Проект "Виртуальная экскурсия по целебным источникам Тувы"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Норбу Айлан Буяновна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arzhaan.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

арбан Найырал Пий-Хемского района Республики Тыва»

Проект:

«Виртуальная экскурсия по целебным источникам Тувы»

                                                                                   Разработчик проекта:

                                                                        воспитатель Норбу А.Б

а.Найырал 2021-2022, учебный год

Введение

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любой край, город, любая деревня неповторимы. У каждого своя природа, свои традиции, свой родник, тот, к которому ты бегал вместе со сверстниками в знойный полдень, пригоршнями жадно пил его воду, Тот, что давал тебе силу в самые трудные минуты, потому что он для тебя воплощение твоей Земли, твоей Родины.

С давних времён известно почитание воды. Многие народы воду, как и землю величали матушкой. Водой, как символом здоровья, окропляли людей и животных. Вода – это не только часть среды обитания человека. Наши предки верили в святость воды, считали её прародительницей всего живого и неживого мира. Прежде чем заложить первый камень будущего города или деревни, люди сначала искали источник воды. Знать историю целебных источников–значит не только сберечь саму Землю, но и душу человеческую.

Вид проекта: групповой

Срок реализации проекта: среднесрочный- 1 месяц

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Тип проекта: познавательный, творческий, нравственно-патриотический.

Актуальность.

К сожалению, в наши дни молодое поколение и дети имеют небольшое представление об обычаях и традициях при посещении лечебно-оздоровительных Аржаанов.  Молодые люди не вникают в эти проблемы, живут настоящим временем, не думая, что без знания прошлого не будет ни настоящего, ни будущего. Крайне важно чтить традиции и собственные «корни». Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живешь.  Поэтому, очень важно знать традиции и обычаи, которые соблюдали люди старшего поколения при посещении целебных источников.

Объект- лечебно-оздоровительные местности Республики Тыва

Предмет- лечебно-оздоровительные Аржааны.

Новизна.

  Виртуальная экскурсия является одним из новых информационных технологий в учебном процессе. Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов, целью создания условий для самостоятельного наблюдения, для сбора необходимых фактов, а также сделать образовательный процесс интересным и более эффективным.

Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Например, не покидая здания детского сада мы можем посетить и познакомиться с объектами, расположенными за его пределами.

Цель проекта: 

Организовать виртуальную экскурсию, способствующий формированию компетентности детей: здоровьесберегающей, информационной, деятельностной и экологической. Формировать привычки здорового образа жизни и навыки культуры здоровья. Дать детям первоначальное знание о целебных источниках родного края.

Задачи:

Способствовать формированию начальных ключевых и экологической компетентности участников проекта.

Формировать бережное и заботливое отношение к природе, целебным источником и ко всему живому;

Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием

Развивать интерес к тувинским народным традициям и обычаям.

Время проведения: 1 раз в неделю.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап:

·                    определение темы, целей, актуальности проекта;

·                    сбор и анализ материалов по данной теме;

·                    составление плана реализации основной части проекта.

Основной этап:

·                    включение в воспитательный процесс духовно-нравственного, историко-краеведческого, социально-патриотического направлений;

·                    проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;

·                    включение в воспитательный процесс инновационных педагогических технологий (ИКТ, коллективно-творческое дело, поисковая работа);

·        воспитывать экологическое воспитание            

 Заключительный этап:

·                    подведение итогов проекта

·                    презентация проекта. выставка макета;

 ·                    обобщение опыта над проектом и распространение накопленного материала через сеть Интернет.

План реализации проекта

№ п/п

Название мероприятия

Дата

Ответственный

1

Беседа о целебных источниках

 

Педагог

2

Просмотр фильма «Путешествие по Туве»

Педагог

3

НОД с детьми подготовительной группы (виртуальная экскурсия) «Путешествие по святым местам Тувы»

 

Педагог, муз.руководитель

4

 Чтение легенд о аржаанах «Бел» и «Изиг-Суг»

Педагог

5

Лепка из пластилина пластика : стела «Арголик», «Юрта»

Педагог

6

Рисование священного  дерева аржаанов

Педагог

7

Коллективная работа по изготовлению  макета аржаана «Изиг-Суг»

Педагог

8

Консультация для родителей «Правила поведения на природе», «Природно-лечебные ресурсы

Республики Тыва».

