Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры
методическая разработка

Перова Марина Анатольевна

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И ТРАДИЦИЯМИ НАРОДОВ СЕВЕРА – ХАНТЫ И МАНСИ

                                 

                                                                                   

Перова М.А., воспитатель

высшей квалификационной категории

                                                     

                                                 

                                         

                                                    пгт Пойковский 2017 г.

 

   Автор-составитель Перова Марина Анатольевна, воспитатель Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад «Солнышко»

                 

     Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальными особенностями и традициями народов Севера – ханты и манси является авторской. 

     Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, родителей.

                                                                                         

                                                     

                                                  Аннотация

     

      В методической разработке по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальными особенностями и традициями народов Севера – ханты и манси раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к воспитанию у детей дошкольного возраста патриотических чувств, любви к родному городу, краю, к формированию интереса к народному творчеству и национальным традициям  народов Югры, к культуре народов ханты и манси.

       Ведущая педагогическая идея методической разработки заключается в определении путей повышения эффективности процесса в ознакомлении дошкольников с родным краем через модульные занятия, познавательные вечера, совместные с родителями заседания клуба «Югорка».  

     Особое внимание уделено предметно-пространственной среде, включающей в себя такой центр активности как уголок родного края, опытно - экспериментальные уголки.

     Работа по ознакомления детей дошкольного возраста с национальными особенностями и традициями народов Севера – ханты и манси должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями.

         

                                                   Содержание

Введение………………………………………………………………………...5

1.Методическое обеспечение и практические рекомендации по созданию

предметно-развивающей среды………………………………………………9

2. Система работы по формированию у дошкольников знаний о

культуре, традициях народов Севера – ханты и манси…………………….10

3. Организация работы в мини-музее «Моя Югра»………………………...13

4. Организация кружка «Наш край»…………………………………………13

5. Организация «Познавательных вечеров» с использованием устного

 народного творчества………………………………………………………...14

6. Организация работы в уголке природы и опытно-экспериментальном

уголке………………………………………………………………………….15

7. Направления работы дошкольного учреждения по ознакомлению

дошкольников с традициями и культурой народов ханты и манси……….15

8. Диагностика уровня знаний и представлений детей дошкольного

возраста о культуре народов Севера – ханты и манси……………………...16

9. Взаимосвязь с родителями по формированию знаний дошкольников

о культуре и традициях народов ханты и манси……………………………20

Заключение……………………………………………………………………22

Литература

Приложения

                                                       

                                                     Введение

     

     Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе - множество заводов, фабрик. Другой - славен своими красивыми зданиями, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге. Большая сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и гордостью, рассказывает о красоте и богатстве родного края. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств  и активную позицию в этом вопросе должны занимать педагоги.  [1]

       Мы живем в Ханты- Мансийском автономном округе, коренные жители которого - ханты и манси. На общее развитие этих народностей, их национальный характер, особенности быта накладывает глубокий отпечаток как географическая среда, так и социальный строй. В условиях Севера, с его суровой природой и специфическими условиями быта и формами культуры местных народов, роль народной педагогики в воспитании подрастающего поколения особенно велика. Народная педагогика являет собой совокупность позитивных знаний о природе родного края, повадках животных и рыб, опыте трудовой деятельности в отраслях традиционного хозяйства, ориентации в повседневных бытовых ситуациях. Национальная культура малочисленных народов Севера, в частности ханты, может быть сохранена и продлена в веках в том случае, если формировать у подрастающего поколения интерес к культуре. Данный процесс не должен быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у детей, иначе  можно  потерять не только народные традиции, но и культуру.[6]            

     В дошкольных учреждениях Северного региона, в частности, в нашем округе, проводится мало работы по приобщению детей к культуре того народа, на территории которого проживаем, поверхностно знакомят детей с жизнью и бытом хантыйского народа, не разработаны программы, способствующие формированию интереса детей к национальной культуре ханты, нет методических пособий по проведению данных занятий. Если в некоторых образовательных учреждениях дается хантыйская тематика, то это происходит случайно, либо по необходимости, например,  к предстоящему юбилею или выставке  рисунков о родном крае с целью отчета. Систематической и последовательной работы не ведется. Если люди в ближайшем будущем не научатся жить в гармонии с традициями и культурным наследием народа, то они потеряют многие общечеловеческие ценности.[10]

     Дошкольное детство – важнейший самоценный период в становлении и развитии личности ребенка, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни, приобщение к миру культуры, общечеловеческим ценностям и традициям народа. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. [19]

     Поэтому именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа.  Использование с дошкольниками видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. К сожалению, следует констатировать, что содержание этнографического образования в детских садах практически не отражено. Поэтому тема  «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальными особенностями и традициями народов Севера - ханты и манси» становится актуальной. 

