Рабочая программа младшая разновозрастная группа 2018-2019г.:
рабочая программа (младшая группа)

Кольцова  Алла Александровна

Рабочая программа млапдшая  разновозрастная группа (2-4 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_mladshey_.docx124.11 КБ

Предварительный просмотр:

E:\ТИТУЛ детский сад\дс5.jpg

  1. Целевой раздел.
    1.1.1 Цели и задачи по реализации рабочей программы.
    1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочейпрограммы.
    1.2. Планируемые результаты.
    1.3. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся 2-4 лет.
    1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе.
  2. 2.Содержательный раздел.
    2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с
    направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
    «Социально-коммуникативное развитие»
    «Познавательное развитие»
    «Речевое развитие»
    «Физическое развитие»
    «Художественно-эстетическое развитие
    2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализацииПрограммы с учетом возрастных и индивидуальных особенностейвоспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
    2.3. Способы и направления поддержки детскойинициативы.
    2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
    обучающихся (законными представителями).
  3. 3.Организационный раздел.
    3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
    3.2. Планирование образовательной деятельности.
    3.3.Режим дня и распорядок.
    3.4. Методическое обеспечение.
    4.Приложения.
  1. Перспективно-тематическое планирование
  2. Календарное планирование
  3.  Паспорт группы
  4.  Социальный паспорт
  5. Диагностический инструментарий

1.Целевой раздел.

1.1.1 Цели и задачи по реализации рабочей программы (обязательная часть)

Рабочая  программа  определяет содержание и организацию образовательного процесса младшей разновозрастной группы.

Данная Программа  разработана в соответствие со следующими нормативными документами:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении  Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования»  (ФГОС  ДО).
  • Образовательная программа дошкольной группы МКОУ «Малобутырская СОШ»

Цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

        Цели достигаются через решение следующих задач:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ОУ и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе дошкольной группы и   начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.        

         Цели и задачи реализации Программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений).

Т.Д. Пашкевич «Расти счастливым». Программа социально - эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Цель: Создание условий для адаптации детей дошкольного возраста в социуме, активного действия в нем, основанного на уверенности в себе и эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

• Способствовать формированию уверенности в себе, своих силах и возможностях.

 • Создать условия для становления умений осознанно относиться к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

• Формировать здоровое адекватное поведение в обществе, умение ориентироваться и адаптироваться в сложном, противоречивом мире.

 • Развивать способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии с нормами и правилами общества.

    1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы (обязательная часть).

Рабочая программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Принципы и подходы к формированию Программы (часть, формируемая участниками образовательных отношений).

Пашкевич Т.Д. Программа «Расти счастливым» Программа социально-эмоционального воспитания детей дошкольного возраста.

Принципы реализации программы:

 • Установление партнерских отношений с детьми:

- представление об образе ребенка как о саморазвивающейся личности;

- осознание процесса воспитания детей как создание условий для развития способностей ребенка;

 - использование способов и средств, обеспечивающих понимание того, что субъектом взаимодействия является ребенок с его интересами, потребностями, особенностями.

• Интеграция, предполагающая взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально - эмоционального развития и направление дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.

• Использование различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.

• Организация воспитательно - образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка).

• Организация деятельности на рефлексивной основе (анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск собственных действий и поведения).

• Игровой принцип. Осознание того, что эффективное, полноценное развитие личности ребенка - дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности - игрового, в котором наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении, движении.

  1. Планируемые результаты (обязательная часть)

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности;
  • проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности;
  • соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами;
  • проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • с пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх;
  • проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация); у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Планируемые результаты освоения Программы (часть, формируемая  участниками образовательных отношений.

Пашкевич Т.Д. Программа «Расти счастливым». Программа социально- эмоционального развития детей дошкольного возраста.

  • Ребенок адаптирован в социуме, активно действует в нем.

  У ребенка сформирована уверенность в себе, своих силах и возможностях.

  Ребенок осознанно относится к своим и чужим чувствам, желаниям, стремлениям.

  Сформировано здоровое адекватное поведение в обществе.

  Ребенок ориентируется и адаптируется в сложном, противоречивом мире.

  У ребенка развиты способности действовать свободно и раскрепощено, но в соответствии снормами и правилами общества.

