Конспект нод в старшей группе "Казацкие посиделки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мысливченко Анжелика Александровна

 

 Конспект открытого НОД в старшей группе

«Казацкие посиделки»

Цель: Расширять представления детей о быте казаков в далёком прошлом.  Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта. Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Воспитательные:

Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Воспитывать чувства гордости за свой народ.

Образовательные:

Формировать знания об истории возникновения казачества.

Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

Развивать внимание, память.

Прививать бережное отношение к традициям родного края.

Развивать и обогащать словарный запас.

 

Предварительная работа: Разучивание игр, рассматривание иллюстраций, беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц, песни.

 

Ход НОД:

В: Здравствуйте,  гости  дорогие!  Посидите,  отдохните.

Мы с вами  песни  пропоем,  поиграем. Добрая беседа всегда найдет соседа. Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и традициях, песнях и о поговорках.

- Ребята, а что означает слово казак?

 Дети: Слово  казак   в  переводе   – удалой,  вольный  человек.

 

В:  В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди?

Дети: Потому что, где вода – там и жизнь.

В: Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

А как жили казаки?

Как называется жилище, в котором жила казацкая семья.

Дети: курень.

 Из какого материала  строился курень.

Дети: из дерева и глины, а крыша покрывалась соломой.

Подворье и дом огораживалось  забором, который как назывался.

Дети: плетень. Потому что его плели из прутьев.

Если мы заглянем в само жилище, то мы увидим там …что?

Дети: Печь, лавки, стол, детскую кроватку – люльку, посуду.

В: Из какого материала изготавливалась посуда?

Дети: Из глины и дерева.

В: А вы загадки отгадывать умеете? Я вам загадаю загадки о предметах, которые использовала хозяйка, когда убирала или готовила еду.

Сопровождается слайдами.

Шуба в избе,

Рукав на улице.  (Печь)

 Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …   (Ухват)

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …                 (миска)

Железная нога – это …  (качерга)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля, а  …             (горшок)

Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный КУВШИН.

Стоит толстячок, блестит бочек,

Шипит, кипит, всем чай пить велит.  (Самовар)

 

Он по горнице гуляет-

Пыль и мусор собирает.  (Веник)

 

В: Хорошо вы загадки отгадываете, а в игры вы играть любите?

Проводится игра:  «Петух»

 

В: Все  казаки,   независимо  оттого,   откуда  они  пришли,  считали  себя  людьми  русскими  и  защитниками  Руси.

Казаки  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Какие же главные законы должны знать казаки  с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.  
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.  
Защищать  от врагов свою Родину.

В:  Мальчиков и девочек с детства приучали к труду, а мальчиков ещё и к воинской службе. Какие традиции соблюдались в воспитании мальчиков?

 

Дети:

Когда  в  семье  рождался  сын,  ему  на  первый зуб  все  родные  и  знакомые приносили  лук,  стрелы,  ружье,  патроны.

Когда  мальчику  исполнялся  один  год,    его  сажали  на  неоседланного      коня,  покрытого  шелковым  платком,  и  провозили  вокруг  церкви.

Если  ребенок  плакал и  падал  с  коня,  считалось,  что  он  будет слабым  казакам.

Если  хватался  за  гриву  и  крепко  сидел,  значит  вырастет сильным  и  смелым  казаком.

Трехлетки  уже  самостоятельно  ездили  верхом  по  двору.

А  пятилетние  казачата  вовсю  скакали  по  улицам.

Стреляли  из  лука,  играли  в  «войнушку».

Мальчик  до  семи  лет  воспитывался  на  женской  половине.

 

В: Когда мальчику исполнялось 7 лет, он переходил жить с женской части дома на мужскую.  Он   считался  полуказаком.  Когда отц  и  братья отсутствовали, то  он  становился  ответственным   за  хозяйство  и  женщин  в  доме.  Мальчиков  воспитывали  строго.  С  раннего  возраста  жизнь  была  заполнена  трудом  и  обучением.  Даже в играх детей обучали либо работе, либо воинскому искусству.

 

В:  А как воспитывали девочек?

 

Дети: Девочки  начинали  работать  с  очень  раннего возраста.

В  пять  лет  девочка  уже  могла  быть  нянькой.

Постарше  уже  помогала  матери  по - хозяйству.

Ее  учили  вышивать,  шить,  вязать  на  спицах  и  крючком.

Это  умела  каждая  хозяйка.

В:  Девочку  в  семье  очень  любили,  отмечали  все  девичьи  

праздники. Какие подарки дарили девочкам?