Педагог

9

Подведение итогов реализации проекта.

Выставка творческих работ детей

Презентация проекта «Виртуальная экскурсия по целебным источникам Тувы»

Отчет на странице сайта детского сада «Чебурашка». Создание папки «Национальное искусство и культурное наследие России».

Педагог, родители

 Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Овладение необходимыми умениями и навыками при посещении целебных источников;
  • способность управлять своим поведением и планировать свои действия;
  •  соблюдение элементарных общепринятых народных традиций и обычаев своего народа;
  • Бережно относится к живой и не живой природе.

Для педагогов: проведение открытого мероприятия, занятий, бесед.

Для родителей:

  • Осознанный интерес родителей к народным традициям обычаям своих предков и соблюдение их с детьми.

 Дальнейшее развитие проекта:

Все результаты, достигнутые в процессе реализации проекта, предполагается обобщить и сохранить с целью использования для дальнейшей работы в рамках культурного воспитания дошкольников.

Продукты проекта

  • Для детей: беседа, чтение сказок, мифы об аржаанах, открытое мероприятие по теме «Путешествие по родным местам», разучивание стихотворений, благопожеланий, пословиц. Рисование священного дерева аржаанов, просмотр документального фильма «Путешествие по Туве», тувинские национальные игры.
  • Для педагогов: изготовление искусственного аржаана, дерева для подвязывания трехцветных ленточек для открытого мероприятия.
  • Для родителей: изготовление альбомов о целебных источниках, сбор фотографий.

Конспект беседы «Аржаан – целебный источник души и тела»

Цель:

  • дать учащимся понятия о значении аржаанов в природе и в жизни человека;
  • познакомить с обрядами и традициями тувинского народа на аржаане;
  • развивать у учащихся познавательные интересы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, экологической культуре поведения, воспитание к труду.

Ход занятия

Воспитатель: Тува является краем лечебных источников - аржаанов. Лечебные источники на тувинском языке называются аржаанами. Слово "аржаан", у монголов, бурят, "арашан", у киргизов - "арашан" и означает- святая или целебная вода. Раньше аржааны открывали ламы - врачи, шаманы, или знающие люди и давали им название. Аржааны почитали и бережно хранили, ежегодно в каждом аале, в каждом арбане - проводили Дни аржаана:

1. Аржаан дагыыры-освящение источника.

2. Аржаан чалаары - приглашение аржаана. (это особый ритуал отбора воды источников в посуду, которую приносили с собой.

3. Аржаан ажаары- ритуал ухода за ним.

Ребята,а теперь узнаем сколько аржаанов находится в Туве?

Воспитатель: В республике исследовано и зарегистрировано 50 минеральных аржаанов, не исследовано около ста и 13 соленых и грязевых озер. Например: Арголик, Ажыг-суг, Улаатай и др. Озера Дус-ХОЛЬ, Чедер и т.д.

Люди на аржаан приходили лечиться от болезней. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа тысячи людей отдыхают и лечатся на целебных водах. Курс лечения: на первый год 7 дней. На второй год-14 дней. На третий год- 21 дней. Аржааны включают питье, полоскание, душ, ванны. Питьевое лечение аржаанов помогает при хронических заболеваниях желудочно- кишечного тракта.

 А, теперь узнаем как освящали аржаана . Ежегодно тувинцы проводят праздничные освящения аржаана-аржаан дагыыры. По шаманским верованиям, каждый целебный источник имеет духа-хозяина или женщину, которому необходимо делать подношения. Праздник проводился в середине лета. На большие камни складывали кусочки мяса и все продукты берут понемногу и зажигали огонь шаманы. Во время заклинания - присутствующие, стоя, или на коленях молитвенно сложа руки и закрывая глаза, воздавали и хвалу аржаану, его духу и спрашивали исцеления для себя, родных и близких, для своего народа.

Я вам буду читать заклинание алгыш шамана:

Заклинание:

Вот зажгу я сан, что лежит наверху,
Аржаан с молоком я разбрызгаю -
И дымит сан на полке приподнятой.
Аржаан с водою озерной - разбрызгаю
И горит мой сан можжевелевый,
Прошу исцеления у духа аржаана.

