Перспективный план в старшей группе по национально - региональному компоненту
методическая разработка (старшая группа)

Гордеева Любовь Алексеевна

Региональный компонент в образовательной программе  "Детство" по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории Мордовии, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по региональному компоненту. ( Старшая группа №3).

Месяц

неделя

Тема,

литература

Цели

Материалы

 и оборудование

Методы

 и приемы

Совместная

деятельность

с детьми

Совместная

деятельность

 с родителями

Сентябрь

1 неделя

Мордовская

подвижная

игра «Салки»

(«Варинеспонгома» - эрз.), «Варянясповома» - мокш.

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Продолжать формировать умения самостоятельно организовывать знакомые мордовские игры, проявляя инициативу и творчество. Развивать  двигательную активность, физические качества - внимание,ловкость, выносливость, быстроту, пространственную ориентировку. Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

Маски.

Подвижная игра с  ходьбой и бегом.

Разучивание считалок с целью выбора ведущего, разучивание новых на-родных игр.

Привлекать родителей к организации мероприятий, направленных на ознакомление с родным краем.

Сентябрь

2 неделя

Знакомство с творчеством мордовского

художника

Ф.В. Сычкова

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.38

Познакомить с творчеством художника Ф. Сычкова, с изображениями родной природы, жизни и быта народов, населяющих мордовский край.Учить детей понимать эстетическую ценность пейзажа видеть и понимать содержание картины, чувствовать настроение художника. Обогащать словарь детей эмоционально- оценочной лексикой.

 Репродукция картины Ф. В. Сычкова «Алма-атинские яблоки», аудиозапись «пение птиц»

Рассказ, игра-викторина, загадки, рассматривание картины, беседа, рассказы детей

Рассматривание иллюстрации картин Ф. В. Сычкова, В. Д. Илюхина; вертуальная экскурсия по ознакомлению с достопримечательностями Саранска, чтение стихотворений о родном городе.

Порекомендовать совершить экскурсию в музей Ф.В. Сычкова.

Сентябрь

3 неделя

Заучивание наизусть

стихотворения

Ф. Бобылева «Непоседливый гриб »

Е.Н. Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.55

Учитьэмоционально воспринимать стихотворение, понимать содержание поэтического текста.Развивать умение употреблять в речи предлоги: «под», «за», «в» «на».Развивать умение выразительно читать стихотворение.Воспитывать интерес к природе, через художественную  литературу.

Панорама леса, маска ежа и белого гриба, аудиозапись, демонстрационный материал: картинки грибов, ежа.

Игровая ситуация, игра на проговаривание предлогов, чтение стихотворения, беседа с опорой на картинки, проговаривание, игра «Эхо», чтениедетьми.

Рассматривание иллюстрированных книг, организация «литературных минуток»- чтение  стихотворения Л. Гержидович «Белкин гриб», раскрашивание  рисунков на тему «Дары леса».

Познакомить с перечнем произведений мордовской детской литературы, рекомендуемой для домашнего чтения.

Сентябрь

 4неделя

Декоративное рисование  «Украсим свою одежду»

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.40

Продолжать знакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки, учить рисовать узоры по ее мотивам на бумаге разной формы, на силуэтах, изображающие одежду. Учить подбирать цвет краски, чтобы передать художественное своеобразие мордовской вышивки. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать любовь к прекрасному.

Вырезанная  из белой или цветной бумаги одежда( шапочка, платье, свитер и т.д.) на каждого ребенка,краски гуашь, кисти,

Мотивация, решение проблемной ситуации, показ, самостоятельная работа, оценка деятельности детей.

Рассматривание предметов декоративного характера (вышивки, игрушки), создание декоративной аппликации.

Привлекать к совместному изготовлению детской мордовской одежды или одежды для кукол.

Сентябрь

5 неделя

Занятие по теме: «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться»

М.В. Антонова

«Знакомимся с профессиями» рабочая тетрадь для детей5-7 лет.

Способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации при ознакомлении с разными профессиями.Формировать понимание того,что мастерство в любой профессии- это результат труда и упорства. Воспитывать трудолюбие, интерес и уважение к человеку труда.

Набор игровых карточек, сказочный персонаж Куйгорож, раздаточный материал для игры «Помоги Куйгорожу», картинки с изображениями людей разных профессий.

Беседа, д/ игры: «Это интересно», «Знаешь ли ты»; речевая игра «Я хочу быть…»

Чтение мордовской народной сказки «Куйгорож», сюжетно-ролевая игра «Детский сад», беседы о том, кем дети хотят стать и почему.

Рассказать ребенку о  профессиях родителей.

Октябрь

1неделя

Мордовская подвижная  игра «Кулюкушки», «В курочек» (Сараазкесэ» -эрз., «Сараскакс»- мокш.)

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Продолжать формировать умения самостоятельно организовывать знакомые мордовские игры, проявляя инициативу и творчество. Развивать  двигательную активность, физические качества - внимание,ловкость, выносливость, быстроту, пространственную ориентировку.Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей

Шапка «курочки».

Подвижная игра с  ходьбой и бегом.

Чтение стихотворения  Э. Мошковской «Белый снег недолог».

Коллективные и индивидуальные беседы «Одеваем детей по погоде».

Октябрь

2 неделя

Лепка «Кто живет в мордовском лесу».

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.40

Учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей. Формировать у детей умение передавать в лепке детали, показать приёмы оформления вылепленной фигуры дополнительными элементами.Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать интерес к лепке животных родного края.

Силуэты диких животных, композиция леса из пластмассовых деревьев, пластилин, доска для лепки, салфетки, тихая музыка.

Путешествие в лес на автобусе, загадки о животных, пальчиковая гимнастика, объяснение приёмов лепки животных, самостоятельная деятельность детей: лепка животного по замыслу

Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о жизни животных  наших лесов.

Рассматривание ярко иллюстрированных книг со сказками о животных и растениях.

Октябрь

3 неделя

«Большой России – малый уголок Мордовия моя».

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.40

Расширять  представления детей о Республике Мордовия. Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и обычаями. Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского, татарского и русского народа. Обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва, русский, татарин; и прилагательными: русский, мордовский, татарский.

Фрагменты национального быта, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы).  Герб, флаг и текст гимна Республики Мордовия.

Рассматривание иллюстраций городов Мордовии, слушание «Гимн Мордовии» муз. Н. Кошелевой.

Рассматривание национальных народных костюмов, заучивание стихов о Мордовии. Знакомство с гербом, флагом Мордовии, России. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций  о Мордовии. Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки.

Попросить родителей приобрести игрушки народных  умельцев для центра «Мордовия».

Октябрь

4 неделя

Знакомство с творчеством

мордовского

композитора

 Л.П. Кирюкова

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.19, 45

Рассказать детям о творчестве знаменитого  уроженца Мордовии,  композитора,Леонтия ПетровичаКирюкова. Прививать любовь к мордовской музыке. Развивать  музыкальную активность и творческие способности детей. Воспитывать у детей национальный музыкальный вкус.

Портрет Л.П. Кирюкова, музыкальный материал:  песни Л.П. Кирюкова, аудиозапись, презентация «Музыкальные инструменты».

Беседа, слушание, рассказ, игра –угадайка.

Разучивание и слушание музыки мордовских композиторов, показ портретов известных  композиторов Мордовии, игра на музыкальных инструментах, беседа о музыкальных инструментах.

Ноябрь

1неделя

Рассматривание кукол в костюмах народов, населяющих Мордовию.

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль

Продолжать знакомить детей с национальными костюмами.Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть красоту национального костюма, его характернее особенности. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям.

Кукла в национальном костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, колечко для игры.

Беседа, рассказ, показ, рассматривание, игра, танец.

Рассматривание альбомов о Мордовии, чтение мордовских сказок, разучивание мордовских элементов танцев, разучивание родных мордовских народных игр.

