Проект «Концепция образа жизни в стиле хюгге»
проект

Рыбакова Евгения Николаевна

 

Актуальность темы:

«Воспитывает все вещи, явления,

но прежде всего и

дольше всего – люди.

Из них на первом месте –

родители и педагоги»

А.С.Макаренко

 

Родители являются главным звеном в процессе воспитания и образования. Поддержка и понимание с их стороны позволяет воспитателям достичь гораздо лучших результатов. И если мы действуем сообща, и родители принимают непосредственное участие в жизнедеятельности ребенка в саду, это один из главных показателей компетентности педагога.

 

Поэтому работа с родителями, а в данном случае непосредственное их участие в проекте «Жизнь по хюгге» ( в различных формах и проявлениях) – это не только актуально, но и гарантия психологического комфорта, результативности, как для ребенка, так и для воспитателя.

 

Новизна темы:

Сама концепция счастья по хюгге является для нас новомодным явлением. Хотя сам стиль это истины, на которых держится вся наша жизнь.

Но с помощью этой философии мы в состоянии донести до родителей информацию, которую они порой не слышат или не желают слышать.

 

Объяснить им, что они являются главными участниками в процессе воспитания, даже, если ребенок прибывают в детском саду.

Показать родителям, как дети нуждаются во внимании с их стороны  и какие это дает это положительные результаты.

 

А именно, стабилизируется психо-эмоциональное  состояние (приподнятое, бодрое настроение, повышенная работоспособность, хороший сон и аппетит, положительная динамика развития во всех областях деятельности).

А главное, наш проект не имеет возрастных ограничений и не требует финансовых затрат.

 

Задачи:

  1. Опираясь на длительное общение и наблюдение за семьями воспитанников, выявить семьи, которые  придерживаются основных понятий хюгге.

  2. Разъяснить само понятие жизни по хюгге родителям.

  3. Создать материально-техническое обеспечение в рамках проекта.

  4. Работа в рамках проекта направлена на:

      * устойчивое психо-эмциональное состояние ребенка (как в детском саду, так и в семье)

     *умение налаживать межличностные отношения

     *сплочение коллектива, исходя из интересов каждой семьи.

Предполагаемый результат:

У детей:

  • устойчивое бодрое состояние

  • доминирование положительных эмоций

  • высокий физический тонус

  • отсутствие тревожности

  • высокие показатели адаптации, хороший сон, аппетит

  • высокая познавательная и творческая активность

  • открытость, дружелюбность, готовность к взаимодействию с окружающими

  • отсутствие агрессии

  • низкая заболеваемость

У родителей:

  • удовлетворенность услугами ДОО

  • участие в образовательной деятельности ДОО

  • снятие проблематики во взаимоотношениях с педагогическим коллективом.

У педагогов:

  • тесное взаимодействие с родителями

  • обмен опытом с педагогами

 

Кластер «Концепция образа жизни в стиле хюгге»

 

31 января воспитатели старшей группы "Гномики" Ефимочкина Л. В., Рыбакова Е. Н. показали для молодых специалистов дошкольных учреждений Рыбновского района кластер "Концепция образа жизни в стиле хюгге". Методическое мероприятие проходило в УО и МП. Воспитатели представили коллегам презентацию долгосрочного проекта по теме кластера. Провели краткий экскурс к истокам возникновения самого образа жизни, показали, как используют новомодное введение в своей работе с детьми и родителями.

Так как, именно на совместную работу воспитатель+родитель+ребенок направлен проект.

 

Представление проекта на заседании клуба педагогов дошкольного образования «Инновационные формы методической работы в ДОО» (РИРО 2018 год)

 

В работе над проектом опирались на методологические основы системы патриотического воспитания личности:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30 декабря 2015г. №1493

  • Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г. от 29 мая 2015г. №996       

А также:

  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155

     Актуальность проекта:

  • духовно-нравственное развитие является одним из приоритетных развитий личности дошкольника на сегодняшний день;

  • дефицит общения при постоянном применении современных средств общения и гаджетов;

  • доминирование материальных ценностей над духовными, приводящие к искажению понятий «доброта», «милосердие», «справедливость»;

  • создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления здоровья и развития личности ребенка.

Проблематика:

Детство, по мнению авторов, время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни должно обеспечивать его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Данная проблематика послужила основой проекта «Путь к гармонии».

 

Решение данного вопроса авторам проекта видится в построении новой модели духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста в ДОО, с использованием концепции «Жизнь в стиле хюгге», которая вылилась в создание проекта «Путь к гармонии».

Цель проекта:

  • формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, с другими людьми.

Задачи проекта:

  • создать образовательное пространство проекта: методические материалы, предметную среду, взаимодействие с социумом;

  • организовать воспитательно-образовательную деятельность с детьми в соответствии с направлениями проекта;

  • разработать систему аналитико-диагностического инструментария;

  • определить перспективы развития проекта

  • обеспечить трансляцию опыта

 

Тип проекта:

Проект является:

  • по доминирующей деятельности:  практико-ориентированный проект;

  • по количеству участников: коллективный;

  • по продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, «Центр охраны материнства и детства» г. Рязань, МБОУ «Рыбновская средняя школа №3», музеи г.Рыбное и Рыбновского района.

Научный руководитель проекта:

Методист МКУ РРИМЦ – Семина В.В.

Обеспечение

Методическое:

Положение о семейном православном клубе «Вера», тематический план семейного православного клуба «Вера»,  комплексно-тематическое планирование «Экология и дошкольник», методическое пособие: этюды, психологические тренинги.

Материально-техническое: интернет-ресурс, мультимедийное оборудование, полифункциональное оборудование пространства ДОО.

 

Не смотря на актуальность проекта, существует ряд рисков его реализации.

Риски и пути их решения:

Риски

 Пути их решения

1.Недостаточный уровень компетенции  участников проекта

Изучение литературы, заседания проблемных групп, получение консультативной помощи МКУ РРИМЦ

2.Низкая мотивация родителей (законных представителей)

1.Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности в рамках проекта

2.Открытость деятельности участников проекта.

3. Работа православного клуба может вызвать недопонимание со стороны родителей (законных представителей)

Использование индивидуального подхода.

Проведение специальных мероприятий  совместно с родителями по знакомству с традициями и культурой других народов.

     

Новизна:

  • Использование в работе концепций «хюгге»: «Важно стремиться к гармонии во всем!»

  • Актуализация вопросов социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста;   

  • Приоритет позитивной социализации, личностного развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.

 

Планируемые результаты и социальный эффект реализации проекта:

  • созданы благоприятные условия для каждого ребенка, посещающего детский сад;

  • обеспечены условия комфорта в общении со взрослыми и сверстниками;

  • определены пути социально-коммуникативного развития личности дошкольника в аспекте духовно-нравственного воспитания.

 

Рабочая группа проекта:

Заместитель заведующего по ВМР - Руденко С.В., воспитатели группы: Ефимочкина Л.В., Рыбакова Е.Н.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Виды работ: определение проблематики проекта, разработка ведущей концепции, идеи; разработка желаемой модели образовательной практики; планирование.

 Результат этапа: мотивационная, информационная и организационная готовность участников инновационного проекта к деятельности на практическом этапе.

Практический этап

Виды работ: разработка образовательного пространства в соответствии с утвержденной моделью, проведение воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителями.

Результат этапа: построение образовательной практики в соответствии с нормативной моделью, утвержденной в результате 1-го этапа реализации проекта.

Контрольно-оценочный этап

Виды работ: рефлексия деятельности, аналитико-экспертная работа по результатам проекта.

Результат этапа: оценка степени достижения цели проекта, принятие решения о перспективах проекта.

 

План-график:

Этап проекта

Содержание деятельности

Лента времени

Ответственные

1.Подготовительный

1.1.Работа творческой группы по определению проблематики проекта

 

Январь 2017 г.

Воспитатели группы

1.2.Методическое, материально-техническое обеспечение проекта

 

Январь-февраль 2017г.

Воспитатели группы

1.3.Поэтапное планирование деятельности воспитателей в рамках проекта «Путь к гармонии».

Февраль 2017г.

Воспитатели группы

2.Практический

2.1.Реализация плана работы в рамках проекта «Путь к гармонии»:

-клубная работа

-посещение семей

-онлайн-трансляции

-работа тематических студий в каникулярное время

-проведение акций

-поисковая деятельность

-экскурсии

-посещение музеев

-психологический сервис (тренинги, этюды)

-коллективная литературная деятельность

-тематические занятия с детьми, праздники и развлечения совместно с детьми и родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

2017г.-май  2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели группы

2.2.Изготовление методической продукции: планы, конспекты, буклеты.

Февраль 2017г.-апрель 2019 г.

Воспитатели группы

3.Контрольно-оценочный

3.1.Анализ проделанной работы в рамках проекта «Путь к гармонии»:

-анкетирование родителей

-аналитика индивидуальных карт развития детей

 

Май 2019 г.

Воспитатели группы

 

 

3.2.Экспертиза предметно-пространственной среды и методической продукции

 

Май 2019 г.

Методист

МКУ РРИМЦ

3.3.Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне

 

Май 2019 г.

Воспитатели группы

 

3.4.Определение перспектив развития проекта

Май 2019 г.

Воспитатели группы

 

 

Деятельность базируется на модели духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста ДОО.

 

I этап «NOS» – гармония – жить в гармонии с окружающими.

Цель: создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в целом.

В категории «NOS» -гармония основные участники: родители, дети, социум. Инновационные формы работы в этом блоке:

Категории «NOS»

Инновационные формы работы

Родители

Клубная работа, визиты в семью

Дети

Он-лайн общение, скайп-занятия с заболевшими детьми

Социум

Акции, тематические студии

  • Встречи «Клуб выходного дня» приходят раз в месяц. Концепция его проста, но интересна, как для детей, так для родителей – это пешие и выездные прогулки по живописным и историческим местам Рязанской области.

Основная задача – дать возможность родителю и ребенку провести время вместе с максимальной пользой.

  • Уже второй год мы посещаем семьи своих воспитанников, так как в непринужденной домашней обстановке эффективнее узнать интересы, переживания, проблемы своих воспитанников.

  • В век компьютеризации мы не могли  обойтись без создания в социальных сетях своей группы. Она носит название «Гномики». Родители получают информацию по вопросам, касающихся организационных моментов, им доступны фото и видеоматериалы с праздников, развлечений, тематических студий.

  • Детям, не посещающим детский сад по причине заболеваний, доступны скайп-занятия, которые происходят в присутствии взрослых. Взрослые проявляют неподдельный интерес к процессу обучения в домашних условиях. Это позволяет ребенку своевременно получать помощь и не «отставать» от жизни детского сада.

  •  Мы приняли участие в акции «Подарки к новому году для одиноких бабушек и дедушек».

 

II этап – «ЭCO» - гармония – жить в гармонии с природой.

Цель: формирование представлений о гармоничном отношении человека с природой через развитие экологически ценностных ориентаций в деятельности детей и взрослых.

Блок «ЭСО» - гармония представлен следующими категориями: природа и достопримечательности родного края.

Категории «ЭCO»

Инновационные формы работы

Природа

Изготовление брошюр, листовок, буклетов, ЭКО-акции

Достопримечательности края

Поисковая деятельность

Коллективная литературная деятельность

Инновационные формы работы по этим двум направлениям следующие:

  • Изготовление брошюр, листовок, буклетов.

