«Патриотическое образование в дошкольном учреждении»
проект

Устименко Екатерина Викторовна

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает все условия жизни: территорию, климат, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Этого можно добиться только в совместной деятельности детского сада, родителей и школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс общественных инициатив

в области патриотического воспитания.

Номинация:

«Патриотическое образование в дошкольном учреждении»

Ф.И.О. автора: Устименко Екатерина Викторовна

Городской округ Прохладный КБР

«Патриотическое воспитание дошкольников»        

    Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы, и мы, педагоги обязаны воспитать будущее поколение обладающее духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижение родной страны. Любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Цели и задачи патриотического воспитания:

  1. Формирование патриотического воспитания.
  2. Пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. Формировать у детей черты характера, которые помогут стать ему человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу, чувство гордости за достижение страны, мужество воинов.

Всем нам хочется воспитать и увидеть наших детей в будущем счастливыми, умными, добрыми. Уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну – главная цель нашей работы. В нашем детском саду накоплен богатый материал по патриотическому воспитанию детей. В детском саду был оформлен уголок старинного русского быта, стариной утвари. Уголок назвали «Изба». Сшили для кукол костюмы в русском народном стиле. Теперь эти куклы встречают детей в избе, знакомят со всем, что там находится. Также в избе проходят занятия с детьми, дети знакомятся с названием и назначением предметов быта, с русскими народными сказками, потешками. Качая куклу в колыбельке, поют колыбельные песенки. Воспитатели проводят посиделки в избе: «В гостях у бабушки Арины», устраивают спортивные праздники «Богатырская наша сила» с использованием русских народных игр, потех.

Во время углубленной работы над  над единой методической темой  «Социально – нравственное развитие дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры» были определены этапы работы:

  • анализ методического и дидактического оснащения по данной теме;
  • обсуждение и утверждение плана работы над методической темой, проведение совместного ШМО учителей начальных классов и воспитателей ДО по проблемам работы над единой методической темой;
  • обсуждение  и утверждение плана работы, участие в научно  практическом семинаре с учителями школы по работе над единой методической темой.

Были проведены Советы педагогов: «Как я использую в развитии речи произведения русского народного фольклора и познавательный материал о русской народной культуре», «Расширение представлений и знаний детей об истоках русской народной культуры в художественном развитии» и итоговый педсовет – «Результаты работы над методической темой» а также обсуждение плана действий и перспектив развития дошкольного отделения.

Здесь представлено методическое обеспечение по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и библиография по теме «Русская народная культура».

Патриотическое воспитание емкое. Пристальное внимание воспитателей  и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.

Она включает в себя: ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное развитие.

А также: блок ознакомления с явлениями общественной жизни. Это воспитание чувств сопричастности с жизнью страны; бережливое отношение к тому, что сделано людьми; расширение представлений о стране, столице, символике государства; воспитание любви к родному краю, к родине; знакомство с достопримечательностями города, с названиями улиц, носящих имена известных людей.

Блок ознакомления с предметами ближайшего окружения включает воспитание чувства дружбы к людям других национальностей; воспитание уважение к людям труда и предметам, произведенных ими; ознакомление с предметами народного творчества.

Блок ознакомления с природой: воспитание любви к природе родного края; воспитание бережного отношения к природе; воспитание чувства необходимости соучастия в деле охраны природы.

В связи с тем, что в нашем детском саду накоплен материал по патриотическому воспитанию дошкольников мы являемся опорной школой по распространению положительного педагогического опыта по патриотическому воспитанию дошкольников. Был разработан план «Внедрение этнокультурного компонента через реализацию парциальных программ». В содержание плана работы включены такие разделы:

  1. Нормативная база.
  2. Оснащение педагогического процесса.
  3. Формы работы с детьми.
  4. Формы работы с родителями.
  5. Работа с социумом.

Оснащение педагогического процесса происходит за счет перспективного планирования («Фольклорная школа 2 – по народному календарю; работа по Национально – региональному компоненту в ДО.

И перспективное планирование по всем возрастным группам на занятиях познавательно – речевого характера и изодеятельности по НРК(национально – региональный компонент).

Имеется методическое обеспечение по теме. Библиография по темам: («Русская народная культура», «Знакомим детей с русским народным творчеством». Методическая копилка: перечень занятий по фольклорной школе, сюрпризные прогулки, праздники, развлечения). Конспекты мероприятий («Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой» во 2 младшей группе; «Посиделки в горнице с Федорой» в старшей группе; «Баю, баюшки, баю, Машеньку мою» в младшей группе; «Ложка кормилица» в средней группе; «Закладка для книг»(дымковский узор); «В гости к Дымково» в подготовительной группе.

Нащ педагогический коллектив ДО посчитал своей задачей донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и народов родной Кабардино – Балкарии.

