Зимние Святки на Кубани
проект (подготовительная группа)

Данная работа может быть использована педагогами дошкольных учреждений, при подготовке и проведении праздничных мероприятий посвящённых празднованию Рождества, Нового года и Крещения. Материал носит информационный характер и может быть использован полностью, или фрагментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_svyatki_na_kubani_1.docx93.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

МАДОУ№15станицы Родниковской  Курганинского района Краснодарского края

                    Зимние Святки на Кубани

                                                                                     Автор проекта:  Катышева Н.А.                                                                                                                                                                                                            

                                                                                   

                                                                       

                                                                        2021-2022 уч. год

Пояснительная записка

          Актуальность работы диктуется в первую очередь характерным для современного этапа интересом к истории и культуре кубанского казачества, истории Кубани.

          В настоящее время возращение к истокам, самобытности, традициям является важным и актуальным направление жизни кубанского общества.

          Главная задача современного общества – это сохранение народных традиций и обычаев, их возрождение и создание новых традиций.

         Приступая к работе по сбору и описанию поискового материала, мы выдвинули следующую гипотезу: праздники святочного комплекса  - одни из наиболее значимых праздников православия, с которыми связаны народные обычаи и традиции, которые  сохранились  до наших дней, благодаря вере и бережному отношению к опыту предков. Старые традиции и обычаи  возрождаются и возникают новые.

          Объектом исследования выступают праздники Рождество Христово, Новый год и Крещение Господне.

         Предметом исследования является информация об этих праздниках, полученная  из  воспоминаний  жителей станицы Родниковской, материалов исследований Н.И. Бондаря,  Интернет-источников,  посещения районного историко-краеведческого музея, школьного музея.

         Целью данной работы является изучение народных традиций и обычаев празднования зимних святок на Кубани.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- изучить историю праздников;

- узнать о традициях обычаях празднования святок на Кубани;

- осмыслить ценности, которые несут праздники святочного комплекса;

- проанализировать мнение родителей об этих праздниках.

             Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования: знакомство с литературными источниками, встречи со старожилами станицы, посещение районного историко-краеведческого музея, , учреждений культуры, мероприятий, проводимых учреждениями культуры, наблюдение, оценочное суждение, предположение,  сравнение, анкетирование и измерение.

           

Содержание

Введение

Глава 1.Рождество Христово

  1. Вечеря / вэчэря /, ужин.
  2. Обряд ношения кутьи
  3. Христославление
  4. Колядование

Глава 2. Новый год

  1.  Обряд щедрования
  2.  Хождение с Мыланкой
  3.  Обряд посевания

Глава 3. Крещение

3.1. Первое водосвятие

3.2. Голадная/бедна кутья

3.3. Иордань/Ордань/ Йордань

Исследование

Заключение

Введение

            Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. Период, начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января, называется Святки.

           История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

            Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

             Несмотря на то, что Святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Христианская вера и языческие ритуалы тесно переплелись между собой.

            Традиции, связанные с зимними святками передавались из поколения в поколение.  В разных уголках страны праздничные обряды проводились по разному, в соответствии с местными традициями, но при этом соблюдались общие «законы праздника».  Даже на Кубани в разных станицах можно увидеть различия в праздновании зимних святок.

Глава 1. Рождество Христово.

           Фактически праздник охватывает 6 января – навечерие  Рождества Христова и 7 января (собственно Рождество). Две части этого праздника имеют существенные отличия. Навечерие Рождества - это последний день Филипповского поста, и в этот день особо строго соблюдались запреты и предписания. Седьмого они уже снимались, что, безусловно, влияло не только на состав пищи, но и на поведенческую культуру.

             Основными ритуально значимыми событиями Рождества являлись: приготовление обрядовых блюд, прежде всего, кути (кутьи) и взвара (узвара); ношение кутьи; христославление, колядование и некоторые другие (например, гадания).        

            Появление «вечерней звезды» 6 января и являлось точкой отсчета Рождества и праздничного времени.

