Проект "Звезда"
проект (подготовительная группа)

Николенко Татьяна Олеговна

Проект по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57»

Проект: «Звезда»

Подготовительная  группа №9

(по нравственно – патриотическому воспитанию)

Подготовили воспитатели : Николенко Т.О.

Пронская Т.И.

г. Солнечногорск -7

2020-2021г.


В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор
приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям. Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада, города, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Считаю одним из перспективных методов - метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивается объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Мой город особенный: удивительный ландшафт, сохранившаяся историческая часть города конца 19 — начала 20 века, богатое культурное наследие, а самое, главное, достойные люди.
Я уверена, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи воспитания патриотов Родины.
Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В проект вошли 5 наиболее значимых направлений
1.Музеи
2.Улицы, здания
3.Парки, памятники
4.Герои-земляки
5.Моя семья
Эмблемой проекта является пятиконечная Красная Звезда, лучи которой обозначают направления проекта.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16222_b129f5f3b712df1c66deda7a80e5352b.jpg.jpg


Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с  историей  Великой  Отечественной войны
Основные задачи проекта:
-
подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда  помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них;
- оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
- активизировать творческий потенциал воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность
Сроки реализации проекта :сентябрь-май
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
-
расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;-самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
-сформированность желания сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
-творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне детского сада:
-апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Этапы проекта:
1.Диагностический этап
2.Подготовительный этап:
3.Этап проектирования
4.Презентация
Диагностический этап:
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.
Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.
Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско- патриотического воспитания в семье (приложение)
Подготовительный этап:
Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы.
Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии.
Обсудить изображение, символизирующее проект. Рассказать, что означает для проекта каждый луч. Выбор темы минипроекта. Для ребят карта проекта выглядит так. Прохождение отмечается знаком "георгиевская ленточка"

МУЗЕИ

(историко-краеведческий, школьные)
Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих, исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов. Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение родителей к открытию музейной выставки в группе.
Проектная деятельность:
-сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские)
-путешествие по интерактивной карте города
-посещение школьных музеев, историко-краеведческого музея. Акцент на экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны.
- беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей (обязательно)
- рисунки «Мы в музее»
- подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии, письма, предметы обихода, вещи.
Распределение ролей: оформители, экскурсоводы
Презентация. Открытие «Музея семейных реликвий»

УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ

Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание). Подготовить выставку фотографий исторических зданий города
Проектная деятельность:
-Путешествие по интерактивной карте города
-Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны.
-Выбор улицы. Экскурсия -исследование улицы: имеются ли исторические здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с жителями-старожилами улицы
-Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы
Презентация:
1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).
2.Создание макета исторического здания.

ПАРКИ, ПАМЯТНИКИ

Парки
Предварительная работа: -Беседа «Что такое парки», рассматривание фотографий, иллюстраций.
Проектная деятельность:
-Фотовикторина «Найди парки города»
-Путешествие по интерактивной карте города

Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?»
Проектная деятельность:
-Экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей, обмен впечатлениями от увиденного (записать)
-Путешествие по интерактивной карте города
-Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты, исторические справки из музея)
-Детские рисунки
-Оформление альбома или плаката
Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе
»

МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ПОБЕДЫ

Проект с участием родителей
Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум для родителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей: составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных, являющихся участниками войны (отметить звездочкой)
Проектная деятельность
-«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном древе.
-Встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками), родственниками
-«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и ребенка)
-сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен»
-Детско-родительский клуб «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта гражданско-патриотического воспитания)
Презентация
1.Выставка «Фото военных времен»
2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками»

3.Солнечногорск в военные годы.

4.Судьбы женщин в военные годы.
ИТОГ ПРОЕКТА:
Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны.
Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты открыток,  методическая литература, интерактивная карта города с метками исторических мест и  информационным материалом (создана при помощи API Яндекс. Карты)
Заключение:
Интерактивная карта должна способствовать повышению интереса дошкольников к истории города, а педагогам поможет более глубоко изучить исторические места родного города.
Данный проект реализуются во взаимодействии со взрослыми, социумом. Особая
 роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим памятникам.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Приложение)
Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте «Звезда». Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?
3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах? Какие?
5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его составить?