По результатам анкетирования педагогов, целью которого являлось выявление отношения воспитателей к теме «Патриотическое воспитание дошкольников», проблем в этом вопросе, было выявлено, что все воспитатели считают тему патриотического воспитания актуальной и своевременной. Все воспитатели обладают личностными качествами, которые служат положительным примером в воспитании патриотических чувств у дошкольников.

Мы используем следующие формы методической работы с педагогами:

  • Совет педагогов (в этом году у нас прошел педсовет «Формы работы с детьми по ознакомлению со своей малой Родиной»)
  • Семинары («Знакомство дошкольников с природой своей малой Родины»)
  • Семинары – практикумы (Длительный семинар – практикум «История нашего города», «Знакомство дошкольников с природой своей малой Родины»)
  • Консультации («Организация предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию», «Подготовка и организация проектной деятельности с детьми по воспитанию интереса к своей малой Родине»)
  • Деловые игры («Мой город», «Знаешь ли ты свой край?»)
  • Методический час (помощь воспитателям, знакомство с новинками методической литературы, расширение знаний об историческом прошлом города, культурных традиций народа, информации)
  • Открытые просмотры (»Моя семья», «Родной город», «Лекарственные растения родного края», «Мы – патриоты своей Родины»)
  • Площадка успешности

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, потому что все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле фундаментом дальнейшего развития личности.

Формы работы с детьми:

  • Занятия (познавательные, экология, ИЗО. физзанятия, музыкальные, развитие речи, кружки «Мальвина», «Лесовичок», «Считалочка»)
  • Прогулки («К памятникам боевой славы»
  • Целевые экскурсии («Возложение венков к памятнику» «Минута молчания» в библиотеку
  • Праздники и развлечения («День матери», «День защитников отечества», «День земли», «Поэтический вечер», «Народные игры», «Как мы знаем свой город»
  • Досуги (Физдосуги  «Богатырская наша сила», «Народные игры»
  • Выездные концерты (Концерт посвященный «Дню матери»
  • Выставки детского творчество («Наш город». «Природа родного края», «Наш красивый участок»)
  • Конкурсы («Мир красок и мелодий» )
  • Встреча с интересными людьми («Беседа о Родине» )

Со старшими дошкольниками проводится блиц – опрос «Формирование знаний у детей о Великой Отечественной войне».

Диагностика детей по патриотическому воспитанию по разделам: родная страна; символики; история родной культуры и традиции; историко – географические и природные компоненты; личностный компонент.

Успех патриотического воспитания во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Эффект педагогической поддержки родителей  воспитании детей возрастает.

В нашем детском саду был разработан план мероприятий посвященных этому году.

В основе плана работы с родителями также лежит нравственно – патриотическое воспитание. Это и общее родительское собрание «Без истории нет будущего», дни открытых дверей «Опыты учат познавать мир 2, оформление стендов «Мой город», «Защитим природу родного края», «Памятные места города».

В работе с родителями используются такие формы работы:

  • Анкетирование
  • Нетрадиционные родительские собрания
  • Вечера досугов
  • Консультации («Русский народный фольклор в правовом воспитании дошкольника»
  • Выставки совместного творчества детей (совместных рисунков, аппликаций, поделок из природного материала ит.д.)
  • Тематические выставки (выставка «Боевого ордена»).

В нашем детском саду был разработан проект «Патриотическое воспитание дошкольников» рассчитанный на три этапа (три года) и вся работа в саду проводилась в рамках этого проекта.

Этапы проекта.

1 этап.

  1. Создание механизмов эффективного управления.
  2. Информирование участников воспитательно – образовательного процесса.
  3. Методическое и дидактическое обеспечение.

2 этап.

  1. Создание предметно – развивающей среды.
  2. Консультирование родителей.
  3. Координация деятельности педагогов по реализации темы.
  4. Разработка диагностических карт.

3 этап.

  1. Корректировка перспективного планирования.
  2. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.
  3. Разработка карт отслеживания динамики роста ЗУН.
  4. Организация текущей и итоговой оценки реализации проекта.

4 этап.

  1. Работа по итогам реализации проекта.
  2. Определение перспектив дальнейшей работы.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Разделы

Формы и методы работы.

Работа с педагогами.

Семинар – практикум «Планирование патриотического воспитания»

Совет педагогов.

Консультации: «Основные формы работы по патриотическому воспитанию».

«Взаимодействие с семьей по патриотическому воспитанию»

Анкетирование.

Разделы программы

Игровая деятельность

Оформление дидактических игр.

Проведение тематических игр – путешествий.

Игры – лото, подвижные игры, народные игры, спортивные.

Познавательная деятельность.

Экскурсии по близлежащим улицам.

Экскурсии в музеи: школьный и городской.

Работа по ознакомлению с государственной символикой.

Знакомство с родным городом, республикой.

