консультация по программе "Социокультурные истоки" (2 младшая, средняя группы)
консультация

Кирюшина Ольга Николаевна

консультация по реализации программы  "Социокультурные истоки" для воспитателей 2- младших и средних групп  ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2_ml.gr_o_rabote_po_programme.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г.Белоярский      

Консультация

для педагогов 2 младших и средних групп

«Реализации программы

«Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»  

Руководитель творческой

группы  Кирюшина О.Н.

г.Белоярский.

Одно из основных направлений отечественной педагогики нацелено на формирование   духовно-нравственных ценностей.  Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Духовно-нравственное воспитание  подрастающего поколения эффективно осуществлять  в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда происходит  процесс накопления ребенком социокультурного  опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.  

ДОУ активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный  опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому,  актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи  для успешного  духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» (далее «Социокультурные истоки»). 

Поэтому первым условием для успешной реализации программы в ДОУ, является  - тесное сотрудничество педагогов с семьей.

Содержанием  программы во 2-х младших и средних группах  являются фольклорные произведения российского народа, собранные в «Книги для развития»: потешки,   песенки, небольшие стихотворения,  хороводные игры,  русские-народные сказки, рассказы. Также в книгах для развития включены задания 3-х уровней сложности: направленные на воспроизведение информации,  преобразование имеющихся знаний и на творческий поиск.

Все книги для развития   начинаются со «Слова к родителям», которое необходимо донести до каждого родителя.  В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми.  

На первом родительском собрании в начале учебного года (сентябрь) необходимо познакомить  родителей с программой «Социокультурные истоки», раскрыть родителям значимость реализации программы для развития детей-дошкольников. Далее необходимо познакомить родителей с планом мероприятий по программе «Социокультурные истоки»: озвучить  ежемесячные темы занятий, нацелить на совместные занятия  (с конкретными датами); подробно рассказать о темах творческих альбомов, можно продемонстрировать образцы готовых альбомов.

Работу по программе «Социокультурные истоки» рекомендовано организовывать в свободное от НОД время, можно определить 1 конкретный день в неделе для чтения художественных произведений – сказок, рассказов с последующей беседой по содержанию. Также можно использовать материал программы, как часть занятия, в зависимости от темы занятия, темы недели. Например, потешки, стихи, игры, рассказы о семье необходимо использовать во время тематической недели «Моя семья». Рассказы, сказки о животных использовать в тематическую неделю «Домашние животные», «Дикие животные». Знакомство с потешками, пословицами можно осуществлять в утренние, вечерние  часы, а закреплять их  в различных режимных моментах: во время умывания, одевания, раздевания,  на прогулке и т.д. В течении  месяца воспитателям необходимо познакомить   детей с материалом по теме занятия - это является предварительной работой к итоговому мероприятию, которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом,  программа предполагает  9  итоговых мероприятий (занятий)  в год, из них 3-4 занятия рекомендовано провести совместно с родителями.

Во 2 младшей группе работу  по программе «Социокультурные истоки» с детьми и родителями рекомендовано проводить  в форме «ресурсного круга», используя определенный предмет для передачи друг другу по кругу. Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Например, на итоговом занятии  «Любимое имя»  для рассказа мамам о имянаречении своего  сына или дочки, можно предложить взять в руки игрушку-сердечко (игрушка массажер успокаивает). На итоговом занятии «Ласковая песня» –  спеть колыбельную песенку, одновременно  укачивать на руках куклу-младенца; на итоговом занятии «Праздничная песня» предложить детям  игрушку Дед мороз, Снегурочка; на занятии «Образ света» для рассказывания  потешки о солнышке дети могут передавать друг другу игрушку-солнышко и т.д.

Проведение занятия в форме ресурсного круга помогает педагогу присоединится к опыту детей и  взрослых,  поделиться своим опытом и  этим начать беседу, активизировать всех участников на доверительное общение. Для успешного проведения ресурсного круга необходимы следующие условия:

- вводная беседа, как подготовка к восприятию  темы занятия;

- комфортная остановка; положительное настроение;

- найти правильный угол зрения,  чтобы общение проходило «глаза в глаза», что позволяет «открыться» и стимулировать работу детей и взрослых;

- должно быть выслушано мнение каждого участника; принято и одобрено педагогом. Такая форма взаимодействия способствует  приобретению всеми участниками мероприятия  коммуникативных навыков.

