"Береги и знай свой лес. Он источник всех чудес!"
проект

Свиньина Наталья Владимировна

Проект о деревьях, растущих на территории нашей республики, города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregi_i_znay_svoy_les.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Береги и знай свой лес – он источник всех чудес!»

Пояснительная записка

     Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми среднего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Вид проекта: исследовательский, детско- родительский, творческий

Длительность проекта: учебный год (охватывает 4 сезона)

Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатели

Тематическое поле: познание, коммуникация, социализация, труд, художественная литература, художественное творчество.

Актуальность и социально- экономическая значимость

     Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - обязательный элемент реализации национально-регионального компонента общеобразовательной программы ДОУ. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от природы как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла подрастающего поколения. Потребительское отношение к окружающему миру является приоритетным у современной молодежи. Поэтому, необходимо сформировать у детей правильное отношение к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми мы пользуемся. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Любить свой край – это значит не только любоваться его красотой и пользоваться его дарами, но и знать его и беречь его! Экологическое воспитание должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.

     Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Объектом наших исследований выбраны деревья нашего города, что обусловлено рядом причин:

 -  Карелия – край лесов и озер. Наш город окружен лесами и на территории города очень много интересных деревьев!

 - Деревья окружают нас постоянно, и дети их практически не замечают, так привыкли к их соседству.

Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать  и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

 - Деревья - прекрасный объект для наблюдений Интересно наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет! Кроме того, деревья (лиственные) имеют хорошо выраженные сезонные изменения.

 - Доступность для детских исследований (потрогать, погладить ствол, поиграть с листьями, сравнить их, величина, количество и внешний вид и т.п.).

Постановка проблемы.

     Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что  дети и родители знают и называют не более 4-5 деревьев, растущих в их дворе и на участке нашего детского сада. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы узнать побольше о деревьях, растущих в нашем городе? Каких деревьев больше? Какие уникальные деревья есть у нас? Сможем ли мы самостоятельно вырастить деревце и ухаживать за ним?

     Цели проекта:

 Формирование исследовательских способностей в процессе изучения жизнедеятельности деревьев нашего города, их взаимосвязи с окружающей средой и воспитание экологической культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.

      Задачи:

 - Уточнить и расширить представления детей о многообразии деревьев, об их развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).

 - Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы родного города, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.

 - Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами яблоньки и дуба.

 - Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.

 - Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

 - обогатить словарный запас детей, используя прилагательные, эпитеты и красивые обороты речи.

 - Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к природе родного края, города, двора.

       Ожидаемые результаты и продукт проекта:

-Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.

-Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.

-Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.

-У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.

-Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Этапы реализации и содержание проекта

Организация работы воспитателей

Организация работы с детьми

Взаимодействие с родителями и социальными партнерами

- Подбор и изучение методической и художественной литературы;

- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.

 - Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.

- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории нашего детского сада?» «Дерево в моем дворе»

- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о деревьях.

- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)

- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта

 - Родительское собрание, связанное с реализацией проекта.

 

                                                       2. Основной этап.

Вид и формы организации детской деятельности.

Сотрудничество с родителями

Игровая деятельность:        Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Определи на ощупь».

Н/и «Как зовут тебя деревце», «Одежда для дерева»

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям», «Узнай по описанию»

Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор гербариев и иллюстраций, фотографий деревьев

Восприятие

художественной

литературы и фольклор        

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).

Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).

С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб», М.Ивениен «Падают листья», В.Миронович «Листопад» и др.

Стихи о природе Карелии

Оформление альбома «Паспорт для дерева»

 - «Деревья нашего города»

 - Фотовыставка «Деревья моего двора»

«Конкурс поделок из природного материала «Осенняя фантазия», «Маленькая мастерская»

 - Сбор осенних листьев, шишек и семян.

- блокнот стихов и сказок, составленных детьми и родителями.

Фотовыставка «Самое красивое дерево нашего города»

- Помочь детям посадить дома , желудь дуба или семечко яблони.

- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.

-Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.

- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.

- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

Коммуникативная деятельность        

Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало».   Беседа по картине «Посадим дерево».

- Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).

-Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).

-Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

-Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).

Познавательно- исследовательская деятельность

 -Рассматривание коллекции семян, спилов деревьев

-Рассматривание альбома «Деревья».

-НОД «Кто на дереве живет».

-Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков  и яблоньки.

-Наблюдение за ветками ивы и тополя, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).

 - Наблюдения за сезонными изменениями деревьев на участке детского сада

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»

«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».

Тематические прогулки в городской парк: «Почему осень золотая», «Листопад», «Осенняя песенка листьев», «Листочки проснулись», «Зимний сон»

Самообслуживание

и элементарная трудовая деятельность:        

 -- Посадка желудей дуба и семян яблонь дома и в детском саду

 -Поручение «Полив росточков».

- Рыхление почвы

 - Акция «Посади свое деревце»

Художественно-эстетическая, продуктивная деятельность:

Конструирование

-«Деревья в нашем городе»

-«Экологические знаки» (совместно с родителями).

Изобразительная деятельность        Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».

Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Веточка рябины».

Аппликация с элементами рисования «Самое красивое дерево моего двора»

Лепка коллективная «Могучий дуб»

Ручной труд: «Маленькая мастерская», «Осенняя фантазия»

Музыкальная деятельность.        

Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».

«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.

Двигательная деятельность        Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».

Пальчиковая гимнастика: «Елка».

П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло» и др.

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).

                                                       №. Заключительный этап.

  1. Оформление методических материалов.
  2. Анализ результатов и план работы на следующий год.
  3. Диагностика

Методическая литература:

- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.

- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.

- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.

- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.С редняя группа.» Москва, «Карапуз», 2010.

 - Л.В.Свиркина/ Утро радостных встреч: мет. Пособие. – М.: Издательство «Линка-Пресс», 2010. – 240с.

 - Л.П.Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми»

Методический материал

- Набор карточек «Деревья».

- Демонстрационный материал «Уроки экологии».

- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».

- Схема для описательного рассказа о деревьях.

- Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».

Дидактические, . игры, настольно-печатные, аудио и видеотека.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

- Знания о разнообразии деревьев, растущих на территории нашего города.

- Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.

- Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.

- Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.

- Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами. При большой заинтересованности детей проект может быть продолжен под темой «Цветущий город». Поиск цветущих растений нашего города, поиск и посадка необычных цветов, уход за ними и наблюдения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Берегите длобрый лес - он источник всех чудес"

закрепитьзнания детей о ленсе как об экосистеме, сообществе растений и животных, енго хозяйственное назначение...

«Всех чудес чудесней наша Хохлома»

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности...

"Вода источник жизни, береги ее!"

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...

Беседа на тему «Берегите добрый лес — он источник всех чудес»

Беседа на тему «Берегите добрый лес — он источник всех чудес»...

Проект «БЕРЕГИТЕ КНИГУ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»

Проект "Берегите книгу - источник знаний"Цель: формирование устойчивого интереса к книгам.Задачи: формировать основы  читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомит...

Мама — нежная улыбка, Мама — солнышко с небес, Мама — светлый ангелочек, Лучшее из всех чудес. Мама — теплые ладони, Мама — глазки доброты, В этом мире всех прекрасней, Мама, всех любимей ты!

Мама — нежная улыбка,Мама — солнышко с небес,Мама — светлый ангелочек,Лучшее из всех чудес.Мама — теплые ладони,Мама — глазки доброты,В этом мире всех прекрасней,Мама, вс...