     Особо хочется отметить значение данной темы. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них  черты характера, которые помогут им стать достойными гражданами своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. [10]

     В последнее время, с введением ФГОС дошкольного образования, проводятся исследования по проблеме интеграции содержания образования в дошкольном учреждении, которые позволяют утверждать более широкие воспитательные возможности познавательной деятельности, находящейся в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферой жизнедеятельности детей. Главным действующим лицом образовательного процесса является ребенок, цель процесса локализуется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала.[11]

     Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса в ознакомлении дошкольников с родным краем через модульные занятия, познавательные вечера, совместные с родителями заседания клуба «Югорка».  

      Существует множество подходов в интеграции в образовательный процесс форм и методов  ознакомления детей дошкольного возраста с национальными особенностями и традициями народов Севера - ханты и манси, но для эффективной работы в данном направлении необходимо знать и учитывать  реальные условия, созданные в детском саду, осуществлять выбор форм, методов и средств обучения,   использовать формы организации деятельности в тесном взаимодействии с родителями.

     В процессе работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них представлений о традициях и особенностях народов  ханты и манси выявилось, что использование  модульных занятий, познавательных вечеров, совместных с родителями мероприятий не только не снижает уровень представлений  детей, но и повышает их, способствуя при этом активизации заинтересованности родителей.

     Новизна данного опыта заключается в комбинации элементов традиционных методик, в систематизации теоретических и методических знаний по данному направлению, интеграции данных знаний с многолетним практическим опытом и в формировании эффективной системы педагогической деятельности в дошкольном учреждении. В выборе новых форм интеграции в образовательный процесс технологии формирования представлений о родном крае у дошкольников.  Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека.
Предлагаемая нами методика работы с детьми построена так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о жизни, традициях народов Севера. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, связанного с экологическим образование, познавательным развитием детей.

          Опыт работы адресован для педагогов, родителей.

     Цель методической разработки – определение условий, необходимых для полноценного формирования у детей дошкольного возраста знаний о родном крае, в основу которых положен принцип этнопедагогики, в том числе знакомство с жизнью и бытом коренных народов Севера, проживающих в Ханты - Мансийском автономном округе.

     Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

  • формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
  • формирование представлений о Нижневартовске, как о родном городе;
  • овладение знаниями о родном крае на основе приобщения к культуре и традициям народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа;
  • формирование толерантного отношения к другой культуре, его представителям;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду;
  • формирование у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира Ханты-Мансийского автономного округа;
  • формирование представления о коренных жителях нашего края, о значении растительного  и животного мира в жизни и культуре народов Сибири;
  • обобщение знаний детей о своем городе, его истории, людях.

      Исходя из цели и задач, определилась следующая гипотеза: процесс формирования у дошкольников знаний о родном крае будет протекать более успешно при следующих условиях:  

  • создание предметно - пространственной среды в группе;
  • определение содержания социально - образовательной деятельности в группе и в дошкольном учреждении.

Прогнозируемый результат:

  • повышение уровня сформированности достоверных представлений о родном крае, культуре проживающих на территории Ханты – Мансийского автономного округа народов, их традициях;
  • повышение мотивации к изучению родного края.

     Особое внимание следует обратить на отбор  программного материала,  важное значение имеет выявление нравственного, познавательного содержания, разнообразной информации о народах Севера. Тематическая цельность разработки помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты дошкольников с национальными традициями и особенностями народов Севера, вызвать у них познавательный интерес к праздникам, связанным напрямую с природой Севера.

     Тематический план содержит примерный объем знаний и разделён по возрастным группам, годам обучения, что позволяет педагогам по своему усмотрению выстроить логику и структуру модульных занятий, мероприятий с родителями, познавательных вечеров.

     Отличительной особенностью методической разработки является деятельностный подход к воспитанию, обучению, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребёнок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность (занятия, сюжетно-ролевые  игры,  подвижные игры, мини-спектакли, наборы оригинальных творческих заданий и др.). Предложенный опыт  имеет еще одну особенность: все игры, занятия, совместная деятельность подчинены единой теме, независимо от вида деятельности. Методическая разработка  универсальна в том плане, что позволяет включать элементы разных  видов  деятельности детей для результативного процесса.