Программа «Социокультурные истоки»  в 2-х- младших группах реализуется  на основе 3-х книг для развития,  с помощью которых у детей 3-4 лет формируются понятия «Слово», «Образ», «Книга».

Книга №1 «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру, содержит в себе материал к 4 темам занятий: «Любимое имя», Доброе слово», «Ласковая песня» и «Праздничная песня».

Первая тема «Любимое имя» осваивается  детьми через знакомство с потешками, стихами, хороводными играми, песенками об именах.  Работа по теме заканчивается оформлением странички альбома «Любимое имя» и представлением ее родителями  на итоговом занятии.  

Следующая тема «Доброе слово» способствует формированию у детей словаря «добрых, вежливых слов» и употреблению их в повседневной  речи.

Тема «Ласковая песня» подразумевает знакомство детей с текстами колыбельных песен и создание странички альбома к итоговому занятию, рекомендованному к проведению совместно с родителями в рамках Дня матери.

Заключительная тема 1-ой книги – «Праздничная песня» посвящена предстоящим праздникам Рождество и Новый год.

Книга №2 «Добрый мир» включает в себя 3 темы: «Добрый мир», «Любимый образ» и «Образ света» и поможет детям освоить наиболее доступные им образы – мама, солнышко, добрый мир.

Педагогам при  работе с книгой №2 необходимо донести до детей основную мысль о том, добрый мир – это мир, в котором мы сами должны проявлять доброе и заботливое отношение ко всему окружающему, а в первую очередь к своей маме. Тему «Любимый образ» рекомендованно завершить итоговым занятием, совместным с родителями и созданием странички альбома.

Работа по книге №3 «Добрая книга» ориентирована на воспитание любви к книге у детей и родителей; педагогам необходимо нацелить родителей на систематическое семейное чтение  и определить роль книги в жизни взрослых и детей одной из важных. Завершить  работу по программе «Истоки» в 2 - младшей группе рекомендовано созданием странички альбома «Любимая книга» и проведением  итогового занятия  с родителями на тему «Любимая книга».

Содержание программы «Социокультурные истоки» и способы взаимодействия усложняются постепенно. То есть в средней группе работа по программе осуществляется уже по 4 книгам развития: «В добрый путь» , «Добрая забота», «Благодарное слово», которые помогают формировать у детей 4-5 лет  более сложные нравственные понятия:  «Родной очаг»,  «Родные просторы», «Труд земной», «Труд  души».  В средней группе в соответствии с планом, предлагается провести  9  итоговых занятий.  3 важных темы занятия  рекомендовано провести  совместно с родителями: «Дружная семья», «Праведный труд», «Любимая сказка».   Книги для развития детей 4-5 лет содержат потешки, пословицы, поговорки, песенки, народные игры, небольшие стихотворения, рассказы, а центральное место  занимают сказки.  После текстов в книгах помещены вопросы и  и иллюстрированные задания к ним, которые необходимо выполнять работая «в паре».    Все итоговые занятия в средней группе проводяться на основе сказок, рассказов, иллюстраций, с использованием  «ресурсного круга» и новой, самой сложной формой взаимодействия  – «работа в парах». Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость участникам (ребенок+ребенок, ребенок+родитель) прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности.

Дети в возрасте 4-5 лет   ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Поэтому книга №1 «Дружная   семья» раскрывает для  всех участников образовательного процесса  традиции русской семьи,  помогает преобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.  Произведения, предложенные в книге, подводят детей к пониманию, что только дружная семья дает ощущение домашнего тепла, надежды, опоры.

Главным произведением этой книги является русская-народная сказка «Сестрица Алёнушка  и братец Иванушка», выполнение задания в которой  поможет родителям и детям  прийти к пониманию основной идеи сказки- ценности братско-сестринской любви. Итогом работы по книге №1 является проведение активного занятия «Дружная семья», построенная на основе «работы в паре».

