Проект "Рут Ясан"
проект (подготовительная группа)

Шипицына Ирина Викторовна

Реализация проекта будет способствовать сохранению и укреплению языка (ханты), культуры и национальных традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx880.97 КБ

Предварительный просмотр:

H:\рамка.png

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»

автор: Шипицына Ирина Викторовна

воспитатель высшей квалификационной категории

2019-2021 г.

E:\хантыйский язык\орнаменты\рамки с орнаментом\рамка.png

Актуальность проекта:

Среди многих задач воспитания и обучения детей в ДОУ, обучение хантыйскому языку в Ханты - Мансийском автономном округе является очень важной и актуальной задачей. Хантыйский язык быстро ассимилируется языками соседних народов, главным образом русским языком. В результате родной язык народа ханты утрачивается. Дети, живущие в поселках, не владеют родным языком. Ввиду этого возникает проблема помочь детям ханты продлить жизнь родного языка.

Как известно, язык закладывается в сознание ребенка с раннего детства, и выбор его определяется, прежде всего, микроклиматом в семье. От материнской колыбельной, бабушкиных сказок, первых слов, услышанных младенцем, зависит как его языковая установка, так и во многом нравственный мир, национальный характер, круг будущих культурных привязанностей и ценностей. Следовательно, прежде всего, необходимо воспитывать самих родителей преодолевать языковой нигилизм и безразличие к родному языку.

Одной из проблем обучения детей родному языку является то, что родной язык не является постоянным языком общения. Многие родители не знают язык и не общаются на нем дома, как между собой, так и с детьми.  

В условиях угасания родных языков важно понять, что сами по себе функции родных языков не могут расширяться, если все поколения (дети, молодые люди, взрослые) не будут изучать их и общаться на них. Язык тогда развивается, когда на нем говорят, читают, слагают стихи и песни.

В языке, как мы знаем, отражены душа народа, ее самобытность, многовековой опыт, мудрость. Только знающий родной язык может правильно ориентироваться в жизни своего народа, ближе познакомиться с его прошлым, фольклором, что дает возможность раскрыть красоту подлинно национальных традиций, связанных такими общечеловеческими понятиями, как любовь к родной земле, труду, честность, благоразумие, достоинство.

 Освоение с дошкольного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе каждый человек, должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.

2. Цель и задачи проекта

Цель: Содействовать  сохранению и развитию родного языка, культуры, национальных традиций.

Задачи:

1. Усиление деятельности образовательной организации  по сохранению и развитию родного языка, сохранению, распространению, созданию и освоению культурных ценностей, национальных традиций и обычаев хантыйского народа.

2. Содействовать созданию благоприятной этнокультурной среды для воспитательного процесса, дополнительного образования детей,

3. Воспитание детей в культурных и духовных традициях своего народа, приобщение к истокам народной культуры.

Срок реализации проекта: 2019 -2021уч.г.

Вид проекта:практико-ориентированный, фронтальный, долгосрочный.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги, сотрудники этнографического музея с.п.Шеркалы

Этапы работы над проектом

1.Организационно - подготовительный

1. Выбор темы проекта, изучение методической литературы, подбор наглядно-дидактических пособий.

2.Проанализировать формыи методы работы по обучению детей родному языку.

3. Выявить уровень речевогоразвития детей.

4. Разработать перспективный план.

5. Оформление предметно-развивающей среды.

Практический

Организация деятельности  с детьми

Взаимодействие  с социумом

1.Разработка программы по образовательной области "Речевое развитие" (родной язык) для детей дошкольного возраста, не владеющих языком.

1.Консультация для родителей на тему «Роль семьи в формировании этнического самосознания детей»

2.Созданиепредметно- пространственной среды (комната краеведения)

2.Родительская встреча «Родной язык, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

3. Создание картотеки дидактических игр по речевому развитию детей

3. Рекомендации родителям по закреплению знаний о родном кррае и словаря нарда хантыв домашних условиях

4. Проведение праздника "День родного языка"

Привлечение родителей к проведению национальных праздников.

5.Изготовление, внедрение дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Оформление презентаций "Наши семейные традиции"

6.Экскурсии в этнографический музей для ознакомления с хантыйским фольклором.

Театральные постановки хантыйских сказок сотрудниками музея с.п.Шеркалы

Презентационный

1.Презентация опыта перед педагогами ДОУ, родителями.

2.Оформление выставкидидактических игр, сделанных руками педагога и родителей.

3.Оценка результатов работы всех участников проекта.

4. Участие в муниципальном конкурсе проектов.

Ожидаемые результаты

Настоящий проект является инструментом для деятельности образовательной организации по созданию этнокультурной воспитательной и образовательной среды,  способствующей сохранению и развитию хантыйского  языка как родного, и направлен на достижение следующих результатов:

1. К концу периода обучения дети научатся вычленять хантыйскую речь в общем речевом потоке.

2. Пользоваться разговорными выражениями.

2. Создание этнокультурной предметно - развивающей среды.

3. У участников проекта сформирован интерес к изучению родного языка

Список литературы

  1. Бугаева А.Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. Москва, 1994. – 152с.
  2. Ефремов А.В. Этномир: образование и культура/ Сборник научно-методических работ.- Вып.1.-Х-М: Полиграфист,2007.-308с.Попова С.А., Решетникова Р.Г. Пособие по развитию  устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком.-М.: Издательство ИКАР. 1999, - 116с.
  3. Соловар В.Н. Картинный словарь хантыйского языка: Казымский диалект: Пособие для уч-ся нач. кл.- СПб,: ТОО «Алфавит»,1997.-159с.

4.Ядрошникова Л.А. использование обско – угорского фольклора на уроках чтения, родного языка, экологии: Методичекое пособие.- Ханты – мансийк: Полиграфист, 2004.- 56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Ханты ясан»

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...