     Формами подведения итогов реализации данного опыта являются выставки (тематические, праздничные), соревнования, различные конкурсные мероприятия и др.

1. Методическое обеспечение   и практические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды

     Для эффективности работы по данному направлению необходимо прежде всего создать предметно-развивающую среду. Создание предметно-развивающей среды нужно вести в двух направлениях: среда дошкольного образовательного учреждении и среда группы.

     Для создания среды в дошкольном образовательном учреждении можно использовать физкультурный зал, где дети могут приходить с воспитателями и проводить занятия, игры, развлечения и т.д. На территории детского сада можно использовать спортивную площадку. Обязательно нужно сделать и использовать в своей работе информационные стенды для родителей.

     Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую дошкольников среду предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

     При создании развивающей среды в группах по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера - ханты и манси педагогу следует учитывать, что у дошкольников игры направлены на моделирование мира через последовательность сюжетных событий. Большое место в жизни  дошкольников занимает игра с мелкими игрушками, где ребенок  развертывает события, отождествляет себя с ними или дистанцируется от них. Игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета.   

     В зависимости от уровня игры детей воспитатель может подбирать  тематический материал, периодически заменяя его на новый (по мере исчерпывания интереса детей и в зависимости от пройденного материала). Материал, подобранный педагогом, должен соответствовать возрастным особенностям дошкольников, а также интересам мальчиков и девочек.

    Настольно-печатные игры (лото, пазлы, домино, разрезные картинки и т. д.), отвечающие тематике.

      В каждой возрастной группе должна быть создана специальная среда, где должны быть представлены дидактические, настольные игры, различные атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в организованной форме обучения, наборы иллюстраций, плакатов, знакомящие дошкольников с культурой, традициями народов Севера - ханты и манси.

     Детская художественная литература в книжном уголке. В качестве наглядного материала может выступать мультимедиа, фланелеграф, магнитная доска, панно с липучками. Приложение к данному материалу может быть разнообразным и использоваться ребенком в качестве самостоятельного моделирования при создании и обыгрывании различных ситуаций.

     Для занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера - ханты и манси воспитатели могут использовать технические средства обучения: мультимедиа, интерактивные доски, слайды, видеофильмы и др.  Ребенок усваивает сказанное быстрее, если его рассказ непосредственно связан с предметом, картинкой или действием, которое ребенок видит или самостоятельно выполняет.

      В наличии  должны быть такие наглядные пособия, как плакаты, иллюстрации по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера - ханты и манси и т.д.

      Воспитанники старших групп могут делают из бумаги, природного, бросового  материала подарки для детей младших групп, своих сестер и братьев.

      В каждой группе должна находиться  видеотека с диапозитивами, диафильмами и видеофильмами, аудиозаписи, а также детская художественная и методическая литература.

2. Система работы по формированию  у дошкольников знаний о культуре, традициях народов Севера - ханты и манси

     При планировании работы по ознакомлению дошкольников с культурой, традициями народов ханты и манси можно  использовать разные формы работы с детьми:

  • модульные занятия;
  • все виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, народные, настольно-печатные, речевые);
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • развлечения;
  • экскурсии по микрорайону,  на природу, по реке, в музеи города;
  • работа с детьми  в мини-музее национального быта дошкольного учреждения «Моя  Югра»;
  • выставки.

     Используя эти формы работы, был разработан перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с культурой, традициями народов ханты и манси (Приложение 1).

      Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о культуре, традициях народов ханты и манси. Содержание тем предусматривает их интегрирование в систему воспитательно - образовательной работы по программе «Детство».

     Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме. Итоги работы над темами можно представить  во время общих праздников, развлечений, экскурсий.

     Таким образом, при планировании работы сначала  нужно определить содержание, которое необходимо донести до детей – темы, затем определить цикличность занятий и составить перспективный план работы на год.

     Проблему формирования у дошкольников знаний о культуре, традициях народов ханты и манси невозможно решить без целенаправленной систематически спланированной деятельности педагога на длительный период. Работу можно провести по двум основным направлениям:

  • организация модульных занятий (Приложение 2): 

1 модуль: ознакомление с природой родного края;

2 модуль: ознакомление с бытом и жизнью коренных народов Севера; 3 модуль: ознакомление с традициями коренных народов Севера. Каждый модуль включает в себя по 3 занятия по данной теме.