Ребята, а теперь узнаем как привязывали чалама?

 После заклинания каждый привязывал к веточкам деревьев или кустарников, росших около источника, белые, розовые или голубые ленточки чалама. Чалама - ленточки из цветных тканей - посвящения духам. Их вешают с молитвой.

"Могущественный аржаан тебе. Пришла излечиться от болезней. Только ты сможешь Золотой мой аржаан!"!

После курса лечения читают: Излечила ты от болезней. Золотой мой аржаан. Подношу тебе дань Благославляю тебя, Целебный мой аржаан!.

Воспитатель: Послушаем священные наказы по охране окружающей среды.

Наши древние предки оставили нам свои священные наказы по охране окружающей среды. Охрану природы они считали священным делом каждого человека.

У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты, связанные с водными источниками, большими и малыми реками:

  • нельзя загрязнять воду - будет эпидемия заразных болезней:
  • нельзя бросать мусор в реку - исчезнет материнское молоко;
  • нельзя рубить лее, где он близок к реке - пальцы будет болеть ревматизмом;
  • нельзя рыбачить путем перекрытия реки - счастье уйдет.

Все это самые простые способы бережного отношения к рекам, водным источникам. Наши предки верили, что вода-это источники, жизни. Чтобы нормально жить на Земле, всему живому необходимы: вода, воздух, свет, т. е солнечные лучи.

Освящение родника имеет свое значение и назначение.

Послушаем строгие правила его проведения.

Во-первых, приглашали шамана чтобы он совершил обряд по освящению родника, когда болеет ребенок.

  • Во-вторых, есть родники, которые освящают ежегодно, чтобы леса по близости были целыми, разрастались деревья и не высыхали деревья и не высыхали реки и родники.
  • Во-вторых, обряд по освящению воды устраивал тот, кто хотел стать богатым.
  • В-третьих, обряд по освящению устраивает тот, кто хотел, чтобы род по крови не оборвался.
  • В-четвертых, освящали родник, чтобы попросить милости у его духа. Воду родника, которую освящали, тувинцы считали самой святой, а место, где протекает родник, священным.

Конспект НОД (виртуальной экскурсии) в подготовительной к школе группы.

Тема: «Путешествие по святым местам Тувы»

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями тувинского народа при посещении целебных    источников «аржаана».

Задачи:

  1. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье к природе родного края, культурному наследию своего народа.
  2. Обобщить и закрепить знания детей об обычаях и традициях тувинского народа (народные праздники.)
  3. Воспитание у детей любви к природе, желания беречь и защитить ее.
  4. Расширить знание детей, о малом фольклоре, играми своего народа.
  5. Развивать родной язык, через малый фольклор.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, коммуникация,

Оборудование: карта путеводитель, священное дерево (чалама) кадак, пиала, тос – карак, макет  аржаана «Изиг-Суг» (целебного источника, слайды с наглядностью)

Предварительная работа: беседа о традициях и обычаях тувинского народа, знакомство с народными праздниками, разучивание стихотворений, благопожеланий на тувинском на русском языке.

Методы и приемы: словесный, наглядный, игровой, инновационный, практический.

                                                            Ход занятия

Организационный момент. Тувинская народная словесная игра «Счет до десяти с ответами (Что такое десять).

- Чангыс? – Чангыс чагы.                      – Чеди? – Чеди – хаан.

- Ийи? – Ийи идик.                                 – Сес? – Сестеп оорээн кымчы.

- Уш? – Уш мыйгак.                                   – Тос? – Тос – аржаан.

- Дорт? – Дорт мочу.                                  – Он? – Он шолбан билир сен бе?

- Беш? – Беш сала.

- Алды? – Алды дип.

На русском языке (примерное)

Что такое один? – Один нос.

Что такое два? – Две ноги.

Что такое три – Три богатыря.

Что такое четыре?- Четыре части тело.

Что такое пять? – Пять пальцев на одной руке.

Что такое шесть? – Полей.

Что такое семь? – Семь гномов.

Что такое восемь? – Восемь пешек.

Что такое девять? – Девять видов домашних животных.

