Игры Хантов и Манси
картотека

Игры Хантов и Манси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_hantov_i_mansi.docx396.28 КБ

Предварительный просмотр:

http://eleklim.ucoz.ru/_pu/0/s17784417.jpg «Ларынщуп» – «Юла», «Тухланларынщуп» – «Летающая вертушка»

Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.

Эти игры сделаны по типу лучкового сверла или самострела. Это традиционные орудия промысла народа ханты, только в уменьшенном виде, как и все игрушки Северных детей. Играя в разнообразные ветряные игрушки, ребёнок развивал мышцы пальцев, смекалку, навыки традиционного промысла.
Игра в «Юлу» проводилась на ровной поверхности – на столе или на полу. Количество игроков – произвольное. Задача игры – вращая, перемещать юлу вдоль лежащей иглы – туда и обратно – или двигаться зигзагом. Выигрывал тот, кто двигался больше всех.

«Нумстыюнтупсэт» – головоломки

Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. …

Издревле ханты ведут кочевой образ жизни, поэтому, переезжая с места на место, они вынуждены оставлять свои постройки: избушки, лабазы, запоры и др. Для того, чтобы лесные звери не разворошили стойбище, хозяева закрывали свои постройки на замок. В далёкие времена у хантов не было заводских замков, поэтому мужчины придумывали свои замки. До наших дне они дошли как головоломки «Из шести палочек» – «Хот юхупюнтупсы» и головоломка «Из девяти палочек» – «Яртьянцюхупюнтупсы», которые нужно собрать так, чтобы они приняли форму кубика и при этом не рассыпались.

«Веет лов тын юх» – «Палочка стоимостью пяти лошадей»

Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. ..

Существует легенда о том, как старый охотник загадал головоломную загадку из палочки с кольцами русскому купцу, который приехал на рынок менять свой товар на пушнину. Купец разгадывал головоломку три дня, но так и не разгадал. Придя к охотнику, купец попросил раскрыть секрет этой головоломки. Старый охотник согласился раскрыть секрет, но только в обмен на пять лошадей. Купец отдал ему пять лошадей и с тех пор эта головоломка называется «Палочка стоимостью пяти лошадей».
Задача этой головоломки – перегнать кольца на другую сторону через центральный узел, не развязывая крайних узлов.

Спортивные игры хантов и манси

Традиционные спортивные игры детей хантов не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.