           1.3.Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся 3-4лет.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорееиграют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе.
Рабочая программа не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности  на основе достижения детьми планируемых результатов освоения
программы.
Целевые ориентиры программы:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Рабочая программа предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:
- педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности.
В соответствии со Стандартом и принципами рабочей программы предусмотрена
оценка качества образовательной деятельности:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
3) ориентирует систему образовательной деятельности на поддержку вариативности
организационных форм и используемых парциальных программ;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания семей, и педагогов в
соответствие:
- с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
- разнообразием вариантов образовательной среды,
- разнообразием местных условий и муниципального образования РФ;
5) обеспечивает качество дошкольного образования.

2.Содержательный раздел.

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

 С описанием образовательной деятельности можно ознакомиться в  примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, М.,-4-е изд. перераб.- Мозаика-Синтез. 2017., стр. 65-154

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
      Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и
эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в ОУ должно доставлять ребенку радость.А образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Важнейшие образовательные ориентиры:
- Обеспечение эмоционального благополучия детей.
- Создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
- отношения детей к другим людям.
- Развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности).
- Развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.
Для реализации этих целей необходимо:
- Проявлять уважение к личности ребенка и развивать демократический стиль
взаимодействия с ребенком и со взрослыми.
- Создавать условия для принятия ребенком ответственности и проявления эмпатии
к другим людям.
- Обсуждать совместно с детьми возникающие конфликты, помогать решать их,
вырабатывать общие правила, учить проявлять уважение друг к другу.
- Обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать проявление
позиции ребенка.
- Обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим
убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение.
- Обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на
достижение которых направлена деятельность педагогов.
С описанием форм, способов, методов и средств реализации Программы можно
ознакомиться в примерной общеобразовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017. .стр.164
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Все виды деятельности ребенка в дошкольной группе осуществляются в форме самостоятельной инициативной деятельности:

  • - самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
  • - развивающие и логические игры;
  • - музыкальные игры и импровизации;
  • - речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
  • - самостоятельная деятельность в книжном уголке;
  • - самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
  • - самостоятельные опыты и эксперименты и др.

 Требования по развитию детской инициативы и самостоятельности:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.    
  • Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

  • предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию.  Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы.
  • образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей.  Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  • содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

3-4 года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 3-4 лет  необходимо:

 создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

 рассказывать детям о  реальных, а также возможных  достижениях;

 отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

 всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

 помогать ребенку, найти способ реализации собственных поставленных целей;

 способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

 в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

 не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

 учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

 уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

 создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

 всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

      Педагоги группы создают условия для поддержки детской инициативы,
организуя и участвуя совместно с детьми в конкурсах и выставках различного уровня.
Традиционно дети группы принимают участие в районных конкурсах, фестивалях и т.д.
Для демонстрации успешности детей созданы островки «Наши
достижения» и т.д. В приемной группы демонстрируются авторские детские выставки
рисунков, фотовыставки, итогов конкурсов. В группе педагоги совместно с ребятами
собирают портфолио детей.
В рамках реализации проектной деятельности в группах педагогами совместно с детьми и
родителями практикуется создание презентаций по темам проектов,
семейные клубы для демонстрации и подведению итогов по результатам проектной
деятельности.
На сайте ОУ, в средствах массовой информации публикуется информация о результатах
участия детей в конкурсах и фестивалях, олимпиадах, концертах, мероприятиях
различного уровня.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся (законными представителями).
Одним из важных принципов технологии реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Основные цели и задачи:

    Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

    Основные задачи взаимодействия  с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в дошкольной группе и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях дошкольной группы и семьи в решении данных задач;

• создание  условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в образовательном учреждении, селе;

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Виды взаимоотношений  с семьями воспитанников:

Сотрудничество - это общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Направления, по вовлечению родителей в совместную деятельность:

  • Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.
  • Информационно-аналитические  - изучение семьи, ее особенности.
  • Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.
  • Досуговые – совместные мероприятия с родителями.

Принципы родительского образования:

• целенаправленность - ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;

• адресность - учет образовательных потребностей родителей;

• доступность - учет возможностей родителей освоить предусмотренный программой учебный материал;

• индивидуализация - преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

• участие заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.

Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы,тренинги, проекты, игры.

Мастер-класс- особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам.

   Тренинг.  Родители активно вовлекаются в специально разработанные педагогом-психологом ситуации, позволяющие осознавать свои личностные ресурсы.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

   Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Формы совместной деятельности: акции, семейные художественные студии, семейные праздники, проектная деятельность, прогулки, экскурсии, творческие выставки детей и родителей, портфолио дошкольника, день открытых дверей.

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.

Линии, способы и формы  взаимодействия с семьей

Линии взаимодействия

Способы взаимодействия

Формы взаимодействия

1

Физическое развитие

Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей

Спортивные праздники и развлечения совместно с родителями.

