ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 августа 2020 года № 465-рп
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Пуртова Ольга Викторовна

О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020 — 2024 годы В соответствии с законами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз ----- «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», от 12 октября 2005 года № 73-оз

«О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (протокол заседания от 13 февраля 2020 года): Утвердить:

1. Концепцию развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2020 — 2024 годы (далее — Концепция) (приложение 1).

2. План мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (приложение 2). Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Н.В. Комарова    Приложение 1 к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14 августа 2020 года № 465-рп

Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2020 — 2024 годы (далее — Концепция)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravitelstvo_hanty.docx39.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 августа 2020 года № 465-рп

О Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации на 2020 — 2024 годы В соответствии с законами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 февраля 2003 года № 14-оз ----- «О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», от 12 октября 2005 года № 73-оз

«О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», учитывая решение Общественного совета при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (протокол заседания от 13 февраля 2020 года): Утвердить:

1. Концепцию развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2020 — 2024 годы (далее — Концепция) (приложение 1).

2. План мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (приложение 2). Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Н.В. Комарова    Приложение 1 к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14 августа 2020 года № 465-рп

Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2020 — 2024 годы (далее — Концепция)

I. Общие положения Концепция представляет совокупность целей, задач, технологий и приоритетов деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — автономный округ), органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, научных организаций, общественных объединений коренных малочисленных народов Севера и образовательных организаций автономного округа по формированию этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа на региональном, всероссийском, международном уровнях.

Концепция объединяет компетенции и интересы исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, представителей научной, педагогической общественности, средств массовой информации, некоммерческих организаций, граждан автономного округа из числа коренных малочисленных народов Севера основной темой — сохранением и передачей знаний в области традиционного природопользования, культуры, языка, укреплением связей между поколениями в каждом муниципальном образовании автономного округа.

Автономный округ — исконное место проживания коренных малочисленных народов Севера — ханты, манси, ненцев.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р межселенная территория муниципальных районов и 52 населенных пункта автономного округа отнесены к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Родной язык — это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа, преемственности поколений. Государственная политика в отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе ориентирована на оказание поддержки их самобытному социально-экономическому и этнокультурному развитию. Природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность названных народов обусловили необходимость обеспечения их устойчивого развития, сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей на основе объединения усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления с гражданским обществом, включая объединения народов Севера.

Этнообразующими, этносохраняющими видами традиционной хозяйственной деятельности для малочисленных народов автономного округа являются оленеводство, рыболовство, охота, звероводство, собирательство, традиционные промыслы и ремесла, в том числе изготовление национальной одежды, утвари, орудий лова и т.п. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера отличает способ жизнеобеспечения, основанный на историческом опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации, обеспечивающей неистощимое (возобновляемое) природопользование.

Концепция исходит из необходимости системного подхода, направленного на сохранение, поддержание и воспроизводство традиционного образа жизни и хозяйствования народов Севера на территории автономного округа через обеспечение возможностей реализации права на непрерывное образование этносберегающего характера. Концепция призвана стать организационной основой повышения доступности дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования детей без их отрыва от родителей, ведущих традиционный образ жизни, восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

Концепция разработана в соответствии с:

 Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1

 «О языках народов Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 января 1999 года № 7-ФЗ

«О народных художественных промыслах», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666

«О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»,

распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 1226-р, Законом автономного округа от 4 декабря 2001 года № 85-оз «О видах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»,

 Законом автономного округа от 4 декабря 2001 года № 89-оз

«О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»,

 Законом автономного округа от 18 июня 2003 года № 37-оз «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»,

Законом автономного округа от 31 декабря 2004 года № 98-оз «О народных художественных промыслах в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»,

 Законом автономного округа от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»,

 постановлением Правительства автономного округа от 27 мая 2011 года № 183-п «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры»,

распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры до 2030 года»,

распоряжением Правительства автономного округа от 7 августа 2015 года № 451-рп «О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, и плане мероприятий („дорожной карте“) по ее реализации», распоряжением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года № 516-рп «О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

При разработке Концепции учтены приоритетные направления развития системы образования автономного округа, а также опыт других субъектов Российской Федерации и мировой практики.