   

 

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина"

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- формировать у детей представление о России как о родной стране;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закрепить названия народных промыслов;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.            

Возраст воспитанников: 6-7 лет

Материалы:

Карта мира, надувной мяч в виде глобуса,  куклы в русских национальных костюмах, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, гербов и флагов, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков, посвященных Великой Отечественной войне, нарисованный на ватмане военный самолет, цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход мероприятия:

Воспитатель. У каждого человека есть родная земля, то место, где он живет. Есть мама, которая дала ему жизнь, - это самый дорогой и близкий ему человек. У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна. Как называется наша родная страна? (Ответы детей) Родная страна - это место, где нам все дорого и близко, где все для нас родное, такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушайте песню ( Воспитатель включает запись песни «С чего начинается Родина»)

Воспитатель. В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине?

Дети.    

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

На чужой стороне Родина милее вдвойне.

Родину-мать учись защищать.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить

Береги Родину, как зеницу ока.

Родная земля и в горсти мила.

Воспитатель.   А сейчас послушайте ребята стихотворение, которое называется «Родная земля».

ребенок читает стихотворение:

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей.

Воспитатель. Посмотрите ребята на карту. Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает). Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? (ответы детей) Обь, Енисей, Лена, Волга. Ребята, самое глубокое озеро находится в России и называется Байкал. Населяют Россию люди разных национальностей. А мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете, воспитатель бросает мяч, а ребенок ловит его и дает ответ)

Воспитатель. Всех их объединяет язык общения – русский. А хотите, ребята, больше узнать о России? Тогда я предлагаю отправится в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Первая остановка называется «Историческая». Посмотрите, ребята, кто нас здесь встречает, это куклы Ваня и Маша, а какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

Воспитатель. На голове женщины носили головной убор, который называется кокошник. Кокошники носили замужние женщины, а девушки- венки, ленточки и повязки.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость.

Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение «работать спустя рукава, т.е. плохо»).

Вниз костюма одевали брюки.

- Как они назывались – порты.

- На ноги наматывали онучи и обували лапти.

Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

– Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
– Следующая загадка.
 

Эта роспись – просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком
Манит русским васильком. (Гжель.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите какая красота.
 

Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)
 

Все игрушки – непростые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки. Полоски. (Дымковская игрушка.)
 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру «Селезень и утка». А вы, ребята, какие знаете русские народные игры? (дети перечисляют)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. Станция называется «Государственная». Ребята, как называется столица нашей Родины? (Москва)

Стихотворение:


Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлевских курантов бой.
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

Воспитатель: Президентом нашей страны является…? (В.В.Путин.)

– Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.)

– Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Стихотворение:

Белый цвет – березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет

Воспитатель: А сейчас найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных герб России.)

Стихотворение:

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

– Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем гимн России.

(Прослушивание отрывка гимна.)

Воспитатель: Мы отправляемся дальше.

Стрелка, стрелка, покажи,

Стрелка, стрелка, укажи.

Воспитатель. А теперь мы приехали на станцию «Праздничная»

– Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? (День Победы.)

– Да, ребята, День Победы – великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности тем ветеранам, кто еще жив. Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки.)

Ребенок читает стихотворение:

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Без потерь нет ни роты, ни взвода.
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков своих.

Воспитатель. В годы войны была традиция у наших летчиков и танкистов за каждый сбитый танк или самолет рисовать звездочку на своей боевой машине. Я предлагаю вырезать из бумаги звездочки и наклеить их на наш самолет. 

Работа детей.

Дети складывают и вырезают (по схеме вырезания пятилучевой звезды) из бумаги звездочки и наклеивают их на самолет. 