Что такое десять? – Десять пальцев на двух руках.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, как называется республика, в котором вы живете? ( Ответы детей).

 Воспитатель. А как называется главный город нашей республики?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас очень интересное и необычное путешествие. А почему оно необычное, я вам сейчас расскажу. Давайте вспомним о том, что у каждого народа есть своя национальная культура. Что такое национальная культура? Как вы это понимаете?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Национальная культура – это язык, на котором говорят люди, это история и обычаи страны. Что такое обычаи и традиции? Как вы понимаете?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Обычаи и традиции – это привычка у людей, выработанная веками, праздновать праздники, это народное творчество (фольклор), это народное искусство (изделия народных умельцев). Обычаи, связанные с рождением детей, свадьбами, встречей гостей, обычаи ведения народного календаря.

     У тувинского народа есть замечательная традиция – отмечать народные праздники. Давайте вспомним, какие тувинские народные праздники вы знаете?

( Ответы детей.)

В какое время года, и какие праздники проводят тувинский народ?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Вы очень хорошо знаете традиции и обычаи ваших предков, и сегодня мы отправимся, как я уже говорила в необычное путешествие. Предлагаю, вам отправится, в целебный источник – Аржаан. Ведь Тува очень богата целебными источниками. Какие целебные источники вы знаете?

( Ответы детей.)

Воспитатель. Мы отправимся в целебный источник «Изиг-Суг». Вы согласны?

Дорога будет дальняя, нам нужно позвать человека, который хорошо знает эти места, пригласим, местную бабушку она нам поможет.

( Появляется бабушка, здоровается с детьми и гостями.)

Воспитатель. Здравствуйте бабушка, не покажете ли вы нам дорогу до Аржаана.  Как нам туда попасть?

Бабушка. Хорошо я вам помогу, покажу вам дорогу, но будет очень трудно надо знать, и соблюдать  традиции и обычаи народа. Тувинский народ очень бережно относился к природе,  и приклонялись к духам  земли, тайги, аржаанов.

А еще нам поможет это карта, здесь указаны перевалы, красными кружочками, а Аржаан, обозначен  красным флажком. Но перед тем как отправится почитать благословение и побрызгать молочным чаем, чтобы дорога была легкой, удачной.

Ребенок читает благословение, а бабушка брызгает молочный чай, во все стороны специальным атрибутом. ( деревянная ложка с девятью маленькими углублениями). Чтобы путь была удачной, не встречались препятствие.

Ребенок.    Эки чемим дээжизи – дыр

                     Эринниг чувеге амзатпадым

                     Амданныг, чемим дээжизи дыр

                     Аастыг чувеге амзатпадым.

                     Эртен хайындырган шайымнын

                     Усту – дыр, башкы тандым

                     Ак баштыг Бай – ла Тайгам.

Ребенок:   О небо мое!

                    О, лес зеленый мой!

                    Пожелай нам доброго пути.

                    Чтобы мы добрались целыми и невредимыми..

Бабушка. Нам придется поехать на лошадях, потому что на машине или на автобусе мы не проедем, в пути есть большие перевалы, густой лес.  Вы согласны?

( Ответы детей.)

( Дети имитируют езду на лошадях, под  тывинскую музыку «Наездники»).

Бабушка. Вот мы и приехали до первого перевала. По традициям наших предков, на перевалах принято сойти с лошади, поклонится духам перевала прочитать специальное благопожелание и привязать цветные шелковые ткани – кадак, на священном дереве.

( Дети читают благопожелание, привязывают цветные ткани.)

Ребенок.   Долу чаашкын болбазын,

                     Аъш - чем элбек болзун,

                    Урезин успес болзун,

                    Угерин соп чиир болзун

                    Тараа – быдаа элбек,

                    Тавак сынмас болзун!

Бабушка. А теперь нам «нужно» отправится на лодках, потому что Аржаан  расположено в межгорном ущелье, на месте слияния двух бурных горных речек в хребтах Восточного Саяна. Чтобы удачно переплыть реку надо почитать благопожелание.

Ребенок.            Дыка сыык дээш,

                             Таварбадым,

                             Дажыг дээш,

                             Дагагалзавадым.

                             Ада огбем изеп каан

                             Авыралдыг кежиим - дыр сен.