 II. Основные понятия, используемые в Концепции Этнокультурное образование — процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становления и воспитания личности на традициях культуры этноса. Реализуется через интеграцию в современную образовательную среду принципов, средств и форм этнической системы воспитания, сложившихся в условиях традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, и, формируя региональное образовательное пространство, включает в себя общеобразовательные организации, этнокультурные центры, студии, а также обучение и воспитание в семье, дистанционное обучение. Электронный образовательный ресурс — основной компонент информационной образовательной среды, который ориентирован на реализацию образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и на применение новых методов и форм обучения.

III. Текущее состояние этнокультурного образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в автономном округе проживают 31,5 тысячи представителей коренных малочисленных народов Севера, что составляет 2 % от общей численности населения автономного округа. Более 3 тысяч человек ведут традиционный образ жизни. По данным муниципальных органов власти автономного округа, на территориях традиционного природопользования (далее также — ТТП) количество субъектов права до 18 лет составляет 1 545, из них от 0 до 9 лет — 842, от 10 до 18 лет — 703. Почти 70 % коренного населения региона проживает в сельской местности.

В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера расположены 16 общеобразовательных организаций, имеющих интернат, в которых обучаются 1403 человека: в Белоярском районе — 2 (п. Полноват — с.п. Полноват, п. Казым — с.п. Казым); в Березовском районе — 2 (п. Теги — с.п. Берёзово, п. Сосьва — с.п. Саранпауль); в Ханты-Мансийском районе — 2 (с. Цингалы — с.п. Цингалы, п. Луговской — с.п. Луговской); в Сургутском районе — 5 (с. Угут — с.п. Угут, д. Русскинская — с.п. Русскинская, п. Нижнесортымский — с.п. Нижнесортымский, п. Тром-Аган — с.п. Ульт-Ягун, д. Лямина — с.п. Лямина); в Нижневартовском районе — 3 (д. Чехломей — с.п. Ларьяк, с. Корлики — с.п. Ларьяк, с. Варьеган — городское поселение Новоаганск); в Кондинском районе — 1 (с. Алтай — с.п. Болчары); в Октябрьском районе — 1 (с. Шеркалы). Ежегодно общеобразовательные организации с интернатом принимают около 500 детей, из них 15 % — дети жителей ТТП. В связи с тем, что они не посещают дошкольную организацию, стартовые условия их развития, обучения отличаются от условий развития и обучения их сверстников из городов и посёлков. Научным сообществом установлены психофизиологические особенности развития коренных малочисленных народов Севера и, следовательно, признана необходимость формирования специфических технологий, форм и средств обучения, индивидуализации образовательных программ. В период от 6 до 7 лет формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развивается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. У дошкольников из числа коренных малочисленных народов Севера этот период составляет значительно большую величину в связи с их отставанием в функциональной зрелости.

При использовании школьных программ, составленных без учета возрастных особенностей 7-летних детей, проживающих на ТТП, у этих детей возникают трудности с восприятием себя. Уклад жизни народов Севера показывает, что для выживания в экстремальных условиях большое значение имеет развитие пространственной ориентации, физическая выносливость, низкий порог сенсорной чувствительности слуха, кинетических ощущений. Будучи невидимыми и неясными, эти привычные формы жизни и элементы психического склада остаются за пределами «городской» деятельности, то есть наблюдается рассогласование общественных, биологических и психологических структур.

 В связи с этим образование народов Севера должно быть построено так, чтобы заработали механизмы биопсихосоциальной адаптации, что позволит улучшить биологическое, социальное и психологическое состояние этносов.

На основе анализа ключевых компонентов деятельности образовательных организаций коренных народов мира, опыта влияния региональной системы образования на процесс адаптации коренных малочисленных народов Севера к социальной среде,

 Департаментом образования и молодежной политики автономного округа разработан пилотный образовательный проект «Стойбищная школа-сад», позволяющий максимально выполнить общие требования к организации этого процесса в образовательной организации. Для развития этнокультурной системы образования необходимо формирование системного подхода, базирующегося на активной заинтересованной позиции самих северных народов. Концепция включает работу по основным направлениям, учитывающим удаленность ТТП, отсутствие на них дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, сложные природно-климатические условия, традиционный образ жизни, исконную среду обитания коренных народов Севера: этнокультурное образование на уровне дошкольного образования; этнокультурное образование на уровне общего образования.

