консультация по программе "Социокультурные истоки" (2 младшая, средняя группы)
консультация
консультация по реализации программы "Социокультурные истоки" для воспитателей 2- младших и средних групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2_ml.gr_o_rabote_po_programme.docx | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский
Консультация
для педагогов 2 младших и средних групп
«Реализации программы
«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»
Руководитель творческой
группы Кирюшина О.Н.
г.Белоярский.
Одно из основных направлений отечественной педагогики нацелено на формирование духовно-нравственных ценностей. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
ДОУ активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки»).
Поэтому первым условием для успешной реализации программы в ДОУ, является - тесное сотрудничество педагогов с семьей.
Содержанием программы во 2-х младших и средних группах являются фольклорные произведения российского народа, собранные в «Книги для развития»: потешки, песенки, небольшие стихотворения, хороводные игры, русские-народные сказки, рассказы. Также в книгах для развития включены задания 3-х уровней сложности: направленные на воспроизведение информации, преобразование имеющихся знаний и на творческий поиск.
Все книги для развития начинаются со «Слова к родителям», которое необходимо донести до каждого родителя. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.
На первом родительском собрании в начале учебного года (сентябрь) необходимо познакомить родителей с программой «Социокультурные истоки», раскрыть родителям значимость реализации программы для развития детей-дошкольников. Далее необходимо познакомить родителей с планом мероприятий по программе «Социокультурные истоки»: озвучить ежемесячные темы занятий, нацелить на совместные занятия (с конкретными датами); подробно рассказать о темах творческих альбомов, можно продемонстрировать образцы готовых альбомов.
Работу по программе «Социокультурные истоки» рекомендовано организовывать в свободное от НОД время, можно определить 1 конкретный день в неделе для чтения художественных произведений – сказок, рассказов с последующей беседой по содержанию. Также можно использовать материал программы, как часть занятия, в зависимости от темы занятия, темы недели. Например, потешки, стихи, игры, рассказы о семье необходимо использовать во время тематической недели «Моя семья». Рассказы, сказки о животных использовать в тематическую неделю «Домашние животные», «Дикие животные». Знакомство с потешками, пословицами можно осуществлять в утренние, вечерние часы, а закреплять их в различных режимных моментах: во время умывания, одевания, раздевания, на прогулке и т.д. В течении месяца воспитателям необходимо познакомить детей с материалом по теме занятия - это является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год, из них 3-4 занятия рекомендовано провести совместно с родителями.
Во 2 младшей группе работу по программе «Социокультурные истоки» с детьми и родителями рекомендовано проводить в форме «ресурсного круга», используя определенный предмет для передачи друг другу по кругу. Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Например, на итоговом занятии «Любимое имя» для рассказа мамам о имянаречении своего сына или дочки, можно предложить взять в руки игрушку-сердечко (игрушка массажер успокаивает). На итоговом занятии «Ласковая песня» – спеть колыбельную песенку, одновременно укачивать на руках куклу-младенца; на итоговом занятии «Праздничная песня» предложить детям игрушку Дед мороз, Снегурочка; на занятии «Образ света» для рассказывания потешки о солнышке дети могут передавать друг другу игрушку-солнышко и т.д.
Проведение занятия в форме ресурсного круга помогает педагогу присоединится к опыту детей и взрослых, поделиться своим опытом и этим начать беседу, активизировать всех участников на доверительное общение. Для успешного проведения ресурсного круга необходимы следующие условия:
- вводная беседа, как подготовка к восприятию темы занятия;
- комфортная остановка; положительное настроение;
- найти правильный угол зрения, чтобы общение проходило «глаза в глаза», что позволяет «открыться» и стимулировать работу детей и взрослых;
- должно быть выслушано мнение каждого участника; принято и одобрено педагогом. Такая форма взаимодействия способствует приобретению всеми участниками мероприятия коммуникативных навыков.
Программа «Социокультурные истоки» в 2-х- младших группах реализуется на основе 3-х книг для развития, с помощью которых у детей 3-4 лет формируются понятия «Слово», «Образ», «Книга».
Книга №1 «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру, содержит в себе материал к 4 темам занятий: «Любимое имя», Доброе слово», «Ласковая песня» и «Праздничная песня».
Первая тема «Любимое имя» осваивается детьми через знакомство с потешками, стихами, хороводными играми, песенками об именах. Работа по теме заканчивается оформлением странички альбома «Любимое имя» и представлением ее родителями на итоговом занятии.
Следующая тема «Доброе слово» способствует формированию у детей словаря «добрых, вежливых слов» и употреблению их в повседневной речи.
Тема «Ласковая песня» подразумевает знакомство детей с текстами колыбельных песен и создание странички альбома к итоговому занятию, рекомендованному к проведению совместно с родителями в рамках Дня матери.
Заключительная тема 1-ой книги – «Праздничная песня» посвящена предстоящим праздникам Рождество и Новый год.
Книга №2 «Добрый мир» включает в себя 3 темы: «Добрый мир», «Любимый образ» и «Образ света» и поможет детям освоить наиболее доступные им образы – мама, солнышко, добрый мир.
Педагогам при работе с книгой №2 необходимо донести до детей основную мысль о том, добрый мир – это мир, в котором мы сами должны проявлять доброе и заботливое отношение ко всему окружающему, а в первую очередь к своей маме. Тему «Любимый образ» рекомендованно завершить итоговым занятием, совместным с родителями и созданием странички альбома.
Работа по книге №3 «Добрая книга» ориентирована на воспитание любви к книге у детей и родителей; педагогам необходимо нацелить родителей на систематическое семейное чтение и определить роль книги в жизни взрослых и детей одной из важных. Завершить работу по программе «Истоки» в 2 - младшей группе рекомендовано созданием странички альбома «Любимая книга» и проведением итогового занятия с родителями на тему «Любимая книга».