Индивидуальные  и групповые консультации  медицинского работника

2.

Познавательное развитие

Развитие психолого-педагогической культуры родителей

Совместные проекты, акции

Тематические материалы для родителей в информационных папках  в группах

Индивидуальные консультации воспитателей

3.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование условий для совместной социально значимой деятельности

Совместные праздники

- Новый год

-День защитников отечества

- 8 марта

- День семьи (8 июля)

- Праздник Осени

- День матери

- День пожилого человека

Поздравления детей  с днем рождения

Участие в конкурсах семейных талантов

Фотовыставки

4.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование условий для совместной социально значимой деятельности

Конкурсы на лучшую совместную работу

Тематические выставки, выставка«Мы художники»

Творческие выставки детских работ,  приуроченные к праздникам

Индивидуальные  и групповые консультации

5.

Речевое развитие

Повышение педагогической компетентности родителей в области речевого развития детей.

Тематические материалы для родителей в информационных папках  в группах.

Открытые мероприятия.

3.Организационный раздел.

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
 В групповом помещении функционируют уголки:

 «Физкультурно-оздоровительный уголок «Малыш-крепыш»

  • оборудование для ходьбы: дорожки массажные (для профилактики плоскостопия).
  • Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.
  • Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной.
  • Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).
  • Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, погремушки, ленты.
  • Кегли, кольцебросы.
  • Нестандартное оборудование, сделанное педагогами и родителями.

     Познавательный центр «Почемучка»:оборудование для сенсорного развития: картотеки, игры.

  Центр  речевого развития «Говорушечка».

  • Дидактические наглядные материалы;
  • Предметные и сюжетные картинки и   др.
  • Книжные уголки с соответствующей возрасту  литературой;
  • «Чудесный мешочек» с различными предметами.
  • Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».

«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».

Материалы для конструирования: материалы для ручного труда, материалы для изодеятельности.

Центр природы «Родные просторы»

Центр игры «Веселая игралочка».

«Театрализованный уголок « В гостях у сказки»»:  разные виды театра  (настольный, на ширме,  пальчиковый, плокскостной), маски, шапочки, костюмы.

Центр музыки «Домисолька»: музыкальные игрушки  (бубен, погремушки, дудочка), набор шумовых коробочек, магнитофон, аудиозаписи:  детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.

«Дочки-матери »: диваны, кресла, кухня, любимые детские игрушки.

«Русская горница»: где собраны предметы старины.
3.2. Планирование образовательной деятельности.

Учебный год начинается 1 сентября, продолжительностью до 31 мая. В  учебном году предусматриваются - каникулы, неделя здоровья, во время   которых с детьми организуются  занимательные конкурсы и развлечения.

Организованная образовательная деятельность состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка; в освоении новых сложных способов познавательной деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога.

Образовательная деятельность организуется по инициативе педагога, он ставит перед детьми задачи, задает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных  задач, варьирует конкретный материал, опираясь в отборе на склонности своих воспитанников и уровень их развития. Воспитатель сам вызывает активность детей, вовлекая их в ту или иную деятельность, демонстрируя собственную увлеченность.  В этом контексте ребенок выступает в качестве субъекта деятельности.

Мероприятия с детьми проводятся в самой различной форме: свободной игры, бесед и слушания чтения и т.д. За это время часто происходит смена форм и видов деятельности детей. Каждое занятие целостно обращено к наиболее сущностным потребностям детей дошкольного возраста: познавательной и игровой деятельности, общении и творчестве.

Подгруппы составляются на разных основаниях: это могут быть «сильная и  «слабая» подгруппы по разным видам занятий, смешанные подгруппы, где «слабые» дети имеют возможность видеть особенности выполнения заданий «сильными» детьми, переменные подгруппы, когда дети объединяются на отдельные занятия по разным признакам.

Используется интеграция образовательных областей. Особенно эффективным является взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных видах детской деятельности: развитие математических представлений в процессе рисования или при наблюдении на прогулке за червячком, исследование физических свойств тел при лепке, в процессе конструирования из кубиков или вырезания ножницами из различных материалов; приобретение навыков чтения, письма и счета в процессе игры в магазин или в больницу и т.п.

Между различными направлениями деятельности детей осуществляется внутренняя интеграция.   Каждое из них имеет свой тезаурус познавательной деятельности, свои специфические особенности и цели, которые требуют погружения или сосредоточения внимания в рамках одной образовательной области. Тематика занятий удобна при планировании индивидуальной работы и деятельности воспитателя по развитию познавательных способностей детей в свободной деятельности.