     Познавательные вечера проводятся после проведения последнего занятия в модуле. Работа совместно с родителями включает в себя совместные с родителями и детьми  мероприятия, которые проводятся 1 раз в месяц. Итогом является: газета, выставка поделок, которые в последствии идут в мини - музей и др.

  • создание условий в группах детского сада по данной проблеме.

     Прежде, чем приступить к реализации работы по выбранной теме, нужно познакомиться  с этнографическим материалом по изучению культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа, в основе которого лежит ознакомление с народами Севера и их традициями, с историей родного города. Одна из них разработана В.И. Сподиной и направлена на изучение мировоззрения и мироощущения коренных малочисленных народов Севера. В.И. Сподина не только восполняет наши знания о культуре Северных  народов, она заставляет нас еще раз задуматься – а правильно ли мы живем, что оставим после себя своим потомкам: разоренную землю, воспоминания об ушедшей в небытие культуре? Ведь богатства нашей страны не настолько неисчерпаемы, чтобы служить нам вечно. Нужно беречь свою землю, как это делают Северные народы. Поэтому вопросу тематики, содержанию занятий нужно уделить особое внимание. Рекомендуется провести обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста по выявлению  знаний о родном крае и на основе данных сделать вывод о том, как сформированы представления дошкольников о природе края, богатейшем наследии народов Севера, их традициях.

     Устранить эту проблему можно, только приобщаясь к доступным и близким для ребенка истокам национальной культуры, окружающей природы. В связи с этим  нужно донести до сознания воспитанников, что они живут в России, а именно в той части страны, коренными жителями которой являются ханты и манси и что им необходимо знать о быте и культуре этих народов, хранить и уважать их традиции, беречь и любить природу Севера.    

     Сначала необходимо определить содержание, которое необходимо донести до детей – темы, затем определить цикличность модульных  занятий и составить перспективный план работы на год, начиная со среднего дошкольного возраста. Затем определить цель: разработать и адаптировать содержание модульных занятий в цикле «Ознакомление с окружающим» -  «Формирование знаний о родном крае», в которое вошли: «Природа края», «Коренные жители, быт», «Коренные жители, традиции».  Модуль может состоять из занятий, бесед, наблюдений в природе и др.

      Особое внимание нужно уделить предметно-пространственной среде, оказывающей развивающее воздействие на детей. Одним из важных свойств предметно-пространственной среды является вариативность, поэтому  нужно апробировать разные варианты, которые обеспечат занятость детей по интересам. Особой ценностью являются уголки в группах дошкольного учреждения  по нравственно - патриотическому воспитанию «Родной край», в котором могут быть предложены фотографии города, края, литература, иллюстрации, собраны экспонаты предметов быта, духовной культуры коренного населения края. Для того, чтобы организация работы с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась последовательно и регулярно, нужно обеспечить  интегрированный подход, включающий все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

     Еще одним из средств, помогающим оценить условия, необходимые для формирования знаний о родном крае, может быть анкета – опрос для детей «Где я живу?», которая позволит выявить знания детей о природе, коренных жителях, быте, труде людей, живущих в нашем округе. Это важно определить, потому что многие дети имеют недостаточно знаний о месте жительства и окружающем мире. Большую роль в ознакомлении детей с родным краем должна играть семья, так как родители являются основным проводником знаний, ценностей и отношений,  передаваемых от поколений к поколению и то,  как происходит общение родителей с детьми, во многом зависит от стиля воспитания, определяемого ценностями, предаваемыми от родителей к детям. Наряду с этим также нужно провести анкетирование  родителей, из которого можно узнать: знакомят ли они своих детей с окружающим миром, с краем, в котором они живут.      

               

           3. Организация работы в мини - музее «Моя Югра»

     Чтобы дети могли понять, в каком крае они живут, кто являются коренными жителями, необходимо воссоздать атмосферу национального быта. Для этого необходимо, чтобы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности,  имели определенный национальный колорит. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка, поэтому важно, чтобы дошкольников окружали предметы, характерные для быта народов ханты и манси, что  позволит детям в полной мере ощутить себя частью данного народа. Для этого нужно в дошкольном учреждении создать мини - музей «Моя Югра», в котором будут собраны предметы быта ханты и манси. В музее дети могут познакомиться не только с культурой и бытом северных народов, но и увидеть, в каких жилищах они живут, каковы основные промыслы этих народов.