Весь уклад хантыйской или мансийской семьи определялся основным занятием отца – охотой, рыболовством и оленеводством. Одним из главных средств воспитания детей является игра, она отражает действительность. Игры детей ханты и манси, направлены на познание окружающей действительности, усвоения обычаев, традиций и обрядов. А также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей не только развивают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Детям с малых лет внушается, что в лесу нельзя быть никому обузой.
Игры детям открывают красоту и богатство природы, воспитывают бережное отношение к лесам, водоемам, живым существам. Игры детей в основном проходят в лесу. Игра практически всегда имитирует промысловую и бытовую деятельность взрослых. Прежде всего, это стрельба в цель из лука. Для игры в охотников используются также старые ловушки, капканы, черканы, небольшие слопцы, петли. Эти игры направлены на развитие физических качеств.
Младшие дети играют в прятки. Зимой дети роют ходы и прячутся в них. Такие игры развивают ловкость, находчивость, быстроту реакции. Прыгают через обласы, нарты, а также с шестом в высоту. Дети принимали участие в состязаниях с взрослыми: в беге на лыжах, скоростной езде на обласах, разных видах борьбы, перетягивание веревки или палки, стрельбы из лука и ружья.
Стрельба из лука
Дерево с широкой кроной (сосна). Один из игроков стрелял в крону дерева так, чтобы стрела застряла в ветвях. После этого участники игры по очереди старались выстрелами сбить эту стрелу на землю. Побеждал тот игрок, который первым сбивал стрелу.
Игра развивала силу рук, ловкость, глазомер, воспитывала выдержку и настойчивость.
Прыжки на одной ноге
Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.
Игра способствовала выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.
Прыжки на двух ногах
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. По команде судьи начинали прыжки, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь также на две ноги, стоящие на ширине плеч.. Игрок, достигший финиша первым становился победителем. Прыгучесть, сила ног и спины, быстрота, ловкость.
Заячьи следы
Летом – на песке, зимой – на снегу.
Перед игрой на снегу иди на песке делали отметки, обозначающие следы зайца, расстояние между которыми зависело от пола, возраста и физической подготовки играющих.
Один из игроков становился в первый «след зайца», т.е. принимал исходное положение – стоя, ноги врозь. Затем он оттолкнувшись двумя ногами, должен был точно приземлиться в следующий след, но уже на одну ногу, далее надо было оттолкнуться этой ногой и приземлиться на обе ноги в следующий след и т.д. Победителем становился тот, кто точнее всех прыгал по «заячьим» следам.
Часто эту игру усложняли: увеличивали расстояние между следами, запутывали их, изменяя направление и т.д. Игра способствовала развитию силы ног, прыгучести, координации движений, ловкости.
Игра с кольцами – Кусангюх
Кол-во игроков – 6-8 человек. Для игры каждый ее участник из веток тальника толщиной примерно 1 см. делал 5-6 колец диаметров 15 см. и палку-кол длиной 90 см., толщиной 2-3 см (для нее использовались ветки сухостоя). Игроки вбивали свои колья на расстоянии 2-3 м. от общей линии броска.
Затем они становились у линии напротив своих кольев, держа в руках кольца, и начинали набрасывать их по одному на колья. Кто больше набросил колец на свой кол, тот становился победителем и считался самым метким и ловким игроком. В игре вырабатывались глазомер, точность броска, ловкость.
Борьба «Хон» (Ямгорт)
Две команды. Выбирали самого ловкого и сильного, которого называли хон.
Борцы разбивались попарно и становились напротив друг друга. Первыми начинались бороться самые младшие и слабые. Чтобы победить соперника необходимо было припечатать его спиной к земле. Тот, кто выигрывал поединок, получал одно очко. Далее таким же образом боролись следующие пары, и в самую последнюю очередь – «князья». В конце подсчитывались очки. Во время борьбы запрещалось ставить подножки.
«Хон-ики» (Овгортский вариант борьбы)
Князь не участвовал, а следил за соблюдением правил борьбы. Самые младшие состязались первыми. Победитель из первой пары боролся затем с победителем из второй пары и т.д. до последнего борца. Если же он проигрывал победителю из второй пары, то в борьбу вступал борец из его же команды, из второй пары, т.е. в этом варианте один борец мог победить всю команду противника.
Ванзеватский вариант борьбы
Перед состязанием «князь»- «хон». Две команды. Один из борцов обращался к князю со словам: Хон нянь вохс, хон сулвохс (Князь хлеб просил, князь соль просил). «Князь отвечает: «Нянь вюя, сулвюя» (Хлеб бери, соль бери). После этого начиналась борьба. Правила были такие: боролись в охотничьих поясах, можно было применять подножки и броски. Цель поединка – свалить противника на землю так, чтобы он коснулся ее лопатками.
«Кольм» (ваховские ханты)
