Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы тема: «Развивающая предметно – пространственная среда Экологического кабинета «Росток»
    методическая разработка (средняя группа)

    Спасенникова Татьяна Николаевна

    Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия, а именно развивающую предметно - пространственную среду. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Согласно,  Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (п.п.3.3.1.) развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

    Так в 2018 году с целью развития экологической культуры детей дошкольного возраста непрерывного  экологического воспитания, создан экологический кабинет «Росток». Девиз кабинета «Расти  росток, цвети росток, и превратишься ты в цветок».

    Экологический кабинет «Росток», это специально оборудованное помещение, находящее на территории  детского сада, разделенное на тематические зоны, который создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Работая над развитием предметной среды кабинета, я стремилась сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.

    Цель  экологического кабинета «Росток»

    Создание  условий для  развития экологического воспитания детей дошкольного возраста (2-8 лет).

    Задачи:

    1. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
    2. Создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка.
    3. Развивать познавательный интерес детей путем целостного взгляда на природу и место человека в ней.
    4. Формировать экологически грамотное поведение в природе.
    5. Создавать условия для регулярного ухода за животными и растениями, воспитывать чувство ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
    6. Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное и бережное отношение к природе родного края и окружающему миру в целом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Ромашка»

    Сообщение из  опыта работы

    тема:

    «Развивающая предметно – пространственная среда

    Экологического кабинета «Росток»

    Спасенникова Татьяна Николаевна

     воспитатель,

     высшая квалификационная категория

    г.Советский

    март, 2020 года

    - слайд №-

    Актуальность

    Формирование экологического сознания детей - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, нужно создать для этого необходимые условия, а именно развивающую предметно - пространственную среду. Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Согласно,  Федерального государственного образовательного стандарта ДОУ (п.п.3.3.1.) развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

    Так в 2018 году с целью развития экологической культуры детей дошкольного возраста непрерывного  экологического воспитания, создан экологический кабинет «Росток». Девиз кабинета «Расти  росток, цвети росток, и превратишься ты в цветок».

    Экологический кабинет «Росток», это специально оборудованное помещение, находящее на территории  детского сада, разделенное на тематические зоны, который создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Работая над развитием предметной среды кабинета, я стремилась сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной.

    Цель  экологического кабинета «Росток»

    Создание  условий для  развития экологического воспитания детей дошкольного возраста (2-8 лет).

    Задачи:

    1. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
    2. Создать пространство для постоянного и активного общения детей с природой, в котором ребенок осознает, что состояние природы зависит от действий каждого, и в немалой степени от самого ребенка.
    3. Развивать познавательный интерес детей путем целостного взгляда на природу и место человека в ней.
    4. Формировать экологически грамотное поведение в природе.
    5. Создавать условия для регулярного ухода за животными и растениями, воспитывать чувство ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы.
    6. Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное и бережное отношение к природе родного края и окружающему миру в целом.

    Предполагаемые результаты

    1. Повысится уровень осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
    2. Будет  создано пространство для  постоянного и  активного общения детей с природой, в котором ребенок будет осознавать, что состояние природы зависит от  действия каждого, и в немалой степени от  самого  ребенка  сформированы основные природоведческие представления о живой и неживой природе родного края.
    3. Повысится уровень экологической культуры дошкольников и их  родителей.
    4. Будут созданы условия для регулярного ухода за животными и растениями,
    5. Повышение уровня экологического сознания детей и родителей.
    6. Осознанное бережное отношение к миру природы, к себе и людям как части природы, стремление к правильному поведению в природе.

    В экологическом кабинете «Росток» оформила  следующие развивающие центры. С целью повышения интереса к исследовательской деятельности формированию основ научного мировоззрения.

    - слайд №-

    1. Был оформлен центр «Лаборатория «Волшебное стеклышко»(Почему «Волшебное стеклышко»?)  Мы часто с детьми используем  лупы, они  нам  помогают увидеть то, что  мы иной раз не можем заметить простым  глазом. Дети учатся  устанавливать причинно-следственные связи, учатся наблюдать, размышлять и делать выводы, а также соблюдать правила безопасности.

    Для оформления, данного центра использовался различный материал и приборы, а именно:

    • Природно-бросовый материал: мох, шишки разных пород деревьев, перья птиц, всевозможные ракушки, желуди, каштаны, пчелиный воск, коллекция поделочных камней, гербарии, наборы для опытов с водой, с песком и много другое.
    • приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки и сантиметровые ленты;
    • контейнеры для хранения различных сыпучих и несыпучих материалов.

    С целью формирования гуманных отношений к миру природы и закрепления у детей представлений о диких  животных, птиц и насекомых ХМАО - Югры.

    - слайд №-

    II. Создан центр мини – музея природы, который разделен на 3 зоны

    • 1 зона - «Загадочный мир  насекомых».

    Задачи: у детей

    • Расширяются, и систематизируются  знания детей о характерных особенностях насекомых, местах их обитания, способах питания.
    • Формируется познавательный интерес к объектам живой природы.
    • Воспитывается бережное и чуткое отношение к живой природе.

    (В этой зоне  для  детей находится «Муравьиная ферма» формикарий,  где  дети могут  сами  понаблюдать  за муравьями, как они передвигаются, чем питаются, как размножаются и т.д. Здесь находятся  различные наборы, макеты  с насекомыми, познавательные игры,  познавательная литература,  с помощью которой я по мере  необходимости в соответствии с тематическим планированием меняю тематику);

    - слайд №-

    • 2 зона - «Дикие животные наших  лесов»

    Задачи: у детей

    • Расширяются  представления детей о  диких  животных  наших лесов, их внешнем виде, строении туловища,  повадках, об окраске шерсти некоторых животных зимой,  приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям.
    • Активизируется словарь детей по данной теме.
    • Воспитывается любовь к животным родного края.