Книгна №2 «В добрый путь» продолжает тему о родном доме и добрых поступках.  Предложенный  материал в книге   - сказки, пословицы и задания помогут детям и взрослым осмыслить собственный опыт добрых дел.  Далее книга  раскрывает тему сказочного леса в русских-народных сказках.  Итоговые занятия по данной книге рекомендуется провести с детьми.

Основной  задачей книги №3 «Добрая забота» является – воспитание в детях любви к труду, людям труда и к братьям нашим меньшим. В  данной книге собраны рассказы и сказки, в которых в доступной форме  повествуется о том, как нужно относиться и заботиться о домашних животных. Вторая часть книги посвящена труду земледельцев и  хлеборобов. Рассказы, стихотворения,  игры,   беседы  помогут детям прожить труд земледельца и ответить на вопрос «Откуда взялся хлеб?». Неотъемлемой частью работы с детьми  по данной теме,  является знакомство и заучивание   пословиц о труде. Работу по книге необходимо закончить оформлением странички альбома «Праведный труд» и итоговым занятием с родителями, на котором подвести детей и взрослых к восприятию труда,  как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни.

Книга №4  «Благодарное слово» включает в себя три темы: «Любимая сказка», «Благодарное слово» и «Светлый праздник».

Особую воспитательную ценность приобретают сказки, потому что дети верят в чудо, в волшебную силу слова. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Поэтому в работе по 1-ой теме, рекомендовано чтение, слушание, просмотры  и драматизации сказок.  К итоговому занятию необходимо  оформить страничку альбома на тему «Любимая сказка».

Во второй части книги содержаться литературные произведения для более глубокого осмысления детьми темы «Благодарное слово». Главным произведением темы является рассказ о садовнике, чтение которого и выполнение  задания помогут детям осознать ценность благодарного слова. Работа по данной теме заканчивается творческим заданием для детей и родителей – необходимо прописать слова благодарности за добрые дела.

На итоговых занятиях рекомендовано  задействовать творческие альбомы, каждый участник (ребенок, родитель) должен представить свою страничку к альбому; каждая семейная работа должна быть положительна оценена. Работа с альбомами – это важная часть работы педагогов и родителей, так как при создании страничек проявляются творческие способности родителей, формируются нравственные качества – ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, уважение к педагогам и др., что является положительным примером для детей.  Демонстрация страничек альбомов на итоговых занятиях или организованных выставках в группе, является эффективным стимулом для неисполнительных родителей.

Таким образом, программа «Социокультурные истоки» способствует:

  • Приобщению самих педагогов, детей и их родителей к социокультурным ценностям российской культуры;
  • Развитию коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
  • Формированию в ребенке личности  с дошкольного возраста;
  • Обеспечению единства умственного и духовно-нравственного развития дошкольника;
  • Созданию единого союза между ДОУ и семьей;  
  • Повышению педагогической культуру родителей;
  • Формированию у дошкольников опыта  целостного восприятия знаний об окружающем мире.

3-х летний опыт работы дошкольного учрежедения по реализации  программы «Социокультурные истоки» показал, что только активное, сотрудничество педагогов с семьей, обеспечивает положительные результаты. Поэтому, перспективными  задачами для ДОУ является следующие:

- каждому педагогу включиться в активную работу по реализации программы «Социокультурные истоки»;  

- педагогам помочь каждому родителю осознать, что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...

Раскраски по программе "Истоки"для средней группы

Представляю в помощь педагогам, работающим по данной программе, сборник раскрасок на год в соответсвии с темами недели. Все раскраски взяты из интернета. Дети в возрасте от 4-5 лет очень любят рисоват...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....

Программа" Социокультурные истоки" для второй младшей- средней группы

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙ ГРУППЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ"РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВМЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙГРУППЕ»Подготовили :Быкова Ф.ФСулейманова Г.Г  КОНСУЛЬТАЦИЯ"РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВМЛАДШЕЙ, СРЕДНЕЙГРУППЕ»Подготовили :Бык...