Итог занятия:

Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

( ответы детей)


Тема:  «Моя малая Родина»


Цель и основные задачи: 

Воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине;

формировать умение подбирать слова, символизирующие родной край;

создать условия для воспитания любви к малой родине;

продолжать знакомить детей с малой родиной, воспитывать любовь к ней;

обогащать знания детей о родном поселке (его достопримечательностях: улицы, здания, транспорт), фольклоре (пословицах, поговорках);

закреплять представления о себе как о жителе города;

совершенствовать фонематический слух, упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос, согласовывать слова (существительные, глаголы, прилагательные) в роде, числе, падеже;

воспитывать интерес к прошлому и настоящему нашего поселка.

Оборудование: карта Московской области, карточки с изображением Слнечногорского района, пословицы, карточки со словами (Россия, Московская  область, Солнечногорский район, посёлок Тимоново), рисунки детей «Символ малой родины»;

музыкальное сопровождение - песня «Солнечный город»

 

Интеграция областей: познавалельное развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие.


Ход занятия


- Ребята, как велика и прекрасна страна, в которой мы живём. Есть очень много больших и красивых городов, но для каждого из нас самым уютным, светлым и добрым местом является то, в котором мы родились, где проходит ваше детство. И это место называется малая родина. 

- Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о нашей малой родине.


Работа с картой


- Ребята, в какой стране мы живём? (Россия)


- Как называется наша область? (Московская)

- Ребята, посмотрите Что это? Это карта Московской области.

Давайте мы ее обозначим на карте одним из символов Московской области (герб Московской области)


-Наша область поделена на районы. Район, в котором живём мы, называется… (Солнечногорский)

Солнечногорский  район мы обозначим символом Солнечногорского  района (герб  района)

- В состав Солнечногорского  района входит много сёл и наш посёлок. Скажите мне, ребята, как называется поселок, в котором мы живем? (Тимоново)


(Воспитатель показывает на карте расположение посёлка Тимоново, обозначает его на карте и рассказывает об его истории)


…за Пантелеем и Степаном Михайловыми детьми Чириковыми старое поместье село Сенеж, у озера Сенежа; в селе церковь Димитрия Селунскаго да в пределе Покров святей Богородицы древяная клетцки, поставлена вновь; пашни церковной перелогом и лесом поросло худой земли 10 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена 20 копен; в селе двор помещиков с деловыми людьми, двор прикащика, дв. задворного человека и 2 дв. крестьян.

— Писцовые книги Дмитровского уезда 1627 г.

Построенный вместо деревянной Покровской церкви однокупольный кирпичный храм относился к стилю классицизма, имел трапезную с Дмитриевским приделом и колокольню. В 1931 году, в связи с созданием военного полигона, был закрыт и переоборудован в водокачку, а в 1950 году снесён

В «Списке населённых мест» 1862 года — владельческое село 1-го стана Клинского уезда Московской губернии по левую сторону Санкт-Петербурго-Московского шоссе, в 26 верстах от уездного города и 8 верстах от становой квартиры, при озере Сенежском, с 12 дворами, православной церковью и 90 жителями (43 мужчины, 47 женщин)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/62/1860_Senetz-ozero.jpg/250px-1860_Senetz-ozero.jpg

Село на карте Московской губернии Ф. Ф. Шуберта 1860 г.

По данным на 1890 год — село Солнечногорской волости Клинского уезда с 211 душами населения, в 1899 году — село Вертлинской волости Клинского уезда, проживало 204 жителя

В 1913 году — 9 дворов

По материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года — центр Сенежского сельсовета Вертлинской волости Клинского уезда в 6,4 км от Ленинградского шоссе и 9,6 км от станции Подсолнечная Октябрьской железной дороги, проживало 186 жителей (91 мужчина, 95 женщин), насчитывалось 43 хозяйства, среди которых 41 крестьянское

С 1929 года — населённый пункт в составе Солнечногорского района Московского округа Московской области. Постановлением ЦИК и СНК от 23 июля 1930 года округа как административно-территориальные единицы были ликвидированы.