Дети:

  • Праздновали  первый  шаг,  дарили  ленточки  на  бантик.
  • Платочек – в  церковь  ходить.
  • Все  праздники  сопровождались  угощениями,  песнями  и  плясками.
  •  

Проводится игра «Плетень».                                 

 

В:  Много  у  казаков  было  суеверий. Ну и как о них не рассказать на посиделках, хотя бы о некоторых. 

 

Дети:    

Веником  не  надо  бить,  больному  быть.

Нож  подать  другому  человеку  лезвием, значить  желать  зло.

В  понедельник  рубашку  не  меняют,  беда  будет.

Если  икота  нападет,  то  взять  себя  за  ухо  и  приговаривать:  «Икота-икота,  иди  до  воды,

А кто  около  воды,  того  за  ухо  приведи».

Говорят,  помогает.

В: А сколько пословиц и поговорок у казаков, на все случаи жизни.

 

Дети встают в круг и передавая  друг другу клубок, называют пословицы.

 

В:  Ребята, а вы знаете на чем раньше ездили казаки?
Дети:  Казаки раньше на тедегах и верхом на конях.
В:   Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети:  Верным другом казака был конь.

В: Вы помним историю о есауле и его коне? Кто такой есаул?

 

Дети: У казаков офицеров называют есаулами.

 Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?

В:  А  знаете, что было главным  оружием  у казаков?

Дети: кинжал.  

В: А мог казак купить себе кинжал?

Д: Купить кинжал это считалось позором для казака. По старинному  обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.


В: Когда казаки возвращались из военных походов, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к своим родным и близким, к своему дому, они накрывали столы, звали гостей, веселились и пели песни. Давайте и мы сейчас споем песню.
 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл патриотическое воспитание24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мысливченко Анжелика Александровна

 Конспект открытого НОД в старшей группе

«Казацкие посиделки»

Цель: Расширять представления детей о быте казаков в далёком прошлом.  Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта. Прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

Воспитательные:

Воспитывать чувства патриотизма к Родине.

Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Воспитывать чувства гордости за свой народ.

Образовательные:

Формировать знания об истории возникновения казачества.

Обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков.

Развивающие:

Развивать внимание, память.

Прививать бережное отношение к традициям родного края.

Развивать и обогащать словарный запас.

Предварительная работа: Разучивание игр, рассматривание иллюстраций, беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц, песни.

Ход НОД:

В: Здравствуйте,  гости  дорогие!  Посидите,  отдохните.

Мы с вами  песни  пропоем,  поиграем. Добрая беседа всегда найдет соседа. Поведем мы беседу на очень интересную тему, о казачестве, его обычаях и традициях, песнях и о поговорках.

- Ребята, а что означает слово казак?

 Дети: Слово  казак   в  переводе   – удалой,  вольный  человек.

В:  В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди?

Дети: Потому что, где вода – там и жизнь.

В: Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

А как жили казаки?

Как называется жилище, в котором жила казацкая семья.

Дети: курень.

 Из какого материала  строился курень.

Дети: из дерева и глины, а крыша покрывалась соломой.

Подворье и дом огораживалось  забором, который как назывался.

Дети: плетень. Потому что его плели из прутьев.

Если мы заглянем в само жилище, то мы увидим там …что?

Дети: Печь, лавки, стол, детскую кроватку – люльку, посуду.

В: Из какого материала изготавливалась посуда?

Дети: Из глины и дерева.

В: А вы загадки отгадывать умеете? Я вам загадаю загадки о предметах, которые использовала хозяйка, когда убирала или готовила еду.

Сопровождается слайдами.

Шуба в избе,

Рукав на улице.  (Печь)

 Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …   (Ухват)

Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая,
Гончаром кручённая,
В печи обожжённая,
От кувшина – низка
Глиняная …                 (миска)

Железная нога – это …  (качерга)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля, а  …             (горшок)

Для молока, сметаны,
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный КУВШИН.

Стоит толстячок, блестит бочек,

Шипит, кипит, всем чай пить велит.  (Самовар)

Он по горнице гуляет-

Пыль и мусор собирает.  (Веник)

В: Хорошо вы загадки отгадываете, а в игры вы играть любите?

Проводится игра:  «Петух»

В: Все  казаки,   независимо  оттого,   откуда  они  пришли,  считали  себя  людьми  русскими  и  защитниками  Руси.

Казаки  умели храбро воевать и жить честно, были смелые,  бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Какие же главные законы должны знать казаки  с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.  
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.  
Защищать  от врагов свою Родину.

В:  Мальчиков и девочек с детства приучали к труду, а мальчиков ещё и к воинской службе. Какие традиции соблюдались в воспитании мальчиков?