    Здесь находятся разные наборы фигурок животных, макеты («Отгадай, кто из животных оставил свой след», «Отгадай кто лишний и почему?»), познавательные игры и мн. другое.

    - слайд №-

    •  3 зона «Мир птиц нашего края».

    Задачи: у детей

    • Формируется   понятие о птицах как о живых существах.
    • Развивается интерес к жизни птиц.
    • Воспитываем  заботливое отношение  к птицам нашего  края.

    В соответствии с тематическим планированием  и  временами  года, я создаю и меняю экспозиции о птицах нашего края. (Водоплавающие птицы, оседлые птицы, перелетные птицы. и т.д.)  Мною был создан куб о зимующих птицах  нашего края (здесь дети закрепляют название оседлых зимующих птиц, чем питаются, где обитают, где вьют гнезда, какие появляются птенцы, узнают, что  все птицы вылупились из  яиц, и какого они цвета и  размера, что объединяет всех птиц). Создала мини- музей перьев Дети учатся узнавать птиц по  перьям, соотносить птиц друг  с другом по размерам, учатся устанавливать причинно-следственные связи, пробуждают свою  любознательность, учатся наблюдать, размышлять и делать выводы.

    - слайд №-

    1. Центр -  «Путешествие по страницам  Красной книги ХМАО-Югра».

    Цель: Формирование представлений детей о представителях растительного и животного мира, занесенными в Красную книгу ХМАО – Югры, и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края.

    Задачи:        

    • Познакомить детей с редкими видами растений и животных ХМАО-Югры.
    • Развивать природоохранную деятельность детей.
    • Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

    Оформлен стенд с представителями растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югра.   Созданы различные макеты:  «Плотина для бобра», макет «Белый лебедь», оформлен альбом из фетра «Путешествие по страницам  красной книги ХМАО-Югра». Подобрана познавательная литература о животных, птицах, растениях занесенные,  в Красную книгу ХМАО-Югры.

    - слайд №-

    1. Живой уголок «Мини-зоопарка» экологического кабинета «Росток»

    Цель: Ознакомить детей с обитателями мини-зоопарка.

    Дети любят наблюдать за животными уголка.  У детей формируется бережное, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым. В мини-зоопарк дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. В особых ситуациях она может служить местом для психической разгрузки.

    - слайд №-

    1. Центр библиотеки «В гостях у  лесовичка» 

    Цель это центра формирование экологической культуры детей дошкольного  возраста через приобщение к художественной литературе.

    В этом центре всегда встречает  детей «Лесовичок»,  который знакомит детей с имеющими в библиотеке литературой, развивает  творческие способности детей, приучает детей самостоятельно работать с книгами, находить в них  нужную информацию. Здесь собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы "животные леса"(их более 60 изданий, которые мне  помогают обновлять тематические центры), подобранна по  возрастам художественная  литература о природе для  детей.

    Деятельность экологического  кабинета осуществляется согласно комплексно тематическому планированию, в I и II половину дня (согласно режима занятий, в режимных моментах, на прогулках, экскурсиях, экологических праздниках и т.д.)

    - слайд №-

    В экологическом кабинете «Росток» проводятся различные экологические мероприятия, акции, мастер классы: Всемирный день защиты животных (4 октября), «Вкусняшки для жителей мини – зоопарка», акция «Покормите птиц зимой», акция «Спаси и сохрани», Международной экологической акции «Марш парков» и т.д. Провожу с детьми и родителями мастер-класс по изготовлению «Эко-кормушки», и т.д. Проводятся различные мероприятия экологической направленности. Ведется тесное сотрудничество с представителями природного парка «Кондинские озера», государственным природным заповедником «Малая Сосьва». Мы проводим  совместные мероприятия, акции.

    В создании кабинета принимали участие сотрудники, родители и воспитанники детского сада.

    Деятельность по созданию развивающей предметно-пространственной среде экологического кабинета позволила добиться положительных результатов по формированию у детей экологического  воспитания:

    1. Расширились знание детей о животных и птицах, насекомых нашего края.
    2. У воспитанников повысился интерес к поиску новой информации, желание делиться с полученными знаниями.
    3. Повысилось  участие родителей и педагогов в различных мероприятиях экологической направленности.

         Полученные сравнительные результаты показывают положительную динамику в плане формирования основ экологической культуры.

    В перспективе на будущее мы планируем и в дальнейшем обогащать, развивающую предметно-пространственную среде экологического кабинета и пополнять новыми интересными идеями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сообщение на тему "Развивающая предметно-пространственная среда"

    Делюсь опытом по наполнению среды группы развивающими предметами и материалами....

    Особенности развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда

    Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать услови...

    Развивающая предметно - пространственная среда кабинета учителя - дефектолога, логопеда.

    В статье раскрыто содержание предметно - пространственной среды учителя - дефектолога (логопеда), работающих с разными категориями детей с ОВЗ....

    Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-дефектолога

    В презентации на примере лексических тем "Зимушка-зима" и "На ферме" отражена сменяемость учебного, игрового, дидактического материала...

    ПРОЕКТ «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАБИНЕТА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА»

    ПРОЕКТ  «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАБИНЕТА ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА»...

    Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

    Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

    Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога.

    Фотографии предметно-пространственной среды кабинета педагога-психолога....