1994—2006 гг. — деревня Солнечногорского сельского округа Солнечногорского района

С 2006 года — деревня городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области



- У каждого на столе лежит карточка с изображением Солнечногорской области. Все населённые пункты указаны, кроме одного. 

- Что же это за населённый пункт? (посёлок Тимоново)

- Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на карту и укажите место нахождения посёлка на своей карте. 

(Воспитатель проходит и смотрит за правильность выполнения задания)

Работа с пословицами


- Есть множество пословиц о родине.

- Какие пословицы о родине знаете вы?

- Родина - мать, умей за неё постоять.

- Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Каков смысл этих пословиц? Чему они учат?


- Молодцы! Вы знаете очень много пословиц о родине. Во все времена люди защищали, ценили и любили свою родину, поэтому существует так много пословиц о ней. 


Загадки


- Сейчас я загадаю вам загадки о природе нашего живописного посёлка. Вы будьте очень внимательны. 



Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)


У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)


Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)


Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик)


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я… (Подосиновик)


Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (Ёж)


Прыгает то тут, то там,

По траве и по кустам.

Цвет его, как цвет травы.

Кто он, угадали вы? (Кузнечик)


Шапка красная на нём

Издали горит огнём.

Он усядется на сук,

Барабанит: тук-тук-тук. (Дятел)


В этом холмике живёт

Непоседливый народ:

Суетится без конца.

За гонцом он шлёт гонца. (Муравейник)


Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)


Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)


Стоят в лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)


Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок – 

Остался стебелёк. (Одуванчик)



- Молодцы! С загадками вы справились. Все это – и растения, и птицы, и насекомые, и животные часть природы нашей малой Родины.


-
А сейчас послушайте небольшие стихи о природе нашей малой родины.


Дождик звонкий, дождик хлёсткий

Разгулялся за окном,

Взялись за руки берёзки

И танцуют под дождём.


Одуванчик ныне – мальчик,

Завтра – горюшка - старик!

Прибеднялся одуванчик – 

В травах вовсе не поник.


Красных ягод рябины

Нараспашку душа.

Ветер обнял рябину,-

До чего хороша!



Итак, ребята, кто из вас может ответить, что же такое малая Родина? (ответы детей)

Да, ребята, правильно, Родина - это место, где человек чувствует себя частью этого места. То место, где он родился, вырос и куда он стремится возвращаться …


Чтение стихотворений о родном крае



Там, где солнце лучше греет,

Где бежит с бугра ручей,

Тёплый ветер в поле веет – 

Край мне этот всех милей!


Я люблю его просторы,

Чистый воздух и сады,

Слушать птиц, смотреть на горы

И попить живой воды.


Домик белый возле речки,

В нём светящийся огонь,

Моя мама на крылечке,

Ждущая меня домой…


О край, о край ты мой родимый!

Ты для меня один любимый.

Любимы мною все луга

И все деревья, все стога.


Люблю и небо я твоё,

И стаи галок, вороньё,

Твой дуб с корявою рукою

И берег низенький с рекою.


К тебе тянусь душою я:

Ведь ты – ты родина моя!



Итог занятия


- Тимоново – замечательный посёлок. Что мы можем сделать для нашего посёлка? Правильно: убирать мусор, а главное – не бросать этот мусор самим на улицах нашего посёлка. Будем следить, чтобы наш посёлок был красивым и чистым.

Тема: Они сражались за Родину

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней.

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордость за свою страну, благодарность и уважение к ветеранам ВОВ.

Задачи: 1. Обучающие:

- обеспечить каждого ребенка первичными знаниями о происходящем в годы ВОВ, обратить внимание на судьбу и участие детей в ВОВ;

- активизировать словарь детей, обогащать его путём уточнения понятий (фашизм, Отечество, родина).