На расстоянии 10 метров две параллельные черты. Играющие делились на две команды. Борцы вставали попарно между этими линиями. По команде судьи соперники сходились и начинали борьбу: каждый старался обхватить своего напарника, поднять и перенести или перетащить за свою черту. Команда, перетянувшая на свою сторону больше игроков – побеждала.
Вариант сургутскиххантов
Перед состязанием выбиралось пять сильных мужчин.
С этими пятью борцами вступали поочередно в борьбу все участники медвежьих игрищ. В случае поражения кого-либо из сильной пятерки (кроме самого сильно) он выбывал из игры. Во время борьбы разрешалось применять любые приемы (даже болевые). Цель этого состязания победить самого сильно борца.
Борьба ногами лежа на спине (сургутские, казымские ханты)
Соперники ложились рядом на спину головами в разные стороны, захватив друг друга соприкасающимися локтями, сцепляли пальцы рук на груда. Каждый поднимал одну ногу вверх ближайшей к сопернику стороны и выполнялся захват ногами. Вторая нога должна была лежать прямо на земле (на полу). Во время борьбы соперники старались выпрямленной вверх ногой перевернуть друг друга. При этом расцеплять пальцы рук запрещалось.
Другой вариант
Также ложились, захватывали друг друга руками, а другую руку вытягивали вдоль туловища. Затем они сцепляли поднятые вверх как в предыдущем варианте ноги, второй ногой упирались пятками в пол (землю). По команде соперники старались перевернуть друг друга через голову.
Перетягивание палки «Талтыюх»
Два игрока садились на пол или землюнапротив друг друга и ,вытянув ноги вперед, упирались друг в друга ступнями ног, а руками брались за палку. По команде судьи игроки начинали тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдерживал борьбы и расцеплял пальцы, то он считался побежденным. Победитель состязался со следующим игроком. Состязание продолжалось до выявления победителя среди всех его участников.
Казымскийвараинт: коллективная игра
Между игроками, держащими палку, проводили черту. За ними выстраивались остальные игроки, обхватив друг друга за талию. По сигналу судьи команды начинали состязание, цель которого была перетянуть впереди стоящего игрока за черту на свою сторону.
Перетягивание веревки (сургутский вариант)
Для игры использовалась веревка длиной 1,5 – 2 метра, толщиной 2-3 см.
Соперники, сев на пол (землю) упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног. Каждый из них наматывал на одну руку веревку. По команде они начинали тянуть веревку так, чтобы оторвать от пола (земли) соперника. Блестящей победой считалось перебросить соперника через себя. С победителем садился состязаться следующий игрок.
В другом варианте один игрок состязался сразу с двумя-тремя игроками.
«Талтыкел» (казымские ханты)
Два игрока садились на землю (пол) и упирались друг в друга ступнями прямых ног. Остальные игроки садились за ними на колени друг за дружкой. Затем все игроки обеих команд брались за веревку. По сигналу, игроки начинали тянуть веревку на себя. Состязание продолжалось до тех пор, пока кто-то из впереди сидящих игроков не вставал, потянув за собой остальных.
Ваховский вариант
Два игрока вставали напротив друг друга, упирались одной ногой в брусок, лежащий между ними, и брались руками за веревку. По команде старшего или одного из соперников игроки начинали тянуть веревку на себя, стараясь перетянуть на свою сторону друг друга. Победитель состязался со следующим игроком. Лучшим признавался тот, кто перетянул большее количество игроков.
Другой вариант:
Два игрока против двоих. Первый наматывал веревку на руку, а второй перекидывал ее через плечо.
«Выдра» (Казым) – перетягивание ремня, надетого на шею
Два соперника вставали друг против друга на четвереньки. Им на шею надевали ремень и они пытались сдвинуть друг друга с места.
Другой вариант: (Казым)
Для игры брали ремень из оленьей упряжки длиной 2 метра. Два игрока садились и упирались друг в друга ступнями выпрямленных ног, надевали на шею ремень и по команде начинали тянуть ремень каждый на себя, стараясь оторвать соперника от земли (пола). Если удавалось это сделать, на место побежденного садился другой игрок. Побеждал тот, кто поочередно перетянул всех участников игры.
Следующий вариант:
Вставали на четвереньки напротив друг друга и старались перетянуть соперника за черту, проведенную между ними.
Перетягивание пальцами
Доска длиной 1,5-2 метра, шириной 35-40 см., толщиной 2-3 см.
Два игрока садились напротив друг друга, упирались ступнями выпрямленных ног в доску и сцеплялись большими пальцами рук. По команде они начинали тянуть друг на друга так, что соперник оторвался от пола (земли). Если кто-то из игроков не выдерживал и отцеплял палец, он считался побежденным. Затем победитель состязался со следующим из участников игры. (Можно поочередно всеми пальцами)
Другой вариант (Казым).
Веревочная петля длиной 50-70 см.
Два игрока садились и упирались друг в друга прямыми ногами, ступня в ступню. Затем они брались за веревочную петлю, натягивали ее и по сигналу начинали тянуть петлю на себя, стараясь поднять соперника с пола (земли). Игрок, выпустивший петлю, проигрывал, а с победителем состязался следующий игрок.