            Приготовления к празднику начинались задолго до праздника. Мыли, чистили, подбеливали хату, готовили праздничные скатерти и полотенца.  Стены, углы жилища украшали бумажными цветами. По возможности, члены семьи к празднику готовили «обновку» (новое платье, юбку, рубаху).

            Сохранились разные названия вечера накануне Рождества: сочельник, святой вечер, вэчэря, богата кутья.

             Название богатая кутья связывали с рождением Иисуса Христа: «Богатая кутья, потому что нашелся (родился) Христос». Однако рождение Иисуса Христа совмещалось с представлением о рождении Нового года, нового времени.

             Представление о том, что изобилие в начале обеспечивает и сохраняет это состояние в течение всего года, требовало изобильного и разнообразного стола. Рождественский стол таковым и был. Точнее можно говорить о двух столах.            К Рождеству резали кабана, барашка, гусей, готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной начинкой, сало и жареное мясо. Готовили и сладкие пироги с абрикосами, вишней, грушами, яблоками. Однако, несмотря на такое изобилие и разнообразие, стол накануне Рождества должен был быть постным. Для вечера предназначались блюда из картошки, фасоли, капусты, моченые и соленые овощи.

             Помимо общераспространенных блюд в некоторых станицах готовили дополнительные или особые. Варили кулагу, кашу из пшеничной муки с добавлением сушеных груш, калины. Пекли корёжинки и сакрестие. Корёжинки сворачивали в виде улитки, делали голову, глазки из семечек и рот из зерен кукурузы. В одну или в несколько запекали мелкие деньги. Тот из членов семьи, кому доставалась корёженка с монетой, считался счастливым и получал подарок. Сакрестия - специальные булочки, на которые сверху прикалывали крестики из теста. В других станицах пекли сгибушек Спасителя (в виде конверта). Эту выпечку, да и обычный хлеб с рождественского стола, хранили в святом углу до Крещенья, а затем скармливали скоту.

           Центральными обрядовыми блюдами на этот праздник являлись кутья и узвар. Кутья́ (коливо, канун, сочиво) — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, маком. Узвар – компот из сухофруктов. Приготовлением кутьи занималась хозяйка, мать. Ей могла помогать дочь, перенимая, усваивая необходимые навыки.

             После того как кутья и узвар были готовы, совершался ритуал переноса кутьи в святой / красный угол, «на покуть». В святом углу на столе еще до восхода солнца стелили немного сена или соломы. Также, в святом углу, на покути, могли находиться специальный обрядовый хлеб, просто хлеб, соль, пригоршня зерна.

             Помимо святого угла, особо выделялась еще одна часть внутреннего пространства жилища - стол. В основном рождественский стол должен был быть накрыт уже к утру или, по крайней мере, в первой половине дня. Стол «не должен быть голым», непокрытым скатертью, «чтобы не было в доме голо», т.е. пусто. Под скатерть могли также стелить сено или, реже, солому и сыпать зерно

На стол, помимо еды, ставили икону, свечу или лампаду. В некоторых семьях стояла и веточка освященной вербы. 

1.1 Вечеря / вэчэря /, ужин.

              С появлением вечерней звезды обрядовую пищу (кутью, узвар) переносили на стол. На праздник собиралась вся семья: родители, дети, в т. ч. женатые и замужние. Также приглашали одиноких соседей. Перед началом трапезы глава семейства или старший в семье произносил молитву «Отче наш». Узвар и пищу в целом окропляли святой водой. Во многих станицах именно на Рождественскую вечерю звали Мороза. Подходили к окну и кликали:«Мороз, Мороз, иди к нам кутю есть. Нэ морозь мэнэ и наше хозяйство». Это произносилось три раза, а кто-либо за столом говорил: «Дай, Господи, всего! Чтоб Господь послал!».