2. Развивающие:

-развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;

- развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;

-развивать личностные свойства – самостоятельность, активность, аккуратность;

3. Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к её героическому прошлому;

- формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов;

Используемые материалы: ноутбук, проектор, презентация по теме, раздаточный материал (цветная бумага, ножницы, клей), заготовка для коллективного плаката, фотоаппарат.

Ход занятия

I. 1. Здравствуйте. Сегодня наше занятие будет посвящено памяти участникам Великой Отечественной войны, воинам, павшим в боях за нашу Родину.

Нет в нашей стране семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941 – 1945 годов. Все дальше уходят эти годы, все чаще мы слышим слова о том, что не нужно много говорить о войне, чтоживые должны помнить о живых. Это верно, мы должны любить и заботиться о тех людях, которые рядом с нами. Но и помнить необходимо о том, кому мы обязаны счастьем жить на земле.

Со дня окончания войны прошло 70 лет, а Победа не постарела. Пройдёт ещё 100 лет, а она будет такой же молодой, как и в сорок пятом…Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

А может, не было войны,

И людям все это приснилось?

Нет, нам и людям ничего не приснилось. Это все было. (Показ слайдов)

2. Что такое мир? Что необходимо знать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить мир на земле? Попробуем определить это понятие шестью словами.

ЧЕЛОВЕК – вот от кого зависит мир на земле. Человек – дитя Земли, главная ее частичка.

ПАМЯТЬ. Это слово говорит само за себя. Мы должны помнить имена людей, жертвовавших своей жизнью ради нас, мы должны помнить о тех подвигах, которые совершались во имя спасения мира на земле.

СВОБОДА. Свобода помогает человеку обрести себя, сделать выбор между добром и злом.

ЛЮБОВЬ. Любовь приносит человеку радость, способность парить над землей, помогает почувствовать себя счастливым, а когда человек счастлив, он желает счастья и добра другим. Если на земле будет больше любви и меньше ненависти, мир также станет светлее и добрее.

ЗАЩИТА. Без защиты не обойтись. Человек должен защищать природу, животных и друг друга.

БУДУЩЕЕ. Многое зависит от того, какое будущее мы создадим. А ведь именно мы являемся звеном неразрывной цепи между прошлым и будущим.

3. Много писано, сказано и пересказано о мужестве и героизме наших воинов в те суровые годы. О детях войны тоже говорилось, но меньше. Значительно меньше.

К началу войны мне было полгода, старшему брату пять лет, сестричке 2,5 года. Жили мы в селе Песчанокопское Ростовской области. У нас был свой дом, огород, хозяйство. Отец был механизатором в колхозе, мама работала на элеваторе приемщицей зерна. Воспитывала нас бабушка, папина мама. Нормально жили. «Пока не пришел немец!» как говорили селяне. А немец вскоре пришел... Добрался и до нашего села. По-взрослому говоря, мы оказались в оккупации.

К тому времени у нас в семье ситуация была такая: отец на фронте, где-то на передовой, мама на трудовом фронте, тоже на передовой, элеватор на вокзале, а вокзал стратегический объект, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. То есть папа ТАМ круглосуточно под пулями, мама ТУТ ежедневно под бомбами! А мы, малышня, вместе с бабушкой не по доброй воле оказались в... малюсеньком погребке! Словно в собачьей конуре, ютились впятером. Фрицам приглянулся наш добротный дом, и они поселились в нем.

Дело в том, что они почему-то в нашем селе неожиданно подзадержались, не продвигались, месяца на три окопались, ожидали, как я теперь понимаю, сталинградской развязки. И дождались... Мрачнее тучи были, когда поняли, что нужно срочно убираться восвояси.

Когда они уходили из нашего села, отступали фактически, то решили прихватить с собой и... меня! Крутился я там без дела около танка, а один фашист, схватил меня за шкирку и, как щенка, закинул в люк. Хорошо, что соседка это дело случайно увидела, и хорошо, что мама не на работе в это время была... «На-а-а-стя! Твоего Валерку немцы уво-о-о-зят!» - завопила соседка.