Папка – передвижка «Расскажу тебе о Мордовии

Ноябрь

2 неделя

Чтение сказки   Т. Тимохиной «Как зима Степку лечила»

Е.Н. Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.184

Формировать у детей интерес к произведениям мордовского на -рода. Вызвать у детей интерес к авторским сказкам Т.Д.Тимохиной, желание их прочитать. Развивать творческое воображение, ассоциативную память, диалогическую речь. Создать условия психологического комфорта средствами сказкотерапии.Воспитывать интерес и любовь к родному краю. Воспитывать любовь к творчеству, к сказкам различных писателей Мордовии.

Портрет писательницы, текст сказки,иллюстрации к сказке,предметы для отгадывания загадок

Введение в игровую ситуацию, использование художественного слова (загадки, пословицы), беседа, объяснение; рассматривание портретов мордовских писателей; игра – драматизация.

Беседа о мордовских народных и авторских сказках, рассматривание иллюстраций, чтение пословиц о труде, дружбе.

Ноябрь

3 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» с использованием куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка).

Интернет-

библиотека

Способствовать творческому использованию в играх представлений о родном городе, о Мордовии. Побуждать к использованию в игре куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка).

Игровая зона «Семья», кукла в национальной одежде (мокшанка, эрзянка).

Игровая ситуация.

Беседа «Родственные отношения в семье». Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Детский сад».

Индивидуальные и коллективные беседы на тему «Распределение обязанностей в семье».

Ноябрь

4 неделя

Мордовская подвижная  игра «В горшочки»

(«Чакшкинесэ» - эрз., «Сяканяса» - мокш.)

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Продолжать формировать умения самостоятельно организовывать знакомые мордовские игры, проявляя инициативу и творчество. Развивать  двигательную активность, физические качества - внимание,ловкость, выносливость, быстроту, пространственную ориентировку.Учить выполнять правила и нормы поведения в игре.

Маски для "журавлихи" и "старухи".

Подвижная игра с правилом,  с ходьбой и бегом.

Учить с детьми текст игры.

Консультация «Поведение детей и взрослых на улицах города»

Декабрь

1 неделя

Заучивание наизусть

стихотворения

Р. Федькина

«Снегири»

Е.Н Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.203

Закрепить знания детей о зимующей  птице - снегирь. Вызвать эмоциональный отклик на картины зимней природы. Учить детей  выразительно читать наизусть стихотворение, понимать и воспроизводить образный язык; формировать навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к поэтическому слову, к природе.

Картинки птиц, иллюстрации о зиме, альбомные листы, цветные карандаши или краски, музыкальное произведение П. Чайковского «Времена года. Зима»

Игровая ситуация,  чтение стихотворения, беседа с опорой на картинки, проговаривание, игра «Эхо», чтениедетьми.

Беседа с детьми о временах года, о птицах, рассматривание зимних пейзажей и иллюстраций с птицами, чтение стихов и рассказов о птицах, лепка птицы.

Декабрь

2 неделя

Рассматривание картин Ф. Сычкова о народных  забавах.

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе, понимать, как художник рассказывает о зиме. Выявить соб-ственный опыт детей по зимним развлечениям. Расширить представления детей о природе мордовского края зимой. Позна-комитьдетей с творчеством мор-довского художника Ф.В. Сычкова

Портрет художника, репродукция картины Ф. Сычкова «Катание с гор» и др.

 Рассматривание картины, рассказ, словотворчество, слушание музыки зимы, детское творчество

Наблюдение зимней природы во время прогулки, катание с гор на лыжах и санках, чтение стихотворений о зиме.

Посетить дом-музей Федота ВасильевичаСычкова.

Декабрь

3 неделя

« Сказки гуляют по свету»(рисование  персонажей  мордовских народных сказок).

Е.Н Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня»

Формировать и расширять пред-ставления детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности. Учить детей переда-вать в рисунке эпизоды из люби-мой сказки рисовать несколько персонажей сказки в определённой обстановке). Развивать оображение, творчество, навыки в создание рисунка по собственному замыслу. Учить узнавать сказку по заданию.

