Картотека казачьих хороводных игр.
картотека (подготовительная группа)

Картотека казачьих хороводных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kazachih_horovodnyh_igr.docx170.25 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА КАЗАЧЬИХ ХОРОВОДНЫХ ИГР

https://i.pinimg.com/originals/1d/1e/49/1d1e49c43e889b252f3830f6a7bfcfb6.jpg

Музыкальный руководитель: Курусь Н.А.

КАРТОТЕКА КАЗАЧЬИХ ХОРОВОДНЫХ ИГР

        Цель: способствовать воспитанию чувства патриотизма на основе элементарных представлений  о казачьей традиционной культуре, исторически сложившихся традиций  и обычаев амурского казачества.

Задачи: ввести ребенка в мир национальной культуры; способствовать развитию танцевальных и песенных навыков, по средствам хороводных казачьи игр, обогащение словарного запаса.

СОКОЛ И ЛЕБЁДУШКА

Выбираются девочка - Лебёдушка, мальчик - Сокол. Дети стоят в кругу и поют

Вдоль по бережку Лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Она крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Выходит в центр круга Лебёдушка. Затем выходит Сокол, идёт по кругу

Дети поют:

Не летай, ясный Сокол, высоко,

Не маши да ты крылами широко.

Лебедь белая совсем недалеко.

Сокол обходит Лебёдушку, приговаривает:

Ты, Лебёдушка, лучше всех,

Ты, Лебёдушка, краше всех.

Я возьму тебя за белое крыло,

За собою уведу да далеко.

Дети:

Ты её, дружок, поймай,

А потом и забирай!

Сокол ловит Лебёдушку. Поймав, ведёт по кругу за руку.

Дети поют:

Вдоль по шелковой, по травушке,

По зелёной, по муравушке,

Ведёт Сокол Лебёдушку,

Ведёт белую головушку.

Да по чистому по полюшку

Прямо к синему морюшку.

Сокол и Лебёдушка кланяются.

«КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре.

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

- Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз. Кого поймал, должен угадать.

«СОН КАЗАКА»

Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу, кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротники», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг

«ВОРОН»

Дети идут по кругу и поют:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Играющие, берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:        

В первый раз – прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»

Выбираются «селезень» и «утица», которые выходят за круг. В круг встают все желающие. Руки подняты вверх в виде стилизованных ворот. Смысл игры в том, что бы «селезень» попытался догнать уточку, если, конечно «уточка « этого возжелает, да и ворота могут, опуская руки, пропустить  или не пропустить внутрь круга «селезня». «Утица», как правило, попадает внутрь круга беспрепятственно. Сигналом к началу игры является песня. Если «селезень» не догнал «утицу», то выбирают нового «селезня», если догнал, то выбирают новую пару.

Слова песни-игры:

Селезень утку догонял,

Селезень серу догонял,

Иди утица домой,

Иди серая домой,

У тя (тебя) семеро детей,

А, восьмой - селезень, а девятая сама,

Догони скорей меня!

«ПОДКОВА»

Дети хороводом идут по кругу и поют:

Я с подковою хожу,

Я подкову положу,

Круг скорей ты оббеги,

И подкову ты возьми!

Ребенок с подковой противоходом идет и кладет подкову на последних словах на пол, дети, меж которых подкова – встают спинками и оббегают хоровод, кто вперед.

«СТАНИЦА»

По станице я хожу, и в окошечки гляжу,

К одному я подойду и тихонько постучу.

- Тук, тук, тук!

- Кто там?

- Это я, казак Артем, пойдём поиграем?

- Пойдем!

Дети встают спинками и оббегают хоровод, кто вперед займет место в окошечке.

«ПЛЕТЕНЬ»

Заплятися плетень, заплятися,

Закрутися труба золотая.

Догадайся кума молодая,

Выходила утица, со малыми детками.

Расплятися, плетень, расплятися,

Раскрутися труба золотая.

Догадайся кума молодая,

Выходила утица, со малыми детками.

Дети идут хороводом и заплетают плетень, затем расплетают.

«ДРУГ»

По станице я хожу, (ребенок идет по – кругу)

Друга я себе ищу, (выбирает пару)

Вот – ты, вот – я, (хлопки в ладоши)

Вот компания моя! ( Кружение в парах).