                             Теренин сыыгадып,

                             Шапкынын оожугадып,

                             Ковуруунге хогледип,

                            Чалгыын – биле чайгап

                             Кежир хайыракан!

( Дети садятся на физкультурные скамейки и имитируют движение, под музыку.)

Воспитатель. Вот и второй перевал, тоже нам нужно сойти с лошадей, попросить благословение у духов перевала.

( Дети встают, выходят из лодок, бабушка обращает внимание детей на сломанное дерево.)

Бабушка. Дети мои посмотрите, это дерево может погибнуть, надо взять семена от этого дерево и вкапать в  землю,  и попросить у природы, чтобы на этом месте выросло новое дерево, и прочитать специальное благопожелание.

( Дети делают имитирование, и ребенок читает благословение.)

                 

   Ребенок.    Чок болуп читпес сен,

                       Чочагайын унуп кээр.

                       Барган хевээ барбас сен,

                       Бай ыяш хевээр унуп кээр сен.

Бабушка. Вот мы  пришли к целебному источнику «Изиг-Суг». Но прежде чем принимать лечение нам нужно, поклонится духам аржаана, попросить, чтобы источник исцелил нас, дал нам энергию.

( Совершается обряд, проводят имитирование умывание аржааном.) Появляется хозяйка аржаана, обращается детям.

Хозяйка аржаана. Ребята, а вы знаете стихи, благопожелание, может, мне на память расскажете?

( Дети читают стихи Благопожелания, и просят у духа аржаана исцеление.)

Ребенок.          Аарыг ажык чок

                           Аржаан силерге

                           Аарыым айыткап келдим

                           Алдын аржааным,

                           Ачылан човуланны.

                           Адырып каарын.

                           Аржааным силерден диледим.

Ребенок.       Човуланым чоттундуруп бер,

                         Аарыым арылдырып бер,

                         Адап сурап келдим,

                         Алдын аржааным!

                         Оршээ хайыракан!

Ребенок:       О целебный источник мой!

                         Я проделал долгий путь к тебе.

                         Прошу исцели меня

                          Вылечи все мои болезни.

Хозяйка аржаана. Какие вы молодцы, такой трудный путь совершили, вот вам я даю, вам мой золотой Аржаан, будете продолжать свое лечение дома, и подает сосуд с Аржааном)

( Дети благодарят за исцеление в аржаане и  за подарок хозяйке аржаана).

Ребенок.           Аарыг – аржыым

                            Эттиндирип алдым

                            Алдын аржааным,

                            Акша копеем салдым

                            Ажым- чемим делгедим

                           Аржаан хайыракан, оршээ!

Ребенок:          О целебный  мой источник

                           Исцели меня от всех недуг.

                            Прошу тебя помоги мне.

Воспитатель. А теперь нам пора возвращаться, дорогу мы уже знаем. На чем мы поедем?

Дети.  Поплывем, поедем на лошадях.

( Дети  имитируют движение,  плывут на лодках, едут на лошадях)

Итог.  Вот мы приехали обратно в детский сад. Куда мы путешествовали, сегодня? Что вам понравилось? Трудный был путь? Что вам было трудно? Какие народные традиции и обычаи вы узнали?

Дети.         Мы чудесно погуляли,

                   Свежим воздухом дышали.

                   Мы резвились и играли

                  И, в конце концов, устали…

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

"ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ"

Самое загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно остро природу воспринимают дети – многообразие, яркость и живописность окружающего мира оказывают воздействие на все чувства малышей. Мир природы оставляет в детских сердцах незабываемые впечатления, а насыщенные краски, неожиданные встречи, и величие природы вызывает вполне объяснимое желание – потрогать и попробовать все, что окружает. Именно поэтому любознательные малыши нередко оказываются в опасности – незнакомые с основами безопасного поведения, дети могут навредить не только природе, но и самим себе. Потому крайне важно объяснять мальчишкам и девчонкам правила безопасного поведения на природе и последствия неосторожных поступков.

Для малышей самый лучший вариант знакомства с окружающим миром – засовывание в рот всего, что попадается на пути. А потому объекты живой природы могут стать причиной опасности. Стоит объяснить крохам, что нельзя пробовать встречающиеся ягоды, не показав их взрослым. То же касается и других даров природы. До детей постарше следует донести информацию о том, как правильно перемещаться по лесу: ни в коем случае нельзя носиться, сломя голову, ведь споткнувшись о случайный камень или корень можно серьезно пораниться.

Основные правила поведения на природе

1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

2. Не оставляй костёр непотушенным.

3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор - в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т. к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

6. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

7. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.

8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

9. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.

10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

11. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

13. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

14. Не убивай лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.

15. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители. Люди, сохраните природу потомкам!

Природно-лечебные ресурсы

Республики Тыва

Природа горной республики неповторима тем, что здесь в вековечном экологическом равновесии сосуществуют почти все природно-климатические зоны Северного полушария - от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле используемых местным населением в лечебных целях. Лечебные источники на тувинском языке называются аржаанами. Слово "аржаан" (у монголов и бурят -"аршан", у киргизов - "арашан") уходит корнями в древний санскритский язык и означает - святая или целебная вода. В традиционном быту тыва культ ар-жаанов был велик: с ними связывали здоровье тела и духа как отдельного человека, так и рода в целом.

 Обычно аржааны открывали ламы-врачи, шаманы или "знающие люди" (по-теперешнему, видимо, экстрасенсы), которые при стечении народа освящали источники, давали советы - от каких хворей и напастей как лечиться. Аржааны почитали и бережно хранили. Ежегодно в каждом аале, в каждом арба-не (аал, арбан - стойбища тувинских кочевников-скотоводов, ведущих родо-племенной образ жизни) проводили Дни Аржаана: Аржаан дагыыры - освящение источника, Аржаан ажаары - ритуал ухода за ним, Аржаан чалаары - "приглашение" аржаана. Последнее - это особый ритуал отбора воды источников в посуду, которую приносили с собой страждущие. С него начинался "аржаанный сезон". Вот как это описывается в одной легенде-были: "Праздник "приглашения " аржаана был одним из больших празднований, сопровождавшихся народными гуляньями, скачками, хурешом. Проводился он в середине лета, когда, по словам стариков, аржаан "созревал" и набирал целебную силу. На закате солнца весь аал, весь арбан собирался на поляне перед Кара-Дагом (Черная гора), где пробивался из толщи земли вожделенный источник. На большие черные камни складывали лакомые кусочки мяса, другой снеди и возжигали огонь. Это - сан-салыры - было подношением духу аржаана, который являлся шаманам в образе человека. Каждый аржаан имел своего духа - женщину или мужчину. Присутствующие, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, монотонно покачиваясь, про себя воздавали хвалу аржаану, его духу и испрашивали исцеления для себя, родных и близких, для всего рода. Затем каждый привязывал к веточкам деревьев или кустарников, росших около источника, белые, розовые или голубые ленточки - чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в серебряный ковшик и разливала всем присутствующим. Посуда могла быть самой разной, но каждая семья старалась держать для этой цели серебряный донгуу - высокий чеканной работы чайник." (А. Лама-жаа "Удивительные встречи").

Традиция народа тыва лечиться на аржаанах сохранилась и по сей день. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа (время "созревания" ар-жаанов) тысячи людей отдыхают и лечатся на целебных водах, в основном "диким", стихийным образом. Подобное лечение на природных источниках характерно не только для Тыва, но и Бурятии, Хакасии, Горного Алтая, других регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, Монголии. Но в масштабном плане этот феномен сохранился практически только в Туве, чему способствовали прочность традиции, меньшая степень урбанизации, экологическое благополучие природной среды и, конечно же, экологическая чистота вод природных источников. Курс лечения прост и традиционен: он занимает от 7 до 9 дней, реже до 14 и 21 дня, и включает питье, полоскание, душ, ванны.

Аржааны Тыва можно подразделить на две группы - минеральные и пресные.

К минеральным аржаанам относятся лечебные источники, которые по своим характеристикам, химическому составу соответствуют общепринятым в бывшем Союзе и, соответственно, в настоящее время в Российской Федерации, нормам для лечебных минеральных вод (ЛМВ). По определению лечебными называются минеральные воды разной степени минерализации, содержащие биологически активные химические компоненты, в количествах равных или больших, чем бальнеологические нормы. В случае отсутствия или меньшего содержания таких компонентов к лечебным относятся только воды с общей минерализацией не менее одного грамма на литр, и называются они лечебными минеральными водами без специфических компонентов и свойств. Лечебным фактором при этом выступает общий ионно-солевой состав.