Содержание программы «Социокультурные истоки» и способы взаимодействия усложняются постепенно. То есть в средней группе работа по программе осуществляется уже по 4 книгам развития: «В добрый путь» , «Добрая забота», «Благодарное слово», которые помогают формировать у детей 4-5 лет более сложные нравственные понятия: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души». В средней группе в соответствии с планом, предлагается провести 9 итоговых занятий. 3 важных темы занятия рекомендовано провести совместно с родителями: «Дружная семья», «Праведный труд», «Любимая сказка». Книги для развития детей 4-5 лет содержат потешки, пословицы, поговорки, песенки, народные игры, небольшие стихотворения, рассказы, а центральное место занимают сказки. После текстов в книгах помещены вопросы и и иллюстрированные задания к ним, которые необходимо выполнять работая «в паре». Все итоговые занятия в средней группе проводяться на основе сказок, рассказов, иллюстраций, с использованием «ресурсного круга» и новой, самой сложной формой взаимодействия – «работа в парах». Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость участникам (ребенок+ребенок, ребенок+родитель) прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности.
Дети в возрасте 4-5 лет ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Поэтому книга №1 «Дружная семья» раскрывает для всех участников образовательного процесса традиции русской семьи, помогает преобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Произведения, предложенные в книге, подводят детей к пониманию, что только дружная семья дает ощущение домашнего тепла, надежды, опоры.
Главным произведением этой книги является русская-народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», выполнение задания в которой поможет родителям и детям прийти к пониманию основной идеи сказки- ценности братско-сестринской любви. Итогом работы по книге №1 является проведение активного занятия «Дружная семья», построенная на основе «работы в паре».
Книгна №2 «В добрый путь» продолжает тему о родном доме и добрых поступках. Предложенный материал в книге - сказки, пословицы и задания помогут детям и взрослым осмыслить собственный опыт добрых дел. Далее книга раскрывает тему сказочного леса в русских-народных сказках. Итоговые занятия по данной книге рекомендуется провести с детьми.
Основной задачей книги №3 «Добрая забота» является – воспитание в детях любви к труду, людям труда и к братьям нашим меньшим. В данной книге собраны рассказы и сказки, в которых в доступной форме повествуется о том, как нужно относиться и заботиться о домашних животных. Вторая часть книги посвящена труду земледельцев и хлеборобов. Рассказы, стихотворения, игры, беседы помогут детям прожить труд земледельца и ответить на вопрос «Откуда взялся хлеб?». Неотъемлемой частью работы с детьми по данной теме, является знакомство и заучивание пословиц о труде. Работу по книге необходимо закончить оформлением странички альбома «Праведный труд» и итоговым занятием с родителями, на котором подвести детей и взрослых к восприятию труда, как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни.
Книга №4 «Благодарное слово» включает в себя три темы: «Любимая сказка», «Благодарное слово» и «Светлый праздник».
Особую воспитательную ценность приобретают сказки, потому что дети верят в чудо, в волшебную силу слова. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Поэтому в работе по 1-ой теме, рекомендовано чтение, слушание, просмотры и драматизации сказок. К итоговому занятию необходимо оформить страничку альбома на тему «Любимая сказка».
Во второй части книги содержаться литературные произведения для более глубокого осмысления детьми темы «Благодарное слово». Главным произведением темы является рассказ о садовнике, чтение которого и выполнение задания помогут детям осознать ценность благодарного слова. Работа по данной теме заканчивается творческим заданием для детей и родителей – необходимо прописать слова благодарности за добрые дела.
На итоговых занятиях рекомендовано задействовать творческие альбомы, каждый участник (ребенок, родитель) должен представить свою страничку к альбому; каждая семейная работа должна быть положительна оценена. Работа с альбомами – это важная часть работы педагогов и родителей, так как при создании страничек проявляются творческие способности родителей, формируются нравственные качества – ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, уважение к педагогам и др., что является положительным примером для детей. Демонстрация страничек альбомов на итоговых занятиях или организованных выставках в группе, является эффективным стимулом для неисполнительных родителей.
Таким образом, программа «Социокультурные истоки» способствует:
- Приобщению самих педагогов, детей и их родителей к социокультурным ценностям российской культуры;
- Развитию коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Формированию в ребенке личности с дошкольного возраста;
- Обеспечению единства умственного и духовно-нравственного развития дошкольника;
- Созданию единого союза между ДОУ и семьей;
- Повышению педагогической культуру родителей;
- Формированию у дошкольников опыта целостного восприятия знаний об окружающем мире.
3-х летний опыт работы дошкольного учрежедения по реализации программы «Социокультурные истоки» показал, что только активное, сотрудничество педагогов с семьей, обеспечивает положительные результаты. Поэтому, перспективными задачами для ДОУ является следующие:
- каждому педагогу включиться в активную работу по реализации программы «Социокультурные истоки»;
- педагогам помочь каждому родителю осознать, что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе
Проект расчитан с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».
Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»
Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...
Раскраски по программе "Истоки"для средней группы
Представляю в помощь педагогам, работающим по данной программе, сборник раскрасок на год в соответсвии с темами недели. Все раскраски взяты из интернета. Дети в возрасте от 4-5 лет очень любят рисоват...
Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».
Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....
Программа" Социокультурные истоки" для второй младшей- средней группы
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ "РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ"РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВМЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙГРУППЕ»Подготовили :Быкова Ф.ФСулейманова Г.Г КОНСУЛЬТАЦИЯ"РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВМЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙГРУППЕ»Подготовили :Бык...