        После молитвы и кликанья Мороза, отец, глава семьи, старший разговлялся первым. Он брал 1 - 3 ложки кутьи, запивал узваром. Если нс было главы, хозяина семьи, то в его роли выступала мать, старшая женщина. Далее, каждый из присутствующих на вечере должен был вначале отведать кутью и озвар, а затем уже приступали к еде. Окончание рождественской, а точнее предрождественской вечери могло завершаться ритуалом «проводов кути», «проводов Мороза».

                                         1.2 Обряд ношения кутьи. 

               Одним из важных ритуалов в составе рождественской обрядности - ношение  кутьи. Собственно ношение кутьи  очень часто начиналось до семейной трапезы, с трех часов, «как зазвонят в церкви». Кроме самой кутьи, которую несли в чашечке или, реже, в стаканчике, со своей ложечкой носили  и пирожки. Все это завязывали в новый платок и с этим узелком вечерники отправлялись по станице. Кутью носили и дети, и взрослые. Они посещали, прежде всего, родственников: дедушек, бабушек, крестных родителей. В некоторых станицах круг посещаемых этим и ограничивался. Однако в большинстве станиц они обходили не только родственников, но и соседей, иногда по 20 - 30 дворов. «Вечерники» стучали в ворота, калитку, их впускали в дом. Принесший кутью здоровался и произносил обязательные, вариативные по форме, но стереотипные по содержанию слова: «Здрастуйтэ! Папа и мама прыслалы вам кутю», «...Папаша и мамаша прыслалы вэчэрю, а мы прыныслы». Гостей благодарили, усаживали за стол, и хозяева отведывали принесшие гостинцы, каждый член семьи должен был взять одну - три ложечки кутьи. Хозяева также брали пирожок (или даже все пирожки), а взамен съеденного, добавляли свое. Так поступали и в следующей семье.  Вечерников одаривали. Это могли быть кусок пирога, пирожки, сладости, мелкие деньги. Родственники, крестные родители делали подарки побогаче: ленты, косынки, рубашки, игрушки и т.п. Получив от хозяев вознаграждение, ритуал повторялся в следующем доме, семье.

                    Ритуал ношения кутьи действительно и значим, и многозначен. В нем заложена идея обновления, восстановления физического и, что важно, социального пространства, связей, которые, по традиционным представлениям, к концу года ослабевают, «изнашиваются».

1.3 Христославление.

             7 января, рано утром совершался ритуал   Христославления.  Христославили и в одиночку и, чаще, группами. Оно продолжалось до 10 - 12 часов дня, а затем наступало время застолий. В прошлом, в подавляющем большинстве станиц   Христославление являлось прерогативой «мужского пола»: мальчики, юноши, мужчины. Приоритетная роль мужского начала в этом обряде сохранилась во многих станицах и в наши дни.

            Участники этого обряда могли ходить со «звездой», в отдельных станицах с украшенной веткой с тремя отростками (тройчаткой, ряженкой, гильцом) или же деревянным крестом. Наиболее широко распространенным вариантом центрального символа являлась звезда, которую делали из обруча, обичайки сита, а лучи из веточек или палочек. «Звезда» могла быть восьми-, шести-, пяти-, четырехконечной. Могли ее делать и из фанеры (около метра в диаметре). В центре круга делали рамку, в которую, ставили иконку и зажженную свечу. Лучи и одну, «глухую», сторону звезды полностью обклеивали бумагой: красной, или лицевую сторону красной, а «глухую» зеленой. Её дополнительно могли украшать ленточками, цветами. В некоторых станицах верх «звезды», помимо прочих украшений, венчал венок. 

            Вошедшие в дом рождествовальщики начинали христославить. Поставив перед собой «звезду», обратившись в святой угол, на восток, участники исполняли соответствующие тексты: отрывки из тропаря,  кондака, ирмосы:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия   мирови свет разума,

В нем 6о звездам служащий, звездою учахуся.

Тебе кланятися  Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.

Господи, слава Тебе!»

            По окончании говорили: «Здрастуйте, з празднычком, с Рожеством Христовым!» Иногда исполняли «Многая лета!». Могли разыгрываться и достаточно сложные костюмированные сценки, сюжетно связанные с темой рождения Иисуса Христа. Рождествовалыщиков щедро одаривали колбасами, хлебом, пирожками, сладостями, мелкими деньгами. Не принять рождествовальщиков считалось большим грехом.

