Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем светлей!»
рабочая программа

Хилай Светлана Николаевна

Программа для детей старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности. Может быть полезна для родителей, воспитателей и педагогов, практикующим педагогам-психологам, а также всем тем, кто интересуется проблемой высокой тревожности у современных детей и возможными методами ее снижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_snizheniyu_trevozhnosti.docx98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное образование «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинушка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

д/с «Рябинушка»

                          _______ Н.Я. Михова

«01»   06   2021г.

Приказ № 40 - од от 01.06. 2019 г.

Коррекционно - развивающая программа снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста  «От улыбки станет всем светлей!»

Составитель: Хилай С.Н.

Педагог – психолог

Высшей квалификационной категории

Игрим

2022г.


Содержание

Целевой раздел

I. Пояснительная записка………………………………………………...…...5-6

Цели и задачи программы ………………………………………………...…6-7

Содержательный раздел

Научные, методологические и методические основания программы  ……7-15

Общие психолого-педагогические принципы…………………………….15-16

Этапы и сроки реализации программы………………………………….……16

Практическая значимость программы…………………………………………16

Система реализации контроля за реализацией программы………………16-17

Ожидаемые результаты………………………………….…….…….…….……17

Возможные риски………………………………………………………………17

Участники программы………………………………………………………17-17

II. Описание используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария.. …………………………….26-28

Организационный раздел

IV. Календарно-тематическое планирование………………………………28-31

V. Перечень и описание программных мероприятий……………..……….31-33

VI. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.………………………………….….….….….…..….….….…..33-34

VII. Информационные источники……..……………………………………35-37

Приложение 1. Тест тревожности (Тэммпл, Амен, Дорки)………………38-41

Приложение 2. Тест «Лесенка» (Щур)…………………………………… .42-44

Приложение 3.Конспект коррекционно-развивающего занятия

с детьми.………………………………….….….….….…..….….….….….…45-46

Приложение 4.Консультация для родителей «Возрастные страхи у дошкольников»……………………………………….….….….….…..….….47-50

Приложение 5.Рекомендации родителям и педагогам «Как помочь ребенку преодолеть тревожность»……………………………….….….….….…..….….51


Пояснительная записка

Ритм современной жизни, вечно занятые родители, трансформация образовательных программ и требований в ДОУ, видоизменение социального статуса ребенка (предстоящее поступление в школу), изменение социального окружения и многое другое — вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться современному ребенку. Дети более чувствительны, чем взрослые, и, как следствие, они оказываются более незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство.

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности старших дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Ребенок, испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно больше зависеть от других людей, находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Все это будет нести определенные угрозы его психологическому здоровью.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Можно сказать, что данная проблема настолько актуальна, что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных адаптироваться в жизни людей.

Для снижения остроты подобного явления необходимо психологическое сопровождение тревожных детей уже в дошкольном возрасте.

Считается, что у старших дошкольников - тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции.

Таким образом, необходимость оказания психокоррекционой помощи и поддержки таким детям является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в детском саду.

Указанные причины побудили нас разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на преодоление тревожности в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет).

В связи с этим возникает вопрос, который требует разрешения и работы по данному проекту:  

Что же могу сделать я, как психолог, для того, чтобы тревожные проявления в поведении детей уменьшились, чтобы участники педагогического процесса владели способами предупреждения и преодоления тревожных состояний у детей, чтобы в семьях воспитанников и группах детского сада был благоприятный социально-психологический микроклимат?  

Какова сущность понятия «тревожность» и ее причины?

Как проявляется тревожность у детей дошкольного возраста?

 Особенности проведения коррекционно-развивающих занятий для снижения уровня тревожности у дошкольников  

Как помочь детям старшего дошкольного возраста преодолеть тревожность?

Данная программа направлена на снижение уровня тревожности детей 5-7 лет,  иориентирована на коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста с высоким уровнем тревожностичерез  коррекционно-развивающие занятия. В ее основу положены игры и упражнения по снижению тревожности. В ходе реализации программы дети обучаются методам овладения своим тревожным состоянием, снятия психо-эмоционального напряжения, в игровой форме отрабатывается уверенное поведение; родители и педагоги получают квалифицированную помощь по вопросам взаимодействия с тревожными детьми.

В результате планируется повысить самооценку тревожного ребенка и его статус в группе сверстников, гармонизировать отношения со значимыми взрослыми, что в итоге приведет к снижению уровня тревожности.

Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста.

В программе используются инновационные технологии, позволяющие не только разнообразить условия предметно – пространственной среды, но и содействует раскрытию индивидуальности ребёнка в процессе коррекционной деятельности для развития полноценного психоэмоционального здоровья ребенка.

Нормативно-правовые основания программы:

1. Конвенция ООН «О правах ребёнка».

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ 3. Семейным кодексом РФ.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

5. Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Рябинушка»» городского поселения Игрим, Приказ №78 от 14.10.2015г.

6. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад «Рябинушка». 

В основу предложенной нами программы были положены занятия с использованием образов животных Кряжевой Н.Л. из программы «Ребята и зверята»; психологические игры, упражнения, сказки Хухлаевой О.В.; материалы психокоррекционной комплексной программы Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

Программа предполагает тесное сотрудничество с педагогами, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре ДОУ и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.

Новизна программы: коррекционно – развивающие занятия, направленные на снижение уровня тревожности,рассматриваются в системе и носят комплексный характерво взаимодействии с семьей. Первое и последнее занятие проходит совместно с родителями.

Педагогическая целесообразность программы: используется принцип активного вовлечения родителей к реализации целей коррекции . То есть, делается упор на совместную работу педагога - психолога и родителей. С этой целью после каждого занятия для родителей и ребенка дается домашнее задание на неделю до следующей встречи. Домашнее задание состоит из определенных релаксационных упражнений, а также из упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов.

