Развлечение "Кузбасс- родина моя"
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Владимировна

Сценарий развлечения на тему "Кузбасс- родина моя" для детей старшей разновозрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kuzbass.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения на тему "Кузбасс- родина моя"

Сценарий «Кузбасс- Родина моя»

Цель: Воспитание интереса к народной культуре, чувство любви и гордости

за родной край на примере народных промыслов.

Задачи:

Образовательные: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области.

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речевую активность воспитанников.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою родину, любимый край.

Коррекционные: развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественно – эстетическая (музыка, чтение художественной литературы).

Предварительная работа: беседа “Моя малая Родина – Кузбасс”, прослушивание аудиозаписи гимна Кемеровской области, знакомство с символикой Кемеровской области, дидактические игры собери картинку («Флаги», «Герб»), рассматривание и чтение глав из книг: «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьев, «Угольный Кузбасс. Страницы истории», «Природа Кузбасса» А. Куприянов, Ю. Манаков, «Кузбасс» фотоальбом о Кемеровской Области.

Предварительная словарная работа: Индустриальная, гигантская, стилизованная, усечённая, окаймлённая, обрамлённая, молот, кирка, промышленность.

Оборудование: Символика Кемеровской области, разрезные карточки с изображением герба и флага, куклы – берегини, мини-музей «Народные промыслы родного края», альбом с изображением и краткой историей народных промыслов, прослушивание русских, шорских, татарских народных песен, изучение танцев, тексты потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.




Зал оформлен в стиле шорской горницы. Фоном звучит шорская мелодия «Солнце», выходят воспитатели с детьми в национальных костюмах, под веселую музыку идут по кругу, и напевают хоромтелеутские заклички.

Жаворонки прилетите!

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам дай весну.

Возьми себе сани, а нам отдай телегу!

1.Воспитатель. Здравствуйте, гости дорогие!

2.Воспитатель.Нам нечего горевать, будем петь, плясать да играть.

1.Воспитатель:

Есть в России уголок особый,

Где природа радует наш глаз

Имя носит гордое и звучное.

Знают в мире все - Кузбасс!

Это тонны угля и металла,

Это реки, горы и леса.

И, конечно, замечательные люди,

Создающие земные чудеса!

Горжусь, что я живу в Кузбассе!

И, что в Кузбассе родилась.

Сценка  «Диалог мамы и сына»

Сын: Мама, а что такое Родина?

 Мама: Родина – это место, где человек родился, где живут его самые близкие люди. Где смотришь в глубокое небо и дышишь ароматом трав, где радуешься тонкому нежному лучику и слушаешь звонкую трель, где понимаешь, что счастлив родившись на этой земле. Все это сынок – Родина!

 Сын: А моя Родина в Кузбассе?

 Мама: Да, ты родился в маленьком селе Тисуль, Кемеровской области, а еще нашу область одним словом зовут - Кузбасс. Ребята, а как вы понимаете слова «малая родина»?

Да, все ваши ответы верны. Названия разные, но обозначают они одно, и тоже. Это наша с вами малая Родина, где мы с вами родились и живём. И где бы мы с вами не были, мы с тоской вспоминаем наше село, реку, берёзовую рощу. Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких ему людей. Но ведь родной дом – это не только жилой дом по улице или проспекту, это еще и город, в котором человек родился, и страна, и область, в которой он живет, наш детский сад «Лесовичок» тоже малая Родина.

2.Воспитатель: Расскажите, ребята, какая она – Родина?

 Родней твоей земли не знаю. Алёна Я.

Исполняется песня «Наш край»

1.Воспитатель. Как называется область, в которой мы живем? Назовите столицу Кузбасса.

2.Воспитатель: Правильно Кемерово- главный город земли Кузбасской. Ребята, расскажите, чем богат наш край, и чем славится Кузбасс?

Стихи читают дети.

1.Воспитатель: Наша область имеет два символа - герб и флаг.

Помогите, пожалуйста, собрать пазлы с

изображением герба и флага.

2.Воспитатель: Ребята, уважаемые гости, скажите какой наш Кузбасс?

К - красивый

У - удивительный, угольный, уникальный

З - замечательный, золотой, зелёный

Б - богатый, благополучный, благоустроенный

А – автономный

С - современный

С - самостоятельный, славный.

1.Воспитатель: Из года в год наш Кузбасс становится все наряднее и краше, моложе, сильнее и богаче. Что является богатством края? (уголь). Кузбасс богат не только полезными ископаемыми, но и своим многонациональным народом.