Иллюстрации к сказкам, восковые мелки, белый лист бумаги А4, игрушка Буратино, викторина на компьютере «Сказки гуляют по свету», аудиозапись с мелодиями,

Беседа, демонстрация, рассматривание, отгадывание загадок, сюрпризный момент, самостоятельная деятельность детей, обыгрывание.

Чтение сказки Н. Мирской «Кто рисует на стекле?», П. Машканцева, мордовской сказки «Дед Мороз и старик»

Декабрь

4 неделя

Мордовская подвижная игра «В ножки» («Пильгинесэ» эрз., «Пильгонякс» - мокш.)

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Продолжать формировать умения самостоятельно организовывать знакомые мордовские игры, проявляя инициативу и творчество. Развивать  двигательную активность, физические качества - внимание,ловкость, выносливость, быстроту, пространственную ориентировку.Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

Маска «Петушка».

Подвижная игра  с прыжками.

Беседа о зиме и зимних забавах.

Домашнее задание родителям и детям – наблюдение за снегопадом.

Декабрь

5 неделя

Знакомство с изделиями мордовского декоративно – прикладного искусства с гончарной посудой.

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Развивать интерес к произведениям мордовского декоративно - прикладного искусства. Учить выделять элементы узоров, основываясь на представлениях о колорите мордовской вышивки, доступные детскому восприятию и воспроизведению.

Рассматривание игрушечной посуды, игры в кукольном уголке.

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций.

Рассматривание с детьми игрушечной посуды.

Беседы

с родителями, «С какими предметами обихода знакомить детей?».

Январь

2 неделя

Заучивание колядки «Ай, коляда, коляда»

Е.Н Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня»

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений. Углублять представление о праздниках мордовского народа. Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения мордовских колядок. Воспитывать любовь к устному мордовскому народному творчеству.

Две палочки, привязанные к разным концам бечёвки, мешочек, лента, полотенце, мячик.

Чтение, беседа, заучивание, игры.

Заучивание песен, колядок, разучивание русских народных игр, изготовление костюмов для ряженых.

Чтение произведений мордовских писателей

Январь

3 неделя

Беседа о мордовских обычаях, календарных праздниках(Рождество, Крещение)

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Познакомить детей с обрядовыми праздниками. Углублять представления о праздниках мордовского народа. Развивать познавательный интерес.

Иллюстрации мордовских праздников

Беседа, рассматривание иллюстраций

Презентация картин «Быт жителей, их обычаи, обряды, связанные со свадьбой, рождением детей, крещением ребенка»

Январь

4 неделя

Мордовская подвижная игра «Круговой»  «Осканькундсема» эрз., «Топонянькунцема» - мокш.

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу; упражнять в беге с увертыванием в ловле, в приседании, воспитывать любовь к мордовским народным играм.Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

Маски ворона, курицы (клушки) и цыплят.

Подвижная игра с правилом. Игра с танцем и ловлей.

Отгадывание загадок, игра «Салют января».

«Ах ты, зимушка – зима!». Развлечение с родителями на прогулке.

Февраль

1 неделя

Рассматривание игрушек мастеров села «Подлеснаятавла»

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.38

Продолжать знакомить детей с деревянной скульптурой  народной игрушки.Познакомить детей с разновидностями мордовской национальной игрушки. Учить различать в игрушках национальный колорит, расширять кругозор детей. Воспитывать чувство гордости и уважения к своей малой родине Мордовии, интерес к народной игрушке.

Образцы  Тавлинских сюжетных игрушек, картинки и иллюстрации с изображением мордовских народных игрушек и народных мастеров, работающих над созданием игрушек.

Рассматривание игрушек, игра «Назовите игрушку», рассказ воспитателя, танец матрешек.

Рассматривание и обследование с детьми различных видов мордовских народных игрушек; заучивание потешек, песенок, прибауток; сюжетные и творческие игры с использованием мордовских народных игрушек.

Консультация «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

Февраль

2 неделя

Знакомство с современными олимпийскими чемпионами

(П. Болотников, Д. Нижегородов, С. Кирдяпкин).