Практическая значимость: программа может быть полезна детям старшего дошкольного возраста с высоким и средним уровнем тревожности, их родителям, воспитателям и педагогам, практикующим педагогам-психологам, а также всем тем, кто интересуется проблемой высокой тревожности у современных детей и возможными методами ее снижения.

Вид программы: коррекционно- развивающая, направленная на снижение уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью коррекционно-развивающих занятий.

Задачи реализации программы:

- повысить уровень самооценки;

- обучить основам регуляции поведения;

- улучшить психоэмоциональный контакт между детьми, развивать способность к взаимодействию с другими детьми;

-  активно вовлекать родителей к реализации целей коррекции по вопросам снижения уровня тревожности;

Система организации контроля за реализацией программы:      Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у детей в ходе всего курса  занятий, а также по данным промежуточной и итоговой диагностики.  

Родители и педагоги также следят за изменением в  поведении, эмоционально-волевой сфере у детей. Дальнейшее консультативное сопровождение после завершения занятий позволит и дальше наблюдать изменения у детей при помощи следующих методов: наблюдения, опроса.

Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5 – 7 лет, имеющие проявления тревожности.

Критерии эффективности программы:

  • уверенность в себе;
  • снижение тревожности;
  • снижение количества страхов;
  • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок

Ожидаемые результаты:

Проблема эффективности психокоррекции очень сложна. Снятие высокой тревожности может быть кратковременным, изменения происходят   через 6–7 месяцев после завершения психокоррекционой работы. Вопросы о том, каковы критерии эффективности при проведении психокоррекции, какова степень надежности работы произошедших сдвигов, до настоящего времени остаются открытыми.

Оценку результативности программы мы предлагаем осуществлять через анализ следующих показателей:

- диагностически определяемое снижение уровня тревожности детей;

- сравнение положения ребенка среди сверстников до и после коррекционной работы;

- оценка изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоциональном самочувствии, даваемая учителями и родителями:  развитие навыков саморегуляции,   развитие волевых навыков и самостоятельности, снятие психо-мышечного напряжения и пр.;

- повышение уровня профессионального мастерства педагога-психолога;
-повышение педагогической компетентности педагогов;
- повышение педагогической компетентности родителей тревожных детей.

Возможные риски:

отсутствие подкрепления со стороны родителей снижает эффективность работы;

структура занятий может быть нарушена из-за особенностей тревожных детей: замкнутость либо агрессивность, подавленное настроение, неуверенность, что потребует увеличение количества занятий;

нерегулярность занятий по причине отсутствия детей (заболеваемость), что приведет к удлинению периода реализации программы.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста, у которых отмечаются стойкие длительные проявления тревожности; родители и воспитатели.

Основные методы работы с детьми:

-Игротерапия;

-музыкотерапия;

-цветотерапия;

-песочная терапию;

-арт – терапия;

-сказкотерапия;

-релаксация.

Приемы в работе с детьми:

- психофизические игры;

- психогимнастика (имитационные игры);

- ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;

- словесные и подвижные игры на взаимодействие;

- игры-превращения;

- игры в парах;

- голосовые игры;

- дыхательная и мышечная релаксация;

- визуализация;

- контроль режима дня.

В рамках психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ проводится соответствующая работа с родителями:

-формирование психологической культуры родителей;

-ориентирование родителей на создание оптимальных условий в семье

- комфортный психологический климат, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком на основе принятия, помощи и поддержки.

Продолжительность: 

Занятия  проводятся  один  раз  в  неделю  в  форме  мини-тренингов  продолжительностью  до  30  минут.  

С  учётом  выявленных  индивидуальных  особенностей  детей  каждой  

конкретной  группы  продолжительность,  структура,  объем,  и  содержание  занятий  могут  и  должны  изменяться  в  соответствии  с  возможностями  и  

способностями  детей,  гибко  приспосабливаясь  к  конкретной ситуации. 

Структура и содержание программы.

 Содержание программы: программа включает 16 занятий (16 недель), продолжительность каждого занятия 25-30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Оптимальная наполняемость группы 5-6 детей.

Частота проведения – 1-2 раза в неделю.

Программа включает в себя 4 раздела:

Раздел 1. Знакомьтесь – это Я. Развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения.

Раздел 2. Я и другие. Развитие у детей навыков совместной деятельности, понимания индивидуальных особенностей других людей; формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Раздел 3. Я и моя семья. Осознание ребёнком своего места в семье, понимание внутрисемейных отношений. Осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи.

Раздел 4. Я и моё настроение. Настроение и от чего оно зависит. Соотнесение настроения с погодными явлениями и цветом. Развитие умения  выражать свои чувства с помощью изобразительных средств, умения поднять себе настроение.

Структура занятий:

Вводная часть: ритуал начала занятия.

Основная часть: групповые беседы с элементами игры, групповые игры, психокинетическая разминка, проблемные ситуации, обсуждения, придумывание рассказов, арт-терапия, сказкотерапия, использование музыки. Заключительная часть: подведение итогов, ритуал прощания.

Форма участия других лиц в реализации программы-

Неотъемлемыми участниками образовательного процесса в рамках реализации данной программы являются педагоги и родители детей, посещающих занятия.

Родители имеют возможность получать консультации педагога-психолога и других специалистов по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, знакомиться с результатами диагностики, выполнять домашние задания, предусмотренные программой.

На каждом коррекционном - развивающем занятии педагог –психологработает над:

- Повышением уверенности в себе (самооценка).

Задачи:- устранение внутреннего конфликта ребенка;

расширение эмоциональногоопыта;

  • повышениесамооценки;
  • развитие навыков взаимодействия друг сдругом.

2.Снятием страхов.

Задачи:- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • устранение, преобразование, либо частичное обесцениваниестрахов;
  • формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
  • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовыхситуаций.

3.Развитием коммуникативных навыков.

Задачи:- уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики;

  • снижение скованности, боязливости в движениях и речи;
  • развитие умения сотрудничать с взрослыми идетьми;
  • развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать своемнение.
  1. Улучшением взаимоотношений родитель- ребёнок

-заинтересованность родителей к проблемам ребенка

Условия проведения занятий :

  1. принятие ребёнка таким, какой он есть;
  2. нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
  3. учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
  4. начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
  5. игра не комментируется взрослым;
  6. в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это ,прежде всего , возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание .

Основополагающие принципы реализации программы:

        Принцип  обеспечения  всестороннего  гармоничного  развития  личности  ребёнка.  Особенность  дошкольного  возраста  заключается  не  только  в  овладении  ребёнком  знаниями,  умениями  и  навыками,  но  и  в  становлении  базовых  свойств  его  личности:  самооценки  и  образа  «Я»,  эмоционально-потребностной  сферы,  нравственных  ценностей  и  установок  (Т.И.  Бабаева,  О.Л.  Князева,  Р.В.  Овчарова  и  др.), с  этих  позиций  на  занятиях  решаются  задачи  раскрытия  ребёнку  мира  его  собственных  переживаний  и  переживаний  окружающих,  воспитания  чувств,  развития  воображения,  самостоятельности  детей,  расширения  их  социальной  компетентности,  формирование  эмоциональной  отзывчивости,  способности  к  сопереживанию.

        В  целом  указанный  принцип  ориентирует  психолога  на  развитие  у  ребёнка  способности  понимать  себя  и  регулировать  собственное  состояние.

        Принцип  доступности  и  учёта  возрастных  особенностей  детей. 

Указанный  принцип  предполагает  соблюдение  определённой  меры  трудности  в  содержании  нового  материала  и  обеспечивается  благодаря  опоре  на  имеющиеся  у детей  знания.  

Многие темы предусматривают привлечение материала знакомых  сказок,  стихотворений. Вспоминая основные события сказок  и переживания  персонажей, дети с помощью  педагога  могут  сопоставить  их  с  собственным  опытом. Кроме того,  дети  учатся  соотносить  собственные состояния с состоянием  природы,  а  также  с  соответствующими жизненными  событиями.  Предлагаемые  занятия  строятся в  доступной  и интересной для детей форме,  с  учётом  особенностей  их  интеллектуального и речевого развития.  

        Принцип  системности  и  последовательности.  Программный  материал  распределяется  на  занятиях  таким  образом,  что  обеспечивается  последовательное  усложнение  его  от  занятия  к  занятию,  осуществляется  связь  последующего  материала,  с  предыдущем.  Занятия  рекомендуется  проводить  не  реже  1  раза в неделю.  

В  течение  занятий  дети  знакомятся  с  проявлениями основных  эмоциональных  состояний  людей:  любопытство,  радость,  удивлениепечаль,  отвращение,  злость,  самодовольство,  страх,  спокойствие.

        Принцип  наглядности.  Данный  принцип  имеет  большое  значение  в  обучении  детей  дошкольного  возраста,  так  как  мышление  детей  носит  наглядно  образный  характер.  Все  используемые  в  программе  пособия  (пиктограммы,  карточки,  наборы  иллюстраций)  обеспечивают  эффективное  восприятие  материала.

        Игровой  принцип.  Опора  на  игровую  мотивацию  и  преобладание  игровой  деятельности  являются  отличительными  особенностями  программы.  Игровой  принцип  обучения  соответствует  возрастным  психологическим  особенностям  ребёнка,  для  которого  игра  -  типичная  форма  жизнедеятельности.  

        Принцип  обеспечения  эмоционального  благополучия  ребёнка.  

На  занятиях  дети  должны  себя  чувствовать  достаточно  раскованно:  свободно  говорить, смеяться,  двигаться.  Подобранное  к  занятиям  музыкальное сопровождение  оживляет  атмосферу  занятий,  создаёт  эмоциональный  тонусОсобое  внимание  уделяется  правильной  организации  работы  по  ознакомлению  с  отрицательными  проявлениями:  занятия  по  развитию  представлений  об  отрицательных  эмоциях  проводятся  в  игровой  форме.  В  игре  

отрицательный  эмоциональный  опыт  «списывается»  за  счёт  героя,  

с  которым  ребёнок  идентифицирует  себя  лишь  частично,

«спрятавшись  за  ролью,  ребёнок становится  более  смелым  в  эмоциональном  самовыражении,  и  возможностей  для  расширения  эмоционального  опыта    у  него  гораздо  больше.  

Обязательным  условием  является  переключение  внимания  детей  на  

положительные  эмоции.  С  этой  целью  внимание  детей  акцентируется  на  

том,  что  всё  страшное  и  плохое  далеко  в  прошлом;  используются  этюды  на  вызывание  и  выражение   радости,  упражнения  на  релаксацию.

Программа рассчитана на 3 месяца и состоит из 3-х этапов:

1 этап – Подготовительный (2 недели):

Диагностика детей с целью определения уровня тревожности.

Изучение литературы.

Анализ имеющихся технологий.

Создание плана работы по снижению уровня тревожности в дошкольном возрасте.

2 этап – Практический (2месяца):

Организация предметно-развивающей среды.

Подбор игр, упражнений, игр для занятий, выстраивание сценария занятий.

Проведение занятий.

Консультирование родителей по вопросам высокого уровня тревожности у детей.

Прослеживание достижений детей.

3 этап – Обобщающий (2недели):

Контрольная диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ активности педагогов и родителей.

Разработка методических рекомендаций педагогам-психологами по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, у которых отмечаются стойкие длительные проявления тревожности; родители и воспитатели.

