«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Анахина Татьяна Александровна

Опыт работы по внедрению доброжелательных технологий в практику детского сада: формы взаимодействия, результаты. реализация принципов ФГОС ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»

города Губкина Белгородской области

Выступление из опыта работы на тему:

«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Анахина Т.А.

Губкин, 2021

Слайд 1

 «Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Хочу напомнить о том, что с 2019 года на территории Белгородской области реализуется образовательная стратегия «Доброжелательная школа», в связи с этим на муниципальном уровне сформирован портфель из 13 отдельных проектов. Среди них - проект «Дарите детям доброту» (Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Губкинского городского округа).

        

Слайд 3

        Проект направлен на создание к декабрю, т.е. к концу 2021 года доброжелательной развивающей предметно-пространственной среды и психолого-педагогических условий, соответствующих образу доброжелательного детского сада во всех дошкольных организациях округа.

Образ доброжелательного детского сада- это формирующий, развивающий, играющий детский сад, где игра, как ведущий вид детской деятельности затрагивает все стороны развития личности: коммуникативную, двигательную, познавательно- исследовательскую.

Доброжелательный детский сад- это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребенка.

В доброжелательном детском саду продуктивно используются все возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Слайд 4

 Одно из направлений проекта по достижению вышеуказанных целей- это внедрение «Доброжелательных технологий» в практику работы с детьми дошкольного возраста. В теоретическом аспекте доброжелательных технологий лежит крайне важная проблема межличностных отношений ребенка с другими детьми, взрослыми. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Слайд 5

Родители и педагоги не всегда знают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

Слайд 6

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примером не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.

Слайд 7

Педагоги нашего детского сада изучили и систематизировали методические рекомендации по использованию «доброжелательных технологий» в практической деятельности.  А уже с 01.06.2020 года в каждой группе проводилась работа по внедрению «доброжелательных» технологий в педагогический процесс.

Слайд 8     Технология «Утро радостных встреч» 

Так, группа раннего возраста, младшая, средняя, старшая и подготовительные группы используют технологию «утро радостных встреч». Данная технология проводится ежедневно в утренний промежуток, для создания положительного, эмоционального настроя на весь день, для развития у детей самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность.

Слайд 9

Народная мудрость гласит: «Как день начнёшь, так его и проведёшь». Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игровой формы взаимодействия, как «Утренний сбор», помогающей детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня.  Ребята садятся по кругу и держатся за руки, смотрят друг другу в глаза, дарят своим друзьям улыбку, желают всем доброго здоровья и хорошего настроения. Например, проводим 1этап сбора – приветствие.

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Справа друг и слева друг,

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.  Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, а также комплименты. Например, игра «Теплые ладошки»:

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить- запомнить это надо.

Слайд 10

При организации утреннего сбора у детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. У детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Слайд 11

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: одна и та же мелодия на определенный период времени.  Дети присаживаются в круг. В младшем дошкольном возрасте или если дети затрудняются образовывать круг, можно использовать атрибуты, которые они выбирают сами, или которые вызывают определенный эмоциональный настрой. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, мы используем, например, мячик, игрушку, светящийся шар, «волшебную» палочку, яркий мягкий - приятный на ощупь, куб, во время ответов на вопрос. У кого он в руках, тот и высказывается. Остальные внимательно слушают.

Слайд 12,13

Зачем это надо? Общий элемент помогает детям организоваться в группу и сосредоточить свое внимание на ответах друг друга.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» А также: «Наши добрые дела», «Передай тепло», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Чему учат книги?», «Мое настроение», «Мир фантазий» и др.

Слайд 14

Неоднократно проводим «Рефлексивный круг» на тему «Дружба», который призван сформировать у детей понятия «друг»«дружба», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

В результате такой работы в группе появились свои правила и атрибуты: «стульчик для размышления», «коврик примирения», для изготовления которых мы привлекали родителей.

                

Слайд 15

        Если первый месяц ребятам было сложно без помощи воспитателя, то теперь дети сами собирают круг, для обсуждения какой-то темы. Дети самостоятельно ищут выход из сложившихся ситуаций, обсуждают и договариваются о дальнейших действиях. Сейчас «круг» становится для них привычной формой взаимодействия.

Рефлексивные круги учат детей разрешать конфликтные ситуации в целом, без акцента на конкретном ребенке. Самые продуктивные встречи — по утрам, когда воспитатель вместе с детьми может запланировать работу на целый день.

