Программа "ГАРМОНИЯ"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Тергуева Елена Вячеславовна

программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_garmoniya.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №17 г. Сегежи

Программа духовно – нравственного

 воспитания дошкольников

«Гармония»

(старшая и подготовительная группа)

Педагог: Тергуева Елена Вячеславовна

2020 г.

«В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания,  радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…».

.А. Амонашвили)

Пояснительная записка:

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача педагога очень сложна: он должен раскрыть внутренний мир дошкольника, заложить основы нравственных отношений, тем самым формируя нравственную воспитанность.

        Программа создает условия для развития личности и самореализации. Предусматривает воспитание Благородного человека, Гражданина России. Как раз то, что мы хотим видеть в наших детях.

        Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо действительно делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать» ради целей обогащения любым способом.

        Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети безотлагательно нуждаются в духовно – нравственном просвещении и воспитании. Без духовности в наше время нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Все меньше в нашей жизни можно встретить сострадания. В настоящее время отмечается нарушение единства духа, души и тела человека, разрыв между образованностью и воспитанностью, бедность духовных интересов.

        Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой – дошкольной. Необходимо воспитать у ребенка такие общечеловеческие ценности, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода и социальная справедливость. Назрела необходимость включения категории «духовность» в педагогическую науку и практику в более обширном значении, разработке методов, форм, условий духовного развития дошкольников.

Актуальность.

Как показывает опыт, в настоящее время, данная тематика особенно актуальна. В современном обществе в связи с духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в обществе. Возрастает необходимость в воспитании Гражданина страны. Это и освоение, реализация ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству. Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей. Каков человек, такова его и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. В настоящее время материальные ценности начинают доминировать над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Растет детская преступность и агрессия в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. С экранов телевизоров на детей льется поток зла, насилия и жестокости. С момента массовой компьютеризации резко возросло количество жестоких и кровавых игр. Ребенок в силу возраста не имеет возможности правильно реагировать на события, поступки окружающей действительности.

Цель программы: Создание условий для формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно – исторических, духовно – нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах.

Задачи программы:

  • Развивать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
  • Приобщать дошкольников к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
  • Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России.
  • Способствовать освоению ребенком основных социальных ролей, моральных и этических норм.
  • Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, пресекать безнравственное проявления в стремлениях и действиях ребенка.
  • Прививать трудовые навыки, обучать продуктивным видам деятельности.
  • Расширять представления дошкольников о народной культуре, быте, традициях, устном народном творчестве.
  • Развивать речь детей как средство и форму мыслительной деятельности.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Воспитывать гуманность, толерантность, духовно – нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
  • Воспитывать любовь к родному краю, вызывать чувство гордости за него и желание узнавать новое об истории его возникновения.
  • Развивать музыкальную культуру, прививать любовь к классической, духовной и народной музыке.
  • Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас детей.
  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости дошкольников.

Сроки реализации программы:

Программа по духовно – нравственному воспитанию «Гармония» предназначена  для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группа)

Занятия проводятся в течение 9 месяцев в период с сентября по май -1 раз в неделю, продолжительностью 25 — 30 минут. Программа на год включает 36 занятий. Кроме теоретической работы программа предполагает практическое закрепление полученной информации. Рисунки, аппликации, создание игрушек, коллективные, исследовательские, проективные, совместные с родителями работы и другие виды работ, позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Использование на занятиях информационно – компьютерных технологий поможет педагогам еще в более интересной и увлекательной форме предоставить информацию дошкольникам.

Тип программы: дополнительная

Нормативно – правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании» №3266-1
  • Конституция РФ (статья 1,10,17,15,19,32,43, 50, 51, 52)
  • Декларация прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребенка
  • Устав дошкольного образовательного учреждения

Содержание и формы работы:

  • Образовательная деятельность
  • Досуги эстетической направленности
  • Беседы
  • Слушание классической, духовной, народной музыки
  • Экскурсии
  • Встречи с семьями (совместные творческие работы, проекты, праздники, рассказы о традициях своей семьи и так далее).
  • Чтение художественной литературы
  • Посещение музея, памятников родного города
  • Игры
  • Проекты
  • Диспуты, круглые столы (для родителей)
  • Конкурсы
  • Организация фотовыставок, стенгазет, выставок детских работ
  • Исследовательская деятельность
  • Анкетирование (работа с родителями)

Принципы программы:

В основу программы положены важнейшие стратегические принципы современной системы российского образования.