Целевые группы

Название группы

Что получаю

За счет чего получаю

1

Дети старшего

дошкольного возраста (5-7 лет)

-овладение методами мышечного расслабления;

-овладение навыками самоконтроля, уверенного поведения в тревожащей ситуации;

- снижение уровня тревожности, повышение самооценки;

-улучшение отношений со сверстниками, педагогами, родителями;

- психокоррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление тревожности;

- работа педагога психолога с родителями, воспитателями, детьми

2

Педагоги

- уменьшение количества напряженных ситуаций в группах;

- уменьшение количества тревожных детей в группах;

-улучшение отношений с родителями воспитанников;

- повышение педагогической компетенции;

- участие в консультациях, тренингах педагога-психолога для педагогов «Взаимодействие с тревожными детьми»

- индивидуальные консультации по отдельным детям;

- беседы педагогов с родителями по данной тематике

3

Родители

- повышение уровня заинтересованности проблемами своего ребенка;

-улучшение взаимоотношений с детьми;

-повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- повышение уровня взаимоотношений с педагогами;

- участие в родительских собраниях, индивидуальных консультациях по проблемам взаимодействия с тревожными детьми;

-заочные консультации педагога-психолога для родителей по данной проблематике

4

Администрация

-повышение уровня проведения занятий;

- активизация участников программы за счет ИКТ;

- выявление результатов первичной и выходной диагностики

- наличие необходимых помещений и оборудования для проведения занятий;

- достаточное материальное обеспечение   программы ;

- диагностические исследования

5

Педагог-психолог

-освоение новых форм работы с детьми, педагогами, родителями;

-повышение уровня владения ИКТ;

-улучшение микроклимата в группах, семьях воспитанников

- координация работы по снижению уровня тревожности детей;

- проведение психо-коррекционных занятий с детьми, консультаций и тренингов с педагогами и родителями

При составлении программы использовалась следующая литература:

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб,2004.
  2. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительнойгруппе

– М. 2005.

  1. Клюева        Н.В.,        Касаткина        Ю.В.        Учим        детей        общению.        Характер, коммуникабельность. - Ярославль,1997.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Пазухина И.А. Давай  познакомимся.  - Санкт –Петербург,        Детство-Пресс,

2004.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционныеигры.

Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.,2001.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика -  М.: Просвещение,1990.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.

 При рассмотрении эффективности реализации коррекционно- развивающей программы «От улыбки станет всем светлей» необходимы следующие условия:

  1. Кадровые:

- занятия может проводить педагог-психолог, имеющий базовое психологическое образование;

- высокие знания законов развития возрастной психологии.

  1.  Организационно-педагогические условия

- Педагогу-психологу необходимо иметь возможность своевременно повышать профессиональную квалификацию.

  1. Информационные:

- Обеспечение специалистов доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы.

 - Наличие методических пособий и рекомендаций, компьютерных пособий, мультимедийных, аудиоматериалов, интернет.

  1.  Материально-технические:

- Санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.).

- Пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда.

Для проведения занятий необходимо помещение с рабочей зоной и зоной отдыха.

Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника, зона отдыха – ковром, где можно свободно передвигаться.

Для каждого участника занятий потребуется набор цветных  карандашей, краски и кисти для рисования, клей, простой карандаш, альбом для рисования, пластилин, цветная бумага.

Для проведения этюдов на физическое восстановление, а также с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков моря, леса, инструментальная и классическая музыка и т.п.).

Также на занятиях используются дидактические игры, картинки, игрушки в зависимости от реализуемых задач.

Календарно-тематическое планирование групповых занятий по программе коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Остров удачи»

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

ЯНВАРЬ

3 неделя

Занятие

№1

Знакомство. Диагностика тревожности ребенка и родителя

1. Групповое упражнение

«Давай поздороваемся» 2.Ритуал        приветствия

«Клубочек». 3.Диагностические методики.

4.Ритуалы прощания.

«Подари улыбку».

4 неделя

Занятие

№2

  • расширение эмоционального опыта ребенка;
  • формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
  • снижение скованности, боязливости в движениях иречи.
  1. Игра «Воздушный шарик»
  2. Игра«Гусеница»
  3. Игроваяситуация

«Пещера для знакомства»

  1. Групповое

упражнение«Паровозик»

  1. Игра«Дракончик»
  2. Игра«Фотография»
  3. Игра нарасслабление

«Необычная радуга»

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

п/п

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Занятие

№3

  • устранениевнутреннего конфликтаребенка;
  • расширение эмоциональногоопыта;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики.
  1. Игра « Воздушный шарик»
  2. Игра «Корабль и ветер»
  3. Игроваяситуация

«Пещера для знакомства»

  1. Танец срисованием
  2. Парныеупражнения

«Насос и надувная кукла»

  1. Групповое упражнение

«Бездомный заяц»

  1. «Водопад»

2 неделя

Занятие

№4

  • расширение эмоционального опыта ребенка;
  • формирование умения у детейпреодолевать

1. Игра «Драка» 2.Игра «Подарок под

елкой»

3. Игра в переодевание

опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;

- снижение скованности, боязливости в движениях и речи.

  1. Игра «Старшая обезьяна»
  2. Танцы противоположности
  3. Игра«Птенцы»
  4. Игра«Комплимент»

3 неделя

Занятие

№5

  • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
  • развитие умения сотрудничать с взрослыми идетьми;
  • развитиесамооценки
  1. Парноеупражнение

«Приветствие»

  1. Игра«Дудочка»
  2. Игроваяситуация

«Фотоальбом»

  1. Игра«Выключенный звук»
  2. «Рисунок в парах по очереди»
  3. «Упражнение на доверие»
  4. Игра «Зайки и слоники»

4 неделя

Занятие

№6

  • развитие навыков взаимодействия друг с другом;
  • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
  • развитие уменияактивно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
  • помогать преодолевать барьер вобщении
  1. Упражнение на расслаблениемышц;
  2. Игра «Спрятанные проблемы»
  3. Игра«Вылеплялки»
  4. Игра «Сменаритмов»
  5. Игроваяситуация

«Ладонь в ладонь»

  1. Игра «Сиамские близнецы»
  2. Кинезотерапия «В гостях у морского царя»

Сроки реализации

Цель занятия

Содержание занятия

Месяц

Неделя

№ занятия п/п

МАРТ

1

Занятие №7

- развитие навыков

1. Игра «Сосулька»

неделя

взаимодействия друг с

2. Игра «Попробуем еще

другом;

раз»

- стимулирование

3. Игра «Звериные

собственных

чувства»

возможностей детей для

4. Игра «Бесилки»

преодоления стрессовых

5. Упражнение «Мост

ситуаций;

дружбы»

- развитие умения

6. Танец пяти движений

активно слушать,

7. Игра на расслабление

задавать вопросы и

«Танцующие руки»

выражать свое мнение;

- помогать преодолевать

барьер в общении.