Слайд 16       Технология «План-дело-анализ»

Л.В. Михайлова-Свирская в своих трудах раскрывает основы индивидуализации образования через технологию «План-дело-анализ». Технологическая цепочка для развития детской инициативы и самостоятельности основываться на:

  • выявлении субъектного опыта ребенка.
  • предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей.
  •  самостоятельности детей и педагогов.

Слайд 17

Вся деятельность выстроена в несколько последовательных этапов. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми основана на использовании способа «культурного продавливания» и методики «Модель трех вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?».

Совместное планирование происходит во время группового сбора, таким образом, технологии «группового сбора» и «план-дело-анализ» плавно пересекаются друг с другом.

Слайд 18

Суть технологии «План-дело-анализ» заключается в предоставлении ребёнку права выбора центра активности после презентации педагогом деятельности в центрах активности. Очень удобно использовать технологию и в разновозрастной группе детей.

Слайд 19        

На слайде проиллюстрирована ситуация права выбора центра активности каждым ребенком. Для этого мы создали «Карту наших дел». В кармашки, символизирующие предлагаемые центры, ребенок помещает геометрическую фигуру определенной формы и цвета именно в тот кармашек, центр которого он выбрал для игры.

Слайд 20        

Презентация центра конструирования для мальчиков, где предлагается построить торговый центр одежды, центра игры для девочек, где представлены атрибуты для сюжетной игры «Собери кукол на прогулку».

Слайд 21, 22

 Далее представлена деятельность детей в различных центрах активности на основе самоопределения.

Слайд 23

Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдение; оказывает помощь и поддержку; обучение желающих детей чему-либо в одном из центров.

Слайд 24

        Технология «план-дело-анализ» хорошо зарекомендовала себя для подготовки и празднования «Дня именинника», что является традицией нашей группы. Чтобы поздравить именинника группы мы организуем коллективно-творчекое дело, когда дети выбираю различные центры активности, чтобы подготовить сюрпризы: это и открытки, и сувениры и номера художественной самодеятельности. В итоге у нас получается настоящий праздник, где используются сигнальные карточки-схемы, позволяющие планировать работу малых групп и отслеживать ее выполнение в рамках реализации общего дела.

Слайд 25       Технология «Постеры личностных достижений». 

Технология «постеры личностных достижений» в нашей группе реализуется через проект «Дерево добрых дел». Каждая возрастная группа (дети 4-7 лет) в конце месяца подводит итоги по выполнению добрых дел, поступков и оформляет коллективный постер «Дерево добрых дел». Это совместная творческая работа детей и воспитателя, где вместо листочков ребята прикрепляют на веточки бумажные ладошки (цвет ладошек зависит от времени года), а рядом с ними фотографии и картинки (рисунки) детских добрых дел.

Слайд 26

В дословном переводе с английского языка «постер» означает «художественно оформленный плакат», который даёт возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это креативно оформленный информационный листок, в котором используют всевозможные цвета и формы.

Для каждого ребенка большое значение имеет отношение окружающих людей к его достижениям. Важно продемонстрировать свои умения и научить этому всех желающих - например: презентовать свою работу, провести настоящий мастер-класс для сверстников. Такой подход стимулирует развитие детской мотивации и детской успешности. Главное в каждом ребенке найти личностные способности и отметить их.

Постер-технология не только информирует родителей о детских достижения в детском саду, но и позволяет дополнить достижения ребенка из своих жизненных наблюдений. Благодаря такой форме взаимодействия, родители чаще станут обращать внимание на информационный стенд (постер), обращаться с вопросами, принимать участие в мероприятиях детского сада.

Слайд 27       Технология «Волшебный телефон»

Используемая технология «волшебный телефон» вызывает огромный интерес как у малышей, так и у ребят старших групп. Она даёт возможность детям открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.  Как правило, это происходит после полдника, 2-3 раза в неделю. Мы отметили, что после завершения диалога со сказочным героем (психологом) ребёнок испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости.

Слайд 28,29 Технология «Гость группы»

         В младшей группе №11 и средних группах №5 и №8 педагоги используют технологию «гость группы». Каждое утро в одной из групп детей встречает кукла домовёнок Кузя, Маша из мультипликационного фильма «Маша и Медведь», Белогор и Белогорочка. Вместе с ребятами они рассматривают картинки, читают книги, играют в различные игры и пр. Данная технология расширяет поводы для возникновения у детей эмоционально-положительные состояния, обогащает их эмоциональные переживания.  

