «Звёздочка»

с. Калинино Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Конспект организованной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Пояснительная записка.

Введение:

Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить традиции, культурное наследие своего народа, приумножить богатство своего края, своей страны.

Каждый из нас принадлежит к какой-то точке на земле, которую называют общим домом. Мы понимаем, что именно с дома, с улицы начинается Родина наших детей. Однако, дом, улицы, их история, культура-это только отправные точки, с которых начинается вхождение ребёнка в целостное многообразное поле мировой культуры.

Мир детства зависит от культурных традиций общества. Все народы по-своему любят, воспитывают, проявляют заботу о своём потомстве, что нашло своё отражение в эпосе, искусстве, традициях, обрядах, играх. Наследие каждого народа содержит ценный опыт воспитания. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ непросто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица, самобытности и идентичности.

Приобщаясь к традиционной культуре ребёнок становится личностью, овладевает ценностями истинной национальной культуры, учится любить и понимать свой народ, свою малую Родину. Не зря народная мудрость гласит, что знаешь в детстве, то знаешь навсегда.

Исходя из вышесказанного в нашем детском саду регулярно проводятся различные мероприятия по приобщению дошкольников к русской народной культуре. Одно из таких мероприятий представлено данной работой.

Конспект организованной образовательной деятельности детей

Средней и старшей группы

Тема: «Пришла Коляда- отворяй ворота»

Цель: Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа.

Задачи: Знакомить детей с рождественскими праздниками, играми, песнями, колядками, святочными обычаями их предков. Расширять словарный запас детей через знакомство со словами: «святки», «коляда», «козульки». Формировать умение работать с солёным тестом, умение придумывать и лепить задуманные композиции печенья, овладение средствами выразительности (украшение , используя бусины, пуговицы и др. бросовый материал). Развивать воображение при самостоятельном выборе и использовании доступных средств выразительности. Развивать эстетический вкус, творчество, фантазию, аккуратность при работе с тестом. Воспитывать умение доводить начатую работу до конца; коммуникативные навыки; умение делиться и работать рядом.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Заучивание  прибауток, закличек; использование пословиц, русских народных песен, танцев, костюмов игр; разыгрывание сценок, эпизодов народных обрядов; рассказ о народных обычаях и традициях, рассматривание иллюстраций о русском быте; беседы, вопросы, разъяснения.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, репродукций; чтение произведений; аппликация «Укрась печенье»; выкладывание на фланелеграфе сюжета «Ряженые приходили»; разучивание колядок, стихов, русских народных игр; знакомство с приготовлением солёного теста и способами работы с ним.

Материалы и оборудование: Русские народные костюмы (взрослый и детские) маска козы, звезда, месяц, вертеп, музыкальные инструменты (трещётка, бубен, свистульки и т.п), подготовка условий празднования: декорация русской избы, скамейки, столы, самовар, сладости колядовщикам и  т. д. Музыкальные произведения «За окошком Рождество», запись колокольного звона.

Соленое тесто, противни, кувшин с водой, полотенца, тазики, формочки для печенья, кисточки, бросовый материал для украшения.

Ход занятия.

Воспитатель в русском народном костюме в роли хозяйки избы, дети сидят на лавках.

Хозяйка.- Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! На улице у нас зима снежная, вьюга вьюжная, мороз трескучий. В такую,то пору наши далёкие предки стремились разнообразить свою повседневную жизнь чем то необычным: торжественным, радостным, смешным и забавным. Так в далёком прошлом зародились праздники. Рождественско – новогодние праздники назывались Святками и начинались колядованием. В святочные дни люди поздравляли  друг друга, готовили угощение, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Поэтому эти дни считали святыми.

Девочка- Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли на колядки?

Мальчик- Там блины, «козули»

И кисель в кастрюле.

-Все на святки, все на святки

Приходите-ка, ребятки,

И  авсей, и коляда!

Отпирайте ворота!

Хозяйка – Ребята, а что такое Коляда?

-Да Коляда- это старинный святочный обряд хождения по домам с поздравлениями и песнями, пожеланием здоровья и удачи и получением за это  угощения. Неотъемлемым атрибутом праздника являлась Вифлеемская звезда, которая по преданию возникла на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала волхвам путь к его вертепу. Её делали из серебряной бумаги, шести или восьмиконечную, вставляли в неё свечу и делали отверстие, что бы свет от звезды был виден вокруг.

Помимо этого колядующие наряжались, надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и др.). Колядующих или как их ещё называли славильщиков  ждали в каждом доме и с радостью пускали в избу. После обряда, изгонявшего злого духа, ребят одаривали гостинцами-  пряниками, леденцами, пирогами, а иногда и деньгами. А славильщики, в свою очередь, тем кто их одаривал щедро, желали хорошего урожая, приплода скота, здоровья , счастья и деток. Тех же кто на гостинцы поскупился высмеивали, ругали, желали плохого урожая и других несчастий. Ну, а после вся группа славильщиков устраивала пир, поедая все подаренные сладости.

Во время объяснения рассматриваем слайд.

-Ребята, а какие песни пели вовремя колядования?

-Колядка-это весёлая песенка, которая восхваляет Коляду.  Во время пения песен- колядок дети бросают на пол зёрно, желая хозяевам богатого урожая, изобилия и т. д.