    Формами организации воспитательно-образовательного процесса являются:

Фронтальные занятия (интегрированные и комплексные),

Образовательная деятельность по подгруппам,

индивидуальные занятия,

работа парами,

проектная форма организации,

объединение детей и родителей (законных представителей) для совместной деятельности,

образовательные маршруты (экскурсии, посещение библиотеки и т.д.).

Перечень основных занятий на пятидневную неделю
Младшая  разновозрастная группа (с 2 до 4  лет)

Направления /Виды занятий

Младшая группа

Вторая группа раннего возраста

Количество занятий в неделю

Познавательное развитие                                                          2                           1

 Формирование элементарных математических
представлений

1

-

 Ознакомление с окружающий миром

1

1

Речевое развитие

1

2

 Развитие речи

1

2

 Чтение художественной литературы -

-

-

Художественно – эстетическое развитие

4

4

 Музыка

2

2

 Лепка

0,5

1

 Рисование

1

1

 Аппликация

0.5

-

Физическое развитие

3

3

 Физическая культура

3

3

Всего занятий за неделю

10

10

Непосредственно-образовательная деятельность

младшая разновозрастная группа от 2 до 4 лет

Дни недели

           1 половина дня

Содержание образовательной деятельности

            2 половина дня

Понедельник

1.Познавательное развитие 

Ребенок и окружающий мир

9.05- 9.15  -  вторая группа раннего .возраста

9.05-9.20   -   младшая группа

2. Художественно – эстетическое развитие  

   Музыка

9.30 -  9.40 – вторая  группа раннего возраста.

9.30 – 9.45 –  младшая группа

Сюжетно - ролевая игра

Вторник

1.Речевое развитие

 Развитие речи 

9.05 - 9.15 – вторая  группа раннего возраста

9.05 – 9.20 – младшая группа

2. Физическое развитие

Физическая культура

9.30 - 9.40 – вторая  группа раннего возраста

9.30 – 9.45 –  младшая группа

Студия «Говорушечка» (познавательно -речевое развитие)

Игры-инсценировки, игры-хороводы, театральные игры

Среда

1.Речевое развитие 

Развитие речи

9.05 -  9.15 –  вторая группа раннего возраста

 Познавательное развитие

ФЭМП

9.05 – 9.20 –  младшая группа

2. Художественно – эстетическое развитие

 Музыка

9.30 -  9.40 – вторая  группа раннего возраста

9.30 – 9.45 –  младшая группа

Студия  «Секреты природы»                            

(Экология)  Игры, наблюдения, беседы

Четверг

1.Художественно – эстетическое развитие

  Рисование

 9.05 -  9.15 – вторая группа раннего возраста

 9.05 – 9.20 –  младшая группа

2. Физическое развитие

Физическая культура

 9.30 - 9.40 – вторая  группа раннего возраста

 9.30 – 9.45 –  младшая группа

ПББ/ОБЖ (через неделю)

Пятница

1.Художественно – эстетическое развитие

   Лепка

 9.05- 9.15 –вторая  группа раннего возраста

Аппликация/лепка (через неделю)

9.05 – 9.20 –  младшая группа

2. Физическое развитие

Физическая культура (на улице)

9.30 - 9.40 – вторая группа раннего возраста

9.30 – 9.45 –  младшая группа

Хозяйственно-бытовой труд/развлечения

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

ежедневно

Чтение художественной

Литературы

ежедневно

ежедневно

Дежурства

ежедневно

ежедневно

Прогулки

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей

Игра

ежедневно

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах  развития

ежедневно

ежедневно

3.3.Режим дня и распорядок.

Режим дня составлен исходя из 10,5 часового пребывания детей в дошкольной группе.

  Режим дня имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение пребывания в учреждении. Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим  особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Режим   максимально приближен к индивидуальным особенностям ребенка и имеет гибкую структуру, которая учитывает темперамент ребенка, длительность сна,  темп его деятельности и др.
    Соблюдение режима дня способствует нормальному функционированию всех систем организма ребенка, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательныхфакторов.
       Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования  и сна детей в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха.


