Методическая работа "Люблю тебя, мой Сахалин"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тетерюк Анна Николаевна

проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_patriot_vospit_2021.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 

АДМИНИСТРАЦИИ КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

комбинированного вида «Детский сад №3 «Ромашка»  

Корсаковского городского округа Сахалинской области 

694020, Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Нагорная,13 

тел/факс (42435) 4-12-54, e-mail: kgo.madoudsr.3@sakhalin.gov.ru 

 

Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-исследовательская»

 «Люблю тебя, мой Сахалин»

(для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Срок реализации 2019 учебный год

Выполнила:

Анна Николаевна Тетерюк

Учитель-логопед

                                                   МАДОУ комбинированного вида «Детский сад 3 «Ромашка»

Корсаков, 2021

Введение

          Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития речевых и творческих способностей ребенка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без познавательной активности, воображения, о возможных первичных представлениях о себе, других людях, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и о многообразии городов и народов нашего мира.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все интересующие его вопросы, - в этом ему помогают педагоги.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека.

       Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда освоена родная культура, когда понятно и осмыслено прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

      Ведь цель введения ребенка в родную культуру – не изоляция в этнически замкнутом пространстве, а приобщение к тем духовным ценностям, которые являются человеческим началом, объединяющим всех людей.

 Педагогам все чаще приходится сталкиваться не только с фактами отставания и задержек в развитии речи детей, но и с социально-коммуникативной некомпетентностью: неумением вести диалог, вступать в игровые, речевые контакты, незнанием норм культурного поведения и речевого общения.

 Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания личности ребенка в современных условиях является познавательно речевая деятельность, построенная на материалах краеведения. С ее помощью можно расширить знания детей о родном крае, природе, истории и культуре своей малой Родины.

Важно использовать такие формы и методы, которые вызывают развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края.

     Цель: ознакомление детей с историей Сахалина, народными промыслами, культурой родного края, способствующих развитию патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

1. Систематизировать знания детей о нашей Родине – Сахалинской области, городе Корсаков.

2. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о природных ресурсах нашего края, его истории.

3. Воспитывать патриотическое чувство, любовь к родному краю, гордость за славные традиции и земляков, прославивших Сахалин.

4. Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять их.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Обогащение словаря: Сахалин, сахалинцы, нефть, газ, уголь, морские ресурсы, рыбный промысел, нефтяная, угольная промышленность.

Материалы и оборудование: карта Сахалина, иллюстрации, открытки, слайды природы Сахалина, города Корсакова, Южно – Сахалинска, стихи.

Методические приемы: словесный, наглядный, практический.

Предварительная работа: рассматривание картинок животного мира, морских обитателей Сахалина, картин сахалинских художников, экскурсии, целевые прогулки, чтение художественной литературы, разучивание стихов.

Ожидаемые результаты:

  1. Иметь представления о природе и окружающем мире родного края;
  2. Бережно относиться к природе;
  3. Расширять кругозор, логически мыслить;
  4. Сформировать у дошкольников патриотических чувств, чувства гражданской принадлежности.

Форма занятия: фронтальная.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Основная часть.
  4. Рефлексия.

Ход коррекционно-образовательной деятельности:

Учитель-логопед: Ребята, здравствуйте.  О чем мы сегодня с вами поговорим узнаете, отгадав загадку:

На самом краешке России, где море бьется в берега

Лежит он в океане синем (В. Богданов) (ответы детей).

- Да, поговорим мы с вами, о малой Родине – о Сахалине, самом большом острове нашей страны.

Учитель-логопед: А что он вам напоминает? (ответы детей).

- Правильно, наш остров напоминает гигантскую рыбу, на севере голова; в середине – плавник, на утолщенной спине; на юге – раздвоенный хвост

Легенда о создании.

«Давным – давно, это было, еще во времена динозавров. Плавала тогда в просторах океана гигантская рыба. Всплыла однажды рыба из морских глубин на поверхность, да не понравилось ей яркое солнце. Хотела рыба вернуться, да не тут-то было. Запуталась она в огромной куче водорослей – никак не вырваться. Устала рыба биться в водорослях, легла на бок отдохнуть под жаркие лучи солнца. Медленно под горячими лучами рыба начала сохнуть. Внешний вид ее постепенно менялся. Вскоре рыба высохла совсем. Ветер заносил на нее частички, семена растений. Приплыл на древней лодке древний человек, ахнул от восхищения – таким чудесным показался этот остров среди синего моря»

Где – то на окраине России есть суровая, красивая земля

Окруженный океаном синим рыба – остров – Родина моя (В. Богданов)

Учитель-логопед: Ребята, а сколько вам лет? А сколько лет вашим родителям? У всех людей разный возраст. Как вы думаете, есть ли возраст у областей, городов или всем одинаковое количество лет? (ответы детей).