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем», региональный образовательный  модуль, с.50

Формировать начальное представление о здоровом образе жизни. Познакомить с именами олимпийских чемпионов - уроженцев Мордовии, их спортивными достижениями.

Портреты спортсменов.

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми

о здоровом образе жизни. Рассказ детям о видах спортивных соревнований.

Организация маршрута выходного дня с детьми, родителями и педагогами в природу (лес, парк, сад).

Февраль

3 неделя

Знакомство с именем защитника Отечества Ф. М. Ушаковым

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Познакомить детей с историей родного края. Вызвать интерес к открытию того, что рядом с нами жил знаменитый человек. Обогатить словарь детей новыми словами, связанными с жизнью Ф.Ушакова (флотоводец, кадетский корпус, парусник, флотилия, адмирал и др.).

Портрет Ф.М. Ушакова, фотоальбом памятников архитектуры

Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций

Чтение книг и рассматривание альбомов о защитниках отечества- знаменитых земляках.

Посетить с детьми кафедральный храм Ф.М. Ушакова

Февраль

4 неделя

Знакомство с народной музыкой (народов, населяющих Мордовию) и музыкой композиторов Мордовии

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Познакомить с мордовскими народными песнями. Учить различать плясовую и колыбельную мелодию. Продолжать знакомство произведениями композиторов Мордовии, написанных в народном стиле. Учить различать мелодии лирического и радостного характера.

Аудиозаписи с народной музыкой.

Беседа, слушание, рассказ.

«Земля моя любимая», муз. А. Аверкина, сл. П. Черняева; «В лесу», муз. Н. Бояркина.

Предложить родителям послушать песни «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина

Март

1 неделя

Мордовская народная игра

«В базар»

( «Базарсо» эрз., «Базарса» - мокш.)

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми на ориентировку в пространстве, развивать двигательную активность, выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.

Маски для бабушки, дедушки, разноцветные платочки.

Подвижная игра с правилом на ориентировку в пространстве.

Игровые упражнения со скакалками, разучивание закличек и считалок.

Беседа с родителями«Одежда детей на прогулке».

Март

2 неделя

Конструирование «Мордовская изба»

Интернет

 - библиотека

Формировать первоначальные представления детей об истории мордовского народа. Знакомить детей с особенностями быта мордовского народа в уголке национальной культуры. Закреплять представление об избе, о печке - как о главном предмете избы. Развивать интерес к продуктивной деятельности. Воспитывать патриотические чувства к родному Отечеству, к республике Мордовия.

"Мордовская изба", сундук, веретено, палочка-лучина, лапти, "печь", чугун, деревянные ложки, пироги, солёное тесто.

Беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей, итог занятия.

Посещение мини-музея, рассматривание предметов старинного быта, использование мордовских народных игр в группе и на прогулке, чтение мордовской литературы.

Консультация «Учим ребенка общаться».

Март

3 неделя

Драматизация мордовской сказки «Как лиса петуха из дома выманила»

Е.Н Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.307

Формировать интерес к устному народному творчеству мордовского народа. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки, развивать диалогическую речь. Побуждать детей к импровизации, использовав различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (мимика, жесты, интонации). Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, вызвать желание дружить через события сказки. Поощрять творческую инициативу.

Елочки, деревья,домик, шапочки: барана, кота, петуха, угощение для детей.

Рассказ, игра-драматизация, дидактическая игра «Подбери слово»

Чтение мордовских сказок «Как лиса петуха из дома выманила», «Кот и лиса», рассматривание с детьми иллюстраций к  сказкам, дидактическая игра «Назови ласково».

Предложить родителям почитать детям мордовские сказки дома.

