Проект "Масленица"
проект (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Васильевна

Познавательный проект для детей подготовительной к школе группы «Масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx21.86 КБ
Файл maslenitsa.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 

"Центр развития ребёнка – детский сад "Парус"

г. Урень Нижегородской области

Познавательный проект

для детей подготовительной к школе группы

«Масленица»

Выполнила:

воспитатель Смирнова Т.В.

г. Урень

2017

Вид проекта: познавательный.

По доминирующему методу:познавательный, игровой.

По характеру содержания:ребенок и его семья, ребенок, общество и его культурные ценности.

По количеству участников:групповой;

По продолжительности:краткосрочный.

Участники проекта:дети подготовительной к школе группы, родители, сотрудники детского сада;

Ресурсы для реализации проекта: методическая литература, детская художественная литература, детская энциклопедия, иллюстрированный материал, картины художников Б.М.Кустодиева «Масленица» и Е.С.Штырова «Масленица»; мультимедийная презентация по теме, народные подвижные игры, игры-эстафеты, хороводные игры, подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок о Масленице, материалы для продуктивной деятельности.

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Знакомство с традицией проведения этого праздника предусмотрено программой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем, поэтому возникла потребность силами ребят провести праздник. Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица–это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Данный проект позволит детям познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями. Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине заключается в воспитании интереса к культуре, традициям и обычаям, развитее способности понимания красоты и многообразия народного творчества. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам.

Цель проекта: Ввести в мир народной культуры,

способствовать принятию детьми духовно – нравственных ценностей русского народа.

Задачи проекта:

1. Расширить знания детей о традициях русского народа.

2. Сформировать у детей чувство патриотизма.

3. Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках.

4. Воспитывать эстетическое и духовно-нравственное отношение к традициям своего народа.

Предполагаемый результат:

  • Дети знакомы с художественной литературой о празднике Масленицы;
  • Участвуют в организации выставки рисунков;
  • Самостоятельно анализируют результаты наблюдений и делают выводы;
  • Имеют представление о значении праздника в жизни человека;
  • Участвуют в развлечениях, организованных воспитателем.
  • Рисуют, лепят, конструируют, раскрашивают праздник «Масленица»
  • Подборка рецептов для создания книги «Рецепты блинов»
  • Итоговое мероприятие: «Весёлая Масленица!»

План реализации проекта:

1 этап Определение проблемы, обсуждение темы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых в проекте.

Однажды во время беседы о праздниках Аня сказала, что в воскресенье будет праздник Масленицы и к нему люди готовятся целую неделю. Но Аня ничего не знала об этом празднике, ни о подготовке к нему. Мы решили узнать историю этого праздника

и традицию празднования. Но, где же нам искать информацию, кто поможет помочь в этом? У нас появилось много вопросов: Что это за праздник? Как его празднуют? Какое участие мы можем принять в подготовке к празднику?

Татьяна Васильевна нам подсказала, что можно устроить праздник Масленицы. Даша предложила посмотреть презентацию.Кирилл был уверен, что информацию мы найдём в энциклопедии. Лиза предложила заглянуть в альбом. Артём пригласил в мини-музей «Русская изба». Даша любит рассматривать картины. Алеся предложила нарисовать весеннее солнце. Аня и Алина–слепить из пластилина чучело.

2 этап Реализация проекта

Мероприятия:

  • Рассматривание энциклопедии праздников «Широкая Масленица»;
  • Чтение произведений «Как звери справляли масленицу» (французская народная сказка), рассказа К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы», РНС «Снегурочка»,стихотворения Т.Лавровой «Широкая масленица–сырная неделя!».
  • Разучивание стихотворения В. Степанова «Масленица», масленичных закличек;
  • Загадывание загадок о празднике и о весенних явлениях в природе;
  • Пение песни «Ах блины, блины, блины…»;
  • Слушание народных песен;
  • Рассматривание картин Б.М.Кустодиева «Масленица» и Е.С.Штырова «Масленица»;
  • Просмотр презентации «Масленичная неделя»;
  • Дидактическая игра «Что изменилось?»;
  • Игры-эстафеты «Петушиный бой», «Перетягивание каната»;
  • Хороводные игры «Гори, гори ясно…»;
  • Знакомство с народными поговорками: «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост», «Без блина-не Масленица», «Не житьё, а Масленица»;
  • Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?»;
  • Посещения мини – музея «Русская изба»

Рисование «Солнышко», лепка «Чучело», раскрашивание раскрасок по теме «Масленица».

Взаимодействие с социальными партнёрами:

  • Информация «Узнаём день за днём»;
  • Фото - выставка «Масленичная неделя»;
  • Участие родителей в написании рецептов блинов для создания книги.

3 этап Проведение итогового мероприятия «Весёлая Масленица!», подведение итогов, просмотр презентации.

Итоги проекта: уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника–Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательный проект в подготовительной к школе группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребёнка – детский сад «Парус» Авторы: воспитатели Смирнова Татьяна Васильевна, Урень, 2017 год

Слайд 2

Цель проекта: Ввести в мир народной культуры, способствовать принятию детьми духовно –нравственных ценностей русского народа.

