Программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского северного народа «Истоки»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тырлова Людмила Анатольевна

Формирование начального представления о самобытности культуры русского Севера, являющейся частью национальной культуры.

 

Основа  реализации программы   - музейно-педагогическая  технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_istoki.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Ёлочка»

Рассмотрено на педсовете                                                                  УТВЕРЖДАЮ                                    от «_» _____________ 20__г.                                                         Зав. д/с «Ёлочка»

№_____                                                                         _____________О.Е. Кулакова

Программа

по ознакомлению детей с жизнью, бытом

и творчеством русского северного народа «Истоки»

Разработчик:

Л. А. Тырлова,

воспитатель высшей

квалификационной категории

п. Североонежск, 2015г.

Пояснительная записка.

     Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л.Н.Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности.  К.Д.Ушинский, развивая взгляды Л.Н.Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания и что чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа. Осознание значимости культуры народа возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Рабочая программа «Истоки» - это программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа.

 В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет.

Структура программы предусматривает поэтапное приобщение детей к истокам народной культуры.

Материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

В программе даны темы занятий, их программное содержание. Занятия расположены от простого к сложному.

В приложении -  разработанные  конспекты занятий, презентации для детей.

Цель  программы:

Формировать начальные представления о самобытности культуры русского Севера, являющейся частью национальной культуры

Задачи:

*Развивать интерес к историческому прошлому своего края через знакомство с народными ремеслами, традициями и обычаями крестьянского быта.

*Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к тем местам, где родился и живет

*Прививать детям любовь к северному краю, закладывая этим  основы патриотического воспитания.

*Расширять и пополнять словарный запас детей.

Реализация программы.

Основа  реализации программы   - музейно-педагогическая  технология.

Развивающий потенциал музейно-педагогической технологии помогает педагогу сделать образовательный процесс становления целостного отношения детей к истокам русской народной культуры системным, продуманным, позволяет достичь превосходящего результата. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями; демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии, что важно в формировании исторического сознания ребенка.

Оборудованный в ДОУ мини-музей «Русская изба» помогает в решении задач по реализации  программы «Истоки»

Музей  используется для проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми.  Педагоги помогают  детям окунуться в атмосферу далекого прошлого, любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора, что способствует  развитию  разговорной речи детей, расширению  словарного запаса. Дети получают  здесь положительные эмоции, учатся воображать.

С помощью  музейной  педагогики   решаются  следующие задачи:

  • вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю;
  • познакомить детей с особенностями народного фольклора;
  • расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с предметами быта, традициями русского народа;

Приоритеты программы:

1.Использование подлинных старинных  предметов для ознакомления детей с бытом, жизнью поморов, жителей Севера.

2. Использование все видов фольклора (песенки, пословицы, поговорки, загадки, игры).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, храбрости, верности, правде. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3.Проведение народных праздников и традиций, которые занимают  большое место в приобщении детей к народной культуре.

 Во время праздников  формируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Все эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и разными сторонами жизни человека.

4.Обязательное   присутствие  компонента  творческого развития

(игровая деятельность, познавательная деятельность, продуктивная деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевая и музыкальная деятельность)

 Формы работы с детьми по реализации программы.

 Беседы;

 Развивающие познавательные занятия;

  Рассматривание подлинных старинных предметов, иллюстраций, альбомов, открыток;

  Выставки в мини-музее  (пасхальная, Рождественская и др.)

 Экскурсии;

  Дидактические игры;

  Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

  Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

  Использование народных игр, в том числе хороводов;

  • Кружковая работа.

Срок  реализации  программы  4 года  (2 младшая группа, средняя, старшая, подготовительная группы)

Занятия проводятся по подгруппам по 10 - 12 человек.

Проводится занятие 2 раза в месяц.

В год проводится 12 занятий.

Продолжительность 10-30 минут   (в зависимости от возраста детей).

        Взаимодействие  с  родителями.

  • Привлечение родителей к участию вместе с детьми  в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам;
  • Оформление папок-передвижек с консультациями по данной теме;
  • Экскурсии в мини-музей для родителей;
  • Дни открытых дверей в мини-музее (посещение родителями непосредственной образовательной деятельности с детьми в помещении мини-музея);

Практикумы для родителей по разучиванию русских народных игр, хороводов, заучиванию потешек,  

                        Предполагаемый результат.

Воспитанники детского сада на этапе завершения дошкольного образования

  • знают  названия и назначения предметов старины в музее;
  • знают и умеют играть в русские народные и хороводные игры;
  • знают особенности русских песен, плясок;
  • знают историю своего края, поселка, семьи.
  • имеют представления об обычаях, традициях, труде русского народа в прошлом;
  • проявляют желание участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
  • умеют  и желают импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества;
  • проявляют  интерес к устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам;
  • сформирован устойчивый интерес и уважение к истории и культуре нашего народа.

Приложение к программе:

  • перспективное планирование
  • разработанные  конспекты занятий
  • презентации для детей

 

Литература

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 с

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005, 205 с.
  3. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003, 192 с.
  4. «Что было до..» О. В. Дыбина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.ЗадачиОбразовательные:·        познакомить детей с русской ...

Игры для ознакомления детей с историей и культурой русского народа.

Вашему вниманию я хочу предложить ряд развивающих игр для ознакомления детей с историей и культурой русского народа....

игры для ознакомления детей с культурой и обычаями русского народа

Вашему вниманию хочу предложить развивающие игры...

"Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской былины "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК"

Презентация с картинками к тексту  русской былины "Илья Муромец и Соловей разбойник" предназначена для показа во время чтения былины....

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...

«Народные праздники как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа"

Ни что не объединяет народ так, как традиции! Они организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Русские народные праздники во все времена играли огромную роль в ...