Мама выскочила на дорогу, а танк уже «на парах» и люк задраен! Вот-вот рванет в сторону Германии! Не раздумывая мама бросилась под гусеницы, умоляя отдать сына: «Давите меня, а сыночка не троньте! Отда-а-а-йтесы-ы-ы-на!!!»

Отдали. Вышвырнули из люка, как собачонку, двухгодовалого пацаненка. Хорошо, что в сугроб попал. Не разбился.

Мне потом рассказывали, что взяли-то они меня не со зла, а любя! Уж очень я им нравился: маленький, пузатенький кривоножка. У них была такая забава: выстраивались в круг, меня ставили в центр. Кто-нибудь вынимал из кармана конфетку и кричал мне, мол, н-н-на! Я бегом к нему. Он конфету тут же прячет. В это время другой немец, с противоположной стороны, показывает мне конфетку, и я, наивный, бегу к нему... И тоже мимо! Потом третий, четвертый, пятый... Они укатывались со смеху... Потом, правда, под конец, угощали...Кстати, много лет спустя, когда я уже вырос, мама мне рассказывала, что немцы в нашем селе не зверствовали, может, потому что не партизанили мужики (у нас степной район). И они какие-то спокойные в нашем селе были, ничего не поджигали, никого не убивали...

«Однажды, рассказывала мама, немец взял тебя на руки, прижался щекой к щеке и... заплакал! Стал что-то такое щебетать на ломаном русском, мол, зачем мы сюда пришли, что нам тут делать, ведь у меня дома такой же сынок... без отца остался...». Трогательная сценка... Как представлю себя на руках у фрица... Щекой к щеке..

Но со мной-то еще ладно, полбеды, я маленький был. Маленькие детки - маленькие бедки. А вот со старшим братом Витей была настоящая беда. Ему было уже почти семь лет, и он с немцами постоянно сводил какие-то счеты, все пытался какую-нибудь пакость им сделать. То у мотоцикла что-нибудь отвернет, то губную гармошку украдет, то в сапог, я извиняюсь, накладет. Эдакий народный мститель.

И вот как-то засекли они его на этом деле и кинулись догонять! С автоматами наперевес! Представьте себе такую картину: бежит босоногий пацан, а за ним три разъяренных фрица в сапожищах, касках и с автоматами в руках!

Представили? Но догнать моего брата им, к счастью, не удалось. Он огородами-огородами и убежал. А впоследствии, когда он вырос, то стал чемпионом, рекордсменом республики и членом сборной Советского Союза по легкой атлетике, а также народным художником Азербайджана. Но это будет потом...

Когда немцы из нашего села в спешке ушли, то много гадости всякой после себя оставили. А нам, пацанам, уж очень эта гадость нравилась: то противогаз найдем, то патрон, то лимонку, то гранату, то что-то еще непонятное...

Однажды мы с друзьями нашли какую-то штуковину, пытались разобрать, но не получалось. А нам же интересно, что там внутри. Взяли кирпич тяжеленный, и... Взрыв был приличный! Нас, бедолаг, в разные стороны разбросало. А одному нашему дружочку... ногу оторвало.

Потом мы ходили в больницу навещать его. У него уже были самые настоящие костыли, и он нам давал по очереди походить.

Такими вот мы были... Безумными детишками той суровой войны. Чудом выжившими и ничего-ничего не забывшими.

(Валерий Татаринцев)

4. А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!»

У вас на столе лежат листы цветной бумаги. Положите на них свою руку и обведите ее. Теперь вырежьте точно по контуру. А сейчас наклеим эти «руки» на нашу заготовку. (Получается плакат, на котором к солнцу тянутся руки детей.)

II. Закрепление

• Какой праздник наша страна отмечает 9 Мая?

• Кто и когда начал войну?

• Сколько лет длилась Великая Отечественная Война?

На этом наше занятие закончено. Желаю вам счастья, отличных отметок, и крепкого здоровья, бодрости и хорошего настроения.