Игра в палочки «Щёл»

Игра «щёл» (деревянные палочки) рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.

Игра «щёл» рассчитана на людей разного возраста. В нее могут играть как дети (от 2-3 лет), так и взрослые. Есть несколько вариантов этой игры, которые формируют те или иные способности.
Для самых маленьких 2 варианта «Лебедя».
Игра хутанг ‘лебедь’.
В неё играют дети дошкольного возраста. Ведущий – взрослый из палочек выкладывает фигуру лебедя: две палочки – голова, одна – шея, три – туловище, по пять – крылья, четыре – хвост. Дети должны запечатлеть эту фигуру. Затем они отворачиваются, в это время ведущий убирает одну из палочек. Дети должны увидеть, какой из палочек не достаёт, и назвать эту часть тела птицы. В зависимости от возраста и способностей детей, ведущий может усложнять игру. Так, из фигуры лебедя убирается палочка, например, на крыле из пяти изымается одна, оставшиеся четыре раздвигаются так, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Данная игра направлена на развитие внимательности, кроме того, обучает детей счёту.
Игра «Торэх» – Журавль. (Сургутские ханты)
Количество игроков от 2 до 6 человек. Палочки раскладываются в виде птицы – журавля (лебедя). 3 палочки – голова, 2 палочки – туловище, 5 палочек – крылья, по 3 палочки – ноги, 4 палочки – хвост. Игроки сидят спиной к выложенной фигуре, ведущий убирает палочку из какой-либо части «лебедя» и задает игрокам вопрос: «Я убрал 1 палочку из головы (с шеи, из хвоста, с туловища и т.д.), сколько там осталось палочек?».
Игра в «щёл» на ловкость.
В неё играет несколько детей по очереди. Ребёнок, за которым в настоящее время ход игры, все палочки кладёт на ладонь, затем движением руки снизу вверх он их подбрасывает, за период времени пока палочки находятся в воздухе, игрок должен перевернуть руку тыльной стороной вверх и поймать палочки этой стороной руки. Затем движением снизу вверх палочки вновь подбрасываются, но уже с тыльной стороны руки, снова рука переворачивается, и ребёнок должен поймать их в ладонь. Если игрок ловит нечётное количество палочек, то одну забирает себе и ход остаётся за ним. Если в ладони оказалось чётное количество – ход переходит другому. Цель игры заключается в том, кто из игроков наберёт наибольшее количество палочек. Когда остаётся последняя палочка вначале ребенок, за которым ход игры, должен проиграть с неё так же, как описано ранее.
Затем характер игры меняется. Поочерёдно палочка кладётся на два соседних пальца. После этого подкидывается и ловится между этими же пальцами. Первоначально играют большой и указательный пальцы, затем указательный и средний и т.д. В случае, если ребенок справился с этой задачей, то он должен то же самое выполнить в обратном направлении. Сначала играют мизинец и безымянный пальцы, затем безымянный и средний и т.д. Цикл этапа игры с одной палочкой должен быть проведен от начала до конца. Как правило, мало кому удается выполнить описанное выше требование игры с первого раза. Тогда ход игры переходит к следующему играющему.
Игра в «щёл» на осторожность.
В неё так же играют несколько детей по очереди. Один из игроков берёт все палочки в руку, ставит их вертикально на какое-либо основание. Нижнюю часть пучка несколько раздвигает, получается фигура в форме чума. После этого ведущий игрок резко разжимает руку, палочки в беспорядке падают одна на другую. Ребёнок за которым ход игры, должен из этого вороха, очень осторожно, вытянуть одну палочку, но так, чтобы не потревожить остальные. Другие дети внимательно наблюдают за ним. Если игроку удалось соблюсти правила игры, то ход остаётся за ним. В случае, если какая-либо палочка, кроме той, которую вытягивает игрок, была потревожена, то ход игры переходит к другому. Конечная цель игры – набрать максимальное количество палочек.
Игра в «щел» на осторожность и игра в «щел» на ловкость имеют одинаковое окончание. У каждого игрока набралось определенное количество палочек. Согласно традиции, пересчет их количества не ведется, тем не менее имеется способ выявления наиболее ловкого или осторожного. Это выполняется следующим образом. Каждый игрок по очереди кладет по одной палочке на игральную площадку, при этом выстраивается фигура чума. Когда у одного из игравших заканчиваются палочки, остальные игроки пересчитывают оставшиеся у себя палочки. Затем, в зависимости от их количества ставятся соответствующее число щелчков проигравшему.
Функции и назначение игры «щёл».
Одна из функций игры – символическая. Так, в игре «щёл» требуется отчет палочек парами. При этом, пара и единичность имеют различные знаковые значения. Парное количество палочек – игрок прекращает игру. То есть, парность – означает достаточность, полноту, цельность. Непарное количество палочек – во-первых, игрок приобретает дополнительное очко (палочку), во-вторых, может продолжить игру. Таким образом, за непарностью закреплено значение – прибыль, достаток, а также неполнота.
Вторая функция игры – развитие мелкой моторики рук, пальцев, их ловкости. В традиционной культуре хантов это необходимо было для освоения различных видов промысла. (Для девочек – плетение из бисера, шитьё.Для мальчиков – тиснение из бересты, вырезывание орнаментов по дереву строгание.). Кроме того, развитие мелкой моторики у детей влияет на развитие их мыслительных и познавательных процессов в дальнейшем.
Третья функция игры – в развитии чувства группирования объектов и определение их количества. Сортировка игральных палочек, с одной стороны, по парам, а с другой – по одной формирует способность различения чётного и нечётного состава числа. При изготовлении, так называемого «чума», каждый игрок изымает от себя одинаковое количество палочек, выкладывая их поочерёдно на «строительство» чума. Кроме проигравшего (или проигравших) у других остается некоторый остаток палочек. Они их сравнивают. Таким образом, учатся измерять остаток от равного количества и оценивать у кого больше – меньше.
В настоящее время игра «щёл» получила большое распространение. В летнее время игра пользуется популярностью во время проведения различных смен на стойбище «Нумсангёх».