     При знакомстве с предметами быта, их названиями, назначением педагог подчеркивает историческую преемственность с современными аналогами. Дети с удивлением узнают, что все предметы  имеют духовную направленность, так как узоры, выполненные на каком- либо предмете, имеют свое обоснование. Например, узор «Глухарка» наносился на колыбель, чтобы охранять душу ребенка, пока он спит, на игольницы и покрышки берестяных коробочек наносили орнамент, изображающий солнце, так как солнце воспринималось как божество, надежный источник тепла и света Хати ангки - мать Солнце. Также дети с удовольствием рассматривают игрушки - куклы Акань и Пакы.

     Таким образом, рассматривая экспонаты в мини - музее «Моя Югра», дети не только знакомятся с бытом северных народов, но и переносятся в прошлое этих удивительных людей.

4.  Организация кружка «Наш Край»

     Так как народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства, рекомендуется в дошкольном учреждении организовать кружок «Наш край», где дети будут учиться делать поделки из различного природного и бросового материала, лепить из теста и выполнять игрушки по типу «оригами». Такая деятельность развивает у детей творческие способности, учит видеть красоту окружающего мира. Природный материал - сам по себе «кладовая» для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного и заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков.

5. Организация «Познавательных вечеров» с использованием устного народного творчества

      Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор - устное народное творчество, существующее в форме сказок, легенд, пословиц, загадок. В них отразились черты народа, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

     В миропонимании народа ханты - сказка и песня обладали такой силой, что могли занести героя в недоступные для человека места. Сказки отождествлялись с самой жизнью героя. В мифах отражено деление на небо, землю и подземный мир. Солнце в хантыйской мифологии - это женщина, а Луна - мужчина. Исполнение ритуальной песни было существенной частью многих обрядов. Медвежий праздник - один из наиболее ярких праздников у народов ханты. Медведь в миропонимании ханты - это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Как следует из рассказов охотников и многочисленных описаний, отправляясь за медведем, охотники проходили обрядовое очищение с произнесением соответствующих заговорных текстов. В честь медведя ханты устраивают обрядовый праздник. Многообразие фольклорных форм народов ханты и манси обусловлено тем, что до 30-х годов прошлого столетия у них не было письменности и история народа, его прошлое передавались в веках, из поколения в поколение, в устной форме.

     Слушая сказку, дети перевоплощаются в сказочных героев, следуют за ними и тем самым познают мир, взаимоотношения людей, учатся преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, борются за справедливость, верят в силу любви и добра.  Заметили, что очень важно сказку не просто читать, а использовать мимику и жесты, тем самым восприятие происходящего действия, сюжета происходит более убедительно и ярко. Организация работы носит развивающий характер тогда, когда встречается что-либо новое, в том числе новые слова, например: чум, облас, чувал, лабаз. Дошкольникам обязательно дается не только пояснение, но их также знакомят с их изображением или музейным экспонатом.

     Развивая и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. В них сконцентрировалась народная мудрость.

     Важным компонентом народной педагогики является народная игра. Игры детей народов Севера (Приложение 4), как и у всякого другого народа, направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций и обрядов своего народа, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей народов Севера представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Народные игры народов ханты и манси имеют производственную направленность и носят сезонный характер. Игра почти всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Наступает охотничий период – взрослые готовятся к охоте – детские игры отображают это событие. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.

6. Организация работы в уголке природы и опытно-экспериментальном уголке

     Для развития познавательной активности детей в группах дошкольного учреждения должны быть опытно - экспериментальные уголки. Разнообразные комнатные растения, находящиеся в уголке природы, способствуют воспитанию у дошкольников единства с природой.

     Таким образом, на примере местной сибирской культуры, показываем дошкольникам возможность гармоничного существования человека в природе.

         

7. Направления работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с традициями и культурой народов ханты и манси

     Для эффективной реализации содержания учебного курса по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов ханты и манси при организации педагогического процесса в дошкольном учреждении  необходимо  работать в следующих направлениях:

  1. Информационно-печатное направление (осуществляется заведующим, заместителем заведующего по воспитательной и методической работе, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями):
  • подготовка нормативных документов (приказы, учебная программа, годовой план, совместный план с музеем, план работы с родителями);
  • разработка методики диагностирования знаний, умений и навыков обучаемых;
  • планирование деятельности воспитателей (рекомендации, консультации для воспитателей по организации учебно-воспитательного процесса, проведение круглых столов, семинаров, мастер-классов и т.д.);
  • разработка рекомендаций, памяток для родителей.