- Конечно, не может быть у всех одинаковый возраст. Вот и нашей Сахалинской области уже исполнилось 86 лет.

Учитель-логопед: Сахалинская область, потому что рядом с нашим большим островом есть много маленьких островов братьев.

Учитель-логопед: Как называют всех жителей острова Сахалин? (ответы детей).

- Правильно, значит вы тоже сахалинцы. (ответы детей).

Учитель-логопед: Остров Сахалин большой. На нем много городов и поселков, назовите их? (ответы детей: г. Долинск, Г. Корсаков, г. Невельск, пос. Огоньки, и т.д.)

Учитель-логопед: Есть поселки, которые названы в честь погибших солдат, которые воевали с японцами: Леонидово, Буюклы, Смирных. Именами героев называют не только поселки, но и суда морского и рыболовецкого флота. А сахалинские поэты и писатели посвящают им свои рассказы, стихи.

Вот вы перечислили города нашего острова. А какой самый главный город нашей малой Родины? (Южно – Сахалинск).

Учитель-логопед: Правильно, Южно – Сахалинск большой, красивый город. В нем построено много школ, детских садов, больниц, спортивных сооружений. В Южно – Сахалинске есть площадь Победы, парк имени Ю. А. Гагарина. В этом парке есть детская железная дорога, много аттракционов.

Кто из вас был в Южно – Сахалинске? На чем вы добирались? (на машине, автобусе).

Учитель-логопед: Чем вам запомнился этот город? (рассказы детей). Это большая или малая Родина? (это малая Родина). Малая Родина тоже имеет свое название. Как называется наша малая Родина? (дети называют, область, район, город). Как называется наш город? (Корсаков). Вы любите наш город? (ответы детей).

Учитель-логопед: Посмотрите каким был наш город давным – давно и каким он стал сейчас. Как прекрасен наш город, какой он большой. Как можно сказать про наш город? (большой, красивый, чистый, славный, любимый).

Учитель-логопед: Вы много рассказали о нашем городе, правильно сказали, что у нас красивая природа. Наш город славится не только природой, но и людьми. Наш город прославляют спортсмены, юные танцоры, которые выезжают в другие города на соревнования и конкурсы. Получают награды и медали за свои успехи. Давайте попутешествуем по нашему острову. Посмотрите, какая красота вокруг!

Физминутка «Мы с тобой»

Для начала мы с тобой, крутим только головой

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно сможем (повороты влево и вправо)

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем

- Нужно ноги укреплять, раз, два, три, четыре, пять.

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.

От разминки раскраснелись и на место все уселись

Учитель-логопед: Остров наш хоть и маленький, но очень богатый. Как еще называют наш остров? (остров сокровищ, черная жемчужина Дальнего Востока). Почему наш остров так называется? (добывают уголь, нефть, газ, есть минеральные источники). Как вы думаете, легко добывать уголь и нефть? (ответы детей). Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Только сильные, мужественные люди могут здесь работать. Они не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

Учитель-логопед: Какое еще есть богатство на Сахалине? (рыба),(ответы детей). Рыбаки ловят рыбу летом, осенью, т.е. в рыбную путину. И зимой у них много работы, занимаются последним ловом рыбы, готовятся к летней путине.

Учитель-логопед: А вы знаете, что такое путина? (ответы детей. Как вы думаете, какие это люди рыбаки? Что можно про них сказать? (смелые, не боятся штормов и ураганов, ответы детей).

Учитель-логопед: У нас не только ловят рыбу, но и разводят ее. Знаете, где разводят рыбу? (на Сахалине есть рыбоводные заводы, где из икры выращивают мальков) А какую рыбу у нас разводят? (горбушу, кету). Кета и горбуша – самое главное и замечательное богатство наших рек и морей.

А также наш подводный мир богат рыбой, морскими водорослями, крабами, моллюсками. (Показ карты Сахалина).

Учитель-логопед: Почему на карте Сахалина много зеленого цвета? Что это означает? (зеленый цвет обозначает лес, ответы детей).Да, Сахалин по природным условиям – лесной край. Первоначально леса занимали очень большое пространство острова. Но людям надо было строить города, поселки и для этого понадобился строительный материал. Дерево (лес) самый лучший строительный материал.

Учитель-логопед: А еще наш лес богат животными и птицами. А какие животные живут в лесу? (лиса, заяц, соболь и др, ответы детей). Чем богаты наши леса? (грибами, ягодами). А вы знаете, какая ягода растет только на Сахалине? Красника, брусника, черника, клоповка. Например, красника растет только в наших лесах. Мы ее еще называем клоповкой. Красника очень полезная ягода, в ней много витаминов и кислоты. Из этой ягоды делают стропы, соки, напиток «Красничка».

 Учитель-логопед: На Сахалине много лекарственных растений. Слушайте внимательно и отгадывайте загадки про какие растения будем говорить.