 Знакомство с жизнью народов Ханты и Манси

Программное содержание:

Закрепить знание детей о своей стране – России.

Дать знания о своеобразии жизни народов Ханты и Манси: природа, жилища, одежда, труд.

Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание.

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Наглядный материал:

Карта “Животный и растительный мир Земли” (на карте для детей отмечена граница России)

Развивающая игра “Сложи картинку” (6 видов картинок квадратной формы с изображением природы и животного мира Севера разрезаны так, чтобы не задеть изображение животных)

Кубик-развивайка “Жители Ханты и Манси ” (на каждой грани кубика прозрачные карманы, куда можно вставить картинку; играя кубиком дети рассматривают картинку и рассказывают о растительном и животном мире родного края )

Иллюстрация “На Крайнем Севере”

Макет “Жизнь людей Ханты и Манси ” (на фанерной доске, покрытой белой тканью, установлен макет чума, оленья упряжка с санями и идущий за ними человек в национальной одежде)

Кукла в национальной одежде жителей Ханты и Манси.

“Книга мудрости” (в эту книгу попадают новые слова, с которыми дети сталкиваются на занятиях; ребята могут их прочитать и вне занятия, как для себя, так и для тех, кто еще не читает)

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети сидят за столами.

В. - У мудрого филина загадка, если мы ее отгадаем, то узнаем, кто сегодня пришел к нам в гости.