      2. Распространение информации (осуществляется воспитателями):

  • организация учебно-воспитательной работы;
  • размножение и распространение печатной информации для родителей;
  • организация совместных мероприятий с воспитанниками и их родителями.

     Работа с детьми по ознакомлению детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов ханты и манси должна вестись поэтапно.

Первый этап работы – это диагностика -  уточнение представлений детей о культуре и традициях народов ханты и манси.  Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.

      Второй этап  расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о культуре и традициях народов ханты и манси через различные формы работы: модульные занятия, беседы с детьми, заучивание стихов, правил различных игр, познавательных вечеров.

      Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к культуре и традициям народов ханты и манси  с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, использование публикаций в периодической печати, игры- драматизации, творческие игры,  наблюдения, просмотр видеофильмов по данной тематике, организация тематических конкурсов.

      Четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности. Ребята принимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. Задача педагога: формировать в подрастающем человеке готовность отвечать за свои поступки.

8. Диагностика уровня знаний и представлений детей дошкольного возраста о культуре народов Севера – ханты и манси

Мониторинг по методике  Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой, Е.Г.Юдиной «Культура и традиции народов Севера». [17], [18]                        

     Изучив методики Н.Г. Комратовой, Л.Ф. Грибовой, Е.Г. Юдиной,  можно выделить следующие критерии сформированности знаний и представлений о культуре народа ханты:

  • знание атмосферы национального быта ханты;
  • знание хантыйских верований и мифологических представлений;
  • знание произведений фольклора;
  • знание особенностей постройки жилища.

Задание 1. Беседа по вопросам (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знаний и представлений  детей о бытовой культуре народа ханты.

Инструктаж к выполнению: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

  • Кто такие ханты?
  •  Где живут ханты?
  • Как называется жилище хантов?
  • Какими традиционными занятиями они, как и другие северные народы, занимаются?
  • Какая кухонная посуда есть у хантов?
  • Что они употребляют в пищу?
  • Какую одежду они носят?
  • Из чего изготовлена их одежда и обувь?
  • Что означают вышитые на одежде орнаменты?
  • Что символизируют рисунки на обуви?

Высокий уровень. Ребенок легко и правильно отвечает на задаваемые вопросы; самостоятельно и интересно рассказывает о том, чем занимаются ханты, чем питаются; при ответах на вопросы демонстрирует знания из истории о хантыйском народе, проявляет сообразительность в ответах,  касающихся одежды.

Средний уровень. Ребенок, в основном, отвечает на поставленные вопросы правильно, самостоятельно, но иногда отвечает с помощью педагога; старается продемонстрировать знания о том, где живут, что едят, как и во что одеваются ханты.

Низкий уровень. Ребенок допускает в ответах на вопросы ошибки; на некоторые вопросы не может дать ответ самостоятельно, без помощи педагога; испытывает затруднения при ответах на вопросы о роде занятий, об изготовлении одежды и обуви.

Задание 2. Знание хантыйских верований, мифологических представлений и обрядов (проводится так же,  как и первое, индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знаний детей о верованиях, мифологических представлениях и обрядах хантыйского народа.

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши или фломастеры.

Инструктаж к проведению: ребенку нужно нарисовать на листе бумаги сценку из хантыйских мифов с животным, которого больше всех они почитают.

После того, как ребенок нарисует, педагог задает несколько вопросов:

  • Почему медведь занимает центральное место в хантыйских обрядах, верованиях, изобразительном искусстве?
  • Какое праздничное гуляние с песнями, танцами, переодеваниями длится у хантов целую неделю?
  • Что такое «культовое место»?
  • Каких животных ещё почитают ханты?
  • Какие национальные праздники они отмечают?

Данное задание оценивается  по трем уровням.

Высокий уровень. Ребенок быстро, без раздумий нарисовал сценку из хантыйского мифа, изобразив на ней животного (медведя), которого они больше всех почитают; смог точно рассказать содержание мифа; в процессе выполнения задания ребенок продемонстрировал свои творческие способности - умение рисовать; легко и с интересом отвечал на заданные вопросы.

Средний уровень. Ребенок с незначительной помощью педагога нарисовал сценку из хантыйского мифа, изобразив на ней самого почитаемого животного; при рисовании сценки частично смог передать особенности содержания мифа; при ответах на вопросы педагога испытывал некоторые затруднения, сомневался, хотя отвечал с интересом и большим желанием.