                                                          1.4  Колядование.

             Во второй половине дня 7 января, вечером и ночью дети, девушки и женщины начинали колядовать. В целом это универсальная для Кубани традиция. В некоторых станицах в этом обряде могли принимать участие едва ли не все: «…колядовали и девушки, и юноши, и вместе, и раздельно». Однако в большинстве станиц, колядующие (колядовщики) группировались «по полу и возрасту», но изначально доминирующая роль детей и «женского пола» в колядовании очевидна.

              Словесным признаком появления колядующих было обращение к хозяевам: «Пустить колядовать!»; «Благословите колядовать»; «Благословите нас зайти!».  

Сам обряд в прошлом чаще проходил вне дома: «Колядувалы у викна», «на святом углу». Текст колядок был разнообразным, в зависимости от возрастной группы участников.

Пример детских колядок:

Коляд, коляд, колядын,

Я у батька одын,

На плычи мишочок,

Дайтэ пирожочок,

А щуй мало, кусок сала,

А як шо - ковбасу.

              Колядки взрослых более разнообразны, но, в основном, за счет вариантов зачинов, различного отражения одних и тех же сюжетов, из жизни Иисуса Христа и вариативности концовок. В целом же они связаны с первым, земным периодом в жизни Спасителя: от чудесного рождения до распятия и воскрешения.

Христос Спаситель  в полночь родился.

В вертепе бедном Он поселился.

Вот над вертепом звезда сияет.

Христос Владыко, в Твой день рожденья

Подай всем людям Мир просвещенья!

     Колядующих, обязательно, щедро одаривали. Индивидуальное   колядование предполагало и индивидуальное использование даров. Если ходили группами, то делили подарки по окончанию колядования, или устраивали совместную трапезу.  Последнее, судя по всему, следует считать типичным. На Рождество, впрочем, как и на другие крупные годовые праздники, молодежь организовывала «складчину». Складчина могла происходить у кого-нибудь в доме, где жили одинокие или пожилые люди.                                  

Глава 2. Новый год.

            Новый год - это следующий не только крупный, но и весьма ответственный праздник зимнего цикла, включавший в себя целый ряд ритуалов. Некоторые из них повторяли рождественскую обрядность, другие были оригинальны и связаны именно с Новым годом.

            Новый год, точно так же как и Рождество Христово, содержит и реализует через конкретные обряды идею окончания, умирания старого со всеми его бедами и несчастьями, неудачами, и начала, рождения нового временного цикла, наполненного неизрасходованной энергией жизни. Причем если Рождество Христово - явление масштабное, эпохальное, но в большей степени антропосоциальное (рождение Спасителя, конкретного человека, народа, человечества), то Новый год - явление космическое. Это, по традиционным представлениям, рождение, обновление мира - космоса в целом. Более того, участником этого рождения, творения наступающего года являлся практически каждый человек, каждая семья. Об этом свидетельствуют новогодние обряды, продолжающие и очень часто дублирующие рождественскую обрядность. Об этом же свидетельствует и состав участников основных действий: дети, взрослые, мужчины, женщины.

              Значимость этого порубежного времени подтверждается не только большим количеством сложных обрядов и ритуалов, но и наличием представлений об особом статусе этого времени, приметами, запретами, характером приготовления к празднику.

              Во-первых, так же, как и на Рождество, к этому дню с особым тщанием готовили жилище: хату украшали особыми праздничными полотенцами, «на занавески по углам цепляли цветы».

               Вечер накануне Нового года почти во всех станицах называли щедрым. Представление о том, что каким будет первый, новогодний стол (обильным, разнообразным или скудным), таким он будет и весь год, диктовало особое отношение к пище: «На столе было все. Обязательно пекли специальную (новогоднюю, новую) хлебину». На Новый год готовили как можно больше блюд - чтобы год полный был. К праздничному столу все готовили «по старинке». Причём, это могло касаться не только состава блюд (свинина, баранина, колбасы, мясо, холодец, пирожки, пироги, сладкое и т.д.), но и самого приготовления: «в русской печи», «на русской печи».

