Мой край - Башкортостан.
план-конспект занятия (старшая группа)

Хасанова Айгуль Камиловна

Интегрированное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_zanyatie_moy_kray_bashkortostan.sr_st_gr.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Мой Башкортостан»

 В старшей  группе.

 Цели:

Развивать интерес к истории и культуре Республике Башкортостан

Задачи.

Образовательные:

  • уточнить и углублять знания и представления о Республике Башкортостан.
  • формировать элементарные представления о государственных символах, закрепить и обобщить знания о флаге, гербе, гимне.
  • систематизировать знания о городах Республики Башкортостан, животных, птицах и растениях.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к родному краю.
  • способствовать развитию мыслительной и познавательной активности, развитию памяти, внимания, речи. 

Воспитательные :

  • воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества. Дать понять детям, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными и отважными, любить своих  близких и свою Республику.


Предварительная работа:

Разучивание стихов, рассматривание герба, флага Башкортостана, беседы о государственных символах, рассматривание башкирских музыкальных инструментов и прослушивание их, слушание гимна.

Активизация словаря:  символы: герб, флаг, гимн, курай, соцветие курая.

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций, картинок, прослушивание магнитофонных записей, чтение стихов, аппликация флаг Башкортостана.

Оборудование:

 Национальном костюм, цветок курая с заданиями, изображения современного флага, герба, аудиозапись гимна, слушание курая, магнитофон, платки для игры «Юрта», всё необходимое для аппликации с тканью «Башкирский ковер»

Ход образовательной деятельности

 Воспитатель здоровается на русском и башкирском языке,

 Здравствуй небо голубое (Руки вверх, легкое движение кистями),

Здравствуй солнце золотое (Рисуем руками круг перед собой),

Здравствуй матушка Земля (наклон, руки развести в стороны),

Здравствуйте мои друзья (Поворот головы вправо и влево).

 Вос — ль: Ребята, где мы с вами живём? ( с Архангельское)

- Скажем на башкирском языке: «Мы живём в с Архангельское». (Слайд Арх райн)

-Ребята, посмотрите,  что вы видите?

-Это наш район  Архангельский -

У наших гор вершины до небес.

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром.

Поляны – ягодами, а сердца добром.

Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля —

Все это ты, любимая земля!

Все это ты Архангельский район

И в этом прекрасном месте, мы живем!

Как называется наша республика? ( Башкортостан).

Воспитатель: Наш Башкортостан очень гостеприимная республика. У башкир есть такая поговорка «Приход гостя… ( — дому украшение)». И сегодня к нам в гости пришла башкирская красавица Айгуль.

Посмотрите на неё. Во что она одета? (В башкирский национальный костюм)

— Я пришла  к вам не с пустыми руками, а принесла — картинку. (Вывешиваю лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая. И он с заданиями.

Воспитатель показывает детям цифру 1 и спрашивает детей: «Какая это цифра?» (ответы детей – 1), значит, по счёту мы открываем? (дети - первый) кружок.

1.Открываю первое задание. (Снимаю первый бумажный кружок с изображения соцветия). И что мы видим? (Дети - Флаг Башкортостана)

Это флаг Башкортостана, символ Республики. Посмотрите, какой он красивый!

Сколько цветов? (3) Какой они формы? (прямоугольной)

Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).

Что они означают? (Ответы детей). Да, синий цвет — это безоблачное, ясное небо, символ мира, белый — воздух, чистота души народа, символ чистоты, зеленый — трава, вера в жизнь, символ свободы, жизнелюбия.

-Цветок курая — символ дружбы народов РБ

Флаг поднимается на зданиях городов, во время соревнований, праздников.

2. А сейчас следующее задание курая.

--- это цифра? (дети – 2) – открываем по счёту? (дети – второй) кружок.

(Снимаю второй бумажный кружок). Что вы видите? 

(Герб республики Башкортостан). (Символ Республики)

Описание герба.

Какой формы герб? ( круглой)

По краю круга нарисован… (башкирский орнамент)

В середине круга… (памятник Салавату Юлаеву)

- Кто он, Салават Юлаев? - Воспитатель на магнитной доске выставляет портрет Салавата Юлаева. (Ответы детей. Он башкирский национальный герой, защитник своего народа и своей земли, воин, джигит, батыр, поэт).

Пальчиковая гимнастика «Семья Салавата»

Это папа Салавата, научил на коне скакать;

Это мама Салавата, научила песни петь, читать;

Это старший брат Салавата – умный;

Это средний брат Салавата – добрый;

А это сам Салават – сильный, храбрый, смелый;

Вот какая дружная была у него семья.