«РОМАН - РОМАН»

Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:

-Роман, Роман – (на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово- отбрасывают его в правую сторону от себя)

-Вырывай бурьян

-Чтоб росла морковка (посадка семян)

-Большая, как мутовка,

-Чтоб росла репка сладкая и крепкая.

-Чтоб вырос бобок с большой горшок.

На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.

«СТАДО»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки.

Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

«ПТИЦЕЛОВ»

Играющие -птицы, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод, произносят нараспев:

- В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птицы песни поют.

-Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас зовет. Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.

«ЖМУРКИ»

Играющие считалочкой выбирают водящего, он «жмурка».

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет!

Водящему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем говорят: Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас! После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

«ГОРЕЛКИ»

Дети встают парами друг за другом. Впереди всех - горелка. Играющие поют слова:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди на поле,

Едут там трубачи, да едят калачи.

Погляди на небо: Звезды горят,

Журавли кричат: - Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них, бегущие взять друг друга за руки.

«КАК ТО МЫ ВЛЕСУ ГУЛЯЛИ»

Считалочкой дети выбирают водящего – это медведь. Слова игры пропеваются на любую р. н. мелодию.

- Как-то мы в лесу гуляли

(дети идут по кругу)

И медведя увидали.

Он под деревом сидит

(садятся на корточки и «спят»)

И тихонечко храпит.

Мы вокруг него ходили (идут по кругу)

Косолапого будили:

Ну-ка, Мишенька, вставай!

(хлопают в ладоши)

Нас скорее догоняй!

«КУМУШКА»

Играющие 10-15 чел образуют круг, места обозначены предметами. Игра под звучание р. н. мелодии «Барыня» 

Ведущий ходит и поёт по кругу:

-Я по кругу хожу,

Я куму себе ищу

(Останавливается против 1 человека, поёт)

-Кумушка, дай ключи

(Ему отвечает выбранный игрок)

-Поди там постучи

Дети под музыку, двигаются по кругу. По окончании звучания мелодии все становятся к предмету, (занимают места)

вед старается занять кружок. Ведущий меняется, игра продолжается.

«КАК НА ГОРКЕ, НА КРУТОЙ»

Как на горке, на крутой,

Стоял казак молодой.

Ой, люли, ой, люли,

Стоял казак молодой.

Дети идут по кругу, а казак делает «пружинки» в кругу. На проигрыш – дети останавливаются и хлопают в ладоши, казак выставляет поочередно ноги на пятку и вращается вокруг себя.

Гулял казак молодой,

Под ним коник вороной,

Ой, люли, да, ой, люли,

Под ним коник вороной.

Дети на месте притопывают одной ногой, а казак «скачет на коне»- бег приставным шагом по кругу влево. На проигрыш – дети останавливаются и хлопают в ладоши. Казак продолжает движение по кругу. Игра повторяется, в круг становится один из мальчиков.

«ХЛИБЧИК»

Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец)- становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

- Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому не хватило пары, становится хлибчиком. Игра повторяется.

«ДУНЯ»

С помощью считалки выбирается Дуня и пастух.

Воспитатель: Ди, ди- ли, ди, ди- ли.

                       А вы Дуню видели?

Дети:

Заглянули в огород,

Лебеду там Дуня рвет!

Дети делают круг, в круг выходит девочка Дуня. Дети идут, поют на любую мелодию:

В огороде, во саду

Берет Дуня лебеду,

Она рвет и берет,

Во передничек кладет, приговаривает:

Дуня:

Ой, ду- дуду- дуду- ду

Потерял пастух дуду,

А я дудочку нашла,

Пастуху отдала.

Выходит мальчик- Пастух, Дуня отдает ему дудочку, он берет ее под руку.

Пусти меня, пастушок, в чисто поле погулять.

Я тебе, пастушку,

много ягод принесу.

Пастушок:

Я ягод не хочу, тебя в поле не пущу.

Дуня: Пусти меня, пастушок, в зелен сад погулять.

Я тебе, пастушку, много яблок принесу.

Пастушок: Я яблок не хочу, тебя в сад не пущу.

