Презентация "Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа"
презентация

Кудряшова Юлия

"Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1.proektppt.ppt775 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народный календарь «Обрядовые праздники мордовского народа»

Слайд 2

Январь: «Роштувонь куд» (Рождественская изба). Основная тема обряда: моление о новом хорошем урожае. Праздник Рождества – один из самых почитаемых праздников. Особенно он был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещения в народе назывались Святками. («Святки» – от слова святой). В этот день славили Христа. Люди ходили в гости, дарили подарки, угощали друг друга, веселились, желали всем здоровья, добра, хорошего урожая. Большое участие в таких прославлениях принимали дети. Они наряжались в шкуры, маски зверей, ходили по дворам и колядовали. («Коляда» - старинный рождественский обряд прославления праздника песнями). Считалось: чем больше будет колядовщиков в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году. Колядовщики совершали обряд посевания, т.е. обсыпание зерном людей и домашних животных.

Слайд 3

Колядки: А каляда, каляда, Тячинь шись каляда! Каляда, каляда, Вандынь шись роштува! Каляда, каляда, Лама перякада валяда (м.). Каляда, каляда, Ламо прякат валядо! Коля максат пряка, Чачтат цера тяка (э.) . Ой, коляда, коляда, День сегодня коляда! Накануне Рождества! Коляда, коляда, Дайте нам пирожка. Коляда, коляда, Испеките пироги! Если дашь пирожок, Родится у тебя сынок. Пословицы: В Рождество на крылечке, на Пасху у печки. Зимой за малиной не ходят. На чужой печке бок не согреешь. Гость в дом – Бог в дом. Приметы: На Рождество иней – к урожаю на хлеб, метель – пчёлы будут хорошо роиться. Если Рождественская ночь звёздная, то хорошо уродится горох. Если в первый день Рождества ветрено – будет урожай на орехи.

Слайд 4

Февраль «Мастя» (Масленица). Основная тема обряда: моление о новом урожае орехов, мёда. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы – Масленица. В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. На Масленицу мордва всю неделю угощались вкусными блинами, ходили по дворам, веселились. Блин – символ возрождённого солнца. Продолжались народные гуляния. Мордва устраивала карусель в виде солнца. Катались на санках с Масленичной горы. Люди ждали встречи с солнцем и обращались к нему с закличками:

Слайд 5

Заклички «Солнышко, выйди, выйди, Получишь ложку каши! Солнышко, выйди, выйди, Получишь красного петушка!» «- Бабушка, бабушка, Орешки твои где? - В горшочке на полке. - Вынеси в чашке с маслом, Если не орешки, так блины, Чтоб были маслом мазаны». Приметы Февраль теплом приласкает, и морозом отдубасит. Февраль богат снегом, апрель –водою. Если на масленицу снег, лето будет дождливым. В феврале сильные морозы случаются зачастую ночью. В феврале ветер дует, как правило, без снега. Сильные морозы - к короткой зиме. Февраль теплый - к холодной весне, а морозный - к благоприятному лету.

Слайд 6

Март: Призыв весны с 22 марта («Жаворонки»). Основная тема обряда: выпечка «жаворонков», «ласточек». В традиционной культуре прилет птиц с юга рассматривали как вестник благодатной весны. По поверью, они являются из райских стран, отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. Для этого пекли пироги в виде ласточек или жаворонков. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

Слайд 7

Заклички: Жаворонки прилетайте, Ясно солнце принесайте. Нам зима то надоела, Хлеба, соли все поела. Шапа, жарапа, жаренная лапа. Дай бог нам хлеба. На многие лета. Приметы: На Евдокию оттепель – лето будет с сочною травою. Длинные сосульки – к долгой весне. Увидел грача – весну встречай. Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!

Слайд 8

Июнь «Игрища» Основная тема обряда: «Межань ознома» (Моление на меже) Между Троицей и Петровым днем пожилые женщины совершали моление на меже - грань озкс. Оно проводилось с целью задобрить Мода аву и Модань паза (богиню и бога земли), которые обеспечивали плодородие, чтобы они не «ушли» на соседние поля. Для этого их «угощали» различными блюдами и медовым квасом. В последующее после Троицы воскресенье мордва проводила игрища: детей возили на ярмарку и покупали им народные игрушки, сладости. Катали их на каруселях. Взрослые соревновались в пение частушек и песен. Мордва молили богов о сохранности урожая, о здоровье людей и животных.

Слайд 9

Приметы: Поле колоть – руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть; Июнь время трав и сенокосов; В июне день - с год; В июне заря с зарею сходится. Закличка Чика, листь, листь, Солнышко, выйди, выйди, Оев каша пенч максан! Получишь ложку каши! Чика листь, листь, Солнышко, выйди, выйди, Якстере атякш теть максан! Получишь красного петушка! Пословицы : Поле полоть – руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть. Июньское тепло милее шубы меховой. Июнь время длинных трав и сенокосов. В июне день – с год. В июне заря с зарею сходится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный календарь «Праздники мордовского народа»

ЯНВАРЬ«Рождественская изба»( «Роштувань куд» (м.) , Роштовань кудо» (э.) )       Праздник был любим за святочные гуляния. Дни с праздника Рождества до праздника Крещ...

"Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа."

Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – з...