Занятия: «Хлеб всему голова», «Твои защитники», «Традиции русского народа».

Развитие речи.

Составление рассказов.

Чтение произведений о Родине.

Знакомство с устным русским народным фольклором.

Тематические беседы.

Изодеятельность.

Составление тематических композиций по аппликации: «Родины просторы», «Люблю березку русскую», «Мой край – Кабардино – Балкария», «Дом мой родной», «Наш любимый детский сад», Рисование на аналогичные темы.

Праздники и развлечения.

Утренники: «День защитников Отечества», «День Победы», «Мамин день 8 Марта».

Развлечение «День Матери».

Литературно – музыкальная композиция «Родина моя».

Вечер народных игр «Венок дружбы»

ВЫПОЛНЕНИЕ 3-го ЭТАПА ПРОЕКТА «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Разделы

Формы и методы работы

Дата

Работа с педагогами

1.Совет педагогов:

  • «Формы работы с детьми по ознакомлению со своей малой Родиной»
  • «Приемы ознакомления детей с природой и природоохранной работой своего города и района»

2. Семинар: «Знакомство дошкольников с природой своей малой Родины».

3. Консультации:

  • «Подготовка и организация проектной деятельности с детьми по воспитанию интереса к своей малой Родине»
  • Организация предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию»

4. Педагогическая гостиная «История родного города»

5. Анкетирование педагогов.

6. Проведение анализа текущей работы за 3 этап реализации проекта.

Январь

Март

С декабря по апрель

Октябрь

Декабрь

В течении года

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Родительское собрание «Без истории нет будущего»

Сентябрь - апрель

Игровая деятельность.

Проведение народных, познавательно – дидактических игр

В течении года

Познавательная деятельность

Проведение открытых занятий:

  • «Моя семья»
  • «Родной город»
  • «Лекарственные растения родного края»
  • «Мы – патриоты своей Родины»

Февраль

Февраль

Март

Апрель

Развитие речи

  • Чтение стихотворений о родном городе
  • Знакомство с произведениями о героическом прошлом своего города
  • Тематические беседы
  • Литературные викторины

В течении года

Изодеятельность

1. Составление тематических композиций: «Наш город», «Природа родного края», «Наш красивый участок».

2. Выпуск тематической газеты.

3. Оформление экологических плакатов.

В течении года

Праздники и развлечения.

1. Развлечения: «День матери», «День защитников отечества», «День Земли».

2. Вечера развлечений: «Поэтический вечер», «Народные игры», «Как мы знаем свой город»

В течении года

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОСТИННОЙ

«ИСТОРИЯ НАШЕГО ГОРОДА»

Девиз: «Без истории нет будущего».

Цель:

  1. Пополнить знания педагогов об истории родного города.
  2. Расширять представления о жизни, быте, культуре народа, его прошлом.
  3. Повышать педагогическое мастерство воспитателей, уровень самообразования, творческое отношение к педагогическому процессу.

Участники: воспитатели, младшие воспитатели, родители.

Дата проведения: 1 – 2 раза в квартал.

Руководитель: старший воспитатель ДО.

Содержание

Дата

Ответственные

Домашнее

задание

1.

Организация экскурсии в

Городской краеведческий

музей

Сентябрь

Ст. воспитатель

Подготовка

Фотоматериалов

О городе,

Рисунки детей о городе

2.

Семинар: «С чего начиналась история нашего города»

Январь

Воспитатели

Выпуск газеты

«Мой город»

3.

Экскурсия в районный музей казачества в станицу

Екатериноградская.

Апрель

Ст. воспитатель

Оформить фото стенд:

«Мой город»

4.

«Интересные встречи»

из истории казачества

Октябрь

Ст. воспитатель

Пригласить специалиста по казачеству

Оформление материалов

«Как жили казаки»

5.

«Героическое прошлое нашего города» - семинар: «Они отстояли мир!», «Их имена в летописи города»

Февраль

Ст. воспитатель, воспитатели

Оформление стенда: «Героическое прошлое нашего города»

6.

Поэтический вечер

«Мой город»

Апрель.

Ст. воспитатель, воспитатели

Подготовка альбома

«Поэты о родном городе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Представлен опыт работы МБДОУ детского сада "Ромашка" г.Лянтор по созданию педагогических условий для формирования экологического мышления и сознания у детей дошкольного возраста....

Конфликты в педагогическом коллективе как условие повышения качества образования в дошкольном учреждении

Как влияют конфликты на деятельность того или иного коллектива? Являются ли препятствием на пути к достижению общих целей или, наоборот, стимулируют его участников?...

«Оценка качества патриотического воспитания в дошкольном учреждении детей дошкольного возраста»

Ведение в действия Федерального закона «Об образование в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повлекли за собой изменения...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский п...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образованияПатриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурн...