Зимние Святки на Кубани
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_svyatki_na_kubani_1.docx | 93.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАДОУ№15станицы Родниковской Курганинского района Краснодарского края
Зимние Святки на Кубани
Автор проекта: Катышева Н.А.
2021-2022 уч. год
Пояснительная записка
Актуальность работы диктуется в первую очередь характерным для современного этапа интересом к истории и культуре кубанского казачества, истории Кубани.
В настоящее время возращение к истокам, самобытности, традициям является важным и актуальным направление жизни кубанского общества.
Главная задача современного общества – это сохранение народных традиций и обычаев, их возрождение и создание новых традиций.
Приступая к работе по сбору и описанию поискового материала, мы выдвинули следующую гипотезу: праздники святочного комплекса - одни из наиболее значимых праздников православия, с которыми связаны народные обычаи и традиции, которые сохранились до наших дней, благодаря вере и бережному отношению к опыту предков. Старые традиции и обычаи возрождаются и возникают новые.
Объектом исследования выступают праздники Рождество Христово, Новый год и Крещение Господне.
Предметом исследования является информация об этих праздниках, полученная из воспоминаний жителей станицы Родниковской, материалов исследований Н.И. Бондаря, Интернет-источников, посещения районного историко-краеведческого музея, школьного музея.
Целью данной работы является изучение народных традиций и обычаев празднования зимних святок на Кубани.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- изучить историю праздников;
- узнать о традициях обычаях празднования святок на Кубани;
- осмыслить ценности, которые несут праздники святочного комплекса;
- проанализировать мнение родителей об этих праздниках.
Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования: знакомство с литературными источниками, встречи со старожилами станицы, посещение районного историко-краеведческого музея, , учреждений культуры, мероприятий, проводимых учреждениями культуры, наблюдение, оценочное суждение, предположение, сравнение, анкетирование и измерение.
Содержание
Введение
Глава 1.Рождество Христово
- Вечеря / вэчэря /, ужин.
- Обряд ношения кутьи
- Христославление
- Колядование
Глава 2. Новый год
- Обряд щедрования
- Хождение с Мыланкой
- Обряд посевания
Глава 3. Крещение
3.1. Первое водосвятие
3.2. Голадная/бедна кутья
3.3. Иордань/Ордань/ Йордань
Исследование
Заключение
Введение
Одними из самых любимых и весёлых праздников на Руси издавна считаются Святки. Период, начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господня включительно 19 января, называется Святки.
История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.
Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.
Несмотря на то, что Святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Христианская вера и языческие ритуалы тесно переплелись между собой.
Традиции, связанные с зимними святками передавались из поколения в поколение. В разных уголках страны праздничные обряды проводились по разному, в соответствии с местными традициями, но при этом соблюдались общие «законы праздника». Даже на Кубани в разных станицах можно увидеть различия в праздновании зимних святок.
Глава 1. Рождество Христово.
Фактически праздник охватывает 6 января – навечерие Рождества Христова и 7 января (собственно Рождество). Две части этого праздника имеют существенные отличия. Навечерие Рождества - это последний день Филипповского поста, и в этот день особо строго соблюдались запреты и предписания. Седьмого они уже снимались, что, безусловно, влияло не только на состав пищи, но и на поведенческую культуру.
Основными ритуально значимыми событиями Рождества являлись: приготовление обрядовых блюд, прежде всего, кути (кутьи) и взвара (узвара); ношение кутьи; христославление, колядование и некоторые другие (например, гадания).
Появление «вечерней звезды» 6 января и являлось точкой отсчета Рождества и праздничного времени.
Приготовления к празднику начинались задолго до праздника. Мыли, чистили, подбеливали хату, готовили праздничные скатерти и полотенца. Стены, углы жилища украшали бумажными цветами. По возможности, члены семьи к празднику готовили «обновку» (новое платье, юбку, рубаху).
Сохранились разные названия вечера накануне Рождества: сочельник, святой вечер, вэчэря, богата кутья.
Название богатая кутья связывали с рождением Иисуса Христа: «Богатая кутья, потому что нашелся (родился) Христос». Однако рождение Иисуса Христа совмещалось с представлением о рождении Нового года, нового времени.
Представление о том, что изобилие в начале обеспечивает и сохраняет это состояние в течение всего года, требовало изобильного и разнообразного стола. Рождественский стол таковым и был. Точнее можно говорить о двух столах. К Рождеству резали кабана, барашка, гусей, готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной начинкой, сало и жареное мясо. Готовили и сладкие пироги с абрикосами, вишней, грушами, яблоками. Однако, несмотря на такое изобилие и разнообразие, стол накануне Рождества должен был быть постным. Для вечера предназначались блюда из картошки, фасоли, капусты, моченые и соленые овощи.
Помимо общераспространенных блюд в некоторых станицах готовили дополнительные или особые. Варили кулагу, кашу из пшеничной муки с добавлением сушеных груш, калины. Пекли корёжинки и сакрестие. Корёжинки сворачивали в виде улитки, делали голову, глазки из семечек и рот из зерен кукурузы. В одну или в несколько запекали мелкие деньги. Тот из членов семьи, кому доставалась корёженка с монетой, считался счастливым и получал подарок. Сакрестия - специальные булочки, на которые сверху прикалывали крестики из теста. В других станицах пекли сгибушек Спасителя (в виде конверта). Эту выпечку, да и обычный хлеб с рождественского стола, хранили в святом углу до Крещенья, а затем скармливали скоту.
Центральными обрядовыми блюдами на этот праздник являлись кутья и узвар. Кутья́ (коливо, канун, сочиво) — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, маком. Узвар – компот из сухофруктов. Приготовлением кутьи занималась хозяйка, мать. Ей могла помогать дочь, перенимая, усваивая необходимые навыки.
После того как кутья и узвар были готовы, совершался ритуал переноса кутьи в святой / красный угол, «на покуть». В святом углу на столе еще до восхода солнца стелили немного сена или соломы. Также, в святом углу, на покути, могли находиться специальный обрядовый хлеб, просто хлеб, соль, пригоршня зерна.
Помимо святого угла, особо выделялась еще одна часть внутреннего пространства жилища - стол. В основном рождественский стол должен был быть накрыт уже к утру или, по крайней мере, в первой половине дня. Стол «не должен быть голым», непокрытым скатертью, «чтобы не было в доме голо», т.е. пусто. Под скатерть могли также стелить сено или, реже, солому и сыпать зерно
На стол, помимо еды, ставили икону, свечу или лампаду. В некоторых семьях стояла и веточка освященной вербы.
1.1 Вечеря / вэчэря /, ужин.
С появлением вечерней звезды обрядовую пищу (кутью, узвар) переносили на стол. На праздник собиралась вся семья: родители, дети, в т. ч. женатые и замужние. Также приглашали одиноких соседей. Перед началом трапезы глава семейства или старший в семье произносил молитву «Отче наш». Узвар и пищу в целом окропляли святой водой. Во многих станицах именно на Рождественскую вечерю звали Мороза. Подходили к окну и кликали:«Мороз, Мороз, иди к нам кутю есть. Нэ морозь мэнэ и наше хозяйство». Это произносилось три раза, а кто-либо за столом говорил: «Дай, Господи, всего! Чтоб Господь послал!».
После молитвы и кликанья Мороза, отец, глава семьи, старший разговлялся первым. Он брал 1 - 3 ложки кутьи, запивал узваром. Если нс было главы, хозяина семьи, то в его роли выступала мать, старшая женщина. Далее, каждый из присутствующих на вечере должен был вначале отведать кутью и озвар, а затем уже приступали к еде. Окончание рождественской, а точнее предрождественской вечери могло завершаться ритуалом «проводов кути», «проводов Мороза».
1.2 Обряд ношения кутьи.
Одним из важных ритуалов в составе рождественской обрядности - ношение кутьи. Собственно ношение кутьи очень часто начиналось до семейной трапезы, с трех часов, «как зазвонят в церкви». Кроме самой кутьи, которую несли в чашечке или, реже, в стаканчике, со своей ложечкой носили и пирожки. Все это завязывали в новый платок и с этим узелком вечерники отправлялись по станице. Кутью носили и дети, и взрослые. Они посещали, прежде всего, родственников: дедушек, бабушек, крестных родителей. В некоторых станицах круг посещаемых этим и ограничивался. Однако в большинстве станиц они обходили не только родственников, но и соседей, иногда по 20 - 30 дворов. «Вечерники» стучали в ворота, калитку, их впускали в дом. Принесший кутью здоровался и произносил обязательные, вариативные по форме, но стереотипные по содержанию слова: «Здрастуйтэ! Папа и мама прыслалы вам кутю», «...Папаша и мамаша прыслалы вэчэрю, а мы прыныслы». Гостей благодарили, усаживали за стол, и хозяева отведывали принесшие гостинцы, каждый член семьи должен был взять одну - три ложечки кутьи. Хозяева также брали пирожок (или даже все пирожки), а взамен съеденного, добавляли свое. Так поступали и в следующей семье. Вечерников одаривали. Это могли быть кусок пирога, пирожки, сладости, мелкие деньги. Родственники, крестные родители делали подарки побогаче: ленты, косынки, рубашки, игрушки и т.п. Получив от хозяев вознаграждение, ритуал повторялся в следующем доме, семье.
Ритуал ношения кутьи действительно и значим, и многозначен. В нем заложена идея обновления, восстановления физического и, что важно, социального пространства, связей, которые, по традиционным представлениям, к концу года ослабевают, «изнашиваются».
1.3 Христославление.
7 января, рано утром совершался ритуал Христославления. Христославили и в одиночку и, чаще, группами. Оно продолжалось до 10 - 12 часов дня, а затем наступало время застолий. В прошлом, в подавляющем большинстве станиц Христославление являлось прерогативой «мужского пола»: мальчики, юноши, мужчины. Приоритетная роль мужского начала в этом обряде сохранилась во многих станицах и в наши дни.
Участники этого обряда могли ходить со «звездой», в отдельных станицах с украшенной веткой с тремя отростками (тройчаткой, ряженкой, гильцом) или же деревянным крестом. Наиболее широко распространенным вариантом центрального символа являлась звезда, которую делали из обруча, обичайки сита, а лучи из веточек или палочек. «Звезда» могла быть восьми-, шести-, пяти-, четырехконечной. Могли ее делать и из фанеры (около метра в диаметре). В центре круга делали рамку, в которую, ставили иконку и зажженную свечу. Лучи и одну, «глухую», сторону звезды полностью обклеивали бумагой: красной, или лицевую сторону красной, а «глухую» зеленой. Её дополнительно могли украшать ленточками, цветами. В некоторых станицах верх «звезды», помимо прочих украшений, венчал венок.
Вошедшие в дом рождествовальщики начинали христославить. Поставив перед собой «звезду», обратившись в святой угол, на восток, участники исполняли соответствующие тексты: отрывки из тропаря, кондака, ирмосы:
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума,
В нем 6о звездам служащий, звездою учахуся.
Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!»
По окончании говорили: «Здрастуйте, з празднычком, с Рожеством Христовым!» Иногда исполняли «Многая лета!». Могли разыгрываться и достаточно сложные костюмированные сценки, сюжетно связанные с темой рождения Иисуса Христа. Рождествовалыщиков щедро одаривали колбасами, хлебом, пирожками, сладостями, мелкими деньгами. Не принять рождествовальщиков считалось большим грехом.
1.4 Колядование.
Во второй половине дня 7 января, вечером и ночью дети, девушки и женщины начинали колядовать. В целом это универсальная для Кубани традиция. В некоторых станицах в этом обряде могли принимать участие едва ли не все: «…колядовали и девушки, и юноши, и вместе, и раздельно». Однако в большинстве станиц, колядующие (колядовщики) группировались «по полу и возрасту», но изначально доминирующая роль детей и «женского пола» в колядовании очевидна.
Словесным признаком появления колядующих было обращение к хозяевам: «Пустить колядовать!»; «Благословите колядовать»; «Благословите нас зайти!».
Сам обряд в прошлом чаще проходил вне дома: «Колядувалы у викна», «на святом углу». Текст колядок был разнообразным, в зависимости от возрастной группы участников.
Пример детских колядок:
Коляд, коляд, колядын,
Я у батька одын,
На плычи мишочок,
Дайтэ пирожочок,
А щуй мало, кусок сала,
А як шо - ковбасу.
Колядки взрослых более разнообразны, но, в основном, за счет вариантов зачинов, различного отражения одних и тех же сюжетов, из жизни Иисуса Христа и вариативности концовок. В целом же они связаны с первым, земным периодом в жизни Спасителя: от чудесного рождения до распятия и воскрешения.
Христос Спаситель в полночь родился.
В вертепе бедном Он поселился.
Вот над вертепом звезда сияет.
Христос Владыко, в Твой день рожденья
Подай всем людям Мир просвещенья!
Колядующих, обязательно, щедро одаривали. Индивидуальное колядование предполагало и индивидуальное использование даров. Если ходили группами, то делили подарки по окончанию колядования, или устраивали совместную трапезу. Последнее, судя по всему, следует считать типичным. На Рождество, впрочем, как и на другие крупные годовые праздники, молодежь организовывала «складчину». Складчина могла происходить у кого-нибудь в доме, где жили одинокие или пожилые люди.
Глава 2. Новый год.
Новый год - это следующий не только крупный, но и весьма ответственный праздник зимнего цикла, включавший в себя целый ряд ритуалов. Некоторые из них повторяли рождественскую обрядность, другие были оригинальны и связаны именно с Новым годом.
Новый год, точно так же как и Рождество Христово, содержит и реализует через конкретные обряды идею окончания, умирания старого со всеми его бедами и несчастьями, неудачами, и начала, рождения нового временного цикла, наполненного неизрасходованной энергией жизни. Причем если Рождество Христово - явление масштабное, эпохальное, но в большей степени антропосоциальное (рождение Спасителя, конкретного человека, народа, человечества), то Новый год - явление космическое. Это, по традиционным представлениям, рождение, обновление мира - космоса в целом. Более того, участником этого рождения, творения наступающего года являлся практически каждый человек, каждая семья. Об этом свидетельствуют новогодние обряды, продолжающие и очень часто дублирующие рождественскую обрядность. Об этом же свидетельствует и состав участников основных действий: дети, взрослые, мужчины, женщины.
Значимость этого порубежного времени подтверждается не только большим количеством сложных обрядов и ритуалов, но и наличием представлений об особом статусе этого времени, приметами, запретами, характером приготовления к празднику.
Во-первых, так же, как и на Рождество, к этому дню с особым тщанием готовили жилище: хату украшали особыми праздничными полотенцами, «на занавески по углам цепляли цветы».
Вечер накануне Нового года почти во всех станицах называли щедрым. Представление о том, что каким будет первый, новогодний стол (обильным, разнообразным или скудным), таким он будет и весь год, диктовало особое отношение к пище: «На столе было все. Обязательно пекли специальную (новогоднюю, новую) хлебину». На Новый год готовили как можно больше блюд - чтобы год полный был. К праздничному столу все готовили «по старинке». Причём, это могло касаться не только состава блюд (свинина, баранина, колбасы, мясо, холодец, пирожки, пироги, сладкое и т.д.), но и самого приготовления: «в русской печи», «на русской печи».
Конец старого года, который «провожали», и начало нового - это, как отмечалось ранее, время особенное. Многие «старались (в этот переходный момент) не спать и делать добро». Вместе с тем считалось, что под Новый год снятся вещие сны. Ввиду переходности, это время считалось подходящим и для гаданий. Речь идет не только о молодежных, девичьих гаданиях (о женитьбе, замужестве), но и гаданиях, приметах о жизни - смерти, о погоде и т.д.
Под Новый год «проведывали родственников». Провожая уходящий год, стреляли. Традиция давняя и связанная с представлением, что это отпугивает «нечисть», беды, несчастья.
В полночь или в ночь на Новый год, но «до зари», «до рассвета» жгли костры. Места для этого, безусловно, ритуального, действия могли быть различными: жгли в саду, из соломы, которая лежала в хате на полу, жгли во дворах, на улицах, на перекрестках, жгли на краю станицы. Собравшиеся к этому месту жители «пели, плясали и молились... Просили Бога, «…чтоб урожай был, шоб з голоду не поумирали». Через огонь прыгали дети, мальчики отдельно, девочки отдельно. Всем этим руководил главный – «старик или мужчина». Само действо в ряде станиц сохранило специальное название: «Мороза греть».
В это же время могли проводить и другой ритуал - «пугания», «цюканья», «подсекания» в саду фруктовых деревьев, не родивших в уходящем году. Хозяин, хозяйка либо просто слегка ударяли (один - три раза) топором по стволу дерева, или при этом приговаривали: «Ны будыш родыть, буду рубыть. Будыш родыть, ны буду рубыть».
2.1 Щедрование.
Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома.
Во многих станицах обряд совершался вечером, ночью под Новый год. В других населенных пунктах - вечером в первый день Нового года. Во многих станицах Кубани обрядовые тексты во время щедрования были такие же, как на колядование. Основной контингент щедрующих - девушки, молодые женщины, девочки и, реже, мальчики. Вместе с тем в некоторых станицах, допускалось совместное щедрование парней и девушек, мужчин и женщин. Мужчины участвовали в обходах в качестве «михонош», «поводырив». Такой парень нес сумку, мешок с «наколядованным», т.с. дарами. Парня могли включать в состав щедрующих, переодев его в женскую одежду, накрасив лицо. Ему и имя давали женское. Участие парней в щедровании могло проявляться и в виде «шкоды». Девушки ходили щедровали, а парни ходили следом и могли снимать и заносить на другой край станицы калитки, ворота.
Обходы, щедрование начинались примерно с 15 часов и могли продолжаться до 24 часов. На щедрование спрашивали разрешения у хозяев: «Пустить щидрувать!», «Можно вам пощедровать?». Обычно следовало разрешение, благословение на щедрование. Щедровальщиков пускали в дом, или же они пели под окном.
Щидровочка, щидрувала,
До виконця прыпадала:
— Шо ты, тетка, напыкла,
Нысы нам до викна.
Шо ты, тетка, наварыла,
Нысы нам до барыла.
По окончании исполнения щедровки поздравляли хозяев с праздником, высказывая благопожелания в простой форме или в виде шуткиприбаутки: «От стола - до порога, чтоб ваша семья была здорова! От стола - до пэчи, щоб ны болиды плэчи». В ответ хозяева щедро одаривали щедрующих.
2.2. Хождение с Мыланкой.
Одновременно со щедрованием «мыланковалы/мсланковали», т.е. исполняли мыланки. Преимущественно участниками этого обряда являлись представительницы женского пола. Участие в обряде представителей мужского пола предполагалось, но далеко не всегда, в более сложных формах обряда, с участием двух персонажей - Мыланки и Васыля. Прообразами этих героев являются святая преподобная Мелания Щедрая и святой Василий Великий. Мыланкой выбирали красивую, скромную девушку, одевали ее как можно красивее, делали ей венок из бумажных цветов и фату. Василя облачалив мужские порты, рубашку и головной убор. Подойдя ко двору, участники от калитки, ворот кричали хозяевам: «Пустить Мыланку». В отличие от прочих щедровальщиков, которых могли оставить петь «под окнами», «Мыланыку» пускали в дом. Щедрование сопровождалось обрядовой песней.
Мыланка ходыла,
Васылька просыла:
-Васылько мии батькоо,
Пусты мэнэ в хатку,
Я жито ны жала,
Золотый хрэст дыржала,
Золоту кадылныцю.
Кадитысся, люды,
До вас Хрыстос будэ!
А вы свички ставтэ,
А нам калач дайтэ!
2.3 Посевание.
Посевание — обряд, совершавшийся утром в первый день нового года и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. О значимости этого обряда свидетельствует тот факт, что посевальщиков «даже закликали» (зазывали). В посевании участвовали только представители мужского пола: мальчики, юноши, мужчины. «Женщинам не положено посыпать», «Девочкам посевать запрещалось». Такого рода предписание усиливалось и тем, что по традиции первым на Новый год, впрочем, так же как и на Рождество, Крещение, в дом должен войти мужчина.
К полуночи, с 13 на 14 января, заканчивался обряд щсдрованья, и поссвальщики могли приступать к обходу домов. Чаще посевать начинали на рассвете. Посевали пшеницей, кукурузой, горохом, семенами подсолнуха, ячменем, овсом, просом. Это могло быть зерно одного вида, или семена разных культур смешивали. Зерно носили в специальных сумках с лямкой (через плечо), в карманах, или даже, редкие случаи, в шерстяных носках.
Посевали в основном в святой угол, на иконы, стол, но могли посовать и по всей комнате, обсыпать зерном хозяев. Зерно бросали правой рукой, вверх. Действие сопровождалось специальными словесными текстами, которые произносились речитативом.
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Зерно после посевания собирали, хранили, а перед севом, посадкой огорода, его рассеивали по всей грядке или относили это зерно к воротам, - «чтобы был урожай». Иногда собранное зерно ссыпали в решето, из которого кормили кур, чтобы хорошо неслись.
В новогоднюю ночь и в первый день Нового года совершались и другие ритуалы. При этом также старались соблюдать обычаи, демонстрируя щедрость, гостеприимство. Провожая Старый и встречая Новый год, стреляли, - выпроваживали прошлогодние беды. Встречать Новый год рекомендовалось с деньгами в кармане («весь год будут деньги водиться») и в обновке. Молодежь на Новый год, так же как и на Рождество и другие крупные праздники, «складывалась». Устраивали складчины и собирались компаниями по территориальному принципу - свой край, куток. Взрослые устраивали свои застолья, приглашая на них не только родственников, но и соседей, особенно одиноких, малоимущих.
В ночь на Новый год, также как и на Рождество, Крещение, молодежь и взрослые гадали о замужестве /женитьбе, о видах на урожай, на погоду и т.п. А вообще считалось, что с чего начнешь Новый год, как пройдет первый день, тем и будешь в основном заниматься в течение года, таким и будет весь год.
Глава 3. Крещение Господне (19 января).
Для Крещения характерно наличие компонентов рождественской и новогодней обрядности, но, в большей степени, уже под знаком окончательного (на год) установления связей, границ и перехода к иному ритму и образу жизни, к началу трудовой деятельности. Крещение собственно и завершает, замыкает зимний святочный цикл. Основными составляющими этого праздника являются навечерие Крещения (18 января) и собственно Крещение (19 января) являются следующие: голодная/бедная кутья (вечеря), проводы кутьи, первое и второе водосвятия, комплекс профилактических, охранительных и продуцирующих ритуалов, гадания.
Крещенский стол был не менее обильным и разнообразным, чем новогодний. Однако накануне Крещения соблюдался строгий пост до окончания ночной службы в церкви («до воды»), которая заканчивалась примерно в два часа ночи первым водосвятием, или, в некоторых семьях, до появления «вечерней звезды», после чего можно было отведать кутьи.
3.1 Первое водосвятие
Первое водосвятие проходило в рамках канонической церковной обрядности. С крещенской водой (и свечой) прихожане возвращались домой, и проводили целый ряд ритуалов.
Все члены семьи отпивали немного воды, и далее следовали ритуалы окропления/кропления, закрещивания, ограждения членов семьи, дома, подворья, хозяйства от бед и несчастий. В ритуалах окропления и закрещивания в первую очередь принимал участие глава семьи, ему могли помогать дети, или старший мужчина (дедушка), или муж и жена. Воду наливали в чашку. Венчик для окропления делали или из сена из-под рождественской кутьи, или просто из сена. С собой брали или специально испеченный хлеб, или пирожки, иногда хлеб и яйца. Во время окропления читали «Отче наш», либо проводивший этот ритуал человек каждый раз, брызгая водой «навхрэст», говорил: «Во имя Отца и Сына, и святого Духа!». Освящая домашний, скот могли использовать и дополнительные тексты: «Нечисть со двора, крест - в двор!»
Одновременно с окроплением ставили мелом кресты. Тот, кто это делал, мог приговаривать: «Хто хрэстык пыснэ, той и пырога куснэ». Или же молча, откусывали кусочек пирожка, пирога, хлеба. Имеется и такого рода информация, что кресты ставят ночью, а окропляют после водосвятия. Окропляли всех и всё, так же и кресты ставили везде. Объяснения ритуальных действий сводятся к следующему: «Делается это от всякого..., от нечистой силы, болезней», «чтобы Господь хранил от грозы», и т.п. После завершения этих ритуалов семья садилась за праздничный стол.
3.2 Голодная/Бедна кутья.
Голодная кутья только в связи с однодневным сроком и только по названию является таковой. К этому времени вновь готовили кутью, узвар. Когда кутья была готова, хозяин или хозяйка брали горшок с кашей из печи и со словами «пишла кутя на покутя» ставили его на сено в передний угол, «на покуть». Кутью ставили на сено «шоб ны голи буллы, шоб усэ було». Когда наступало время вечери/ужина, хозяин или хозяйка со словами «прышла кутя из покутя» переносили обрядовую еду на стол. После молитвы каждый член семьи, выпивал немного святой воды, брал одну-три ложки кутьи, и затем приступал к трапезе. Обрядовая пища, в основном, состояла из кутьи, борща или кулеша, вареников, пирожков с фасолью, чечевицей, маком.
После трапезы «голодную кутью» выпроваживали: «кыш, кутя с покутя, а узвар на базар». Выпроваживали не только кутю, но и Мороза, «всю нэчисть, веэ плохэ, шо накопылось за год». Провожая, выпроваживая, стреляли. Другие палками, скалками, а кто ухватами, лопатами, метлами стучали по окнам (ставням), калиткам, воротам, заборам.
На Крещение, также как и на Рождество, Новый год, «женщине грешно до восхода солнца заходить в чужой дом», должен был первым прийти мужчина.
3.3. Иордань/Ордань/Йордань
Иордань/Ордань/Йордань - второе водосвятие. Среди кубанских казаков бытовало представление о двух видах крещенской воды. Особыми качествами наделялась вода, набранная в реке в 12 часов ночи с 18 на 19 января. Считалось, что в полночь вода в реке останавливается, и в этот момент ее и следует набирать. Некоторые информаторы подчеркивали, что на Крещение, в полночь, вода не просто останавливается, а начинает течь в другую сторону. Считалось также, что на Крещение «вся вода святая», т.е. она освящается самим фактом Крещения Иисуса Христа.
Утром, в день праздника Крещения, до рассвета, часть жителей приходила в церковь, а оттуда вместе «со святостями», во главе со священником, отправлялись на реку. Мужчины заранее вырубали крест изо льда. Форма креста - 4-х, 8-ми конечный. Как только священник опускал крест в воду, казаки стреляли из ружей, выпускали голубей. Сразу после освящения воды во многих станицах практиковалось купание. По возвращению домой в семьях мог повториться тот же ритуал, окропления дома святой водой, что и накануне. Оставшуюся святую воду сохраняли. По существующим представлениям она не портится год, пять, двадцать лет, поэтому её можно использовать, если будет необходимость.
