Педагогический проект «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»
проект (младшая, средняя группа)

Сидорова Татьяна Николаевна

   В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезны.

   Знакомство с устным народным творчеством, культурным наследием, помогает сохранить прошлое. Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание. Во время  реализации проекта дети, совместно с педагогами и родителями, знакомятся с устным народным творчеством русского и мордовского народа: потешками, закличками, пословицами, сказками, играми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osnovnaya_chast.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Саранск

Управление образования

МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

протокол №____

от «___»__________20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МДОУ

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

__________________ Е.В.Федотова

«___»____________20___ г.

Приказ №___ от «____»___________20___ г.

Педагогический проект

«Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»

(на два учебных года)

                                                            Подготовила: воспитатель

                                                                  Сидорова Т.Н.

г.о. Саранск, 2019 г.

Название проекта: «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Творческое название проекта: 

«В гостях у бабушки Маланьюшки»!

Проблема:

   Проблема духовно- нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать  высокий смысл делам и мыслям человека. Вопросы духовно- нравственного воспитания закреплены в законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно- нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

   В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Без знания своих корней, эпоса, фольклора, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с устным народным творчеством, культурным наследием, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, мордовского и русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Актуальность проекта:

   Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

   Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

   Изменения уровня духовно-нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.

  Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

  Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

  Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.

   В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

  Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

   Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Цель проекта:

   Разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через знакомство детей с устным народным творчеством (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички, сказки и т.д.), традициями и праздниками мордовского и русского народа, национальной культурой, направленную на развитие духовно- нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации  проекта:

- вызвать в детях чувство восхищения яркостью, образностью народного слова;

- сформировать интерес к изучению устного народного творчества и истории родного края;

- развитие понимания и умения ценить культурное наследие русского и мордовского народа;

- расширить знания детей о разнообразии сказок, песен, хороводов, игр, потешек, прибауток мордовского и русского народов;

- воспитывать чувство любви  и бережного отношения к своим истокам;

- формировать интерес к национальным традициям родного края;

- развивать связную речь детей через знакомство с культурным опытом предков.

Участники проекта:

Воспитанники группы № 8, воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Вид проекта: долгосрочный, познавательно - творческий.

Основные формы организации проекта:

 - ООД воспитателя с детьми (окружающий мир, восприятие художественной литературы, рисование, лепка);

- самостоятельная деятельность детей;

- организация досугов, тематических вечеров совместно с родителями;

- работа с родителями по оснащению предметно-развивающей среды.

Формы работы с родителями:

Консультации для родителей;

Информация на стенде;

Папки-передвижки;

Памятки;

Совместная работа с детьми,

Организация тематических досугов и развлечений.

Методы и приемы:

  1. Наглядно – действенный метод:

- рассматривание иллюстраций, картинок, репродукций,   предметов народно-прикладного искусства;

- демонстрация презентаций, прослушивание музыкальных записей;

- наблюдение;

- целевые встречи.

  1. Словесно – образный метод:

- рассказ воспитателя;

- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;

- беседы;

- чтение и обыгрывание детских произведений устного   народного творчества;

- разучивание произведений устного народного творчества.

     3.  Практический метод:

           - организация продуктивной деятельности: рисование, лепка,                               аппликация;

           - изготовление атрибутов к сказкам;

           - изготовление с детьми и родителями наглядных пособий;

           

       4. Игровой метод:

         - дидактические, хороводные, сюжетно – ролевые и                                музыкально- дидактические игры;

          -  подвижные игры с правилами ,

          - игры – драматизации;

Реализация современных педагогических технологий и нетрадиционных техник:

  1. Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
  2. Информационно-коммуникативные технологии (подбор информационных продуктов, использование готовых медиа ресурсов, создание презентаций).
  3. Использование игровых технологий.

Программно - методическое обеспечение проекта:

  1. «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ»,2011
  2. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошк. образования/[О.В.Бурляева и др.]. – Саранск:Мордов.

Книги:

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева.-Изд.2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.
  2. Кондрыкинская Л.А. Нравственное воспитание дошкольников.– Москва: Сфера, 2010 г.
  3. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников.- Москва: Сфера, 2013 г.
  4. Василенко В. С. Детский фольклор, М. : Высшая школа, 2010 г.
  5. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду, СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.
  6. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  7. Интернет ресурсы.

Журналы и материалы сборников:

  1. Аверина Н.Г. «О духовно-нравственном воспитании младших дошкольников»./ Н.Г.Аверина// Начальная школа, - 2005. - №11.
  2. Даведьянова Н.С. «О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность».-Сборник лекций и докладов ВГПУ,2000 г.
  3.  Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой).
  4. Традиционное и национальное в игре. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М.: Прометей, 1995. - С. 85-86.
  5. Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57.
  6.  Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66.
  7. К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27.
  8.  Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып.

Картотеки:

Картотека мордовских и русских подвижных игр;

Картотека народных сказок;

Картотека колыбельных;

Картотека потешек и закличек;

Картотека пословиц и поговорок.

Реализация образовательных областей:

     Познавательное развитие

     Речевое развитие

     Социально-коммуникативное развитие

     Художественно-эстетическое развитие

     Физическое развитие

Этапы проекта:

    I этап – подготовительный (разработка проекта) 

    срок с 02.09.2019 г. по 30.09. 2019 г. (первый год обучения);

    срок с 01.09.2020 г. по 30.09. 2020 г. (второй год обучения);

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- составление перспективного плана мероприятий;

- определение методов работы;

- выбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала;

- подбор материалов для продуктивной деятельности;

- создание и подбор картотек по теме проекта;

- подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности;

- подбор и создание слайдов, презентаций.

Совместная деятельность:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

    II этап - практический (реализация проекта)

    срок с 01.10.2019 г. по 15.05.2020 г. (первый год обучения);

    срок с 01.10.2020 г. по 14.05.2021 г. (второй год обучения);

 - реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и родителей;

- формирование у детей знаний , умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

    III этап – заключительный (обобщающий)

    срок с 18.05.2020 г. по 29.05.2020 г. (первый год обучения)

    срок с 17.05.2021 г. по 28.05.2021 г. ( второй год обучения)

- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;

- обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.

Ожидаемые результаты:

  1. Для детей:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и развитие познавательного интереса;

- пополнение и активизация словарного запаса детей;

- пробуждение интереса к устному народному творчеству, истории и культуре своей малой  Родины;

- формирование любви к родному краю;

- воспитание бережного отношения к природе, к историко- культурному наследию народа.

     

 2.  Для педагогов:

          - совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, повышение качества труда педагогов;

          - объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к мордовской национальной культуре;

          - разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

 

    3. Для родителей:

          - реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

          - объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

          - создание системы социального партнёрства МДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Сроки реализации проекта: два учебных года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Проект - "Устное народное творчество - как средство духовного воспитания детей".

middot; Организатор проекта: Ж.Б.Майорова учитель бурятского языка· Сроки реализации: 9 декабря 2019 -10 июня 2020г.· География проекта: г.Улан-Удэ, ...

Педагогический опыт работы по теме «Актуальность проблемы экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Все мы - дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Буклет«Развитие духовно-нравственных качеств у детей младшего и старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы....