« Ручная и гончарная лепка из глины, роспись керамических изделий» МОК презентация
презентация к уроку (подготовительная группа)

                                                 Глиняная арт- терапия 

 

 Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский

 

Актуальность  проекта : Предлагаемый педагогический опыт представляет собой попытку обеспечить обновление и обогащение воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении  для дошкольников с особыми образовательными потребностями (дети с  ОВЗ), исходя из особенностей их развития. Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Большую важность у детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос возможной коррекции недостатков  развития через ознакомление с глиной и  лепка из глины  способствуют эффективной социализации детей с ограниченными  возможностями здоровья. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сферах. Для детей с овз  характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Наряду с недостаточностью развития у детей процессов восприятия, внимания, памяти, отставания в развитии речи, у них также наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми и взрослыми. Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Цель  проекта  :  Создать условия для снижения  тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с ОВЗ. Способствовать самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной деятельности.

 Задачи :

  • способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
  • оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
  • помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность;
  • развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения;
  • способствовать становлению произвольной регуляции поведения;
  • способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.

Методы, способы. приемы:

  • Пальчиковая  гимнастика ;
  • Показ  видеороликов  и  презентаций;
  • Рассматривание  иллюстраций ,картин;
  • игры;
  • ручная лепка;(пластовая, жгутовая, скульптурная, гончарный круг.
  • обсуждение;
  • релаксация.

Глина – полезное ископаемое, образовавшееся в ходе разрушения скальных пород путём выветривания. Испокон веков многое известно о способах использования глины в быту, о её благотворных целебных свойствах. Стоит отметить, что глина полезна для нервной системы, она также используется и в индустрии красоты. Глина – это чудесный медиум.  Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.

Во-первых: дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия.

 Во-вторых: работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль.

 В-третьих : глина, как материал содержит массу возможностей для работы. Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же не разрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.

Мы же рассмотрим влияние глины на ЦНС человека, а конкретно – на нервную систему детей с ОВЗ. Глинотерапия – это один из методов исцеления искусством (арт-терапии), основанный на благотворном влиянии глины на нервную систему человека. По результатам исследований, полушария головного мозга имеют тесную взаимосвязь с нервными окончаниями, находящимися в пальцах и кистях рук. Глина – пластичный материал, имеющий комфортную для кожи температуру. Простое разминание глины в руках способно расслабить человека, снять психоэмоциональное напряжение, активизировать работу нейронов головного мозга. При лепке из глины включаются творческие способности, задействуются скрытые ресурсы. Для нервной системы особую полезность имеют разминание глины в руках. Для детей с ОВЗ глина особенно полезна. Помимо перечисленных выше, она оказывает ещё и дополнительный эффект, выражающийся в научении целенаправленному приложению усилий разной интенсивности, координации движений обеих рук, активизации тактильных ощущений. Глина развивает кинестезию, ребёнок учится работать в трёхмерном пространстве, тем самым развивает зрительно-пространственную координацию.

Каждому  ребенку глина дает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря  своей пластичности глина обеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, при работе  с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те лица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с  глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я в процессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всех видов искусства и позволяет педагогу наблюдать за состоянием ребенка.  Действительно  можно  увидеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тот  работает с глиной.  Лепка из глины  – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Лепка из глины открывает перед ребёнком с ОВЗ мир формы и текстуры, способствует развитию творческого мышления. Можно лепить из глины как отдельных персонажей, так и сюжетные картины. Гончарный промысел предполагает работу с гончарным кругом, где основным навыком является центровка, которая обеспечивается благодаря приложению необходимой силы рук для удержания глины в центре гончарного круга. Так создаётся необходимая форма изделия. Когда изделие создано, оно подвергается обжигу в печи, после которого ребёнок может увидеть своё изделие твердым (для ребёнка становятся очевидными изменения свойств предмета под воздействием температуры) Кроме того, обучение работе на гончарном круге может помочь ребёнку с ОВЗ при дальнейшем трудоустройстве при условии овладения основами данного процесса. Важен сам процесс творчества, конечный продукт творчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это один из глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливать энергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенном уровне. Таким образом  ребенок может  вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.  Благодаря лепке ребенок может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также  дети  могут  вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, малыш  фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию  к лучшему. И это настоящее волшебство. Успех  ребенка  в  руках  самого  малыша ! Таким образом, если вы всё ещё задаётесь вопросом, стоит ли ребёнку работать с глиной, ответ очевиден – стоит!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta_na_temu_glinyanaya_art_terapiya2.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трифонова Надежда Елизаровна Воспитатель МБДОУ Детский сад «Ласточка» РБ Тарбагатайский район с. Тарбагатай Успех каждого ребенка! Проект на тему: « Глиняная Арт - терапия »

Слайд 2

Арт-терапия по гончарному ремеслу для детей дошкольного возраста с целью создать условия для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детей с ОВЗ. Способствовать самовыражению детей в процессе игровой и продуктивной деятельности. Задачи: способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей; оказать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью , замкнутостью, аутичным детям; развивать творческое воображение, фантазию; развивать способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне; помочь детям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческую деятельность; развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения; способствовать становлению произвольной регуляции поведения; способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям, самоисследованию , личностному росту.

