Проект «Сказки народов Севера».
проект (старшая группа)

Ольга Витальевна Долгова

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа, произведений северных писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_skazki_narodov_severa.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белый медвежонок»

Проект

«Сказки народов Севера».

Воспитатель: Долгова Ольга Витальевна.

с. Газ-Сале,

2021 год.

Паспорт проекта

Возраст детей:  5-6лет

Вид проекта: краткосрочный (с 23.11 2020 г. по 27.11.2020 г.)

Тип проекта: познавательно – воспитательный.

Участники проекта:  дети старшей группы,  родители воспитанников, воспитатель.

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих на Ямале через восприятие сказок северного народа, произведений северных писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.

Задачи:

- Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;

- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие - жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.

- Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Этапы проекта:

• Подготовительный:  Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы;  познакомить родителей с проектом; подборка и оформление книжного уголка для детей совместно с родителями; обогащение развивающей среды в пространстве групп ДОУ.

• Основной: чтение сказок коренных народов севера; беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках; оформление консультации в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка»; экскурсия в городскую библиотеку c родителями, на тему «Детские писатели Севера»; выставка рисунков «Ожившие сказки Севера».

• Заключительный: Районный конкурс экскурсоводов. Тема экскурсии: «Ожившие сказки Севера». (Экскурсия- интервью).

Актуальность проекта: Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в оленят, пастухов, рыбаков. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Северных писателей.

Проект «Сказки народов Севера» по сказкам Северных писателей, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Формы работы: Чтение сказок коренных народов Севера,  беседы о героях сказок коренных народов севера, их поступках; выставка рисунков «Ожившие сказки Севера», драматизация сказки «Откуда на свет морошка появилась», презентации по сказкам народов Севера, дидактические игры  «Угадай чьи уши?», «Угадай, чей нос?», «Угадай, чей хвост?», «Угадай, чьи лапы?».

Совместная деятельность с детьми и родителями:

1. Привлечь родителей к оформлению, изготовлению декораций, изготовлению национальных костюмов.

2. Беседа с родителями о содействии в пополнении мини-музея детского сада.  

3. Создание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

 4. Провести опыт с детским кремом, направленный на решение проблемы «Почему белый медведь не мёрзнет в воде?»

Опыт: набрать таз с водой и предложить детям опустить в него руки. Затем стряхнуть воду. Обратить внимание на то, какие стали руки (мокрые, холодные, вытереть насухо. Предложить намазать руки детским кремом и опять погрузить в холодную воду. Стряхнуть и обратить внимание, что капельки воды сразу стекли. а руки остались сухие, жирные. Провести аналогию с шерстью медведя. Можно провести опыт, вместо рук, смазав обильно вазелином кусочек меха, а другой кусочек меха оставить чистым. Подвести детей к самостоятельному выводу.

Итог:

1. Районный конкурс экскурсоводов. Тема экскурсии: «Ожившие сказки Севера». (Экскурсия - интервью).

Содержание проекта:

1. Выставка книг и иллюстраций по сказкам народов Севера

2. Предложить родителям сочинить сказку о животных северного края.

3. Выставка рисунков «Ожившие сказки Севера».

Реализация проекта:

1. Занятие познавательного цикла:

-НОД с использованием презентации «Ненецкая сказка «Кукушка»».

-НОД по конструированию «Чум»

2. Чтение и пересказ сказок И.Г. Истомина:  «Мышонок и оленёнок»,

«Почему рыбы живут в воде», «Снегирь и мышонок», «Чёрный и белый», «Сова и куропатка».

Деятельность детей:

1. Тематическое рисование «Национальная одежда ненцев».

2. Опытно-экспериментальная деятельность «Почему по тундре тяжело ходить?».

3. Дидактические игры: «Угадай чьи уши?», «Угадай, чей нос?», «Угадай, чей хвост?», «Угадай, чьи лапы?», «Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где?» (места обитания), «Назови правильно» (чум, нарты, малица, унты, парка).

4. Слушание ненецкой музыки Н. Сэротэтто «Ялякоко», ненецкой  народной музыки «Забава».

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

  • Воспитанник, узнает о родном крае в сказках, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;
  • Получит новые знания  о творчестве Северных писателей.
  • Научится уважительно относится к коренным народам Ямала.
  • Продолжится дальнейшее сотрудничество и соавторство педагога, ребенка и родителя, где родители смогут принять непосредственное и большое участие в работе группы.

Список литературы:

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

4. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.

5. Приходько М., Приходько О., «Хомани». Санкт – Петербург Издательский Дом «Светлячок» 2002.

6. Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.

 7. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки народов Севера.

Подборка небольших по объёму произведений и сказок для чтения детям....

Сказки народов Севера

Сказки народов Севера...

проект "Сказки народов Севера"

Расширять представления у детей о родном крае, о свое­образии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...

Оформление книжных иллюстраций по сказкам народов Севере в технике пластилинография

Оформление книжных иллюстраций по сказкам народов Севере в технике пластилинография...

Конспект сюжетного занятия по физкультуре в старшей группе по сказке "Девочка и медведь" в рамках проекта "Сказки народов Севера"

занятие по физическому развитию в рамках проекта "По сказкам народов Севера про животных"...