2

неделя

Занятие №8

  • расширение эмоционального опыта ребенка;
  • формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
  • снижение скованности, боязливости в

движениях и речи.

  1. Игра «Шалтай- Балтай»
  2. Игра«Гусеница»
  3. Рисованиевдвоем
  4. Групповое упражнение«Пчелки»
  5. Игра«Дракончик»
  6. Игра «Фотография» 7.Массаж покругу

8. «Музыка – язык чувств»

3

неделя

Занятие №9

  • стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
  • развитие умения сотрудничать с взрослыми идетьми;
  • развитиесамооценки
  • развитие умения расслабиться
  1. Игра на релаксацию и дыхание«Винт»
  2. Игроваяситуация

«Волшебный стул»

  1. Упражнение

«Зеркало»

  1. Упражнение«Скала»
  2. Игра«Путаница»
  3. Совместныйрисунок
  4. Игра нарасслабление

«Слепой танец»

4

неделя

Занятие

№10

Заключительное.

Проводится совместно с родителями.

Создание условий для снижения уровня тревожности,

формирование внутренней позиции.

  1. Ритуалприветствия

«Клубочек»

  1. Телесный контакт .
  2. Беседа: «Как я справляюсь со своейтревогой».
  3. Игра "За что меня любит мама"
  4. Техника «Пуговицы» - на самооценку и переключение внимания в состояниитревоги.
  5. Релаксация: «Достань звезду»
  6. Упражнение «Чаша доброты»
  7. Игра«Копилка

достижений» - подведение итогов.

  1. Ритуалпрощания.

Дидактико-методическое обеспечение программы:

Упражнения на релаксацию и дыхание

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

« Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.Ура! Неприятностипозади!».

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайтеего.Следитеглазамизатем,каквашшарикстановитсявсебольшеибольше.Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу», Упражнение можно повторить трираза.

«Корабль и ветер»

Цель: настроить уставших детей на рабочий лад.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втянитещеки…Атеперьшумновыдохнитечерезрот,ипустьвырвавшийсянаволюветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». Упражнение можно повторить трираза.

«Подарок под елкой»

Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание… Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно поговорить о том (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Упражнения на расслабление мышц

Приведенные        ниже        упражнения        рекомендованы        М.И.Чистяковой        в        книге

«Психогимнастика». Они полезны тревожным детям.

«Штанга» (вариант 1)

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчасмысвамибудемспортсменами-тяжелоатлетами.Представьте,чтонаполу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола вытянутыми руками, приподнимите ее. Очень тяжело!.. Выдохните, штангу на пол,отдохните».

«Попробуем еще раз» (вариант 2)

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать ребенку возможность почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять? Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы! Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: расслабить мышцы рук.

«Дети, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет, Гвоздь упадет.

В. Селиверстов

Правильно, это сосулька. Представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль длямалышей.Диктор(этоя)читаетимэтузагадку,авыбудетеизображатьсосульки.Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью и четвертую – уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здоровополучилось!»

«Шалтай-Балтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай- Балтай».

Шалтай-Балтай сидел на стене. Шалтай-Балтай свалился во сне.

С. Маршак

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются,какутряпичнойкуклы.Наслова«свалилсявосне»резконаклоняемкорпустела вниз».

«Винт»

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого пятки и носки поставьте вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!»

Этюд может сопровождаться фрагментом «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

«Насос и мяч»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

«Дети, разбейтесь на пары: один – большой надувной мяч, другой – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслабленны, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч,сопровождаядвижениерук(оникачаютвоздух)звуком«с».Скаждойподачейвоздуха

«мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременновыпрямляяногивколенях,послевторого«с»выпрямилосьтуловище,после

третьего – поднимается голова, после четвёртого - надулись щёки, и даже руки отошли от боков.«Мяч»надут-«насос»пересталнакачивать.Онвыдёргиваетиз«мяча»свойшланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняютсяролями.

Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности

«Пещера для знакомства»

Для игры понадобятся покрывала или простыни (в два раза меньше, чем детей).

Если детей нечетное количество, то к игре подключается психолог.

Покрывала раскладывают на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужноспрятатьсяпододеяло,причемводной«пещере»можетбытьнеболеедвухчеловек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, объясните, что спешить ненадо.

Подпокрываломзавремякороткойбеседыдетидолжныпознакомиться,рассказать друг другу о себе. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Игра повторяется. По правилам два раза с одним и тем же ребенком в пещеру забираться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети неперезнакомятся.

Можно использовать второй вариантигры.

Детивстаютвдвакругалицомдругкдругу.Междупервымивторымкругомоколо каждого ребенка из внешнего круга расстилается небольшое покрывало. Под музыку дети танцуют на месте. Как только музыка смолкает, они должны войти в «пещеру». Здесь они знакомятся. По команде все возвращаются на свои места. Начинает звучать музыка – дети внешнего круга остаются на месте, а дети из внутреннего круга передвигаются в правую сторону и встают напротив следующего ребенка из внешнего круга. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок из внутреннего круга не побывает в каждой«пещере».

«Танец с рисованием»

Дети встают в круг. Перед каждым чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился. Затем снова звучит музыка, и движение возобновляется.Наодномлистеодновременноможетрисоватьтолькоодинребенок.Когда детивернутсянасвоиместа,игразаканчивается.Второйвариантигры–детямпредлагается во время звучания музыки взяться за руки и двигаться по кругу в одномнаправлении.

