"Подвижные игры народа коми"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Микушева Екатерина Дмитриевна

Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Цель: Формировать интерес к культуре коми-пермяков у детей дошкольного возраста посредством использования коми-пермяцких народных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_komi_naroda.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

Подвижные игры коми народа

Педагоги: Микушева Е.Д.

Сыктывкар, 2021

Подвижные игры

Каюр и собаки

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

Олени и пастухи

Вес игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противопо¬ложных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная верев¬ка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертыва¬ясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выби-рает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают пере¬брасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

— Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,        

Сверкают звенят:

«Дзинъ, дзинь...»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг

— большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движе¬ния: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей—рыбаков, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

— Нянь-нянь (хлеб),

Кеяш-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают пере¬брасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках.

«Чача корсьӧм».

               Дети стоят в кругу. Считалкой выбирают того, кто будет прятать игрушку. Далее выполняют те движения, о чем говорится в тексте. В это время выбранный ребенок прячет игрушку.

                              Киясӧн ми клоп – клоп, кокъясӧн ми тотш – тотш,

                              ӧтвылысь ми ворсам, чачанымӧс корсям.

                                            ӧтик – мӧтик,

                                            Кык – мык,

                                            Куим – муим,

                                            Нёль – моль,

                                            Вит – мит,

                                            Квайт – няйт,

                                            Сизим – мизим,

                                            Кӧкъямыс – мӧкъямыс,

                                            ӧкмыс – прӧмыс,

                                            Дас – пас.

                            Чачанымӧс корсьны дась.

Все бегут искать игрушку. Спрячет игрушку тот, который ее найдет. И т.д.

Хороводные игры

« Зайка»

Дети встают, взявшись за руки , в круг. Выбирается считалкой заяц ( Коч), который говорит и имитирует все, о чем идет речь в хороводе.

Где ты зайка, бывал,                                     - Катерина-то    метлой,

Где ты , серый, бывал?                                 А Марфушка кулаком.

В огороде, дети, был,                                    Еще как-то били-ли?

В огороде спобывал.                                     Как-то колотили-ли?

Что ты, Зайка, делал там,                              - Да Дуняша пожурила,

Что ты , зайка, работал?                                За усы подергала.

- Я капустку погрыз,                                     Плакал ли ты, заинька,

Кочаны пообломал.                                       Плакал ли ты, серенький?

Не обидели ж тебя,                                        - Плакал, плакал, деточки,

Не побили же тебя?                                       Плакал, плакал, милые.

- Ой, побили деточки,                                   Как ты плакал, заинька,

Колотили, милые!                                         Как ты плакал, серенький?

Кто же тебя били там,                                   - Лапой слезы утирал,

Как же колотили там?                                   Бела свету не видал.

« Калина»

 

Растет, растет на горе калина.                    Быдмö, быдмö гора вылын калина.

Растет, растет под горой малина.               Быдмö, быдмö гора улын малина.

Во так, вот такая калина.                            То кутшöм, то кутшöм калина.

Вот такая, вот такая малина.                      То кутшöм, то кутшöм малина.

« Воробушек»

Ход игры: Играющие становятся в круг. Игрок, на которого упал жребий, встает внутри круга, это  « маленький воробушек». Он похаживает по кругу, остальные поют:

У маленького воробушка

Животик болит,

- Где ты был, где летал,

Маленький воробушек?

У маленького воробушка

Голова болит.

- Где ты был, где летал,

Маленький воробушек?

В песне упоминается и зубная боль, и перелом ноги, и ранение крыльев. Когда поют: « У маленького воробушка животик болит», « воробушек» ходит,  держась за живот. Когда «головка болит», ходит, держась за голову и  т.д. Перечисляются все болезни одного воробушка, потом выбирают нового и игра продолжается.

    Правила игры: Тот, кто сумеет лучше изобразить «больного воробушка» ( у кого они получаются интереснее), тот и выигрывает.

                                                 

Дидактические игры с предметами

для детей 4-5 лет.

Найди пару.

Дидактическая задача. Закрепить словарь по темам «Одежда» и «Цвета», можно по необходимости «размер». Учить детей сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия по цвету и размеру; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Игровые правила. Тот, кто нашел одинаковые по цвету (размеру) предметы,  должен прятать их за спину.

 Игровые действия. Поиск одинаковых предметов; действия по сигналу взрослого.

Ход игры. Для данной игры подбирают натуральные вещи или плоскостные предметы по теме «Одежда», среди которых обязательно должны быть одинаковые по размеру и цвету. В процессе игры можно добавлять или убирать предметы, чтобы усложнить задание.

- Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задание; здесь стоят на столе плоскостные предметы одежды. Я сосчитаю до трех, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые игрушки. Будьте внимательны! «Ŏтик, кык, куим!  Кык öткодьöс аддзим!»

 Дети, увидевшие два  одинаковых предмета, прячут их за спину. Когда все найдут себе парные карточки, начинается показ и проговаривание, например: Менам ичōт еджыд кепысьяс. А менам ичōт гōрд платтьōяс. А менам сьōд ыджыд сапōгъяс. И т.д.

Словесная игра.

« Краски» или «Ёма кулема.»

Игровые правила: Только услышав название «своей» краски можно бежать по условленному месту.  Если «Ёма кулема» дотрагивается до бегущего – тот считается пойманным и, уходит с «Ёмой».

Игровые действия: Убегать только после услышанного конкретного цвета.

Ход игры:  Играющие сидят на скамейке (на бревне, поваленном дереве).  Выбирается продавец и  «Ёма кулема», она отходит в сторону. Продавец  раздает детям  цветные карточки , по которым дети узнают кто какой краской будет .

Ёма кулема:  «Тотш, тотш, тотш».

Дети и продавец: «Кодi сэнi?»

Ёма кулема: «Тайō ме, Ёма Кулема»

Дети и продавец: «Мый тэныд колō?»

Ёма кулема: «Меным колō краска»

Дети и продавец: «Кутшōм рōма краска?»

Ёма кулема: « Меным колō турунвиж(гōрд…) рōма краска».Ребенок, у которого в руках карточка с названным цветом, встает и бежит по условленному месту, а Ёма кулема бежит за ним. Если  Ёме кулёме удается дотронуться до бегущего, тот считается пойманным  и Ёма

водит ребенка в определенное до игры места. ( Можно использовать при прохождении всех тем).