Дети:

Когда  в  семье  рождался  сын,  ему  на  первый зуб  все  родные  и  знакомые приносили  лук,  стрелы,  ружье,  патроны.

Когда  мальчику  исполнялся  один  год,    его  сажали  на  неоседланного      коня,  покрытого  шелковым  платком,  и  провозили  вокруг  церкви.

Если  ребенок  плакал и  падал  с  коня,  считалось,  что  он  будет слабым  казакам.

Если  хватался  за  гриву  и  крепко  сидел,  значит  вырастет сильным  и  смелым  казаком.

Трехлетки  уже  самостоятельно  ездили  верхом  по  двору.

А  пятилетние  казачата  вовсю  скакали  по  улицам.

Стреляли  из  лука,  играли  в  «войнушку».

Мальчик  до  семи  лет  воспитывался  на  женской  половине.

В: Когда мальчику исполнялось 7 лет, он переходил жить с женской части дома на мужскую.  Он   считался  полуказаком.  Когда отц  и  братья отсутствовали, то  он  становился  ответственным   за  хозяйство  и  женщин  в  доме.  Мальчиков  воспитывали  строго.  С  раннего  возраста  жизнь  была  заполнена  трудом  и  обучением.  Даже в играх детей обучали либо работе, либо воинскому искусству.

В:  А как воспитывали девочек?

Дети: Девочки  начинали  работать  с  очень  раннего возраста.

В  пять  лет  девочка  уже  могла  быть  нянькой.

Постарше  уже  помогала  матери  по - хозяйству.

Ее  учили  вышивать,  шить,  вязать  на  спицах  и  крючком.

Это  умела  каждая  хозяйка.

В:  Девочку  в  семье  очень  любили,  отмечали  все  девичьи  

праздники. Какие подарки дарили девочкам?

Дети:

  • Праздновали  первый  шаг,  дарили  ленточки  на  бантик.
  • Платочек – в  церковь  ходить.
  • Все  праздники  сопровождались  угощениями,  песнями  и  плясками.

Проводится игра «Плетень».        

В:  Много  у  казаков  было  суеверий. Ну и как о них не рассказать на посиделках, хотя бы о некоторых. 

Дети:    

Веником  не  надо  бить,  больному  быть.

Нож  подать  другому  человеку  лезвием, значить  желать  зло.

В  понедельник  рубашку  не  меняют,  беда  будет.

Если  икота  нападет,  то  взять  себя  за  ухо  и  приговаривать:  «Икота-икота,  иди  до  воды,

А кто  около  воды,  того  за  ухо  приведи».

Говорят,  помогает.

В: А сколько пословиц и поговорок у казаков, на все случаи жизни.

Дети встают в круг и передавая  друг другу клубок, называют пословицы.

В:  Ребята, а вы знаете на чем раньше ездили казаки?
Дети:
  Казаки раньше на тедегах и верхом на конях.
В:   Так кого же можно назвать верным другом казака?
Дети:  Верным другом казака был конь.

В: Вы помним историю о есауле и его коне? Кто такой есаул?

Дети: У казаков офицеров называют есаулами.

 Беседа с детьми: О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?

В:  А  знаете, что было главным  оружием  у казаков?

Дети: кинжал.  

В: А мог казак купить себе кинжал?

Д: Купить кинжал это считалось позором для казака. По старинному  обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.


В: Когда казаки возвращались из военных походов, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к своим родным и близким, к своему дому, они накрывали столы, звали гостей, веселились и пели песни. Давайте и мы сейчас споем песню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Посиделки у самовара. Изготовление народной куклы"

Целью данного занятия является приобщение детей к народным традициям. Дети знакомятся с раздичными видами кукол, с помощью воспитателя делают куклу-стригушка....

Конспект чаепития в старшей группе «Куклины посиделки».

Данный материал прдназначан для педагогов ДОУ...

Конспект развлечения для старшей и подготовительной групп «Зимние посиделки». Закрытие «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений» в Истринском муниципальном районе на тему «Традиции и инновации».

Конспект развлечения сокращен для проведения развлечений и досугов в детском саду. Он является частью общего сценария закрытия «Тринадцатых областных Рождественских образовательных чтений»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе " Посиделки"

Данный материал знакомит детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками. Воспитывает  эстетическое отношение к народному декорат...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы «Посиделки в русской избе»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группы...

Конспект развлечения в старшей группе «Деревенские посиделки. Устное народное творчество»

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впе...

Конспект развлечения для старшей-подготовительной группы «Рождественские посиделки»

Конспект развлечения для старшей-подготовительной группы «Рождественские посиделки»...