Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"
статья

Костькина Лариса Федоровна

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев.

Традиционный народный костюм как уникальный памятник материальной и духовной культуры, занимает особое место в культурном наследии мордовского народа. Будучи ярким информационным и эстетическим источником, он содержит в своей структуре и декоре информацию о специфике территории проживания народов и их контактах с соседями, о семейном и социальном статусе его носителей, о своеобразии их хозяйственной деятельности. В традиционном костюме воплотились мировоззренческие и эстетические представления народа, широкий спектр функций, в том числе воспитательные.

Воспитание и обучение воспитанников нашего ДОУ с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания мы ведем на основе примерного регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», разработанного коллективом авторов: Бурляева О.В., Карпушина Л.П., Киркина Е.Н. и др.

Знакомство детей с национальным костюмом проходит в различных видах деятельности: в беседах, играх, экскурсиях, проектной деятельности, художественом творчестве, на музыкальных занятиях.

В ходе своей работы мы видим эффективность ряда педагогических условий воспитания, формирования личности дошкольника посредством ознакомления с традиционным народным костюмом. К ним отнесены:

  • непрерывность воспитательного процесса, включая основное и дополнительное образование, в детском саду и в семье;
  • комплексность в использовании традиционных искусств и разных областей профессиональной художественной культуры;
  • игровые формы, поддерживающие интерес детей к изучению традиционного народного костюма;
  • активное использование этнокультурной среды, насыщение ее элементами народного быта, календарной и праздничной культуры;
  • развитие творческого потенциала дошкольников, вовлечение детей в проектную деятельность по разработке коллекций детской одежды с элементами мордовского народного костюма.

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. 

Как известно, мордва делятся на два субэтноса - мокша и эрзя. В Ковылкинском районе Республики Мордовия проживают мокшане. В зависимости от района проживания народный костюм мокшан может иметь в себе ряд деталей и украшений, отличающихся друг от друга.

Мокшанский костюм состоит из рубахи (панар), передника с рукавами (сапоня), головного убора: платка (руця) и повязки (коняфкс) и сапог (кямот).

Рубаха (панар) сшита из льняного полотна. Богато  украшена вышивкой на груди, вдоль рукава и на подоле. А продольные швы спереди и сзади также вышивались. В вышивке использованы такие элементы, как крестики, квадраты, ромбы.

К концу ХIХ века в традиционный костюм мокшанок вошёл передник (сапоня) и присутствует в костюме и по сегодняшний день. Передник с пышными рукавами надевается поверх рубахи. Передники обильно украшены полосками разноцветной ткани, лентами, позументом, пайетками, бисером.

Особая роль в праздничном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. На голову повязывается платок.  Поверх платка  повязка  - в нашем наряде он называется коняфкс (повязка). Коняфкс украшен также плотной вышивкой из разноцветных ленточек, бисера, стекляруса и т. д. (в некоторых селах украшение на рогульках бусины и бисер)???

Праздничным видом обуви мордовского костюма являются чёрные кожаные сапоги (кямот) со сборками гармошкой на голенище. Их шили из коровьей или телячьей  кожи. Чтобы было не жарко и комфортнее ноги обвёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста, которыми обёртывали ступни; верхними портянками (ланга пракста) оборачивали икры. На сегодняшний день мокшанки предпочитают свободную обувь и вместо портянок надевают вязаные чулки или гетры с узорами.

Доминирующий цвет наряда мокшанок - красный. Как и у русских, у мордвы «красный» означает красивый. Второй цвет – зелёный. Цвет природы. Красный с зелёным – традиционное сочетание. На костюме куклы мы видим сочетание этих цветов: красный передник (якстерь сапоня) расшит зелеными лентами и бусинами, позументами, пайетками, бисером. В мордовской вышивке преобладает красный и черный цвет. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствуют своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе.

Мокшанки любят различные украшения в виде бус (крганят) в несколько слоёв и разных цветов.

      На талию подвявязывается узорчатый пояс (каркс) и на него закрепляются кисточки-подвески (секонят) с бубенцами и набедренные украшения (килькшт) расшитые старинными монетами, раковинами, колокольчиками, пуговицами и т.п. При ходьбе наличие таких украшений создает звон. Поэтому говорят: мордовочку сначала слышно, потом видно.

В таком праздничном наряде мокшанки ходят на свадьбы, дни рождения, на различные праздники, выезжают с концертами художественной самодеятельности.

Во всех группах детского сада организованы центры краеведения, где дети могут наглядно увидеть всё многообразие мордовского национального костюма. Среди пособий, книг, игр, символики России и Мордовии, здесь размещены куклы, наряды которых сшиты местными рукодельницами.

Для изучения мордовской национальной одежды в центре краеведения расположены  настольно-печатная игра «Щак – каряк някать» («Одень - обуй куклу»), дидактические игры «Собери головной убор», «Выложи узор», «Почини «Кямот»,  альбом «Мокша и эрзя», книги «Мордовский народный костюм», «Фольклор народов среднего Поволжья», «Здравствуй, Мордовия», «Цвети мой край, Мордовия моя!» и др.

В самостоятельной деятельности детей, а также для закрепления знаний по теме (индивидуально или с подгруппой детей) в своей работе я использую лэпбук. В нем собраны игры, задания систематизирующие информацию и приёмы работы по теме «Наша Родина - Мордовия» для среднего и старшего дошкольного возраста.

    Цель создания лэпбука: формировать нравственно-патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине, знакомить с родной страной, формировать познавательный интерес к родному краю, познакомить с символикой, с достопримечательностями, фольклором, промыслами, традициями, символами, народами нашей малой Родины, знаменитыми людьми, интересными фактами.

    В лэпбуке мы разместили информацию  о символике флага и герба Мордовии; текст государственного гимна; карту Мордовии; информацию о городах Мордовии; карточки с изображением национальных костюмов; стихотворения; пословицы о Родине, загадки, раскраски; дидактические игры, которые знакомят детей с фольклором мордовского народа, а также с растительным и животным миром родного края.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

В заключении хочу отметить, чтобы ребёнок вырос общительным, добрым, отзывчивым, милосердным, умел сопереживать, мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Опыт работы «Воспитание у детей любви к малой родине»

                                                      ...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине»

  Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботитс...

Памятка "Воспитание у детей любви к малой Родине в условиях семьи"

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)

Использование игровых технологий в системе физического воспитания в дошкольной образовательной организации (выступление на педагогическом совете)...

Педагогический проект Воспитание у детей любви к малой Родине

Педагогический проектВоспитание у детей любви к малой Родине...