-Ребята а хотите увидеть как отмечали этот весёлый праздник ваши прабабушки и прадедушки?

Тогда закройте  на несколько минут глазки и под волшебный перезвон мы переместимся на сто лет назад в детство ваших прадедушек и прабабушек.

Звучит колокольный звон ( в записи)

Дети  средней группы открывают глаза.

Перед ними группа ряженых (дети старшей подгруппы)

Хозяйка – То не снег, не метель рассыпается,

Рождество к нам идёт, приближается.

С играми, да плясками

С песнями, да сказками.

Песня « За окошком Рождество»

Ряженые –Здравствуйте хозяева добрые.

С новым годом! С новым счастьем!

С новым здоровьем!     (кланяются)

Разрешите покалядовать?

Хозяйка- Здравствуйте гости дорогие!

Проходите, мы вам всегда рады.

Ряженые идут по кругу, поют колядку.

 Коляда, коляда отворяй-ка ворота,

Пришла коляда- накануне Рождества

С пышками, с лепёшками,

Со свиными ножками

Коляда, коляда, подай пирога!

Подавай не ломай, а по целому давай!

Дети берут атрибуты обряда, говоря при этом:

- Звезда - моя.

- А мой месяц.

- Вертеп- Полинке,

- А коза- Агрипинке.

Агрипинка (девочка) берёт козу за поясок, гладит её, коза «бодается». Агрипинка гладит козу и приговаривает:

- Коза моя серая по горке ходила

Коза моя смелая волка дразнила.

(коза прыгает, «дразнит» волка)

Волк такого не стерпел: взял козушку да съел!

Коза падает на пол.

Мальчик- Нашей козе не много надо:

Решето овса, поверх колбаса,

Три куска сала…

Чтоб коза  встала!     (коза вскакивает)

 Все идут по кругу  (хоровод)

- Мы не сами идём-

Мы козу ведём.

Где коза ходит

Там жито родит.

Где коза хвостом (коза виляет хвостом)

Там жито кустом.

Где коза ногою  ( коза топает ногой)

Там жито копною.

Где коза рогом  (коза «бодает»)

Там жито стогом.

Хозяйка – Ваши песни хороши

Ну-ка козочка спляши!

Игра с козой

Хозяйка – Колядующие славят хозяев, желают им всякого благополучия.

1-й ребёнок

-Мы пришли Христа прославить

Всех вас с праздником поздравить!

2-й ребёнок

- Чтоб хозяину жилось- богателосья,

Чтоб хозяюшка была как лебёдушка бела!

3-й ребёнок

- Чтобы деточки в дому,

Словно пчёлочки в меду!

Хозяйка : - спасибо вам за добрые пожелания, за весёлые песни и игры. Оставайтесь с нами. Ведь как святки проведёшь, таким и год будет.

Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства. Ребятишки получают в награду леденцы, пряники-« козульки», изображающие фигурки коней, коровок, оленей, овечек.

- Да вот беда, не успела я испечь угощение, может поможете мне?

Дети: - С удовольствием.

Хозяйка достаёт соленое тесто и все начинают делать печенье (средние с помощью формочек, а старшие по схемам). Затем все украшают печенье бусинами, пуговицами и др. бросовым материалом (по выбору).

После окончания работы дети встают в хоровод идут по кругу и поют  Колядку

 - Колядки, колядки,

Собрались ребятки,

По деревне прошли,

Вместе Коляду нашли.

Коляда- моляда

Всех ребят созвала

Всех ребят созвала

Всем гостинцы раздала.

Хозяйка: - Спасибо вам гости дорогие, что пришли нас поздравить. «Не красна изба углами, а красна пирогами» прошу всех гостей к самовару. Все рассаживаются за столы, занятие заканчивается чаепитием.

Список используемой литературы

  1. А.В. Терещенко. История культуры русского народа. М. Эксмо 2007.
  2. Л.И.Мельникова., А.Н.Зимина. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях (на примере земледельческих праздников). М. Гном-Пресс, 2000.
  3. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие.- 2-е издание СПб. Детство-Пресс, 1998.
  4. Русский народный календарь/О.В.Третьякова. М.Метафора.-2006.
  5. Михайлова.М.А. А у наших у ворот развесёлый хоровод. Народные праздники, игры, развлечения. Ярославль: академия развития, 2001.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла Коляда - отворяй ворота

Сценарий фольклорного праздника, посвященного рождественским праздникам...

Пришла коляда, отворяй ворота!

Развлечение направленно на развитие познавательного интереса у детей к истории русских народных праздников, к истокам народной культуры....

Пришла Коляда - отворяй ворота

Сценарий развлечения для детей 4-7 лет...

« Пришла Коляда—отворяй ворота!». Фольклорный праздник.

Сценарий фольклорного праздника: "Пришла Коляда - отворяй ворота!"...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...

Конспект досугового мероприятия в рамках ознакомления с устным народным творчеством с использованием мультимедиа-презентации по теме: «Пришла Коляда-отворяй ворота» для детей коррекционных групп с ЗПР.

Цели и задачи: познакомить с традициями, связанными с новогодними  празднованиями на  Руси, а также узнать, что такое ряженье и колядки; познакомить с малыми фольклорными формами, с традицио...