Низкий уровень. Ребенок не смог нарисовать сценку из мифологии хантов или нарисовал очень плохо; не в состоянии самостоятельно рассказать миф и проявить творческие способности при изображении героев сценки; даже с помощью педагога ребенок испытывает затруднения при ответах на вопросы, касающиеся верований.

Задание 3. Знание произведений хантыйского фольклора (сказок)

Цель: определить уровень знаний хантыйских сказок.

Оборудование: цветные иллюстрации к сказкам.

Инструктаж: ребятам необходимо по представленным иллюстрациям рассказать сказку о хозяине тундры (о мудрой росомахе, хитрой лисице).

Оценка результатов деятельности детей проводится также по уровням.

Высокий уровень. Ребята рассказывают сказку очень подробно, эмоционально описывая мелкие детали героев и самого действия; большое внимание уделяют описанию природы, месту, которое она занимает в сказке; говорят о содержании народной мудрости в сказке.

Средний уровень. Ребята рассказывают сказку не совсем подробно, иногда допускают ошибки при изложении сюжета; не всегда эмоционально и содержательно описывают героев, красоту природы; с помощью педагога делают вывод о морали сказки.

Низкий уровень. Ребята при рассказывании сказки сбиваются в передаче сюжетной линии, хотя педагог оказывает помощь в изложении содержания; допускают путаницу в описании героев, природы; даже с помощью педагога не могут сделать заключение о том, в чем кроется поучительный смысл хантыйской сказки.

Задание 4. Знание разных видов жилищ, в которых проживает народ ханты.

Цель: определить уровень знаний детей о видах хантыйских жилищ.

Оборудование: пластилин или цветная глина, картонная подставка.

Инструктаж: педагог дает задание детям слепить из пластилина или цветной глины жилища, в которых в разное время года проживают ханты.

После того, как поделки готовы, необходимо задать ребятам несколько уточняющих вопросов:

  • Почему у хантов существуют разные виды жилищ?
  •  Как называются хантыйские летние и зимние дома?
  • Из какого материала ханты строят свои жилища?
  • Есть ли комнаты внутри жилищ?
  • Какая мебель имеется в жилищах?

Оценка результатов деятельности детей:

Высокий уровень. Дети быстро и легко приступили к «сооружению» хантыйских жилищ; смогли максимально передать особенности национального оформления жилищ как снаружи, так и внутри; ответы дают быстро и правильно; при ответах на вопросы проявляют фантазию и эрудицию.

Средний уровень. Дети сначала настроились, собрались, потом приступили к «сооружению» хантыйских жилищ; сами смогли назвать отличительные характеристики постройки жилищ; испытывали некоторые затруднения при ответах на задаваемые вопросы педагога.

Низкий уровень. Дети очень долго и медленно собирались «возводить» свои постройки; допустили серьезные ошибки в плане внешнего оформления жилища; не смогли ответить на заданные педагогом вопросы, хотя он помогал, задавая наводящие вопросы; ответы ребят, были немногословны.

9. Взаимосвязь с родителями по формированию знаний дошкольников о культуре и традициях народов ханты и манси

     Основное внимание педагогов уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальной культуре должно, прежде всего, закладываться в семье. В ней ребенок впервые знакомится с образцами языковой культуры, с традициями национального семейного воспитания. От своих родителей, бабушек и дедушек он учится бережно относиться к историческому прошлому народа, они приучают ребенка видеть прекрасное и в природе, и в быту. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

     Возможны разнообразные формы взаимодействия с родителями, но наиболее эффективной является клубная работа в детско-родительском клубе «Югорка». 

     Начало работы с родителями клуба – проведение  анкетирования с целью изучения состояния работы в семье по формированию знаний о культуре и традициях народов Севера. В анкету нужно  включить вопросы,  касающиеся знаний родителей о культуре, быте, обычаях народов ханты. По результатам анализа анкет сделать   выводы: сколько родителей приобщают своих детей к культуре народов ханты,  дают элементарные знания об их культуре и традициях. Проанализировав данные анкет родителей, полученные в вашем  дошкольном учреждении, скорее всего, придете  к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образование, уровень знаний  о культуре и традициях народов ханты большинства из них невысок.