«Игра в переодевание»

В центре комнаты лежат разные вещи (одежда, обувь, головные уборы). Желательно, чтобы все они легко одевались и легко снимались. По сигналу ведущего за одну - две минуты нужно надеть на себя как можно больше вещей. Если дети нервничают, время можно увеличить. Необходимо следить за тем, чтобы игра не стала соревнованием – любой соревновательный момент только повышает тревожность и беспокойство. Цель же этой игры – снять скованность и напряжение.

Массаж по кругу

Все участники становятся в круг так, чтобы получился замкнутый паровозик, кладут руки на плечи впередистоящего и, начиная движения по кругу, мнут друг другу плечи, имитируя движения массажа.

«Старшая обезьяна»

Все дети садятся по кругу и выбирают «старшую обезьяну». Она показывает движения, все остальные ей подражают. Ведущими становятся по очереди.

Затем один из игроков (отгадчик) выходит из комнаты. Остальные садятся по кругу. Договариваются, кто будет «старшей обезьяной». Этот ребенок показывает различные движения, а остальные ему подражают. Отгадчик должен найти старшего. Если это плохо получается, можно остановиться на первом этапе.

«Фотоальбом»

Эта техника позволяет не травмирующим для ребенка образом выяснить его чувства по отношению к определенным событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства.

Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны его жизни. Понадобятся также ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч. Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем психолог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляет фотографии,которыеемуненравятся.Психолограсспрашиваетребенка,чтоименнонаних не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось – разрисовать фотографии, вырезатьтехлюдей,которыеемуненравятся,приклеитьтех,которыенравятся,ит.д.Если ребенокнеобладаетдостаточнымитехническиминавыками,психологможетпомочьемув изменении фотографий. Измененные фотографии складывают в отдельныйфотоальбом.

Такую игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким. Измененные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот фотоальбом можно показать родителям.

«Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта же игра позволит им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться . Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка, фломастеры, бумага). В крышке проделывают отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем психолог предлагает ребенку нарисовать, что (или кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему.

Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике». После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если тот затрудняется с ответом, психологу нужно предложить варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь…

«Звериные чувства»

Дляигрынеобходимынаборкартиноксизображениемизвестныхдетямживотных. Психолог раскладывает перед каждым ребенком (по очереди) картинки и просит назвать основные качества животного, например: зайчик – страх, лев – смелость, лиса – хитростьи т. д. Затем психолог предлагает проанализировать ту или иную житейскую ситуацию и описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать,емуможнопомочь,атакжеобговоритьвариантыповедения,предлагаярассказать, как бы повели себя в этой ситуации другиеживотные.

Припроведенииданнойигрыжелательноизбегатьоценокповеденияребенка: основная цель – научить его более точно, более тонко понимать свои чувства для моделирования социально приемлемогоповедения.

«Вылеплялки»

Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене. В процессе игры ре6бенок учится распознавать чувства других по их мимике и так же передавать свои чувства. В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется… Если ребенок затрудняется это сделать, психолог показывает ему образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можнопереходитьковторойчастиигры.Ребеноксадитсяпередзеркалом,психологруками

«лепит»наеголицемимическуюмаску.Ребенокдолженугадать,какоечувствоизображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями – ребенок лепит, а психолог угадывает. В конце упражнения ребенку говорят: когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится.

«Выключенный звук»

Дляэтойигрыможноиспользоватьбольшоймакеттелевизорасотверстиемвместо экрана. Психолог предлагает детям (по очереди) сесть на стульчик, «в телевизоре» и рассказать историю, например, о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду – ребенок замолкает и продолжает «рассказывать» историю невербальными средствами (у телевизора сломался звук). Психолог предлагает детям догадаться (понять), о чем рассказывает «телевизор». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если его поняли неправильно, необходимо повторить ещераз.

Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.

«Бесилки»

Дети свободно располагаются по комнате. Начинает звучать ритмичная музыка, постепенно громкость увеличивается. Под музыку дети могут двигаться и кричать, как им хочется. Единственное условие – нельзя касаться других детей и предметов. Примерно через 3-5 минут музыка стихает –дети замирают. Затем звучание возобновляется – дети вновь начинают движение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденности детей и их готовности «выплеснуть» эмоции.

«Гусеница» (Е.В.Коротаева)

Цель: учить доверять друг другу.

Вигрепартнеровневидно,нослышно.Успехпродвижениявсехзависитотумения каждого скоординировать свои усилия с усилиями остальныхучастников.

«Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи стоящего впереди. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до него строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы должны пройти по определенному маршруту».

Длянаблюдающих:обратитевнимание,гдерасполагаютсялидеры,кторегулирует движение «живойгусеницы»

«Смена ритмов» (программа «Сообщество»)

Цель: Помочь включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.

Если вы хотите привлечь внимание детей, начните хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз, два, три, четыре… Постепенно все хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

«Зайки и слоники» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)

Цель: Дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

« Я хочу вам предложить игру «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Поджимаетуши,весьсжимается,стараясьстатьмаленькиминезаметным,хвостикилапки его трясутся (дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шагичеловека? (разбегаются по группе, прячутся и т.д.) А что делают зайки, если видят волка? (игра продолжается несколько минут.) А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ними, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видяттигра».

«Волшебный стул» (И.В.Шевцова)

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение,чтооноозначает.Кромеэтого,надоизготовитькоронуитрон–ондолжен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу и происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не более5-6 воспитанников). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем или королевой».Вконцеигрыможнопредложитьдетямпридуматьразныевариантыегоимени (нежные, ласкательные…) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле или королеве».

«В гостях у морского царя» (кинезотерапия)

Цель: Корректировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.

Материал: коврики, магнитофон, аудиокассеты.

Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Хвалит их за достижения.

«Рисунок в парах по очереди»

Цель: учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей.

Материал: лист бумаги (формат А4), краски, карандаши.

Педагог        уточняет        представления        детей        о        партнерстве,        взаимовыручке, востребованности. Они должны привести конкретные примеры. После этогопредлагает

двум детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать; при этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога) они передают лист соседу (восемь раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 минут). Затем каждая пара рассказывает о своем рисунке, а педагог спрашивает детей, трудно ли им было выполнять задания.