Крещенской водой «лечили и коров и людей. Если сглазили, «наливаешь водички, кинул туда жару (уголек), прочитаешь молитву и пьешь воду с четырех сторон. Три раза потрошку хлебнешь, а эту выливаешь у святой угол». Этой же водой окропляли гроб, прежде чем положить туда умершего. Святочный калач, хлеб, который стоял в святом углу и который несли с собой при окроплении, «отдавали коровке».
Крещением заканчивалась череда зимних праздников и народных гуляний.
Все вышерассмотренные компоненты рождественско-крещенского комплекса в большей или меньшей степени характерны для кубанского казачества.
Исследование
Изучив материал про зимние святки, мне стало интересно, знают ли в наше время жители станицы, какие обряды проводятся во время зимних праздников. Мне захотелось узнать, хотят ли наши жители, чтобы традиции связанные с этими веселыми праздниками сохранялись на Кубани.
Проведя опрос жителей нашей станицы разного возраста, я получила следующие ответы:
1.Участвовали ли вы лично хоть в одном из обрядов связанных с зимними святками.
Да, участвовал
Нет, не участвовал
- Знаете ли вы, как и когда проводятся эти обряды?
Обряд - Ношение кутьи
Обряд - Пение колядок
Обряд - Щедрование
Обряд - Посевание
Не знают ни одного обряда
- Хотели бы вы, чтобы эти обряды сохранились на Кубани?
Да хотел бы
Нет не хотел, мне безразлично.
Заключение.
Таким образом, можно сделать выводы, что в наше время пока еще помнят о том, как проходили зимние святки в былые времена. Но молодое поколение уже меньше знает об обычаях и ритуалах зимних праздников. Ещё меньше участвует в них и многие не заинтересованы в том, чтобы традиции передавались следующим поколениям. А жаль. Ведь зимние праздники объединяют поколения, учат уважению старших, помогать бедным и заботиться об одиноких. Традиции и обычаи – это неотъемлемая составляющая благополучия народа.
Приобщение подрастающего поколения с детства к традициям и обычаям как народным так и семейным прививает им важность семейных ценностей, учит уважению к своему народу, стране, воспитывает патриотизм. Родители в обязательном порядке должны рассказывать детям о «корнях». Для этого необходимо посещать музеи, знакомиться с народным творчеством. В детских садах, школах и культурных центрах устраивать различные тематические мероприятия, разыгрывать с педагогами национальные сюжеты.
Если национальная культура будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории, мы сможем её сохранить. Человек должен гордиться своим родом и происхождением. Только человек, который чувствует связь с предками, сможет твердо стоять на ногах и ощущать уверенность в собственных силах. Только тогда у него сформируется правильная гражданская позиция, и он сможет стать достойным гражданином своей страны.
Народные праздники и обряды являются одним из наиболее важных и социально значимых компонентов традиционной культуры и играют важную воспитательную роль в жизни общества, раскрывают мировозренческие, нравственные, эстетические нормы общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гуляют ребятки в зимние Святки"
Конспект занятия....
Зимние святки и русские народные подвижные игры
Познавательная информация о зимних святках. Святочные праздники. Русские народные подвижные игры....
"Гуляют ребятки в зимние святки"
Эта форма колядок, когда дети старшей и подготовительной группы идут по детскому саду из группы в группу, и разыгрывают различные ситуации - сценки обряда колядования, очень нравится ребятам....
"Гуляют ребятки в зимние Святки"
Конспект развлечения для старших дошкольников...
Конспект игрового досуга в рамках проведения недели зимних игр и забав: «Играют ребятки в зимние Святки» (подготовительная группа)
Знакомство детей с обычиями и традициями празднования на Руси Святочной недели....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние святки, святки-колядки"
Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси....
«Гуляют ребятки в зимние Святки». Сценарий зимнего развлечения для младших и средних групп
Сценарий зимнего развлечения для младших и средних групп...