               Конец старого года, который «провожали», и начало нового - это, как отмечалось ранее, время особенное. Многие «старались (в этот переходный момент) не спать и делать добро». Вместе с тем считалось, что под Новый год снятся вещие сны. Ввиду переходности, это время считалось подходящим и для гаданий. Речь идет не только о молодежных, девичьих гаданиях (о женитьбе, замужестве), но и гаданиях, приметах о жизни - смерти, о погоде и т.д.

                Под Новый год «проведывали родственников». Провожая уходящий год, стреляли. Традиция давняя и связанная с представлением, что это отпугивает «нечисть», беды, несчастья.

                 В полночь или в ночь на Новый год, но «до зари», «до рассвета» жгли костры. Места для этого, безусловно, ритуального, действия могли быть различными: жгли в саду, из соломы, которая лежала в хате на полу, жгли во дворах, на улицах, на перекрестках,  жгли на краю станицы. Собравшиеся к этому месту жители «пели, плясали и молились... Просили Бога, «…чтоб урожай был, шоб з голоду не поумирали». Через огонь прыгали дети, мальчики отдельно, девочки отдельно. Всем этим руководил главный – «старик или мужчина». Само действо в ряде станиц сохранило специальное название: «Мороза греть».

                           В это же время могли проводить и другой ритуал - «пугания», «цюканья», «подсекания» в саду фруктовых деревьев, не родивших в уходящем году. Хозяин, хозяйка либо просто слегка ударяли (один - три раза) топором по стволу дерева, или при этом приговаривали: «Ны будыш родыть, буду рубыть. Будыш родыть, ны буду рубыть».

                                                     2.1 Щедрование.

           Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов  с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома.

           Во многих станицах обряд совершался вечером, ночью под Новый год.           В других населенных пунктах - вечером в первый день Нового года. Во многих станицах Кубани обрядовые тексты во время щедрования были такие же, как на колядование. Основной контингент щедрующих - девушки, молодые женщины, девочки и, реже, мальчики. Вместе с тем в некоторых станицах, допускалось совместное щедрование парней и девушек, мужчин и женщин. Мужчины участвовали в обходах в качестве «михонош», «поводырив». Такой парень нес сумку, мешок с «наколядованным», т.с. дарами. Парня могли включать в состав щедрующих, переодев его в женскую одежду, накрасив лицо. Ему и имя давали женское. Участие парней в щедровании могло проявляться и в виде «шкоды». Девушки ходили щедровали, а парни ходили следом и могли снимать и заносить на другой край станицы калитки, ворота.

             Обходы, щедрование начинались примерно с 15 часов и могли продолжаться до 24 часов. На щедрование спрашивали разрешения у хозяев: «Пустить щидрувать!», «Можно вам пощедровать?». Обычно следовало разрешение, благословение на щедрование. Щедровальщиков пускали в дом, или же они пели под окном.  

Щидровочка, щидрувала,

До виконця прыпадала:

— Шо ты, тетка, напыкла,

Нысы нам до викна.

Шо ты, тетка, наварыла,

Нысы нам до барыла.

       По окончании исполнения щедровки поздравляли хозяев с праздником, высказывая благопожелания в простой форме или в виде шуткиприбаутки: «От стола - до порога, чтоб ваша семья была здорова! От стола - до пэчи, щоб ны болиды плэчи».  В ответ хозяева щедро одаривали щедрующих.        

2.2. Хождение с Мыланкой.