Этнокультурное образование на уровне дошкольного образования включает 2 проекта:

1. Разработка и распространение курса видеолекций для воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей родных языков и литературы, традиционной культуры — расширение знаний педагогов о культуре, быте, традициях коренных малочисленных народов Севера будут размещены в открытом доступе на электронной платформе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (далее — Обско-угорский институт) до 31 декабря 2020 года.

 2. «Стойбищная школа-сад» — пилотный образовательный проект для получения дошкольного образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на ТТП. В основу этой формы образования положен принцип традиционного семейного воспитания детей дошкольного возраста, направленный на преемственность поколений, расширение кругозора детей, накопление ими социального опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми — из числа ближайшего окружения и педагогами — в осуществлении разнообразной детской деятельности и культурных практик.

В образовательную программу входит 4 онлайн-курса для детей дошкольного возраста 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет на русском языке для получения дошкольного образования, что будет способствовать адаптации к образовательному процессу и большей успешности в первые месяцы обучения в школе. Для доступа к образовательной платформе высылается уникальный цифровой ключ на электронную почту одного из родителей. Дети изучают материал при участии родителей, выполняя задания в соответствии с их возрастом и индивидуальным расписанием. После проверки задания, успешного прохождения темы ребёнок получает доступ к следующему занятию.

 Куратором образовательного проекта назначается педагог муниципальной дошкольной образовательной организации, прошедший курсы повышения квалификации по использованию электронных образовательных ресурсов «Мобильное электронное образование», при этом выполнять свои трудовые обязанности он будет удаленно. Этнокультурное образование на уровне общего образования включает 3 проекта:

  1. «Стойбищная школа-сад» — пилотный образовательный проект для получения начального общего образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на ТТП.
  2. Особенностью данной модели обучения является интеграция семейной формы обучения с традиционной, где дети имеют возможность проходить трудовую (традиционную) практику непосредственно в оленеводческих, охотоведческих, рыболовецких бригадах.
  3. Начало учебного года — 1 сентября, окончание — 28 мая. При выборе формы удаленного обучения на определенный временной промежуток по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся зачисляются в общеобразовательные организации, родителям обучающегося на электронную почту высылается уникальный цифровой ключ для доступа к образовательной платформе. В образовательную программу входят онлайн-курсы для детей 1 — 4 класса на русском языке для получения начального общего образования. Обучающийся в период всего учебного года изучает материал и выполняет задания в соответствии с индивидуальным учебным расписанием. После проверки домашнего задания и успешного прохождения темы получает доступ к следующему уроку. В ходе обучения получает как онлайн-консультации педагогов по предметным направлениям, так и дистанционные онлайн-занятия.
  4.  Куратором образовательного проекта назначается педагог муниципальной общеобразовательной организации, прошедший курсы повышения квалификации по использованию электронных образовательных ресурсов «Мобильное электронное образование», при этом выполнять свои трудовые обязанности он будет удаленно.

 2. Разработка справочных изданий (словарей), входящих в обязательный минимум программы для 1-4 классов общеобразовательных организаций, с онлайн-приложениями, содержащий звучание слова и создание электронных учебных пособий по родным языкам (ханты, манси, ненцев) являющихся методическими пособиями нового поколения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Материалы будут размещены в открытом доступе на электронной платформе Обско-угорского института для самостоятельного изучения родных языков как для школьников, так и для взрослого населения до 31 декабря 2020 года.

 3. В 2019 году автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий» совместно с Обско-угорским институтом приступил к разработке проекта информационной системы «Электронная платформа «Этнокультурный банк финно-угорских народов». Данный проект предусматривает формирование электронной базы данных по традиционной культуре, языкам ханты, манси, ненцев и их диалектам, а также электронной библиотеки в помощь учителю родного языка и литературы. Ввод системы в эксплуатацию запланирован в декабре 2020 года.

IV. Риски, возникающие при реализации Концепции и пути их преодоления

Риски:

 1. Природно-климатические условия.

 2. Неисправность техники и отсутствие интернета.

 3. Формальный подход к реализации проекта со стороны участников (руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений, членов рабочей и аналитической групп, экспер

Пути преодоления рисков:

1. Использование возможностей дистанционной формы обучения.