Март

4 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

(Знакомство с профессией библиотекаря)

Интернет

 - библиотека

Познакомить детей с понятием библиотека, показать значимость библиотеки. Научить детей реализовывать и развивать сюжет игры.Продолжать учить детей взаимодействовать друг с другом, играть согласно правилам предусмотренной игрой. Расширение и активизация словаря по теме (библиотека, библиотекарь, читальный зал, абонемент, стеллажи, формуляр, книгохранилище.  Воспитывать интерес к книге, трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Картинка с изображением библиотеки, текст стихотворения о библиотеке, книги, формуляры, журналы

Рассматривание, рассказ, художественное слово, речевая игра «Можно, нельзя», чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?»

Чтение произведения С.Жупанина «Я  библиотекарь», Показ мультфильма о библиотеке, открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг, рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?», изготовление карманчиков в книгах и формуляров, выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Предложить родителям совершить экскурсию вместе с детьми в музеи и библиотеки города Саранска.

Март

5 неделя

Знакомство с мордовскими пословицами и поговорками о труде.

Е.Н Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.297

Продолжать знакомить мордовскими пословицами и поговорками о труде.Формировать первичное представление о труде взрослых, его роли обществе и жизни каждого человека.

Иллюстрации разных профессий, книга - раскраска «Кем быть?».

Беседа о труде взрослых, д./и «Узнай и расскажи», чтение худ. произведений о труде, отгадывание загадок..

Рассматривание альбома «Профессии», беседы о профессиях. Рассказы о профессиях родителей детей.

Рекомендации: во время посещения магазина, парикмахерской и т.д. рассказывать детям о профессиях.

Апрель

1 неделя

Знакомство детей с растительным и животным миром Мордовии.

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Расширять представления о растительном и животном мире Мордовии. Рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада и закреплять представления о деревьях, кустарниках и  травянистых растениях ближайшего окружения.  Расширять представления детей о диких животных и  птицах Мордовии.  Дать первичные представления о Красной книге, о редких и исчезающих видах растений.

Рассматривание Красной книги, сюжетные и предметные картинки.

Чтение художественных произведений о природе, беседа.

Чтение детям произведений: Л. Земскова «Кто нужнее», Ф. Бобылева «Веселый ручеек».

Рассматривание ярко иллюстрированных книг со сказками о животных и растениях

Апрель

2 неделя

Мордовская подвижная игра «В редьку» (Кшуманнесэ» эрз., «Шапарякскакс» - мокш.)

В.С. Брыжинский «Мордовские народные игры»

Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми на развитие силовых качеств, развивать двигательную активность, выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.Учить выполнять правила и нормы поведения в игре, справедливо оценивать в игре свои результаты и результаты товарищей.Развивать инициативу, организаторские и творческие способности.

Платок для завязывания глаз.

Подвижная игра с правилом, на развитие силовых качеств.

Выучить с детьми текст к игре повторить правила подвижных игр

Апрель

3 неделя

Заучивание  заклички «Солнышко, выйди, выйди»

Е.Н Киркина

Хрестоматия к программе «Валдоня», с.68

Формировать интонационную выразительность речи  и побуждать дошкольников к заучиванию потешек, закличек. Воспитывать любовь к устному мордовскому народному творчеству.

Картинка с изображением солнышка, раскраски

Чтение, заучивание.рассматривание картин, детское творчество.

Чтение народной сказки «Семь сирот и Баба Яга», слушание песен различных жанров.

Рекомендовать организовывать в кругу семьи минутки чтения стихотворений, загадок.

Апрель

4 неделя

Занятие по теме: «История названия улиц родного города»

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны (М.П. Девятаев, И.В. Болдин, и др.), чьими именами названы улицы города. Формировать у детей представление о героизме.

Развивать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны. Формировать познавательную активность. Вызвать у детей чувство гордости за людей, отдавших жизнь за Родину. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине.

Подборка книг на военную тематику, иллюстрации улиц города Саранск, портрет М.П. Девятаева, аудиозапись песен военных лет

Беседа, объяснение, рассматривание, игра с флажком "Назови свой домашний адрес", игра "Передай сердечко и скажи словечко".

Рассматривание и обсуждение иллюстраций о Великой Отечественной войне, чтение рассказов и стихов о войне,  рассматривание альбомов о Саранске и о людях, прославивших город.