- Ребята, смотрите все на герб.

В круге, украшенном башкирским орнаментом, в лучах восходящего солнца изображен памятник башкирского героя, воина — джигита и поэта Салавата Юлаева, который прославляет нашу Республику, утверждает силу и мужество, героизм её народа.

- Посмотрите, а это что? (дети – цветок курая – символ дружбы)

Да, внизу соцветие курая — растения, из которого делают музыкальный башкирский народный инструмент ( - курай -)

Игра «Курай»

- А это что? (дети - лента, окрашенная в синий, белый и зеленый цвета, цвета флага с его символами)

На белой полосе надпись — Башкортостан.

3.Интересно, какое еще задание приготовил курай. 

--- это цифра? (дети – 3) – открываем по счёту? (дети – третий) кружок.

(Снимаю третий бумажный кружок).

Ребята, здесь надо отгадать, какой ещё есть музыкальный отличительный знак, символ республики? Его нужно слушать стоя, не разговаривая? Это торжественная музыка, как она называется?

- Это Гимн Республики Башкортостан.

Давайте встанем и послушаем гимн.

СЛУШАНИЕ ГИМНА

- А где звучит гимн, когда его можно услышать?

Звучит эта торжественная музыка на праздниках, торжествах, при награждении победителей соревнований.

4.Следующий наш кружок.

--- это цифра? (дети – 4) – открываем по счёту? (дети – четвёртый) кружок.

(Снимаю четвёртый бумажный кружок).

А задание называется «Города».

- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (дети - город Уфа). - Правильно. Давайте проведём игру «Кто больше назовёт городов нашей республики».

5. Следующий наш кружок.

--- это цифра? (дети – 5) – открываем по счёту? (дети – пятый) кружок.

(Снимаю пятый бумажный кружок).

Будем играть в башкирскую национальную игру «Юрта»

Играем в игру «Юрта»

 В игре участвуют четыре (или больше) подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

 Мы веселые ребята,

 Соберемся мы в кружок

 Поиграем, и попляшем,

 И, помчимся на лужок

 На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

После игры вернулись на свои места.

Ребята, посмотрите на наше соцветие курая, сколько кружочков осталось?

- Дети - 2

6.И вот шестое задание курая(Снимаю шестой бумажный кружок).

Назовите животных Башкортостана, птиц Башкортостана (Слайд)

7.Посмотрите на соцветие курая. У него осталось? (дети - одно задание). (Снимаю последний седьмой бумажный кружок).

Здесь нужно назвать башкирские музыкальные инструменты.

- это курай, домбыра, кубыз, мандолина, баян. (Слайд)

Давайте послушаем как звучит курай.

Звуки курая.

А сейчас я предлагаю вам сесть за столы и сделать для Айгуль ковер с башкирским орнаментом.

— воспитатель ставит музыку с башкирской мелодией — музыка тихо играет, дети наклеивают баш орнамент

Рефлексия:

Воспитатель. Вот и выполнили мы все задания, которые приготовил нам курай. Какие отличительные знаки, символы Башкортостана мы называли? - флаг, герб, гимн – они символизируют стремление Башкортостана к миру, дружбе, свободе; в какую башкирскую игру играли? («Юрта»), какой башкирский инструмент слушали (курай).

Девочка Айгуль прощается  большое спасибо, вы  очень мне понравились, и ковер ваш понравился. Она прощается с вами. Дети прощаются на башкирском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга на тему: "Путешествие по родному краю Башкортостану"

Развлечение на тему Мой родной Башкортостан...

Проект «Мой край Башкортостан»

Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников....

Папка-передвижка "Мой край - Башкортостан"

Очень трудно найти материал о республике в виде папки-передвижи. А материал, адаптированный для дошкольников тем более. Сделала папку для группы, возможно ещё кому-то пригодится.   https://cloud....

Конспект организованной образовательной деятельности "Цвети, мой край, Башкортостан"

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познавательное развитие. Раздел: Окружающий мир. Возрастная группа: подготовительная логопедическая. Тема: "Цвети, м...

Викторина "Любимый край Башкортостан"

Познавательная викторина для педагогов "Любимый край Башкортостан"...

проект "Мой край Башкортостан"

Региональный компонент...

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом татарского народа)

Сценарий развлечения "Мой край Башкортостан"( знакомство с культурой и бытом  татарского народа)...