 2. Обеспечение бесперебойного Интернет-соединения на ТТП при реализации проекта IT-Стойбище.

3. Обеспечение качественного контроля за ходом реализации проекта, уровнем ответственности координаторов и исполнителей проекта.

 4 Привлечение бюджетных и спонсорских средств.

V. Цель и основные задачи Концепции Цель Концепции — создание этнокультурной системы образования, обеспечивающей личностное и познавательное развитие обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, ориентированное на сохранение национальной самобытности, традиционного образа жизни, формирование гражданско-национальной идентичности, культурных ценностей коренных малочисленных народов Севера в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности автономного округа. Задачами Концепции являются:

 1. Внедрение образовательного проекта на уровне дошкольного и начального общего образования.

 2. Сохранение традиций, преемственности и историко-культурного наследия автономного округа

. 3. Создание системы доступного и качественного образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера (мобильных электронных школ) с дифференцированным обучением на родном языке, позволяющим сохранить культуру, национальные традиции, родной язык.

 4. Организация межведомственного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и общественными организациями автономного округа при планировании, проектировании, подготовке и реализации социально значимых (общественных) проектов.

5. Воспитание обучающихся на примере вековых традиций хозяйствования народа, сохраняющего самобытный уклад жизни, способных использовать современные информационные технологии и технические средства в условиях Севера.

 6. Расширение возможностей для участия семьи и общественности в управлении образованием; формирование эффективных механизмов социального партнерства образовательных организаций и общин малочисленных народов, других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов, в реализации этносберегающего фактора образования.

 7. Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей и запросов семей коренных малочисленных народов Севера на сохранение и развитие их культуры, языков, традиций и обычаев в образовательной деятельности путем проектирования цифровой образовательной среды;

8. Повышение вариативности форм, качества, доступности и индивидуализации образования для обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера

. 9. Обеспечение педагогическими кадрами, обладающими образовательными и профессиональными компетенциями, основанными на знании этнопедагогики, этнопсихологии, этнической культуры и языков коренных малочисленных народов Севера.

 Для реализации указанных целей и задач необходимо межведомственное взаимодействие административных и общественных структур по позиционированию автономного округа при формировании этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с использованием дистанционных технологий.

VI. Основные направления реализации Концепции Достижение цели и задач Концепции возможно путем реализации следующих основных направлений:

 1. Создание условий для развития электронных образовательных ресурсов во всех видах учреждений сферы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

 2. Развитие инфраструктуры цифровизации образования за счет привлечения негосударственного сектора к предоставлению услуг в сфере образования.

3. Выпуск рекомендательных указателей, пособий, методических материалов, направленных на сопровождение деятельности по продвижению образовательного проекта.

4. Создание и развитие интернет-ресурсов поддержки этнокультурного образования. 5. Формирование программ развития электронных образовательных ресурсов этнокультурной направленности.

6. Осуществление непрерывного образования педагогов по вопросам повышения цифровой грамотности жителей в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе при использовании интернет-ресурсов.

 Концепция реализуется в 3 этапа.

Первый этап — 2020-2021 годы: проведение социологических исследований по изучению потребности в образовательных услугах образовательного проекта среди жителей ТТП и малых поселений, по изучению и оценке уровня владения родными языками, потребности образовательных учреждений в учебно-методической литературе по изучению родных языков, литературы, традиционной культуры; реализация образовательного проекта автономного округа «Стойбищная школа-сад», итогом которой станет цифровое образование детей ТТП, проведение образовательных, обучающих, научных онлайн-курсов, направленных на формирование кадрового потенциала из числа коренных малочисленных народов Севера, подготовка специалистов-педагогов нового поколения, знающих основы этнопедагогики и этнопсихологии, владеющих языками коренных народов автономного округа; формирование единой информационной системы «Электронной платформы «Этнокультурный банк финно-угорских народов», которая станет интерактивной визитной карточкой автономного округа (и его ключевым хэштегом #мояюгра), где можно будет не только получить всю необходимую информацию об этнографии автономного округа в современном качественном контенте, но и стать непосредственным участником любой зоны социальной активности.

 Итог первого этапа Концепции — создание единой системы этнокультурного образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера посредством образовательных электронных ресурсов.