Викторина «Что ты знаешь о героях войн Мордовии».

Май

1 неделя

Знакомство детей с героями Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Дать представления о том, что уроженцы Мордовии принимали и принимают активное участие во всех событиях, которые происходят в России. Познакомить с подвигами героев Великой Отечественной Чеченской и Афганской войн  – уроженцев той местности, в которой проживает ребенок.

Фотографии героев

Великой Отечественной, Чеченской и Афганских войн.  

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций памятников, фотографий.

Рассматривание фото и иллюстраций «Мой город».

Совместно с детьми оформить Красную книгу Мордовии

Май

2 неделя

Занятие по теме: «Красная книга Мордовии»

О.В. Бурляева

«Детям о Мордовии»

Познакомить с расположением Мордовии на карте России и с картой Мордовии. Углубить представления о Красной книге Мордовии. Уточнить представления о заповедниках и  расширять знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники и заказники)

Карта Мордовии, Красная книга Мордовии (сделана совместно воспитателями и родителями), игрушки - куклы Старичок - Лесовичок, мишка.

Использование сказочных персонажей, вопросы детям, рассматривание страниц с фотографиями и картинками Красной книги, чтение стихотворения, загадывание загадки.

Чтение художественной литературы о животных и растениях, беседа о государственном заповедникеим. П.Г. Смидовиче.

Предложить родителям посетить парк А.С. Пушкина

Май

3 неделя

Интегрированное занятие «Безопасность на дороге»

Интернет

 - библиотека

Формировать первичные представления об экологической ситуации в Мордовии, о погодных явлениях и правилах поведения на улице, на дороге, в лесу и т.д.

Плакат «Уроки безопасности».

Рассказ, беседа, рассматривание, игра.

Чтение стихотворений О.Емельяновой «Не беги через дорогу», «Мы с мамой через дорогу», «Зебра».

Консультация «Родителям о правилах дорожного движения».

Май

4 неделя

Игра на музыкальных инструментах (жалейка, трещотка и д.)

Продолжать знакомить с различными русскими (дудки, свистульки) и мордовскими (предметы домашней утвари, куцюфт (пенчт) - ложки, шавома (чавома), шпулька) народными музыкальными инструментами, формировать навык игры на них. Формировать навык импровизации на народных инструментах.

Мордовские музыкальные инструменты, аудиозаписи.

Игры на музыкальных инструментах.

«Кштима мора. Киштемаморо» («Плясовая»), муз. Н. Кошелевой; «На лугу березка», обр. А.Путушкина.

Предложить родителям приобрести мордовские музыкальные инструменты.

Список используемой литературы:

1. О.В. Бурляева, Мы в Мордовии живем: региональный образовательный  модульдошкольного образования, Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2015.-84 с.

2. О.В. Бурляева, Е.Н. Киркина, Детям о Мордовии: методическое пособие для педагогов ДОУ, Мордов. кн. изд-во,2005.- 148 с.

3. Е. Н. Киркина, Хрестоматия к программе «Валдоня» (Светлячок): пособие для дошк. образов.учреждений РМ,- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.-352 с.

4. В.С. Брыжинский,  Мордовские народные игры Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009.- 292 с.

5.М.В. Антонова«Знакомимся с профессиями» рабочая тетрадь для детей5-7 лет. Саранск, 2017.

6.Интернет  - библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы старшего воспитателя по реализации регионального компонента в ДОО

ФГОС ДО рассматривают учет регионального компонента как необходимое условие вариативности дошкольного образования.В ДОО педагогами ведется систематическая работа по приобщению дошкольников к культуре ...

Перспективный план работы по развитию речи с региональным компонентом группы

Перспективный план работы  по развитию речи с региональным компонентом...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Перспективный план работы по развитию речи с региональным компонентом группы № 7 на 2017 – 2018 год

Перспективный план работы  по развитию речи с региональным компонентом...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Региональный компонент.

перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в поготовительной группе .Региональный компонент."Мой Приморский городок"...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию (региональный компонент)...