            Одновременно со щедрованием «мыланковалы/мсланковали», т.е. исполняли мыланки. Преимущественно участниками этого обряда являлись представительницы женского пола. Участие в обряде представителей мужского пола предполагалось, но далеко не всегда, в более сложных формах обряда, с участием двух персонажей - Мыланки и Васыля. Прообразами этих героев являются святая преподобная Мелания  Щедрая и святой Василий Великий. Мыланкой выбирали красивую, скромную девушку, одевали ее как можно красивее, делали ей венок из бумажных цветов и фату. Василя облачалив мужские порты, рубашку и головной убор. Подойдя ко двору, участники от калитки, ворот кричали хозяевам: «Пустить Мыланку». В отличие от прочих щедровальщиков, которых могли оставить петь «под окнами», «Мыланыку» пускали в дом. Щедрование сопровождалось обрядовой песней.

Мыланка ходыла,

Васылька просыла:

-Васылько мии батькоо,

Пусты мэнэ в хатку,

Я жито ны жала,

Золотый хрэст дыржала,

Золоту кадылныцю.

Кадитысся, люды,

До вас Хрыстос будэ!

А вы свички ставтэ,

А нам калач дайтэ!

2.3 Посевание.

                 Посевание — обряд, совершавшийся утром в первый день нового года и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. О значимости этого обряда свидетельствует тот факт, что посевальщиков «даже закликали» (зазывали). В посевании участвовали только представители мужского пола: мальчики, юноши, мужчины. «Женщинам не положено посыпать», «Девочкам посевать запрещалось». Такого рода предписание усиливалось и тем, что по традиции первым на Новый год, впрочем, так же как и на Рождество, Крещение, в дом должен войти мужчина.  

          К полуночи, с 13 на 14 января, заканчивался обряд щсдрованья, и поссвальщики могли приступать к обходу домов. Чаще  посевать начинали  на рассвете. Посевали пшеницей, кукурузой, горохом, семенами подсолнуха, ячменем, овсом, просом. Это могло быть зерно одного вида, или семена разных культур смешивали. Зерно носили в специальных сумках с лямкой (через плечо), в карманах, или даже, редкие случаи, в шерстяных носках.

           Посевали в основном в святой угол, на иконы, стол, но могли посовать и по всей комнате, обсыпать зерном хозяев. Зерно бросали правой рукой, вверх. Действие сопровождалось специальными словесными текстами, которые произносились речитативом.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

             Зерно после посевания собирали, хранили, а перед севом, посадкой огорода, его рассеивали по всей грядке   или относили это зерно к воротам, - «чтобы был урожай». Иногда собранное зерно ссыпали в решето, из которого кормили кур, чтобы хорошо неслись.

             В новогоднюю ночь и в первый день Нового года совершались и другие ритуалы. При этом также старались соблюдать обычаи, демонстрируя щедрость, гостеприимство. Провожая Старый и встречая Новый год, стреляли, -  выпроваживали прошлогодние беды. Встречать Новый год рекомендовалось с деньгами в кармане («весь год будут деньги водиться») и в обновке. Молодежь на Новый год, так же как и на Рождество и другие крупные праздники, «складывалась». Устраивали складчины и собирались компаниями по территориальному принципу - свой край, куток. Взрослые устраивали свои застолья, приглашая на них не только родственников, но и соседей, особенно одиноких, малоимущих.

               В ночь на Новый год, также как и на Рождество, Крещение, молодежь и взрослые гадали о замужестве /женитьбе, о видах на урожай, на погоду и т.п. А  вообще считалось, что с чего начнешь Новый год, как пройдет первый день, тем и будешь в основном заниматься в течение года, таким и будет весь год.

                                     Глава 3. Крещение Господне (19 января).

               Для Крещения характерно наличие компонентов рождественской и новогодней обрядности, но, в большей степени, уже под знаком окончательного (на год) установления связей, границ и перехода к иному ритму и образу жизни, к началу трудовой деятельности. Крещение собственно и завершает, замыкает зимний святочный цикл. Основными составляющими этого праздника являются навечерие Крещения (18 января) и собственно Крещение (19 января) являются следующие: голодная/бедная кутья (вечеря), проводы кутьи, первое и второе водосвятия, комплекс профилактических, охранительных и продуцирующих ритуалов, гадания.