Слайд 3

Этапы реализации проекта

Слайд 4

1 этап В самом начале вхождения в арт-терапию по ручной и гончарной лепке необходимо создать и обеспечить себя комфортом, чтобы вокруг было хорошее освещение, тишина, необходимый инструмент, и соответсвующий настрой. Далее первым делом нужно пройти стадию знакомство с материалом. Его нужно мять, раскатывать, резать, рвать, дырявить, размазывать, растворять, проще сказать « похулиганить » с глиной. Этот этап очень важен, т.к. пробуждает глубинные подсознательные ассоциации, выброс эмоций, чувство обладания и смелости.

Слайд 6

2 этап После знакомства с материалом для определения интереса необходимо дать возможность проявить фантазию. Допустим, слепить простые формы, которые могут быть отражением природных материалом (камень, семечка, палочка) а затем собрать из камешков пирамидку, крепость, дорогу, забор и т.д. Делаем основу – шарик. Собирается из разных шариков простые изделия путем соединения, слепливания (домик, забор, гора, семечка, вазочка, горшочек, животные) Жгутики (колбаски) также путем слепливания собираем простые изделия. Блинчики (пласты) вырезается фигуры.

Слайд 8

3 этап А теперь соединив все техники и сделаем композицию на усмотрение детей , в которой будут использоваться все виды форм, которые мы попробовали (это может быть гора, а горе дерево, на дереве веточки, под деревом зверек, а на дереве птичка и т.д.) Вот мы уже созидаем сказку историю Вселяем в эту историю персонажи. Нам стало интересно, и хочется большего, новых эмоций .

Слайд 9

4 этап На следующем этапе нашего творчества мы можем использовать вспомогательные предметы. Тарелочка бутылочка коробочка шарик. Например если в тарелочку положить раскатанный кусочек глины и по кругу срезать лишнюю глину то у нас получиться тарелочка. Если бутылочку обложим жгутиками или пластом то получим цилиндр. Вырезав круглый пятачок из пласта и примазав его к цилиндру получим вазу или стаканчик. Из жгутика можно сделать ручку и стакан превратиться в чашку. Используя коробочку мы можем сделать кашпо для цветов домик и т.д. Эти приемы просты в исполнении ими пользуются все от профессионалов до начинающих керамистов . Мы изготовили изделия -мы молодцы.

Слайд 10

Нужно работы детей сохранить: Для этого необходимо их высушить. Сушка изделий очень важный этап т.к. на этом этапе изделия могут испортиться лопнуть треснуть поэтому нужно избегать сквозняков и резкого подъема температуры, самый простой способ положить изделие в картонную каробочку через день- два они высохнут. После сушки желательно его обжечь в муфельной печи. После остывания прокрыть масленым лаком. После высыхания детям можно раскрасить маслеными акриловыми и темперными красками. Знакомясь с этим материалом можно сравнить знакомство с музыкальным инструментом. Мы не только видим и слышим, как он играет, но и сами сможем играть, сразу издавая свою мелодию непохожую, ни на что.

Слайд 11

Таким образом ребенок может вылепить из глины свое состояние или проблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – все это реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннее чувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. И здесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза, когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной. Благодаря лепке ребенок может научиться управлять собой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими. Точно также дети могут вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внести гармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, малыш фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящее волшебство. Успех ребенка в руках самого малыша ! Таким образом, если вы всё ещё задаётесь вопросом, стоит ли ребёнку работать с глиной, ответ очевиден – стоит! вывод

Слайд 12

Результат реализации проекта Каждый ребенок знает свойства глины (мокрой), как ее можно использовать. Умеет аккуратно лепить, используя стеку; Сглаживать пальцами поверхность; Передавать образ предметов, игрушек; Выделять выразительные средства дымковской игрушки; Лепить цилиндр для получения полой формы; Раскрашивать вылепленные изделия. Имеют представление о декоративно прикладном творчестве. Знает, что такое гончарный круг, способы работы с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роспись гжельских изделий

«Роспись гжельских изделий»Цель. Учить детей расписывать гжельскими узорами различные бумажные изделия.Задачи:развивающие   учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;  расширя...

МАСТЕР – КЛАСС «Роспись деревянных изделий в стиле Эбру»

Техника Эбру- древнейшая восточная техника живописи, искусство рисования на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры....

Конкурсное задание : презентация-Мастер класс" Лепка из глины"

С помощью полимерной глины можно изготовить разнообразное количество вещей. Это может быть флористика, бижутерия, различные статуэтки и фигурки и многое другое. Изделия могут быть различны по своей сл...

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: Филимоновский олешек (Лепка из глины).

Цель: Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали.Задачи:- Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толс...

Презентация на тему: Керамические изделия. Старшая группа

Керамикой называются обожженные изделия из глины с разными минеральными примесями. Материалы, изготавливаемые из глин или их смесей с минеральными добавками под воздействием высокой температ...

Презентация лепка из глины "Золотая рыбка"

Где обитают рыбки? Какой формы рыбка, описание последовательности  выполнения лепки изглины, физкультминутка....

Картотека дидактических игр гончарного мастерства с глиной и песком

Дидактические игрыгончарного мастерствас глиной и песком...