  • Эко-акции «Птичья столовая», «Сделаем сад чище и краше», «Вторая жизнь мусора», «Войди в природу другом», «Соберем мукулатуру – поможем лесу»

  • Поисковая деятельность  в рамках  клуба «Выходного дня» позволила нам коллективно создать книгу « Место, где живет чудо»

Продуктом деятельности первых двух этапов стало создание

киноальмонаха «Путь к гармонии».

III этап – «ЭGO» - гармония – жить в гармонии с собой.

Цель: достижение внутреннего баланса во взаимодействиях с самим собой и окружающим миром.

В данном блоке представлена одна категория «Я». Нами собраны методические рекомендации, состоящие из игр, упражнений, этюдов для составления психологических тренингов, направленные на всестроннее развитие личности ребенка.

Категории «ЭGO»

Инновационные формы работы

Я

Психологические тренинги, этюды

 

IV этап «FIDES» - гармония – жить в гармонии с Верой.

Цель: возрождение и сохранение традиций семейного духовно-нравственного воспитания, активизация педагогического потенциала родителей (законных представителей), детей  и педагогов через приобщение к православной культуре.

В данном блоке представлены следующие категории: дети и родители, служители церкви.

Категории «FIDES»

Инновационные формы работы

Дети-родители

Семейный, православный клуб «Вера», вечер откровений онлайн

Служители церкви

Встречи с отцом Виталием

Экскурсии в храмы, знакомство с религиями.

Инновационные формы работы:

  • Первое заседание клуба «Вера» состоится в конце ноября (приурочено ко Дню Матери в России).

  • Встречи с отцом Виталием Рыбаковым регулярны, проходят с согласия родителей (законных представителей). Отец Виталий является руководителем  Федерального «Центра охраны материнства и детства» в городе Рязани.

Заключение

К предварительным результатам работы относим следующее:

  • наша работа дает возможность мотивировать родителей для совместной деятельности (посещение собраний, участие в творческих конкурсах)

  • дети стали более открытыми, активными, чувствуют себя более комфортно, возросла посещаемость детей)

  • воспитатели в ДОО проявляют интерес, становятся участниками проекта.

 

Перспектива

Проект «Путь к гармонии» имеет четыре базовых направления, успешно реализуемых в ходе проекта. Развитие проекта предполагает как продолжение работы в данной концепции, так и создание новых направлений деятельности. Этнос-гармония: работа с детьми  других национальностей.

В соответствии с потребностями детей и родителей в ближайшей перспективе будет развиваться «FIDES» гармония. Деятельность православного клуба «Вера» будет приоритетной составляющей работы на 2018-2019 учебный год.

 

Список литературы:

  1. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2008. - 318 c.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30 декабря 2015г. №1493

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина России.

4. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. - М.: Владос, 2013. - 351 c.

5.  Николаева С., Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М.: Академия, 2012. - 224 c.

5.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.  от 29 мая 2015г. №996

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровый образ жизни"

Использование нетрадиционного оборудования на занятиях, в режимных моментах, в игровой деятельности....

Проект "Здоровый образ жизни и спорт"

Проект "Здоровый образ жизни" : В современном мире актуальность здорового образа жизни обусловлена возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной ...

Образовательный проект "Здоровый образ жизни".

Здоровье-это одна из важнейших ценностей человека.Недостаточность знаний у детей о здоровом образе жизни. Не всегда, могут объяснить причины своего поведения, по сохранению и укреплению здоровья. Поэт...

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШ ДЕВИЗ» Первая младшая группа.

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - НАШ ДЕВИЗ»Первая младшая группа....

Долгосрочный практико-ориентированный проект «Концепция образа жизни в стиле хюгге»

laquo;Что такое «хюгге?»Хюгге - способность ценить обычные удовольствия жизни и наслаждаться моментом.Сложно произнести и еще сложнее объяснить датское слово хюгг...