Все говорят, Что похож я на папу – Такой же весь белый Такой косолапый. Но только и папа


Похож на меня – Такой же охотник рыбалки

Как я!

Правильно! Это белый медвежонок.

Какую сказку мы читали о медвежонке? (“Почему у белого медведя нос черный”)

Как он охотится с черным носом?

Медвежонок привез нам мешок сюрпризов. Посмотрим, что в нем!

2. Игра “Сложи картинку”.

Воспитатель достает конверты с игрой.

В. Что же это? Здесь игра. Медвежонок любит игры. Предлагает и вам поиграть. Хотите? Вам надо достать из конверта фрагменты картинки и сложить ее. (Дети выполняют задание)

Рассмотрите картинки.

Природа, какого края на них изображена? (Югры)

3. Работа с картой.

В. - Наш медвежонок еще очень любознательный. Ему интересно, что это у нас такое яркое и необычное? (Карта)

Что на карте изображают зеленым цветом? А коричневым?

Можете ли вы на карте показать границу нашего государства по суше?

Как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Наша страна большая, в ней много городов и деревень.

Какие города вы знаете?

В России много рек. Как их изображают на карте? Какие реки вы знаете?

4. Игра “Кубик-развивайка”.

В. - Россия такая огромная: когда на юге тепло и светит солнце, на Севере лежит снег. Мы многое уже знаем о природе Югры. Давайте поиграем в кубик, и мишутка убедится, что мы не хвастунишки. Да, но кубик наш пропал. (За несколько дней до занятия заполненный пятью картинками кубик исчезает из группы) Может он в мешке? Посмотрим?

Воспитатель приглашает ребят на ковер для игры.


Дети передают кубик по кругу со словами: “Раз, два, три, четыре, пять. Давай картинку выбирать”. Называют животное или растение на картинке, сообщают, что о них знают, какие занесены в Красную книгу.

В. - Мы рассказали о животных и растениях Югры, но один карман на кубике пустой. Значит, мы еще не все знаем.

5. Рассматривание макета.

а) Обратить внимание на иллюстрацию. (Иллюстрация на мольберте )

В. - В России живет много разных народов, не только русские. В Югре живут Ханты и Манси. Живут они здесь очень давно. Это смелые и мужественные люди. Природа нашего края суровая и жить нелегко.

В. – Ребята, мишутка хочет, чтобы вы многое узнали о людях которые живут в нашем крае. Посмотрите, что он еще приготовил.

Дети идут по кругу и рассматривают макет.

б) Рассматривание макета.

В. - Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Повторите это слово. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?

Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?

Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.

Олень и транспорт для Хантов, и пища, и одежда.

Ребята, мы много новых слов узнали: оленевод, малица, нарты, чум (дети повторяют). Все слова записал наш мудрый филин. После занятия вы их сможете прочитать. А в чуме картинка для нашего кубика. Кто же на ней изображен? (Человек) Человек должен жить так, чтобы в Красную книгу не попадали ни животные, ни растения. Люди должны помнить – “Охранять природу – значит беречь Родину”.

Вот сколько мишутка рассказал нам о Севере. Что мы ему скажем? Мишутке пора уходить. Он с нами прощается. А возле книги “Мудрости мишутка” подготовил для нас еще один сюрприз.


6. Демонстрация куклы в праздничном наряде.

Возле “Книги мудрости” дети находят куклу.

В. - Народы Ханты и Манси очень талантливы. Рукодельницы украшают шубу – малицу бисером, тесьмой.

- В такой одежде можно встречать праздник? А какой же праздник без игр и веселья.

7. Выход из занятия. Подвижная игра “ Хейро.”.

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назади на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Игра повторяется несколько раз.

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назади на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Самоделки своими руками телефон в картинках - Самоделки

Легенда о глухаре.

Когда – то все птицы жили все вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь. Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он от туда, откуда должны были улететь птицы, но место было пустое, птицы уже улетели.

Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели. Весной птицы прилетели. Он рассказал, как провел зиму. Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая не поняла глухаря и стала на зиму улетать.