«Рисование вдвоем»

Цель: развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной, продуктивной деятельности.

Материал: лист бумаги (формат А3), краски, карандаши.

Педагог рассказывает детям о предстоящем задании, о том, что от них требуется (соответственно задачам). Дети начинают выполнять задание, на это отводится 20-25 минут.Послеокончанияработыорганизуетсявыставкаработиобсуждениенарисованного, чувств и действий во времярисования.

«Музыка – язык чувств»

Цель:помогатьпреодолеватьбарьервобщении,развиватьумениелучшепонимать себяидругих,развиватьактивностьитворчество,обогащатьпредставленияоразнообразии человеческих чувств, выраженных вмузыке.

Материал: записи музыки.

Накоплению музыкальных представлений помогает слушание музыки. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно развивать у них умение разбираться в характере разных музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, определять и называть средства музыкальной выразительности. На занятии рекомендуется выполнитьследующие упражнения:

«Елочная гирлянда»

Дети встают друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего.

На сильную долю первого такта ( «Полька» М.Глинки) поднимает правую руку сначала первый ребенок, затем второй и т.д.; при этом все дети должны «зажечь» огонек в глазах, «засиять», «осветить» лицо.

«Плакучая ива и спокойный тополь»

В зависимости от музыки дети самостоятельно выбирают один из двух заранее обговоренных образов.

Можно прибегнуть и к другим упражнениям, цель которых – развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения эти делят на парные и групповые.

Парные        упражнения        способствуют        «расширению»        открытости        по отношению к партнеру – умению чувствовать и приниматьего.

Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе.

Парные упражнения

«Приветствие»

Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров), по команде педагога быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке), или носом к носу, или пяткой к пятке, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом обухо.

«Насос и надувная кукла»

Одинребенок,расслабленнолежанаполу,изображаетнадувнуюкуклу,изкоторой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно «наполняется» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается». После этого игроки меняютсяролями.

«Танцы противоположности»

Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.

«Упражнение на доверие»

Вкаждойпареодинучастникиграетролькомпаса,другой–туриста.Туриствстает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняютсяролями.

Упражнение “Кони и всадники”

Детиделятсянапары–одинребёнокпревращаетсяв“коня”,другойво“всадника”

. “Коням” завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее , а задача “всадника” – не допускать столкновения с другими конями .

«Ладонь в ладонь»

Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которойустановлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяяладоней.

«Сиамские близнецы»

Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Педагог обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтоватьиноги).Задание:пройтисьпокомнате,илистанцевать,иличто-тонарисовать. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязатьглаза.

«Мост дружбы»

По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.

Групповые упражнения

«Давай поздороваемся»

Играющие по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два – плечами, три – спинами.

«Бездомный заяц»

Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные – зайцы – входят в домики-обручи, выложенные по кругу. По команде педагога «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник отправляется на поиски. «Заяц» может спрятаться в любом обруче,нотогдарольбездомногозайцапереходиткхозяинудомика.Еслиохотникпоймал зайца, они меняютсяролями.

«Птенцы»

Играющие, образовав круг, выбрав «птицу-маму», «птицу-папу», предлагают им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители пошли по приглашению ведущего в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят и т. д.

«Танец пяти движений»

По предложению педагога дети изображают последовательно:

  • течение воды – плавные, мягкиедвижения;
  • переход через чащу – резкие, сильные, четкиедвижения;
  • сломанную куклу – потряхивающие, назаконченныедвижения;
  • полет бабочек – изящные, нежныедвижения;
  • покой – стояние без движения, слушание своего тела. На каждое упражнение отводится однаминута.

«Пчелки»

Изображая пчелок, дети, «летая», громко жужжат. По сигналу ведущего «Ночь!» - пчелки, присев, замирают; по сигналу «День!» - просыпаются и снова «летают», громко жужжа.

«Дракончик»

Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок–этоголовадракона,последний–кончикхвоста.Основнаязадача–изловитьхвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.

«Паровозик»

Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем.

По команде педагога поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.

Примечание: анализируя по окончании ход упражнения, педагог задает вопросы каждому участнику, например: «Какую роль тебе было интересно выполнять? Почему? Кто из ведущих вызывал у тебя доверие? С кем чувствовал себя в безопасности? Ктоизпаровозиковшелслишкомбыстро?Ктостаралсяподобратьтемпдвижения,удобный для всего состава? Кто останавливался, чтобы подождатьотставших?».

«Зеркало»

Одна часть игроков образует круг – это невозмутимые зеркала, отражающие того, кто в них смотрится. Другая группа по одному, смотрясь в каждое зеркало, обходит круг. Если зеркало не выдерживает, смущается, начинает смеяться, игроки меняются ролями. Причину, по которой вдруг возникает необходимость посмотреть в зеркало, объясняет педагог,например:«Утром,проснувшись,тыпошелвваннуюкомнатуумываться:чистишь зубы, причесываешься. В лаз попала соринка. Посмотри внимательно в зеркало, слегка оттянув нижнее веко», « У тебя болит горло, и ты, смотря в зеркало, пытаешься понять, воспаленолионо»,«Представь,чтоутебяхорошеенастроениеиты,стояузеркала,просто гримасничаешь, или любуешься собой».

«Скала»

Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, держась друг за друга(какбызаскалу).Покомандеведущего:«Скалаготова?Замри!»-одинизигроков– альпинист проходит осторожно перед скалой – вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступить все дети.

«Комплимент»

Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…». Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.

«Путаница»

Дети, стоя, взявшись за руки, образуют круг. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, игроки «запутывают» круг, который водящий должен

«распутать».

«Принц на цыпочках»

Дети, сидя, образуют круг. Принц (или принцесса), неслышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к следующему. Те, до кого дотронулись, следуют за принцем или принцессой также бесшумно и с достоинством – ведь теперь они составляют свиту. Потом принц или принцесса оборачивается к свите со словами: «Благодарю вас, господа!». Игроки возвращаются на свои места.