Дети поднимают сцепленные руки и делают «воротики» - Дуня убегает, а Пастух ее ловит.

«ЛЕНЬ»

Один из играющих, изображающий лень, садится на землю.  Дети стоят поодаль от него врассыпную.

Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

Лень:  Не тепло.

Дети: Не одеть ли нам его,

Не обуть ли нам его?

Как с молодца кафтан,

Со старушки сарафан,

С молодицы-то платок,

С красной девушки венок.

(Изображают, как его одевают).

Дети: Что ты, лень, сидишь?

Лень: Пить, есть хочу.

Дети: Что же тебе надобно?

Лень: Яства боярские,

Питья государские.

Дети: Кто спину не гнет,

Тому ложка не в рот,

А где гнулась спина,

Тому рожь густа и колосиста,

Колосиста, ядрениста.

С зерна-то пирог,

С колоска весь мешок.

Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.

«КАПУСТА»

Рисуют круг – огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывает движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу.

Лозу тешу –

Плетень горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами, курица с цыплятами.

Играющие стараются забежать в огород, быстро схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует.

«КОНЬ ДО КОНЯ»

Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь».

Ведущий:

Казак до казака,          

Конь до коня.                                                                                                      

Кто папаху уронит,                                                                                            

Тот и вон пойдет. 

Ведущий бросает одному из играющих папаху.  Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры.

«ПОДСОЛНУХИ»

Игроки стоят в несколько рядов — это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.

Считалка: Солнце: Солнце светит!

Все: Дождь идет!

Солнце: Семечко!

Все: Растет! Растет!

Солнце: К солнцу тянется росток!

Все: Тонкий, тонкий стебелек!

Солнце: Небосвод весь обегая,

Все: Солнце светит не мигая.

Солнце: Земледелец, не зевай,

Все: Перемены отгадай!

«ИГРА В РЕДЬКУ» 
Играющих детей 10-12, из них избирается матка и торговка, остальные детки садятся все в ряд, пред ними садится матка.

Торговка подходит к матке и говорит: 

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Нет еще редьки, только пашут детки»
В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле. 
Торговка: «Кума, кума, продай редьки».
Матка: «Только сеют детки», 
а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю. 
Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Нет еще редьки, только ростки пускает», 
а дети, растопыря пальцы рук, приставляют их к земле.
Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Нет еще редьки, только всходит», — 
приложа ладони обоих рук к земле, поднимают их кверху.
Торговка: «Кума, кума, продай редьки»
Матка: «Выросла, купи!»
Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью «редьку» и т.д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки. Этим игра кончается.

«КАЗАК И ВОРОБЕЙ»

Из детей с помощью считалки выбирается Казак и Воробей. Остальные дети образуют круг- плетень. На середину круга кладут орехи, яблоки, груши, сливы и т.д. – это «огород». В стороне от круга чертят кружок – это «гнездо» Воробья.

Хоровод движется по кругу, припевая (или приговаривая):

Воробей маленький,

Серенький, удаленький,

По двору шныряет,

Крошки собирает,

В огороде ночует,

Ягоды ворует.

Воробей забегает в круг, берет орех и старается унести его в свое «гнездо».

Казак сторожит Воробья за кругом и может ловить его только там, на пути воробья к «гнезду». Если Воробью удается положить свою «добычу» из  «огорода» в «гнездо», он снова играет. Если Казак поймал Воробья, то Воробей меняется ролью с одним из участников игры.

В конце игры победитель определяется так: подсчитывают, какой Воробей

принес больше всех орехов в «гнездо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Казачьих игр и забав

Все исконно народные игры имеют космогоническое значение. Это величайшая педагогика волхвов и кудесников Земли,смысл которой открывается благодаря пониманию значения образов русской и общеземной культ...

Картотека Казачьих пословиц и поговорок

В помощь педагогам при разработке сценариев занятий и развлечений...

КАРТОТЕКА КАЗАЧЬИХ ИГР

Казачьи игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов....

Картотека казачьих игр

картотека казачьих игр...

Картотека казачьих игр

Картотека казачьих игр...

Картотека казачьих подвижных игр

КАРТОТЕКА КАЗАЧЬИХ  ПОДВИЖНЫХ ИГР...