  • Профессиональная компетентность педагога
  • Сохранение самоценности дошкольного периода
  • Единство тематических целей
  • Принцип природосообразности
  • Принцип сотрудничества
  • Личностно – ориентированный подход
  • Деятельностный подход
  • Принцип духовно – нравственного воспитания
  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип научности
  • Принцип «от простого к сложному»
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип системности, последовательность, результативности
  • Принцип дифференцированного подхода
  • Развитие самоценных форм активности

Перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию:

Тема

Месяц

Задачи

1.

Составление календаря именинников.

сентябрь

Формировать у детей навыки социокультурного взаимодействия, познакомить с традициями празднования именин, дать представления о роли в жизни человека Ангела-Хранителя.

2.

«Гость на гость – хозяйке радость»

сентябрь

Познакомить детей с традициями русского гостеприимства.

3.

«Родные просторы»

сентябрь

Воспитывать любовь к родной природе

4.

«Слово – как источник жизни».

сентябрь

Создать «копилку» добрых и ласковых слов.

5.

«Для умелой руки, все работы легки».

октябрь

Учить давать положительную оценку трудолюбия, вызывать желание помочь в работе.

6.

«Покровские посиделки»

октябрь

Обогащать знания детей о традициях народного праздника Покров. Прививать интерес к истокам жизни русского народа. Развивать коммуникативные качества у детей посредствам народных игр, забав. Воспитывать чувство любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда.

7.

«Маленький черпачок, красный колпачок».

октябрь

Учить заботиться о тех, кто рядом, делать им приятные сюрпризы.

8.

«Милосердие и жестокость».

октябрь

 Показать детям примеры помощи, жалости, сострадания близким нам людей.

9.

«Воспитание мальчиков и девочек в семье»

ноябрь

Знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в доме. Дать сведения о воспитании мальчиков и девочек в семье.

10.

Развлечение

«День матери».

ноябрь

Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников и матерей.

11.

«Верность и  предательство».

ноябрь

Решение проблемных ситуаций по данной теме, драматизация сюжетов произведений данной тематики.

12.

«Совесть человека – советчик в жизни».

ноябрь

Обсудить с детьми примеры поведения и поступков самих детей и близких им людей.

13.

«Собери цветы благодарности».

декабрь

 Приучать детей благодарить за всякое доброе дело, услугу, за то, что для них сделали. Сделать своими руками сувениры для близких людей.

14.

«Детям на потеху».

декабрь

Рассказать детям об игрушках – самоделках крестьянских детей.

15.

«Правда и ложь».

декабрь

 Приучать детей не обманывать, выполнять данное обещание.

16.

«Прощение и обида».

декабрь

Учить детей прощать, «не держать обиду» на своих сверстников и

близких ему людей.

17.

«Рождество Христово»

январь

Продолжать знакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым. Познакомить дошкольников с рождественской сказкой.

18.

«Щедрость и жадность».

январь

Приучать делиться с другими тем, что имеешь.

19.

«Добро и зло»

январь

Обсудить с детьми житейские ситуации, побуждать совершать добрые поступки.

20.

«Зависть и доброжелательность».

январь

Обсудить житейские ситуации, показать на разных примерах как себя вести в разных жизненных ситуациях.

21.

«Народные промыслы».

февраль

Познакомить детей с народными промыслами, их историей, традициями.

22.

«Чистое сердце»

февраль

Продолжать напоминать детям правила «доброго любящего сердца», приучать следовать им в повседневной жизни, закрепление  понятий:  «милосердие», «смирение», «щедрость», «мужество».

23.

«Дружба и вражда»

февраль

Учить детей проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды.

24.

«Сдержанность и вольность»

февраль

Побуждать детей сдерживать себя от плохих слов и дел. Приучать делать как можно больше добра окружающим людям.