К лечебным гидроминеральным ресурсам Тыва относятся также соленые и грязевые озера, которые, как и аржааны, испокон веку используются местным населением для исцеления от многих недугов.

Тыва богата природными лечебными водами - солеными и грязевыми озерами, минеральными и пресными аржаанами. Сама природа определила им немаловажное значение в жизни населяющего эти места народа. Использование их в лечебных целях происходит в основном стихийным образом. Это обусловливает необходимость контроля за экологическим и санитарно-бак-теологическим состоянием природных водных лечебных ресурсов. Многие аржааны, соленые и грязевые озера имеют уникальные свойства и находятся в особых природно-климатических условиях, в живописных местах Тыва.

Загадки.

Он кружится, играет,

На солнышке сверкает.

Из – под земли он струйкой бьет,

И влагу всем кругом дает.                                 (Родник).

                                                                                     

Поит летом и зимой

Нас прохладною водой.

Из земли он струйкой бьет

И журчит, звенит, поет.                                 ( Родник).

Мы украшенье вешней  природы,

В реку  несем мы талые воды.                                   ( Ручьи).

Вдоль обочины дороги

Мы бежим, звеним, журчим,

Рассказать мы вам хотим,

Что весенние деньки

Очень любят…                                                 (Ручейки).

Она бежит, струится,

На солнце серебрится.

Склонились молчаливо

Над ней густые ивы.                                                 (Река)

Стихи,  благопожелания.

 Золотой целебный источник,

Со священным чистым камнем.

Золотым сокровищем!

От болезни.

Метко – метко вылечи меня.

Я прошу милости,

Развешиваю чалама белого и синего

Цветов.

Благодатный богатый источник, хайыракан!

Святой источник

На самом дне сырой канавы

Блестела талая вода.

И ветерок, качая травы,

К земле клонил их иногда.

И Сергий над водой склонился:

Всевышнего  молил святой,

Чтоб из земли родник пробился

С живой чудесною водой.

И узнал Господь мольбам святого,

( Вы только вдумайтесь на миг!)

Животворящим стало слово –

Забил в глуши святой родник!

         ***

Эки чемим дээжизи – дыр

Эринниг чувеге амзатпадым

Амданныг чемим дээжизи – дыр

Аастыг чувеге амзатпадым.

Эртен хайындырган шайымнын

Усту – дыр, башкы – тандым

Ак баштыг  Бай – ла тандым.

***

Долу чаашкын болбазын,

Аъш – чем элбек болзун,

Урезин успес болзун

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болзун!

***

Чок  болуп читпес сен,

Чочагайын унуп кээр

Барган хевээр барбас сен,

Бай ыяш хевээр унуп кээр сен.

***

Аарыг- ажык чок

Ааржаан силерге

Аарыым аыткап келдим

Алдын аржааным,

Аарыг ажык чок

Ачылан човуланны

Адыпып каарын.

Аржааным силерден диледим.

  ***

Аарыг- ажыым  

Эттиндирип  алдым

Алдын аржааным,

Акша копеем салдым

Ажым – чемим делгедим

Аржаан хайыракан, оршээ!  

         ***    

Долу чаашкын болбазын,

Аъш чем элбек болзун,

Урезин успес болзун,

Угерин соп чиир болзун

Тараа – быдаа элбек,

Тавак сынмас болбун!

Чтение легенд о аржаанах

Цель: Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст, давать оценку поступкам героев. Воспитывать уважение к старшим.