На основании данного анкетирования разработаны формы работы с родителями по формированию у детей знаний о культуре и традициях народов ханты:

  • ознакомление родителей с работой детского сада по формированию знаний детей о культуре, обычаях, фольклоре народов ханты;
  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, конкурсы, различные общие мероприятия);
  • информация в «Уголках родителей»;
  • разработка цикла консультаций для родителей;
  • совместные с родителями мероприятия;
  • семейные викторины «Знаешь ли ты?»;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений;
  • совместное творчество родителей и детей (выставки детских рисунков, поделок);
  • коллекция  игр ханты и манси (этими играми родители могут пользоваться для занятий с детьми в выходные дни) (Приложение 4);
  • информационные бюллетени;
  • природоохранные акции;
  • просмотр телепередач;
  • совместные прогулки, экскурсии;
  • создание мини-библиотеки;
  • фотоальбомы, фотовыставки;
  • конкурсы поделок и рисунков;
  • День открытых дверей;
  • сбор экспонатов для мини-музея «Моя Югра».

         В работе с родителями нужно больше внимания уделять индивидуальным формам работы, подготовить  консультации:

  • «Культура народов ханты»,
  • «Приобщение детей к культуре и традициям народов ханты»,
  • «Жилища народов Севера»,
  • «Произведения хантыйского фольклора»,
  • «Национальные праздники ханты»,
  • «Орнаменты на одежде ханты» и др.

     Проводимая работа повышает уровень родительской компетентности, помогает лучше понять своего ребенка, осознать мотивы и ценности воспитания знаний о культуре и обычаях ханты.

     Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный план работы детско-родительского клуба «Югорка» (Приложение 3), подбирается  и систематизируется художественная литература для дошкольников, проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары- практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материалы для работы с родителями и детьми. На заседаниях «круглого стола» обсуждаются вопросы совершенствования педагогического мастерства.

           «Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе», - это высказывание  В.А. Сухомлинского остается актуальным по сей день. Поэтому педагогам следует уделять значительное внимание работе с родителями.

                                                  Заключение

     

     Чтобы у дошкольников сформировать знания о родном крае, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры, учить осознавать разнообразие связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

     Взаимодействие человека с природой в условиях родного края определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. К ним относятся: природа, население, история, искусство края. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения.  Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества.

     Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные  нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.

     Следует отметить, что если систематически, последовательно, планомерно осуществлять знакомство с родным краем, то можно достичь положительной динамики в  развитии детей. Эта динамика прослеживается в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов ханты и манси.

     Дети, которые наиболее полно и глубоко заинтересованы и осведомлены о культуре и жизни народов  ханты и манси, а также природе родного края, могут быть выбраны экскурсоводами и ознакомить детей других групп с мини-музеем дошкольного учреждения. Это позволит закрепить представления о культуре коренных народов Севера и создаст возможность детям выражать свои чувства и эмоции, показать сформированные представления и умение передать их другому человеку.

     

Практическая значимость работы  заключается в следующем:

  • в ней описаны практически отработанные формы интеграции в образовательный процесс в рамках формирования у детей представлений о традициях и жизни народов севера;
  • реализован на практике механизм взаимодействия с родителями, определены формы и методы работы с детьми;
  • даны подробные рекомендации по организации  предметно - развивающей среды в указанном направлении работы.

Личный вклад автора: в данной разработке на основе пятилетнего опыта систематизированы формы, методы и приемы, направленные на формирование у детей представлений о национальных особенностях и традициях народов Севера, раскрыта необходимость использования модульных занятий, познавательных вечеров, мероприятий  с родителями в рамках работы родительского клуба.

 

                                           

                                      Список литературы

  1. Воспитание у детей любви к родному краю.//Алексеенко Е.Ю. Электронный ресурс [http://virtualtaganrog.ru/maps/events/vospitanie-u-detei-lyubvi-k-rodnomu-krayu.html]
  2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
  3. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
  4. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
  5. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
  6. Музей в детском саду - социально значимый проект//Щербинина И.В.  Электронный ресурс [https://solncesvet.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D1%8F-%D1%8E%D0%B3%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%83-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB/]  
  7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
  8. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  9. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
  10. Программа «Наследие Югры» //Литвиненко Е.В. Электронный ресурс [http://dckv29.ucoz.ru/banner/programma/programma_nasledie_jugry.pdf]
  11. Программа Музыка и творчество// Попцова Р.В.  Электронный ресурс [http://pandia.ru/text/78/109/8923.php]
  12. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
  13. С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
  14. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007
  15. Формирование у детей патриотизма через ознакомление с родным краем// Лохман А.В. Электронный ресурс [https://dohcolonoc.ru/stati/11296-formirovanie-u-detej-patriotizma.html]
  16. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
  17. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Растим патриотов России»).
  18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. (Серия «Растим патриотов России»).
  19.  Лихачев Д.С. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М., 2005.