«Совместный рисунок»

По заданию педагога дети совместно на листе ватмана рисуют карандашами или мелками рыцарский замок, или море, или поляну, усыпанную цветами. Если группа сплоченная, можно предложить рисование красками, но не кисточками. А пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки подбирается определенный цвет.

«Фотография»

Педагог показывает детям фотографию, на которой изображен человек с определенным настроением. Один из участников воспроизводит заданную ему фразу той интонацией (мимикой, жестами), что соответствует фотографии. Дети оценивают правильность выполнения задания.

«Имя»

Игроки, сидя, образуют большой круг. Первый участник произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами или телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное им движение. Затем ход игры передается соседу справа или слева.

«Добрые волшебники»

Дети, сидя, образовав круг, слушают рассказ педагога: «В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда ребенок этот переставал смеяться, внезапно преображаясь в недоброго, злого человека. Расколдовать несчастного мог только добрый волшебник добрым, ласковым обращением, добрым, ласковым словом. Посмотрим, есть ли у нас в группе заколдованные?».

«Волшебные очки»

Игру-упражнение начинает педагог. Обращаясь к детям, он сообщает: «В этой коробке хранится некий сюрприз. Какой? Сейчас узнаете…(Вынимает очки.) Очки эти волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих людях только хорошее. И даже те положительныекачествахарактера,которыеонипоройскрываютотвсех.(Надеваеточки.) Ой, какие вы все красивые, веселые. Искренне смотрите на меня… (Подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство: хорошо рисует, конструирует, лепит, поет…) Но вы, конечно. Тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Для этого вам нужнотолькоодно:внимательнорассмотретьсвоегососеда».Есликто-топривыполнении упражнения затрудняется, педагог приходит напомощь.

«Чаша доброты»

Игру-упражнение ведет психолог. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!».

Игры на расслабление

Следующие три игры приведены в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать». Они помогут создать атмосферу доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

«Водопад»

Цель: Помочь расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте,какрасслабляетсявашлоб,затемрот,какрасслабляютсямышцышеи.Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение и она тоже становится мягкой ирасслабленной.

Светтечетповашейгруди,поживоту–вычувствуете,каконирасслабляютсяивы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пустьсветтечеттакжеповашимрукам,ладоням,пальцам.Вызамечаете,какруки иладонистановятсявсемягчеирасслабленнее.Светтечетипоногам,спускаетсяквашим ступням. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно и с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляетесь и наполняетесь свежими силами (30секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил.

Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

«Танцующие руки»

Цель: Дать детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета.Теперьложитесьспинойнаразложеннуюбумагу,такчтобыруки,откистидолоктя, находились над бумагой. (Иными словами, так чтобы у детей был простор длярисования.)

Закройте глаза и, когда начнется музыка, обеими руками рисуйте по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что получилось» (2 -3 минуты).

Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.

«Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут – он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другомподлегкуюмузыку(1–2минуты).Теперьпоменяйтесьролями.Помогитепартнеру завязатьповязку».

Вкачествеподготовительногоэтапаможнопосадитьдетейпопарноипопроситься взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1 – 2 минуты). Потом дети меняютсяролями.Еслитревожныйребенокотказываетсязакрытьглаза,успокойтеегоине настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь попомещению.

“Необычная радуга”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза.

Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. если нам не по себе, и мы чувствуем себя не уверенно, зеленый цвет поможет почувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день”.

“Полет высоко в небо”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны.Времяотвременионамедленновзмахиваеткрыльями.Выслышитезвуккрыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весьдень”.

“Отдых на море”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте в удобном положении, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.Появляетсяощущениеобдувающеговсетелолегкогоисвежеговетерка.Воздухчист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться.

Открываемглаза.Мыполнысилиэнергии.Постарайтесьсохранитьэтиощущения на весьдень”.

“Тихое озеро”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыханиеиплескводы.Солнцеяркосветит,иэтозаставляетвасчувствоватьсебявселучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Выотдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

“Дождь в лесу”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот появилось солнышко. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.

“Подснежник”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечноенапряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется

почувствовать тепло. Но вот подснежник вырос, окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой. Но подул ветер, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны. Цветочек склонялся все ниже и ниже. И совсем лег на проталину. Побежали ручьи. Вода подхватила и понесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным весенним превращениям. Наконец он приплыл в сказочную страну”.

“Водопад”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьтесебе,чтовыстоитевозлеводопада.Ноэтонесовсемобычныйводопад.Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхатьивыдыхать.Этопозволяетвамощущатьсебяоченьрасслабленноиприятно.Пусть светтечеттакжеповашимрукам,поладоням,попальцам.Вызамечаете,какрукииладони становятсявсемягчеирасслабленнее.Светтечетипоногам,спускаетсяквашимступням. Вычувствуете,чтоионирасслабляютсяистановятсямягкими.Этотудивительныйводопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройтеглаза”.

“Достань звезду”

Цель: развивать воображение ребенка, учить расслаблять мышцы, снимать мышечное напряжение.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперьоткройглаза,глубоковдохни,затаидыханиеипостарайсядотянутьсядозвезды.Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, тыуже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри нанебо.Естьлитамещезвезды,напоминающиетебеодругихзаветныхмечтах?Еслиесть, товнимательноприсмотриськвыбранномусветилу.Атеперьоткройглаза,вдохниитянись к своей новой цели!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

Коррекционно-развивающая программа "Скоро в школу" для детей старшего дошкольного возраста

Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень ег...

Сценарий развлечения к 1 апреля для детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем теплей»

Сценарий развлечения к 1 апреля для детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем теплей»...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Статья посвящена исследованию агрессивности у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости, предлагается описание диагностических методик, направленных на выявление особ...

Сценарий развлечения к 1 апреля для детей старшего дошкольного возраста «От улыбки станет всем теплей»

Цель: создание праздничного настроения у детей и родителейЗадачи: способствовать развитию положительных эмоций...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"

Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...