 Итог второго этапа Концепции— 2021 — 2022 годы — внедрение образовательного проекта для получения начального общего образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на ТТП.

Итог третьего этапа Концепции — 2022 год — подведение итогов, выявление сильных и слабых сторон Концепции, анализ результатов образовательных проектов и возможности разработки проекта программы этнокультурного образования до 2030 года.

Применяемые технологии при реализации Концепции

1. Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий. Развитие личности ребенка на основе системно-деятельностного характера обучения через принципы здоровьесбережения.

2. Развитие и внедрение ИКТ открывает перспективы расширения образовательных возможностей по каждому предмету, улучшения качества обучения, обеспечения гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным современным технологиям и обладающей информационной культурой, а также предоставления накопленного опыта и выявления его результативности.

3. Использование проектной технологии при исследовании лучших мировых практик финно-угорских и самодийских народов для продвижения этнокультурного образования автономного округа (проведение совместных конкурсов, создание учебно-методических пособий на языках ханты, манси, ненцев).

 4. Игровые технологии в условиях традиционного образа жизни, направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, традиций коренных жителей. Игровая культура занимает важное место в социокультурном пространстве обско-угорских народов: кукла (на языке ханты — акань), макеты средств передвижения и орудий труда; интеллектуальные игры и игрушки.

5. Технология творческих мастерских: педагогика отношений преемственности поколений методом имитации, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и метод погружения, безоценочная творческая деятельность обучающихся.

6. Технология интегрированного обучения. Интеграция — это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Мир, окружающий детей в традиционной культуре, познаётся ими во всём многообразии и единстве.

7. Педагогика сотрудничества — идея совместной развивающей деятельности педагогов и родителей, родственников и обучающихся, объединенная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

 8. Издание инновационных медиа-аудио-видео ресурсов по образовательным программам родных языков, культур, фольклора коренных народов Севера и развитие форм дистанционного образования, внедрение «электронной школы».

 VII. Показатели результативности реализации Концепции В результате реализации Концепции ожидается:

 1. Обеспечение условий реализации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера образовательных программ дошкольного, начального общего образования и дополнительного образования в условиях электронных образовательных ресурсов. 2. Увеличение числа детей и молодежи, вовлеченных в процесс этнокультурного образования.

3. Увеличение числа семей, участвующих в образовании детей.

4. Развитие социального партнерства образовательных организаций и общин малочисленных народов, других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов, в реализации этносберегающего фактора образования.

5. Развитие и укрепление цифровой инфраструктуры и форм дистанционного образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера автономного округа.

 6. Обеспечение развития этнокультурного образования, предусмотренного Концепцией, во всех муниципальных образованиях автономного округа. Образовательные проекты Концепции позволят максимально сохранить связь детей с семьями, не отрывая их от традиционного образа жизни, способствовать получению специальных знаний, умений и навыков, рассчитанных на применение в условиях Крайнего Севера и в традиционном укладе жизни, формированию здорового поколения детей коренных малочисленных народов Севера.

Реализация пилотных образовательных проектов Концепции приведет к достижению контрольных показателей, приведенных в таблице:

 Таблица Контрольные показатели реализации Концепции

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2020 год 2021 год

1 Количество семей, проживающих на ТТП, участвующих в проекте «Стойбищная школа-сад» шт.

5 8 2 Количество муниципальных образований автономного округа, внедривших образовательный проект на ТТП шт.

1 2 3 Количество детей, участвующих в проекте «Стойбищная школа-сад» чел.

7 10 Приложение 2 к распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14 августа 2020 года № 465-рп

План мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2020 — 2024 годы

№ п/п Мероприятие

Сроки

Ответственные исполнители

Ожидаемый результат

Направление «Этнокультурное образование на уровне дошкольного образования»

 1. Дополнение государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Развитие образования» (постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — автономный округ) от 5 октября 2018 года № 338-п), мероприятиями, направленными на:

1.1. разработку и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения родных языков и национальной культуры коренных малочисленных народов Севера до 30 августа 2022 года, до 30 августа 2024 года Депобразования и молодежи Югры, бюджетное учреждение автономного округа «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок», автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа «Институт развития образования» (по согласованию) создание инновационных цифровых образовательных ресурсов для реализации образовательных программам на родных языках коренных малочисленных народов Севера; повышение педагогических компетенций в этнокультурном образовании

