Консультация
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

"Музейная педагогика , как инновационная  педагогическая технология  в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Первоначально причиной создания  мини – музея в МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» корпус №3, была территориальная удалённость от музеев города. К тому же, экскурсии по музею из-за большого количество экспонатов, информации, эмоционального перенасыщения могли сильно утомить ребёнка дошкольного возраста. И стало понятно, что  гораздо полезнее, когда музей сам приходит к ребёнку в гости.

Что такое мини-музей?

Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А.М. Страунингом. Данный принцип легко и доступно изложен в стихотворной форме:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то – из чего-то,

Это Что-то – часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то…

Что-то ты теперь возьми,

И в музее рассмотри.

М.С. Гафитулин

В нашем детском саду создан мини – музей «Мордовская изба», целью которого является знакомство с культурой и бытом мордовского народа. Она предельно проста, расположение предметов  традиционно, как и весь уклад народной жизни, где каждой вещи – свое место, каждому делу - свой срок, старости – уважение и почет, младости – забота и ласка. В мини – музее можно посмотреть домашнюю и  кухонную утварь, орудия труда, старинную русскую одежду, народные художественные промыслы Мордовии, мордовские куклы разных национальностей. Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности. Наши дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, познакомиться с национальной одеждой. Детям любопытно заглянуть в чугунок, посмотреть и поднять старый утюг. С экспонатами можно играть и, эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимали участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных детьми и родителями.

Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Музеи становятся интерактивными. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы - пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем. Дети с большим интересом слушают  рассказ  о мордовских костюмах, о свадебных обрядах, знакомятся с декором костюма, вышивкой. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства костюма с духовными традициями народа.

После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности украшают национальные костюмы, из пластилина лепят предметы быта, делятся впечатлениями не только между собой, но и с родителями. Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Литература

1. Бурляева О.В. и др. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск 2011.

2. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика: из опыта работы. М.: ТЦ «Сфера», 2006

3. Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998

4. Свешникова Е. Н. «Музей в детском саду: организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....