    Слайд 30, 31   Технология «Мобильные выставки»

Цель технологии «Мобильные выставки»: приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности, коллективного взаимодействия. 

Технология «мобильные выставки» помогает расширить представления дошкольников о разных материалах, о рукотворном мире, познакомить с образцами изделий, профессиями и пр. Тематика мобильных выставок в нашем детском саду разнообразна: «Фарфоровое чудо», «Всё о тканях», «Игрушка-забава», «Чудо-ниточка», «В мастерского художника», «Все о профессии…», «Шестиногие малыши Белогорья», «Зелёная аптека». Ребята старших и подготовительных групп с большим интересом участвуют в открытой демонстрации экспонатов и рассказывают малышам о результатах деятельности интересных людей и мастеров своего дела.

    Слайд 32, 33, 34     Технология «Мини-музеи»

                 Педагогическая технология «мини-музеев» способствует созданию различных тематических мини-музеев в группах детского сада, например таких как: «Подводное царство», «Мини-музей предметов старины, «История одного предмета» (мы взяли сейчас новогоднюю игрушку, чтобы к Новому году пополнить музей), создали «Мини-музей ложки», «Музей кукол», а также мини-музей на тему: «По следам военной славы», ЮИДовцы создали в группе «Музей правил дорожного движения». Коллекция каждой группы постоянно пополняется дошкольниками, сотрудниками детского сада и родителями.        

Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии, поэтому большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

            Результатом работы по созданию мини-музеев в группах детского сада стало мотивированное объединение педагогов, детей и их родителей в команду единомышленников, вместе идущих к общей цели — расширению познавательных возможностей дошкольников в процессе активной созидательной творческой деятельности.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.

Слайд 35         Технология «Маршрут выходного дня» 

Расширить детский кругозор, сформировать представления о достопримечательностях города и села у ребят 3-7 лет помогает технология «маршрут выходного дня», которая используется педагогами и специалистами дошкольного учреждения в рамках работы семейного клуба «Меридиан».

Члены клуба семейного туризма организуют встречи (в том числе он-лайн) по вопросу подготовки к походу, определяют тему, цели и задач прогулки (экскурсии), выбирают маршрут: «Прогулка по зимнему парку!», «Мы идем в кинотеатр?», «А ты умеешь кататься на коньках?», «Губкин православный», «По скверу Шахтерской славы», «Памятные места города», «Фонтаны Губкина», «Всей семьей в театр», «Городской парк», «Чудо-юдо-град», «Сквер имени Пушкина», «К Новогодней ёлке» и пр.

Слайд 36        

В процессе предварительных заседаний клуба взрослые разрабатывают карту трассы, изучают объекты, подбирают игры и оборудование, договариваются о времени и месте встречи.

Слайд 37        

Использование данной технологии способствует повышению интереса детей и взрослых к изучению родного края: его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укреплению здоровья детей через сотрудничество педагогов с семьями воспитанников дошкольного учреждения. Общение в непринуждённой эмоциональной, насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, и детей.

Слайд 38

Таким образом, внедрение доброжелательных технологий в жизнь детского сада позволило нам создать условия, где сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса наравне с компетентным партнером-взрослым. В приоритете жизнедеятельности в группе – свободная игра, как наиболее органичная для дошкольника деятельность, открытое пространство и как следствие широкие возможности для выбора. Все это позволяет дошкольникам не только получать необходимую информацию, но и проявлять креативные способности, самостоятельность и инициативность, что отвечает задачам Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»В настоящее время в дошкольном образовании активно используют...

«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

laquo;Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»В настоящее время в дошкольном образова...

Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...

Физкультурно – спортивные технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья.

Консультация для педагогов с описанием здоровьесберегающих технологий: фитбол - гимнастика, аквааэробика, игровой стретчинг для детей дошкольного возраста с отклонениями в состоянии здоровья....

«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

Статья посвящена использованию доброжелательных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений, что способствует более эффективному воспитанию детей, который стремится творчески подходить...

«Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»

laquo;Доброжелательные технологии» в практике работы с детьми дошкольного возраста»         Аннотация: статья посвящена использованию доброже...