Открытое занятие "Курай - символ Башкортостана"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Белова Наиля Анатольевна

Конспект образовательной организационной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: «Ознакомление с окружающим миром», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «познавательное развитие»

Тема: «Курай - символ республики Башкортостан». 

      Цель: Формирование знаний о музыкальном инструменте – курай, символ духовной красоты башкирского народа. Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях башкирского народа. Воспитание патриотизма у детей.

    Образовательные задачи: способствовать формированию фольклора показать, каким образом простой тростник привлек внимание башкир.

   Развивающие задачи: способствовать развитию музыкального слуха, умение наслаждаться музыкой курая.

   Воспитывающие задачи: воспитывать чувства гордости, любви за искусство башкирского народа.

     Методы и приемы: Игровой прием, показ, рассматривание иллюстраций

Предварительная работа: Музыкальный центр; аудиозапись песен; фонограммы песен, танцев, аппликация музыкального инструмента курай; герб, флаг Республики Башкортостана.

Средства реализации: Музыка курая, чтение легенды о курае (Гасанова Р.Х), показ курая на картинке, беседа, вопросы к детям, физкультминутка.

Активизация словаря: символы: герб, флаг, музыкальный инструмент курай.

 

Ход ООД:       

Вход детей под музыку (курай) (дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Здравствуйте дети, сейчас загадаю загадку:                                        

Голос птиц, мелодии рассвета,                                                                                           

   Все передает тростинка эта                                                                                                               

  Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка! 

Дети: курай (играет мелодия курая)

Воспитатель: А, теперь послушайте легенду о курае.

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, сказывают, жил коварный и злой хан. И была у того хана странная привычка - брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого джигита. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них сбривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.                                                

В тех местах, за семью лесами, жили-были старик со старухой, которые пробавлялись, чем могли. И было у них трое сыновей-джигитов. Сначала хан велел прибыть к нему старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Через неделю пришла очередь среднему из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.                                            Старик со старухой не пьют, не едят от горя. Все, что было в доме съестного, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то было нечего. Но мать есть мать, придумала она, чем снабдить младшенького: замесила муку из лебеды на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил джигит ту лепешку в свою котомку и вышел в путь-дорогу.                                                                Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел бы на холодные и прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.                                                                                                                                                                                                                Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, пройдя вброд глубокие реки, добрался он наконец до дворца хана. Слуги ханские тут же новели его к своему владыке. Тот вручил джигиту острый нож и велел побрить его наголо.   Стоило хану снять с головы свою корону, как джигит замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!                                                                                                                         Все же он не растерялся - быстро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал джигиту: - Ты подожди здесь, - и вышел в другую  комнату.                                                                                           Джигит был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся ее есть. В это самое время появился хан. А он был не только зол и коварен, но и жаден, поэтому, увидев в руках джигита странную лепешку, сразу же подумал: «А ведь я никогда в жизни не пробовал таких лепешек, надо бы хоть откусить от его куска. И у него сами собой потекли слюни.                               - Что ты там ешь? - спросил он. - Отломи и мне кусок от своей лепешки.                                                                                                                                                                                                                                                   Джигит послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный кусок и воскликнул в изумлении: - Какой вкусный хлеб! Из чего он сделан?                                                                                                                              - Эта лепешка из лебеды, - ответил джигит.- Мать испекла ее в своем грудном молоке.                                                                                                                                                                                                                       Растерялся тут хан, думает: «Я съел лепешку, которую его мать испекла в своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом, и поэтому не имею права проливать его кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?». И решил хан отправить джигита в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступала: пусть там умрет своей смертью!                                                                                                                                                                                                                                                      Ханские слуги связали джигита по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чашу леса.  Жил там джигит, питаясь брусникой, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Ему удалось подбить крупного зверя, из шкуры которого он сшил себе шубу.  Но как бы то ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда не ступала нога человечья. Особенно сильно тосковал он по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: «На лбу у хана есть рог!», но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил джигит в лесу, не находя обратной дороги. Однажды лежал он под деревом, подложив камень под голову, а под себя шубу. И стала вдруг струиться в его уши какая-то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.  Голос привел его на вершину серой горы, и тут увидел он под сенью серебристого соцветия стебель сухого курая. Именно он испускал под дуновением ветра ту удивительную мелодию.  Оторвал джигит стебель вместе с корнем, дунул в полый его ствол, а мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался джигит. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли, а душа обрела спокойствие. Однажды, играя на курае, джигит и сам не заметил, как оказался в родных местах - это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он на склоне горы и заиграл на своем волшебном ростке. Услышав голос курая, стали сходиться со всех сторон люди из своих кочевок. Джигит рассказал собравшимся обо всем, что пришлось ему пережить и испытать. А потом положил свой рассказ на мелодию и сыграл на курае.     Услышав музыкальный его рассказ, прибодрились люди, воспламенился их гнев на злого хана. Поднялись они все вместе и пошли на дворец хана. Отец джигита, потерявший двух своих сыновей, держал хана за рог, остальные били злодея чем придется. Так и забили до смерти. С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.   

Физминутка: В середине круга стоит мальчик – кураист.                                                                                                                                                                                                                                                                            Становитесь в хоровод - дети двигаются в хороводе.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Всех курай плясать зовёт – под слова                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Ты, курай задорней, веселей играй! Тех, кто лучше пляшет, - дети выполняют башкирские                                                                                                                                                                                                                    В круг их приглашай! - плясовые движения.                                                                                    

Анализ:                                                                                                         

Воспитатель: Беседа с детьми.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        - Почему хан решил не убивать егета?                                                                                                                                                                                                                                                                                                            - Почему выжил егет в чаще леса?                                                                                                                                                                                                                                                                                                               - Что было вам интереснее всего?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 - Что больше всего запомнилось?                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Ответы детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Дидактическая игра: «Собери пазлы» ( на каждого ребенка раздается по 4 разрезных пазла с изображением музыкального инструмента курая.                                                                                                                     Воспитатель: Вот так появился башкирский народный духовой музыкальный инструмент из тростника. С древнейших времен сопровождал курай башкирских джигитов и в труде, и в сражении, разделял с ними радость и горе, ходил с ними на охоту, переезжал с кочевья на кочевье, вел задушевные беседы в теплые летние вечера у костра на берегу горной речки или у домашнего очага в долгие зимние вечера.                        Показ музыкального инструмента – курай.                                                                                                                                                                                                                                                                                               Воспитатель: Из полного стебля курая вырезается тонкая трубка, на которой пять отверстий. Сейчас для изготовления курая используют различные материалы: металлические, пластмассовые, деревянные трубки.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Открытое занятие. "Первые ступеньки нравственности. Символы России".

Данная работа направленна на приобретение четких представленний о государственных символах России.Углубление представления о России.Обогащение экспрессивного словаря прилагательными.Развитие диалогиче...

открытое занятие "Красная Книга Башкортостана"

Знакомство детей с Красной Книгой Башкортостана (цветы)...

открытое занятие "Красная Книга Башкортостана"

Это конспект открытого занятия по рисованию на тему "Красная Книга Башкортостана" с презентацией в подготовительной группе...

открытое занятие "Красная Книга Башкортостана"

Конспект открытого занятия по рисованию  на основе "Красной Книги Башкортостана" в подготовительной группе...

Проект на тему: "Курай - символ Башкортостана"

Проект на тему: "Курай - символ Башкортостана"...

Информационный проект «Салават Юлаев – символ сегодняшнего Башкортостана»

Содержание:1. Актуальность………………………………………………………&helli...