1.2. создание и внедрение образовательного проекта «Стойбищная школа-сад» в дошкольных образовательных учреждениях: разработка учебных онлайн-курсов «Стойбищная школ-сад» с региональным компонентом для получения дошкольного образования детьми 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территориях традиционного природопользования (далее — ТТП); проведение семинара по повышению квалификации воспитателей образовательного проекта «Стойбищная школа-сад» до 31 декабря 2024 года Депобразования и молодежи Югры, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), общеобразовательные организации (по согласованию) развитие форм дистанционного образования в дошкольных образовательных учреждениях и создание цифровой инфраструктуры для получения дошкольного образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера; формирование кадрового потенциала из числа коренных малочисленных народов Севера, подготовка специалистов-педагогов, обладающих компетенциями организации образовательного процесса в цифровой среде

1.3. доклад о реализации образовательного проекта «Стойбищная школа — сад» для получения дошкольного общего образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на ТТП автономного округа на Форуме учителей родных языков коренных малочисленных народов Севера до 31 декабря 2021 года Депобразования и молодежи Югры информирование педагогической и родительской общественности, жителей территорий традиционного природопользования о возможностях современных образовательных технологий в реализации образовательных программ на стойбищах Направление «Этнокультурное образование на уровне общего образования»

2. Дополнение государственной программы автономного округа «Развитие образования» (постановление правительства автономного округа от 5 октября 2018 года № 338-п), мероприятиями, направленными на:

 2.1. создание и внедрение образовательного проекта «Стойбищная школа-сад» в общеобразовательных учреждениях на уровне начального общего образования: разработку учебных онлайн-курсов «Стойбищная школа-сад» с региональным компонентом для получения начального общего образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающих на ТТП; проведение семинара по повышению квалификации учителей начальных классов образовательного проекта «Стойбищная школа-сад» до 31 декабря 2021 года Депобразования и молодежи Югры, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию), общеобразовательные организации (по согласованию) развитие форм дистанционного образования в общеобразовательных учреждениях и создание цифровой инфраструктуры для получения начального общего и дополнительного образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера; вовлечение обучающихся в образовательный проект, сохранение родных языков и культуры, традиционного уклада и видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера

2.2. разработку справочных изданий (словарей), входящих в обязательный минимум программы для 1-4 классов общеобразовательных организаций, с онлайн-приложениями, содержащими аудиозаписи, и создание электронных учебных пособий по родным языкам (ханты, манси, ненцев), являющихся методическими пособиями нового поколения в пределах федеральных государственных образовательных стандартов до 31 декабря 2020 года Депобразования и молодежи Югры, автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа «Институт развития образования» (по согласованию), бюджетное учреждение автономного округа «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (по согласованию) размещение на сайте бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»; привлечение внимания обучающихся к изучению родных языков (ханты, манси, ненцев)

 2.3. создание информационной системы «Электронной платформы «Этнокультурный банк финно-угорских народов» до 31 декабря 2020 года Депобразования и молодежи Югры, бюджетное учреждение автономного округа «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок» (по согласованию) внедрение современных технологий в сфере культуры и образования на родных языках

2.4. мониторинг реализации образовательного проекта «Стойбищная школа — сад» для получения начального общего образования детьми из числа коренных малочисленных народов Севера, проживающими на ТТП автономного округа до 31 декабря 2022 года Депобразования и молодежи Югры, автономное учреждение дополнительного профессионального образования автономного округа «Институт развития образования» (по согласованию) информирование педагогической и родительской общественности, жителей территорий ТТП о возможностях современных образовательных технологий в реализации образовательных программ на стойбищах

Источник: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/81_11458133

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. Основные положения.

ВведениеКонцепция развития системы образования Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры (далее - Концепция) разработана всоответствии с целевыми ориентирами, заданными в программныхдокументах федераль...

КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.

Концепция развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры служит основой для разработки окружных и муниципальных целевых программ в области образования....

КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. Основные положения.

Массовость дошкольного этапа образования - основа успешного обучения в школе и позитивной социализации....