Легенда о горностае.

Это было в далекое время, когда все нынешние животные жили уже на земле, но не все  еще были такими, как сейчас. Горностай в то время был темно – рыжим. Однажды наступила лютая зима. Умирающий от холода и голода горностай прибежал к чуму, взобрался наверх, к дымнику, сел у края погреться. От тепла его взморило, он и задремал. Старик в это время вошел в чум. Чуткий горностай встрепенулся, сорвался… и плюхнулся прямо в казан с горячей водой.  Старик быстро выловил его. Горностай был чуть жив, а шерсть с него вся сошла. Старик бережно ухаживал за зверьком, и вскоре тот поправился. Вместо темно – рыжей шерсти, на нем выросла белоснежная. Горностаю жилось легко, ведь он ел готовую пищу, которую приносил с охоты старик.На случай неудачной охоты старик берег небольшой запасец сала. Однажды он увидел на нем след острых зубов горностая. Сильно рассердившись, старик решил проучить воришку, бесшумно вошел в чум. Но горностай был вертким из вертких, он сумел увернуться от удара и старик задел только самый кончик его хвоста… С тех пор о горностае говорят: «Зверек с отметиной».

птичий рынок продаю


Бурый Медведь 0 9 - Коллекция рефератов по биологии, георгаф…

Легенда о медведе.

Не знаю, правда или нет, что раньше медведь был богом, у него были дети. Дети есть послушные и  непослушные. И вот одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал: «Иди куда хочешь». Маленький медведь упал на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает: «Пропаду теперь ни вверх нельзя продвинуться, ни на землю нельзя опуститься. Съедят меня, наверное, черви». И, правда, подох медведь, стали из него выпадать черви на землю. Из больших червей… вырастали большие таёжные медведи, а из маленьких…северные медведи без хвостов.


Для учеников - Нечунаевская начальная школа

Легенда о лиственнице.

В давние времена это было. Человек на человека войной пошел. Кровь лилась… И взмолились женщины и дети: « О, небо, помоги!».

Посмотрело небо: человек на человека войной идет, селение на селение, земля на землю. Разрыдалось оно от горя.. Слезы на землю хлынули… На мертвого упадут – мертвый оживает, да и в дерево превращается. Так и появились на нашей земле лиственницы. Не деревья они – воины погибшие. Летом наш мир наблюдают – зеленым деревом живут. Зимою в прошлое погружаются – от горя хвоинки роняют.


Карандаши Сибирский Кедр 

Легенда о кедре.

Жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба… Люди совсем не росли. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северный Старик Болезней зло рассыпал… Больно деревьям смотреть на людей. Оставили они свою жизнь. Корни мощные из земли вытащили.. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьёт – не шелохнутся. С каждым разом все крепче становятся. Не выдержал Северный Старик Болезней – отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно или больно, то кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя тяжело, за других тяжело. Так и живут.

Легенда о березе.

Было время, забыли люди о доброте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Земля стонет. Коркой зависти, коркой лжи покрывается. Великий стон до неба дошел… Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек. Священное дерево.

Алгоритм работы по системе "Составь, озвучь, запиши и активи…


Интересное

Легенда о вороне.

Давным – давно ворона белой была. И жила она с людьми в чуме. Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность накормить – самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась, повернула обратно. Встретили её люди и глазам не поверили: улетела птица белая, а вернулась черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно возвращается к ним с первыми весенними ветрами. И они, как не сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона – первая вестница весны на Севере.


Легенды ХАНТЫ И МАНСИ

Природа и культура народов ханты и манси - Виртуальные галереи - Ресурсы - Финно-угорские библиотеки России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры народов Ханты и Манси.

игры детей народов Ханты и Манси...

Игры м Легенды Хантов и Манси

Игры м Легенды Хантов и Манси...

"Игры народов ханты и манси"

В этой картотеке подобраны игры народов Севера....

Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Подвижные игры ханты и манси как средство развития физических качеств дошкольников"...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...