               Крещенский стол был не менее обильным и разнообразным, чем новогодний. Однако накануне Крещения соблюдался строгий пост до окончания ночной службы в церкви («до воды»), которая заканчивалась примерно в два часа ночи первым водосвятием, или, в некоторых семьях, до появления «вечерней звезды», после чего можно было отведать кутьи.

3.1 Первое водосвятие

              Первое водосвятие проходило в рамках канонической церковной обрядности. С крещенской водой (и свечой) прихожане возвращались домой, и проводили целый ряд ритуалов.

           Все члены семьи отпивали немного воды, и далее следовали ритуалы окропления/кропления, закрещивания, ограждения членов семьи, дома, подворья, хозяйства от бед и несчастий. В ритуалах окропления и закрещивания в первую очередь принимал участие глава семьи, ему могли помогать дети, или старший мужчина (дедушка), или муж и жена. Воду наливали в чашку. Венчик для окропления делали или из сена из-под рождественской кутьи, или просто из сена.     С собой брали или специально испеченный хлеб, или пирожки, иногда хлеб и яйца. Во время окропления читали «Отче наш», либо проводивший этот ритуал человек каждый раз, брызгая водой «навхрэст», говорил: «Во имя Отца и Сына, и святого Духа!». Освящая домашний, скот могли использовать и дополнительные тексты: «Нечисть со двора, крест - в двор!»

               Одновременно с окроплением ставили мелом кресты. Тот, кто это делал, мог приговаривать: «Хто хрэстык пыснэ, той и пырога куснэ». Или же молча, откусывали кусочек пирожка, пирога, хлеба. Имеется и такого рода информация, что кресты ставят ночью, а окропляют после водосвятия. Окропляли всех и всё, так же и кресты ставили везде. Объяснения ритуальных действий сводятся к следующему: «Делается это от всякого..., от нечистой силы, болезней», «чтобы Господь  хранил от грозы», и т.п.  После завершения этих ритуалов семья садилась за праздничный стол.

3.2 Голодная/Бедна кутья.

            Голодная кутья только в связи с однодневным сроком и только по названию является таковой. К этому времени вновь готовили кутью, узвар. Когда кутья была готова, хозяин или хозяйка брали горшок с кашей из печи и со словами «пишла кутя на покутя» ставили его на сено в передний угол, «на покуть». Кутью ставили на сено «шоб ны голи буллы, шоб усэ було». Когда наступало время вечери/ужина, хозяин или хозяйка со словами «прышла кутя из покутя» переносили обрядовую еду на стол. После молитвы каждый член семьи, выпивал немного святой воды, брал одну-три ложки кутьи, и затем приступал к трапезе.  Обрядовая пища, в основном, состояла из кутьи,  борща или кулеша, вареников, пирожков с фасолью, чечевицей, маком.

                  После трапезы «голодную кутью» выпроваживали: «кыш, кутя с покутя, а узвар на базар». Выпроваживали не только кутю, но и Мороза, «всю нэчисть, веэ плохэ, шо накопылось за год». Провожая, выпроваживая, стреляли. Другие палками, скалками, а кто ухватами, лопатами, метлами стучали по окнам (ставням), калиткам, воротам, заборам.

           На Крещение, также как и на Рождество, Новый год, «женщине грешно до восхода солнца заходить в чужой дом», должен был первым прийти мужчина.

3.3. Иордань/Ордань/Йордань

         Иордань/Ордань/Йордань - второе водосвятие. Среди кубанских казаков бытовало представление о двух видах крещенской воды. Особыми качествами наделялась вода, набранная в реке в 12 часов ночи с 18 на 19 января. Считалось, что в полночь вода в реке останавливается, и в этот момент ее и следует набирать. Некоторые информаторы подчеркивали, что на Крещение, в полночь, вода не просто останавливается, а начинает течь в другую сторону.   Считалось также, что на Крещение «вся вода святая», т.е. она освящается самим фактом Крещения Иисуса Христа.