2.Воспитатель: задолго до нашего появления на свет в Кузбассе жили шорцы, телеуты, сибирские татары - это малый народ Сибири, они жили племенами, родами, большими семьями.

Звучит шорская музыка, дети садятся на пол в круг.

Выходит Шаман с бубном, обходит вокруг воспроизводит шаманские действия.

Шаман: Про нас говорили, что мы были детьми природы и верили в духов, в колдовство, поклонялись горам и деревьям, подчинялись колдунам – шаманам. Меня считают лекарем, советчиком и предсказателем. Основное занятие шорцев охота, рыбалка и собирательство ягоды, травы, кореньев, орех. 

Еще шорцы называли поселки, горы именами людей.

1.Воспитатель:  дорогой Шаманнаши ребята знают шорский язык.

Ответы детей: чалам – ленточка, мылтык – ружье, алтын - золтой,

черим – земля,- су в переводе с шорского – река. Бельсу - значит, тайменная река, пел в переводе с шорского– таймень,),Чексу – кедровая река.

2.Воспитатель: у шорцев, как и любого другого народа, есть своя культура, обычаи и традиции. Одним из наиболее почитаемых праздников является «Мылтык». Как еще его называют?

Ответ детей: праздник охотников или праздник ружья.

1.Воспитатель: этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению и был приурочен праздник Мылтык.

Какими должны быть охотники?

Ответы детей: меткими, сильными, смекалистыми, выносливыми, терпеливыми, знать повадки зверей…

Шаман: правильно: меткими, зоркими. Давайте узнаем, есть ли среди нас такие мальчики.

«Угадай - ка». Отгадывание по элементам, чей это костюм (шорский или русский).

«Обувайкино» - эстафета в лаптях и сапогах.

Игра «Меткий стрелок». (2 лука, стрелы, 2 мишени).

Шаман: Еще одно традиционное состязание этого праздника - перетягивание каната, тем самым определяли самого сильного парня. Давайте и мы выявим самого сильного из нас.

Игра «Перетягивание каната».

2.Воспитатель: Не смотря на то, что шорцы – язычники, а мы христиане, праздники совпадают по датам. А на рассвете 19 января в день Крещения господня во всех шорских селениях мужчины стреляли из своих ружей, разгоняя злых духов и нечистую силу, что, по их мнению, это способствовало веселому празднику. Он празднуются христианами, как символ начала светлой и благополучной жизни и мылтык шорцами.

Коренные жители радовались возвращению охотников, они благодарили духов тайги за щедрую добычу, танцевали, пели, что и мы сегодня будем с вами делать.

Танец «Шорская земля»

А как еще шорцы готовились к этому празднику?

Ответы детей: они готовили разные национальные блюда, самое главное – хворост, пельмени с сюрпризом. Ответы детей: в начинку вкладывали крохотные предметы – символы

1.Воспитатель: Что за сюрпризы? Сегодня мы приготовили национальные блюда и ваши родители нам их представят.

Родители презентуют приготовленные блюда.

2.Воспитатель: коренные народы Кузбасса на праздник надевали красивые нарядные головные уборы, бусы, серьги.

Мы предлагаем сделать обереги, бусы, серьги.

Звучит тихая музыка.

1.Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем самый важный обряд этого праздника «Шачиг» - повязывание ленточек на священное дерево. По шорским поверьям ленточки вяжут только на березу, потому, что только через березу доходят просьбы до духов. Ленточки шорцы называют чаламы. Черный чалам бросают в огонь, с ним сгорают все беды и болезни, а ленты красного, голубого и белого цветов повязывают на дерево.

Дети дают пояснения цветов чаламов (ленточек).

Белый – чистота помыслов и всех дел, здоровье.

Красный - символ солнца, тепла, жизни и достатка. Завязывая узелки красного чалама, человек обращается к духам – хозяевам местности и просит сил и удачи.

Голубой – символ чистого неба, просят о хорошей судьбе. Надо знать, что повязывая чаламы, надо просить благополучия всем людям, своему народу и в последнюю очередь – себе.

Повязывание ленточек. Шаман сжигает черные чаламы. Костер (в спрятанных дровах лампочка).

2.Воспитатель: Вот и закончился обряд благопожелания, чтобы на земле был мир, люди всегда были здоровыми, сытыми, не было войн и междуусобиц, чтобы наш Кузбасс только процветал и мы вместе с ним.

Давайте улыбнемся друг другу и скажем (хором)

ВСЕГО ХОРОШЕГО!

На этом доброй ноте мы заканчиваем наш праздник! Спасибо всем за участие!

Участники приглашаются к столу