1. Золотой и молодой за неделю стал седой

А денечка через два облысела голова

Спрячу я в карманчик бывший…(одуванчик). А что вы знаете об одуванчике? (в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили темные пятна на коже и веснушки, ответы детей).

2. На лесной опушке стоят подружки

Платьица белены шапки зелены… (березка). А кто может рассказать о пользе березки? (с давних времен береза приносит пользу человеку. Это знаменитый березовый веник в бане, березовый деготь, который лечит раны, язвы, ожоги и разные кожные заболевания).

3. Путника – друг скромный, невзрачный листок

Ты на пораненный палец влажной заплаткою лег.

Многим у нас невдомек, что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног…(подорожник). Чем полезен подорожник? (если на ранку положить листок подорожника, то ранка быстро заживет, ответы детей).

4. Первоцвет весенний желтенький цветок,

Потянулся к солнцу нежный лепесток.

Первоцвет весенний ключик от весны

Ни тебе ли снятся золотые сны?

Будь же осторожен, не сорви его:

Мягкого, душистого друга моего      (мать – и – мачеха). Мать –и –мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.

Учитель-логопед: Ребята, Сахалин – многонациональный, рядом с нами живут народы разных национальностей (русские, армяне, корейцы, нанайцы и т.д.). Все они разные, со своими обычаями и традициями. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал, нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга.

Учитель-логопед: Итак, мы с вами попутешествовали по нашему острову. Ребята, а за что можно любить Сахалин? (стихотворение рассказывает ребенок).

За то, что это моя Родина

За заснеженные белые зимы

За могучие зеленые леса

За добрый о отзывчивый народ

За его форму похожую на рыбу

За красивую яркую осень

За быстрые горные реки

За чистые голубые озера

За леса, которые богаты грибами и ягодами

За море, которое богато рыбой

За множество хороших друзей и подруг

Рефлексия: О чем мы сегодня с вами разговаривали? (о родном крае, где мы живем, о Сахалине).

- Что нового узнали на занятии?

- Что бы вы хотели еще узнать об острове?

- Вы родителям расскажите про Сахалин?

Учитель-логопед: Малая Родина – это тоже наша Родина, где мы с вами живем. Будем любить и беречь нашу природу и богатства нашего края? (ответы детей).

«Сахалин»

(стихотворение рассказывает ребенок).

Сахалин чудесный остров замечательных людей

Ты на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.

Сахалинская природа – край чудесный и родной,

Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.

И любить мы будем сильно горы, реки и моря

Потому что есть на свете Сахалинская земля

Таким образом, воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подвели их к пониманию того, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех, повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т. д.

Список использованной литературы

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий: учеб. пособие Александрова Е. Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. – М.: Учитель, 2007.
  2. Маркушин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. Вестник ОГУ. - № 11, 2011.
  3. Н. В Нищева Конспекты подгрупповых занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)  с 6 до 7лет. Сентябрь – январь. СПб.: ООО «Издательство Детство – ПРЕСС», 2015.

Самоанализ

сценария непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-исследовательская» на тему: «Люблю тебя, мой Сахалин»

         Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам. Для реализации каждой задачи были подобраны разнообразные методы (наглядный, словесный, практический) и приёмы (художественное слово, упражнения и игры, пояснение, показ образца и т.д.) в интересной и занимательной форме.  Речевой материал подобран соответственно возрасту и индивидуальным особенностям детей, понятен и доступен, направлен как на групповое, так и на индивидуальное сопровождение.

      Все части занятия взаимосвязаны между собой и сменяли плавно различные виды речевой деятельности. Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный.

          Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость детей. В занятие были также включены пальчиковая гимнастика, которая отражала лексическую тематику. На каждый момент занятия были использованы информационные и коммуникативные технологии, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие к речевой активности. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого развития детей. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных. Создавала ситуацию успеха каждому ребенку и всей группе в целом. В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи.  Дети старались отвечать полным ответом. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы и т.д. Практиковала групповые ответы, так как это снимает напряжение и активизирует неуверенных в себе детей. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на задания, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Считаю, занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере. Поставленные цель и задачи были выполнены на необходимом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я люблю тебя моя Россия»

Дать детям знания о том, что такое столица, познакомить с  ее достопримечательностями.2.Закрепить знание  о Российской символике.3. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать чувст...

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста"Мы любим тебя наша Родина"

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ...

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста"Мы любим тебя наша Родина"

Методическая разработка НОД для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ...

Люблю тебя мой Сахалин

Презентация: https://drive.google.com/open?id=0B0frzvR5_gogSU9OcjdDazdUZzg...

Методическая работа "Люблю тебя, мой Сахалин"

Ознакомление детей с историей Сахалина, народными промыслами, культурой родного края, способствующих развитию патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ САХАЛИН»

Актуальность темы:В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, ста...