Распорядок дня   (холодный период)

Младшая  разновозрастная группа

  • Прием детей, утренняя гимнастика ----------------------------------   8.00 – 8.45
  • Подготовка к завтраку, завтрак --------------------------------------    8.45 – 9.05
  • Непосредственно образовательная деятельность ----------------    9.05 – 9.25
  • Физкультурная минутка, игры ----------------------------------------  9.25 – 9.35
  • Непосредственно образовательная деятельность ----------------    9.35 – 9.55
  • Игровая деятельность --------------------------------------------------   9.55 – 10.00
  • Второй завтрак ----------------------------------------------------------    10.00– 10.10
  • Подготовка к прогулке, прогулка  ----------------------------------    10.10 – 12.05
  • Возвращение с прогулки, подготовка к обеду -------------------     12.05 – 12.20
  • Обед -----------------------------------------------------------------------    12.20 – 12.50
  • Дневной сон -------------------------------------------------------------    12.50 – 15.00
  • Постепенный подъем, гимнастика после сна ---------------------   15.00 – 15.20
  • Полдник ------------------------------------------------------------------   15.20 – 15.50
  • Игры, самостоятельная и организованная деятельность ------    15.50 – 17.00
  • Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой -------------------  17.00 – 18.30

Младшая  разновозрастная группа (теплый период)

  • Прием детей, утренняя гимнастика ----------------------------------   8.00 – 8.45
  • Подготовка к завтраку, завтрак --------------------------------------    8.45 – 9.05
  • Игры, самостоятельная деятельность ------------------------------    9.05 – 9.30
  • Беседы, чтение художественной литературы --------------------    9.30 – 9.45
  • Игровая деятельность --------------------------------------------------   9.45 – 9.50
  • Второй завтрак ----------------------------------------------------------    9.50 – 10.00
  • Подготовка к прогулке, прогулка  ----------------------------------    10.00 – 12.05
  • Возвращение с прогулки, подготовка к обеду -------------------     12.05 – 12.20
  • Обед -----------------------------------------------------------------------    12.20 – 12.50
  • Дневной сон -------------------------------------------------------------    12.50 – 15.00
  • Постепенный подъем, гимнастика после сна ---------------------   15.00 – 15.20
  • Полдник ------------------------------------------------------------------   15.20 – 15.50
  • Игры, самостоятельная и организованная деятельность ------    15.50 – 16.30
  • Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой -------------------  16.30 – 18.30

    3.4. Методическое обеспечение.

   Методическое обеспечение образовательного процесса  представлено: обязательная
часть - учебно-методический комплект к основной общеобразовательной программе
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017. -352 с.
В части программы, формируемой участниками образовательных отношений:

Парциальная программа: Т.Д.Пашкевич «Расти счастливым». Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, 2 изд., Барнаул, АКИПКРО, 2003г.-123 с

Социально-коммуникативное развитие:

КуцаковаЛ.В.Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. Мозаика-Синтез.2016 г.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 дет), Мозаика-Синтез,2017 г.

Губанова Н.Ф.Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста (2-3 года), Мозаика-Синтез, 2017 г

Губанова Н.Ф.Развитие игровой деятельности. Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Познавательное развитие:

ДыбинаО.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста (2-3 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Речевое развитие:

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая  группа раннего возраста (2-3 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Художественно-эстетическое развитие:

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:3-4 года, Мозаика-Синтез, 2016 г.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:4-5 лет, Мозаика-Синтез, 2016 г.

Физическое развитие:

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3-4 года), Мозаика-Синтез, 2017 г.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2016 г.

Сборник подвижных игр. Автор составитель Э.Я.Степаненкова, Мозаика-Синтез, 2014 г

                          Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

«Малобутырская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                  Утверждаю:                                                                            

на  педагогическом совете                                        Директор МКОУ «Малобутырская СОШ»

протокол №___от _________201 г.                                                 ___________ / С.П.Вагина

Приказ №_____ от "____" ____ 201 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2017-2018 учебный год

Младшая разновозрастная

группы (3-5 лет)

                                                                                                           Воспитатели: Кольцова А.А.

                       Стрельникова И.В.

с.МалыеБутырки

2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшая разновозрастная группа Дети от 1.6 до 3 лет

 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса   младшей разновозрастной группы ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» и строится на принципе личностно-ориентирован...

Рабочая программа младшей разновозрастной группы на 2016-17 год.

Рабочая программа младшей разновозрастной  группы на 2016-17 год. Рабочая  программа по всем областям для детей от 2 до 5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА младшей разновозрастной группы (1.5-3года)

Рабочая программа младшей разновозрастной группы (1.5-3года)...

Рабочая программа младшей разновозрастной группы

Рабоча программа соответствует ФГОС ДО, разработана по программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа младшей разновозрастной группы (3-5 ЛЕТ)

Рабочая программа по развитию детей младшей разновозрастной группы разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования в соответствии с введением в действие Ф...