               Утром, в день праздника Крещения, до рассвета, часть жителей приходила в церковь, а оттуда вместе «со святостями», во главе со священником, отправлялись на реку.  Мужчины заранее вырубали крест изо льда. Форма креста - 4-х, 8-ми конечный. Как только священник опускал крест в воду, казаки стреляли из ружей, выпускали голубей. Сразу после освящения воды во многих станицах практиковалось купание. По возвращению домой в семьях мог повториться тот же ритуал, окропления дома святой водой, что и накануне. Оставшуюся святую воду сохраняли. По существующим представлениям она не портится год, пять, двадцать лет, поэтому её можно использовать, если будет необходимость.

Крещенской водой «лечили и коров и людей. Если сглазили, «наливаешь водички, кинул туда жару (уголек), прочитаешь молитву и пьешь воду с четырех сторон. Три раза потрошку хлебнешь, а эту выливаешь у святой угол». Этой же водой окропляли гроб, прежде чем положить туда умершего. Святочный калач, хлеб, который стоял в святом углу и который несли с собой при окроплении, «отдавали коровке».            

          Крещением заканчивалась череда зимних праздников и народных гуляний.

                  Все вышерассмотренные компоненты рождественско-крещенского комплекса в большей или меньшей степени характерны для кубанского казачества.

                                                      Исследование

            Изучив материал про зимние святки, мне стало интересно, знают ли в наше время жители станицы, какие обряды проводятся во время зимних праздников. Мне захотелось узнать, хотят ли наши жители, чтобы традиции связанные с этими веселыми праздниками сохранялись на Кубани.

            Проведя опрос жителей нашей станицы разного возраста, я получила следующие ответы:

1.Участвовали ли вы лично хоть в одном из обрядов связанных с зимними святками.

        Да, участвовал

        Нет, не участвовал

 

  1. Знаете ли вы, как и когда проводятся эти обряды?

                   

   

  Обряд -  Ношение кутьи

    Обряд -   Пение колядок

    Обряд -  Щедрование

    Обряд -   Посевание

    Не знают ни одного обряда

  1. Хотели бы вы, чтобы эти обряды сохранились на Кубани?

   

      Да хотел бы

      Нет не хотел, мне безразлично.

Заключение.

          Таким образом, можно сделать выводы, что  в наше время   пока еще помнят о том, как проходили зимние святки в былые времена. Но молодое поколение уже меньше знает об обычаях и ритуалах зимних праздников. Ещё меньше участвует в них и многие не заинтересованы в том, чтобы традиции передавались следующим поколениям. А жаль. Ведь зимние праздники объединяют поколения, учат уважению старших, помогать бедным и заботиться об одиноких.   Традиции и обычаи – это неотъемлемая составляющая благополучия народа.

          Приобщение подрастающего поколения с детства к традициям и обычаям как народным так и семейным прививает им важность семейных ценностей, учит уважению к своему народу, стране, воспитывает патриотизм. Родители в обязательном порядке должны рассказывать детям о «корнях». Для этого необходимо посещать музеи, знакомиться с народным творчеством. В детских садах, школах и культурных центрах устраивать различные тематические мероприятия, разыгрывать с педагогами национальные сюжеты.

              Если национальная культура будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории, мы сможем её сохранить. Человек должен гордиться своим родом и происхождением. Только человек, который чувствует связь с предками, сможет твердо стоять на ногах и ощущать уверенность в собственных силах. Только тогда у него сформируется правильная гражданская позиция, и он сможет стать достойным гражданином своей страны.

                   Народные праздники и обряды являются одним из наиболее важных и социально значимых компонентов традиционной культуры и играют важную воспитательную роль в жизни общества, раскрывают мировозренческие, нравственные, эстетические нормы общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимние святки и русские народные подвижные игры

Познавательная информация о зимних святках. Святочные праздники. Русские народные подвижные игры....

"Гуляют ребятки в зимние святки"

Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам....

"Гуляют ребятки в зимние Святки"

Конспект развлечения для старших дошкольников...