Консультация
консультация

Дёмина Ольга Васильевна

"Музейная педагогика , как инновационная  педагогическая технология  в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КАК ИННОВАЦИОННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого, предметом музейной педагогики является музейная коммуникация.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

 1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т.п.);

2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Первоначально причиной создания  мини – музея в МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» корпус №3, была территориальная удалённость от музеев города. К тому же, экскурсии по музею из-за большого количество экспонатов, информации, эмоционального перенасыщения могли сильно утомить ребёнка дошкольного возраста. И стало понятно, что  гораздо полезнее, когда музей сам приходит к ребёнку в гости.

Что такое мини-музей?

Часть слова “мини” в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А.М. Страунингом. Данный принцип легко и доступно изложен в стихотворной форме:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то – из чего-то,

Это Что-то – часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то…

Что-то ты теперь возьми,

И в музее рассмотри.

М.С. Гафитулин

В нашем детском саду создан мини – музей «Мордовская изба», целью которого является знакомство с культурой и бытом мордовского народа. Она предельно проста, расположение предметов  традиционно, как и весь уклад народной жизни, где каждой вещи – свое место, каждому делу - свой срок, старости – уважение и почет, младости – забота и ласка. В мини – музее можно посмотреть домашнюю и  кухонную утварь, орудия труда, старинную русскую одежду, народные художественные промыслы Мордовии, мордовские куклы разных национальностей. Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности. Наши дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины, познакомиться с национальной одеждой. Детям любопытно заглянуть в чугунок, посмотреть и поднять старый утюг. С экспонатами можно играть и, эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимали участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных детьми и родителями.

Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Музеи становятся интерактивными. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории народных промыслов, родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить беседы - пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем. Дети с большим интересом слушают  рассказ  о мордовских костюмах, о свадебных обрядах, знакомятся с декором костюма, вышивкой. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства костюма с духовными традициями народа.

После посещения музея дети в самостоятельной творческой деятельности украшают национальные костюмы, из пластилина лепят предметы быта, делятся впечатлениями не только между собой, но и с родителями. Знакомясь с народным искусством и наследием прошлого и настоящего, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности, так как сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Таким образом, мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми.

Литература

1. Бурляева О.В. и др. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск 2011.

2. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика: из опыта работы. М.: ТЦ «Сфера», 2006

3. Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 1998

4. Свешникова Е. Н. «Музей в детском саду: организация и планирование работы» /Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я» (№6, 2007)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...