Картотека народных игр
картотека (старшая группа)

Денега Наталья Николаевна

Народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnyh_igr.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека народных игр . Подготовила: воспитатель старшей группы Денега Н. Н . МКДОУ д/с № 14 с. Борисовка.

Слайд 2

Огородник. Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге. В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки », при этом приговаривает: На пенечке я сижу , Мелки колышки тешу, Огород горожу. С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

Слайд 3

Катай каравай. Цель : Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры . Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют: Катай каравай, Поворачивай , давай, К лесу – куролесу , В огород залезу, Плетень изломаю, Гряды ископаю. Говори, слепой,- Куда головой? «Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.

Слайд 4

Русская народная игра «Лягушки на болоте» Цель : Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах. Описание : С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: Вот с намокнувшей гнилушки В воду прыгают лягушки. Стали квакать из воды: Ква-ке-ке , ква-ке-ке Будет дождик на реке. С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Слайд 5

Гори ясно . Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе. Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Раз, два, три! На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх. Игра повторяется.

Слайд 6

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. ( он стоит в кругу вместе со всеми). Ой, ребята, та- ра - ра ! На горе стоит гора , ( дети идут к центру круга дробным шагом) А на той горе дубок, А на дубе воронок . ( тем же шагом дети идут назад, расширяя круг , и оставляют в центре «ворона») Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах . ( ворон пляшет, дети повторяют его движения) Черный ворон на дубу, Он играет во трубу . Труба точеная, Позолоченная, Труба ладная, Песня складная С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном. Ворон.

Слайд 7

Жаворонок. В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел . Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Слайд 8

Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод: Трынцы – брынцы бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет – Того жмурка не поймает! После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки , и игра продолжается. Чурилки .

Слайд 9

Мельница Играющие встают в круг, каждый участник , не сходя с места, кружится. При этом все поют: Мели, мели мельница, Жерновочки вертятся! Мели, мели засыпай И в мешочки набивай! На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый . он и выигрывает.

Слайд 10

Жмурки. Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка , - подводят к двери и поют: Иди, кот, на порог, Где сметана и творог! Повернись пять раз, Лови мышек, а не нас! После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

Слайд 11

Заря – Заряница. Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню: Заря -Заряница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, ленты голубые. Раз, два – не воронь А беги, как огонь! С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков , тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Слайд 12

Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином: - Тук, тук! - Кто пришел? - Я черт с рогами, с горячими порогами, С неба свалился, в горшок провалился! -Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За красной. Если красной краски нет, хозяин говорит:Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой. Если краска есть, хозяин говорит: Скачи на одной ножке по красной дорожке Найди красные сапожки. Поноси, поноси. И назад принеси! В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать. Краски.

Слайд 13

Ерыкалище . Очерчивается круг. По считалке выбирается Ерыкалище . На него надевают маску страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают: Эко диво, чудо – юдо , Морская губа – Ерыкалище ! Эко диво, чудо – юдо , С горынова дуба – хромое поганище ! Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище , выскакивает из круга, и прыгая , на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен в круг и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.

Слайд 14

Баба Яга. По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку – помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят: Бабка Ёжка - костяная ножка , С печки упала, ножку сломала А потом и говорит: -У меня нога болит. Пошла она на улицу, Раздавила курицу. Пошла на базар Раздавила самовар. Пошла на лужайку Испугала зайку. Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят своим помелом.

Слайд 15

Дети становятся в круг. Один выходит на середину и поет: Грачи летят, На всю Русь трубят: -Гу-гу-гу- Мы несем весну! Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки Журавли летят На всю Русь кричат. Гу-гу- гу ! Не догнать нас никому! Летят! Летят! – кричат дети и поднимают руки. Поросята летят, Полосаты визжат. Хрю-хрю-хрю Надоело нам в хлеву! Летят, ле … - ошибаются некоторые дети и поднимают руки вверх. Кто ошибается – тот выходит из игры. Далее можно называть и других птиц и животных. Грачи летят.

Слайд 16

Рисуется круг – огород. На середину круга играющие складывают свои шапки, пояса, платки, обозначающие капусту .Все участники игры стоят за кругом, и один из ребят, выбранный хозяином садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу поет: Я на камушке сижу Мелки колышки тешу/ 2раза Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибегали Волк и лисица, Бобр и куница, Заинька усатый Медведь толстопятый. Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого Козлик коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода «капусты» , объявляется победителем. Капуста.