25.

«Масленица»

март

Познакомить с праздником. Дать понятия о некоторых обычаях. Закрепить собирательный образ весенних примет, вызвать стремление участвовать в творческой деятельности.

26.

«Кораблик»

март

Продолжать учить детей проявлять заботу о попавших в беду людях.

27.

«Послушание и упрямство»

март

Предоставить выбор ребенку в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением, побуждать участвовать в совместном труде.

28.

«Народные промыслы»

март

Дать детям понятие, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду.

29.

«Благовещенье»

апрель

Познакомить с праздником. Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили:  «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет» и с чем это было связано.

30.

«Матушка в доме»

апрель

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в доме. Роль матери в семье. Смысл народных пословиц и поговорок «Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.

31.

Дружба и братство дороже богатства»

апрель

Познакомить детей с русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх.

32.

«Пасхальные забавы»

апрель

Познакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи.

33.

Егорий – вешний – покровитель скотины.

май

Воспитывать интерес к фольклору, русской старине, историческим личностям. Дать детям представление о народном празднике Егорий. Познакомить с обрядами этого дня, календарно-обрядовой поэзией.

34.

«Родина и чужбина»

май

Прослушать с детьми песни военных лет, организовать выставку рисунков по теме: «Моя Родина». Продолжать знакомить детей с историей герба и флага России.

35.

«Русские народные  игрушки»

май

Знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать её разнообразие через материал, роспись. Подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представления о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

36.

«Тайны семейного счастья».

май

Познакомить детей с понятием «родословное древо». Познакомить с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии. Дать общее представление о способах ведения семейной летописи.

Ожидаемые результаты:

        Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребенка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, постепенное формирование твердой и свободной воли. Будут наблюдаться позитивные сдвиги в поведении дошкольников, осознании своих поступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретут устойчивые представления о морально – этических нормах поведения, научатся относить свои поступки к хорошим и плохим, усвоят оценки поступков, которые делают взрослые и другие дети и начнут сами правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной поступок, помнят о нем, стремятся быть лучше.

        Таким образом, готовясь к становлению на путь сознательного свободного самоопределения, культурной и национальной самоидентификации, осознанию своего места в обществе, подготавливают к более углубленному освоению гуманистических и естественно – научных предметов в дальнейшем в школе.

Показатели духовно – нравственного развития детей:

  1. Культура общения – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность.
  2. Культура поведения – способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения.
  3. Культура внешнего вида – соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в чистоте своих игрушек, вещей.
  4. Отзывчивость – хорошее отношение к окружающим, сострадание.
  5. Дружелюбие – стремление к общению. Позитивные взаимоотношения.
  6. Самостоятельность – самообслуживание, принятие самостоятельных решений.
  7. Любознательность – устойчивый интерес к изучению нового.
  8. Честность – искренность, умение говорить правду.
  9. Эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека.

Литература:

  1. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников».
  2. Журнал «Современный детский сад». №5 2008г. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. –М: 1997 год.
  3. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое. – М.: 2001 год.
  4. Гладких Л.П. Основы православной культуры: научно – методическое пособие для педагогов детских садов «Мир – прекрасное творение». –Курск, 2008 год.
  5. Зацепина Н.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.; Мозаика – синтез 2008 год.
  6. Петракова Т.И. Сердечность воспитания// Сборник научных трудов Отечественный редактор кандидат педагогических наук, доцент Андриенко Н.К. Армавир, 2009 год.
  7. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2004 год.
  8. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. – С – Пт., 2005 год.
  9. Петракова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика – синтез, 2008 год.
  10. Шишова Т.П. Как воспитать в ребенке послушание? – М., 2010 год.
  11. Шишова Т.П. Как воспитать в ребенке ответственность? – М., 2010 год.
  12. Жуковская Р.И. Родной край. – М., 1990 год.
  13. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998 год.
  14. Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников. – ТЦ «Учитель» Воронеж, 2005 год.
  15. В.Н. Косарева «Народная культура и традиции» - Волгоград: Учитель.