1. Аржаан «Бел». Бел в переводе с тувинского означает «у подножия». Легенда гласит: в древности, на вершине горы Бай-Тайги жесточайший Дракон, имея при себе драгоценный камень, очень часто вызывал молнии и град с проливными дождями. В то время жили старик и старуха с внучатами Калзан и Кара-кыс. Их родители скоропостижно погибли от удара молнии. Такая же участь постигла их внуков, когда они пасли отару овец и коз. Увидев безутешное горе стариков, хозяйка горы Бай-Тайги твердо решила отомстить Дракону. Она, превратившись в огненную Жар-птицу со светящимися разноцветными перьями, ослепив Дракона, выхватила у него драгоценный камень. Без камня Дракон начал терять свои силы и мощь, спускаться с небес, распадаясь на части. И так, на месте падения туловища Дракона со множественными артериями, венами, образовался целебный источник - аржаан по имени «Бел». А его мозг ударившись об скалы Сарыг-Хая, распался на агальматолиты желтого цвета, которые до сих пор пользуются большим спросом у камнерезов Тувы.

2. Аржаан «Изиг-Суг». Давно это было, никто уже и не помнит когда. Как-то глубокой осенью старый охотник на Одугене подстрелил огромного лося, однако не наповал, а только ранил. И зверь ушел. День идет охотник по следу подранка, второй, устал совсем, из сил выбился. След лося привел его в ущелье. И он увидел, что подранок лежит в небольшой яме с водой, от которой идет густой пар. При виде охотника, лось быстро ушел вверх по ущелью, как будто и не был ранен. Старец спустился в ущелье и обнаружил множество горячих источников. Уставший охотник по примеру лося погрузился в яму с водой и через некоторое время почувствовал необычайную легкость, как будто и не было тяжелого двухдневного преследования раненого сохатого.

Вывод

Конечно, мы, принимавшие участие в проекте, не достигли такого высокого уровня, но сделали шаг вперед в познании своего родного края. От знакомства с родной природой, с тем, что окружает нас, легче прийти к пониманию своей Родины, своей страны. Важно, чтобы все мы увидели связи, существующие между природой и человеком, между малой и большой Родиной.

Я считаю, что тема моей работы актуальна. Ведь именно с ощущения родного края, начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь. Данная работа позволит нам лучше понять свой родной край, особенности его истории и ее взаимосвязь с природой, научит нас беречь и заботиться обо всем окружающем мире, а значит, будет развивать нашу духовную культуру и нравственные качества. Главный вывод, который я сделала –это необходимость бережно и с заботой подходить к окружающему нас миру, тем более к таким местам, как источники, признанные святыми и целебными. Чтобы святая вода приносила пользу, необходимо заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний.

Список литературы

1. Аракчаа К.Т. «Слово об аржаанах Тувы», 2007.

2. Шорыгин Т.А. «Беседы о воде в природе, 2008.

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2016/01/22/narodnye-traditsii-i-obychai-pri-poseshchenii-arzhaanov

4. https://urok.1sept.ru/

5. https://www.nbcrs.org/regions/respublika-tyva/prirodno-lechebnye-resursy

6.  https://urok.1sept.ru/articles/618712


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заучивание стихотворения "Овощи" Ю.Тувим.

Образовательные области:познание,чтение,коммуникация,продуктивная деятельность.Цели:помочь заучить стихотворение,ориентируясь на мнемотаблицу, развивать интонационную выразительность речи,закрепить на...

Разучивание стихотворений с детьми : "Про насекомых"; "Продукты" ; "Овощи" (Ю.Тувим); "Компот" (Н.Нищева)

Использование мнемотаблиц, созданных в программе Microsoft Power Point, в работе с детьми старшего дошкольного возраста по разучиванию стихотворений....

Сценарий праздничного утренника посвящённого 100-летию города Кызыла, вхождению Тувы в состав России.

Праздничный утренник составлен в связи со столетним юбилея города Кызыла и вхождение Тувы в состав России,в сценарии был включен региональный компонент ,песни о Туве,о городе Кызыле,тувинские национал...

Технологическая карта организованной учебной деятельности в средней группе Ю.Тувим "Овощи"

Конспект занятие для детей средней группы по ознакомлению с художественным текстом  с использованием приемов "синквейна"- составление пятистишья, верно-неверно, собери картинку, "шесть шляп мышле...

Экскурсия и наблюдение - источник экологических знаний дошкольников

Приобщение ребёнка к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, ког...

Краеведение «Экскурсия к минеральному источнику»

Краеведение – всестороннее изучение города местным населением, нашими воспитанниками, для которых эта территория считается родным краем. Развитие ребенка невозможно без знания культуры и истории...