Слайд 3

Паспорт проекта Участники проекта: д ети подготовительной к школе группы, родители, сотрудники детского сада; По доминирующему методу: п ознавательный, игровой; По характеру содержания: ребенок и его семья, ребенок, общество и его культурные ценности; По количеству участников: г рупповой; По продолжительности: краткосрочный.

Слайд 4

Материально-техническое и методическое обеспечение проекта

Слайд 5

Реализация принципа интеграции через систему задач по теме «Масленичная неделя» Образовательная область Образовательные задачи Речевое развитие Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему «Масленица», придумывание загадок и сказок о Масленице. Заучивание стихотворения «Масленица», разучивание масленичных закличек . Познавательное развитие Формировать представление о русских народных обрядовых праздниках. Социально-коммуникативное развитие Беседа на тему «Что за праздник, Масленица?» Знакомить ребят с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Развивать у детей коммуникативные качества, совершенствовать речь, расширять кругозор детей. Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин Б.М.Кустодиева «Масленица», Е.С.Штырова «Масленица», П.Н.Грузинского «Катание на масленице» Знакомить детей с художественным творчеством. Дать представление о русской тройке, праздновании Масленицы на Руси. Развивать творческое начало, воображение, эстетическое восприятие, активизировать словарь. Физическое развитие Формировать физические качества детей посредством их участия в подвижных играх «Гори, гори ясно…», «Петушиные бои».

Слайд 6

Фрагмент перспективного плана Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность взрослого с ребёнком Познавательное развитие Закрепить знания детей о Масленице; Цель: расширить знания и представления детей о русских народных праздниках; развивать диалогическое общение друг с другом. Просмотр презентации «Масленичная неделя» Цель: познакомить с особенностями праздника. Использование дидактической игры «Что изменилось?» Цель: умение сопоставлять и сравнивать. Рассматривание картин Б.М.Кустодиева «Масленица» и Е.С.Штырова «Масленица». Цель: умение сравнивать содержание картин. Чтение произведения А.Н.Островского «Снегурочка». Цель: представление о русских народных традициях. Разгадывание загадок о весенних явлениях в природе. Цель: умение выявлять существенные признаки. Речевое развитие Заучивание стихотворения В.Степанова «Масленица», разучивание масленичных закличек , чтение стихотворения Т.Лавровой «Широкая масленица – сырная неделя!». Цель: умение слушать и декламировать стихи. Составление рассказа по картине Б.М.Кустодиева «Масленица». Цель: развивать интерес к искусству при рассматривании репродукции, умение придумывать небольшой рассказ по содержанию картины. Развивать творческое воображение, связную речь. Художественно-эстетическое развитие Рисование «Солнышко» Цель: развивать у детей самостоятельность, активность при выборе листа бумаги, способов изображения; совершенствовать технику рисования красками; обогащать знания детей о народном празднике. Лепка «Чучело» Цель: развивать художественно-творческие способности. Социально-коммуникативное развитие Беседа «Как вести себя на празднике». Цель: повторить правила безопасного поведения на улице во время праздника.

Слайд 7

ИИ Содержание работы Сформировать представление детей о традициях празднования Масленицы Умение отражать впечатления в продуктивных видах деятельности Сохранение и поддержание традиций Итоговое мероприятие Праздник «Весёлая Масленица»

Слайд 8

во время беседы о праздниках Аня сказала, что в воскресенье будет праздник Масленицы и к нему люди готовятся целую неделю. Но Аня ничего не знала об этом празднике, ни о подготовке к нему. А начиналось всё так: Мы решили узнать об этом празднике. Узнать историю этого праздника и традицию празднования.

Слайд 9

У нас появилось много вопросов: Что это за праздник? Как его празднуют? Какое участие мы можем принять в подготовке к празднику? Татьяна Васильевна спросила нас: Почему именно блин является символом Масленицы? Почему Масленица заканчивается сжиганием чучела? Как называются дни масленичной недели? В какие игры играли во вторник? Почему последний день называется прощёным воскресеньем? Влад сказал, что Масленица – это когда пекут блины. Олеся добавила, что в Масленицу раньше катались на лошадях. Ярослав сказал, что на Масленицу жгут чучело. Лиза сообщила, что на празднике играют в весёлые игры. Мы поняли, что наших знаний было мало…

Слайд 10

Мы задумались, где же нам искать информацию, кто нам в этом поможет? Татьяна Васильевна нам подсказала, что можно устроить праздник Масленицы

Слайд 11

Нам очень понравилось предложение Татьяны Васильевны. Но прежде, чем мы сможем устроить праздник, нам нужно больше узнать о празднике Масленицы. Вначале мы решили поискать информацию в энциклопедии

Слайд 12

Смотрели презентацию «Масленичная неделя»

Слайд 13

Рассматривали картины о Масленице

Слайд 14

Рисовали солнышко

Слайд 15

Лепили чучело Масленицы

Слайд 16

Играли в народные игры

Слайд 17

Посетили мин-музей «Русская изба»

Слайд 18

Вместе с родителями мы создали книгу «Рецепты блинов»

Слайд 19

Итоговое мероприятие «Весёлая Масленица»