Слайд 17

Волк и овцы. Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные – овечки . Пастух становится посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом. Пастух поет: Пасу, пасу овечек недалеко от речки Волк за горою, серый за крутою. И днем и ночью рыщет, моих овечек ищет. А я волка не боюсь. батожком оборонюсь , Кочережкой отобьюсь. «Пойду, буду спать!» - говорит пастух, ложится и делает вид, что овечек нет, и припевает:

Слайд 18

Пасу, пасу до вечера, А гнать домой нечего! Пришел серый волк Моих овечек столк ? А я заснул и духом не чул ! Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает: «Тут волчий след, тут овечий след..» Подходит к волку и спрашивает: -Волк, ты не видел моих овечек? -А какие они? - Беленькие. - Побежали по беленькой дорожке. (овечки, у кого светлые волосы убегают от волка к пастуху) Затем волк говорит «Побежали по черненькой дорожке» и убегают овечки с темными волосами.

Слайд 19

Золотые ворота. Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой . Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают: Идет матушка Весна, Отворяй-ка ворота. Первый март пришел – Всех детей привел. А за ним и апрель – Отворил окно и дверь. А уж как пришел май – Сколько хошь теперь гуляй !

Слайд 20

Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую. Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют: Ходит матушка Весна По полям, лесам одна Первый раз прощается, Другой раз запрещается А на третий раз не пропустим Вас! Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат.

Слайд 21

Татарская народная игра «Татарский плетень» Цель : учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве. Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова: “Вейся, ты вейся, капуста моя! Вейся, ты вейся, вилковая моя! Как мне капусте не виться, Как мне вилковой не свиться!”. Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя. Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

Слайд 22

Мордовская народная игра «Бег по стволу» Цель: закрепить навык равновесия; ходьба и бег с меняющимся темпом движения. Произносятся слова: “Белая береза, Чёрная роза, Ландыш душистый, Одуванчик пушистый, Колокольчик голубой. Поворачивай! Не стой !”. Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряя темп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)

Слайд 23

Русская народная игра «Хромая лиса» Цель : Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге. Описание : Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления . Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.

Слайд 24

Русская народная игра « Горелочки с платочком» Цель : Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Посмотри на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три! Последняя пара беги! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

Слайд 25

Русская народная игра «Ткачиха» Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге. Описание : Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив: Я весёлая ткачиха, Ткать умею лихо, лихо. Ай, лю -ли, ай, лю -ли, Ткать умею лихо, лихо! Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу. Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

Слайд 26

Башкирская игра «Ласточки и ястребы» Цель: развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание. Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков. Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).

Слайд 27

Русская народная игра «Пирог» Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе. Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»: Вот он, какой высоконький, Вот он, какой мякошенький , Вот он, какой широконький. Режь его да ешь! После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Слайд 28

ПРОДАЕМ ГОРШКИ (татарская народная игра). Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: — Эй, дружок продай горшок! — Покупай — Сколько дать тебе рублей? — Три отдай Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Слайд 29

КУРАЙ (ДУДОЧКА ). Башкирская народная игра. Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист , в руках у него курай (длинная дудочка), он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова: «Услыхали наш курай , Собрались мы все сюда. Наигравшись с кураистом . Разбежались кто куда. Хай, хай, хай, хай ! На зеленом, на лугу Мы попляшем под курай , Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского Щ танца под слова: «Ты, курай задорный, веселей играй , Тех, кто лучше пляшет, выбирай» Ребенок- кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила : разбегаться только после окончание слов.

Слайд 30

КУГАРСЭН (ГОЛУБИ) Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе . На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8 метров, вдоль этих линий чертятся круги («гнезда»). Дети стоят в кругах («гнездах») напротив друг друга. Водящий - «пастух», с закрытыми глазами ходит между шеренг и произносит три раза текст: « Гур-гур , голуби Для всех нас одно гнездо» С окончанием слов дети меняются местами («гнездами») - бегут в противоположные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» ребенок «голубь» становится «пастухом». Правила: меняться местами можно только тогда, когда пастух произнесет текст три раза.

Слайд 31

Цель игры: развитие сообразительности, ловкости, согласованности движения. Игроки делятся на две команды. По жребию определяют, какая из команд будет защищать крепость, а какая нападать. В центре игровой площадки кладут доску (камень, коврик). Это и есть крепость. По сигналу защитники окружают крепость на расстоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость счирвется завоеванной, если кто-нибудь из игроков наступит ногой на доску и не будет пойман защитником. Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и всячески их отвлекают. Таким образом нападающие стремятся прорваться к крепости, а защитники стараются их поймать. Защитники, оставшиеся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападающий, который сумел прорвать цепь защитников, но не успел поставить ногу на доску до того, как его поймают, гоже выходит из игры. Правила игры: нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но ним о очко не получает. Побеждает та команда, которая наберет установленное количество очков (например, пять). КРЕПОСТЬ (армянская народная игра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....