Авторские коми игры
материал (младшая группа)

Тарабукина Мария Георгиевна

Здесь представлены авторские коми игры для младших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_igra_tarabukina.docx230.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Помоздино.

Работа на профессиональный смотр-конкурс

«Самая лучшая коми авторская игра»

Паспорт на дидактическую игру с этнокультурным содержанием

(учебно-методическое пособие)

«Кодi кӧнi олӧ»

Воспитатель – ______________________________

Участник № ___1__

с. Помоздино

2022 год

Мог: Котыртны висьтавны вӧрса да гортса пемӧсъясӧс,торйӧдны найӧс, налысь оланiн (кодi олӧ вӧрын, кодi – гортын);

Цель: Формировать умение детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Вермöмъяс, торъя могъяс:Вынсьӧдны кужӧмлун аддзыны ӧткодьлун да торйялӧм; сӧвмӧдны сёрни,паметь,вниманньӧ;

Ышӧдны кужанлунъяс мича, гора шуавны- петкӧдлыны пемӧсъяслысь голӧс(ув-ув, няв-няв,му-у-у да с.в.)

Велӧдны ворсны ӧтлаын, сӧгласӧн ӧта-мӧд дорӧ

Задачи: Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти.

Развивать представления детей о том, какие звуки издают домашние животные и лесные звери и уметь звукоподражать им.

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. 

Воспитывать интерес к совместной игровой деятельности.

Возрастная адресованность: от 2 до 3 лет.

Кымын арлыда челядьлы: 2 арӧсянь  3  арöсöдз.

Предварительная работа: беседы о животных. 

Водзвывнуöдöмудж: пемӧсъяс йылысь сёрни

Используемый материал: панно с изображением места обитания животных; изображения животных. 

Коланаторъяс:картина пемӧсъяслӧн оланiн, пемӧсъяслӧн

Ход игры:

Две больших карточки одна с изображением леса, вторая с изображением дома. Задача состоит в том,чтобы правильно разместить животных.

Ребята, посмотрите здесь лес, а тут- дом. У каждого животного есть свой дом,где он живет. В лесу живут лесные звери, а дома – домашние животные… Посмотрите их сейчас нету дома, все ушли на лужок гулять, а обратно дорогу не нашли. Поможем им? Только смотрите внимательно, кто- то из них живет в лесу, а кто– то дома…(дети расставляют)

Ворсанног: …

Кык ыджыд карточка ӧти вылас серпасалӧма вӧр, мӧд вылас- керка. Челядьлӧн могыс, кужӧмӧн торйӧдны гортса да вӧрса пемӧсъясӧс.

Челядь, видзӧдлӧй танi -  вӧр, а танi – керка.  Быд пемӧслӧн эм аслас керка –горт, кӧнi сiйӧ олӧ. Вӧрын олӧны вӧрса пемӧсъяс, а горт дорын – гортса пемӧсъяс…

Ставныс мунӧмась луд вылӧ гуляйтны да и бӧр туйсӧ оз аддзынны…

Челядь отсыштам? Толькӧ сюся видзӧдӧй, кодк-кӧ на пӧвстысь олӧ вӧрын, а код-кӧ горт дорын… (челядь торйӧдлӧны)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Помоздино

Работа на профессиональный смотр-конкурс

«Самая лучшая коми авторская игра»

Паспорт на подвижную игру с этнокультурным содержанием

(учебно-методическое пособие)

«Ош да кӧчильяс»

Воспитатель – ______________________________

Участник № __1___

с. Помоздино

2022 год

Мог: велӧдны челядьӧс кужны кывны текстысь кывъяс да вӧчавны колана вӧрасъяс

Цель:учить легкости движений, действовать по сигналу воспитателя.

Вермöмъяс, торъя могъяс:сӧвмӧдны кужӧмлун котравны, чеччавны кык кок йылын, копырчыны-ляпкӧдчыны;

Ышӧдны челядьӧс  ворсны кывбур серти;

 Ясыда шуавны кывъяс;

Ворсны став челядькӧд ӧтвылысь, котырӧн;

Ышӧдны челядьӧс ворсны.

Задачи:Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.

Соблюдать игровые правила;

Развивать умение детей действовать коллективно,

Воспитывать интерес к подвижным играм;

Возрастнаяадресованность: от 2 до 3 лет.

Кымынарлыдачелядьлы: 2-3 арöсöдз.

Количество играющих:  все  дети.

Ворсысьяслöнлыд: став челядь

Длительность игры:  4 – 5 минут.

Ворсöмлöнкад:   4-5 мин.

Место проведения: группа

Ворсöмлöн места:группалӧн жыр

Дополнительное оборудование: шапочка медведя, шапочки зайцев,обручи.

Коланаторъяс:ошлӧн юркытш, кӧчлӧн юркытш, обручъяс.

Билингвальный компонент: 

Кöчъяс чеччалöны пыр,

гöгöртöны пу да мыр.

Турун сёисны и друг,

пельсö чошкöдiсны тшук.

Оз -ӧ ошкыд  лок?

Методические указания к проведению подвижной игры. 

У каждого  зайчика будет свой  домик, это обруч. Дети-зайцы  сидят в центре обруча.На другой стороне групповой комнаты  находится медведь, он спит. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку. По сигналу воспитателя: "медведь проснулся!" - зайцы убегают и «заходят» в обруч.  Медведь  пытается догнать их.

Ворсанног:

Быд кӧчлӧн аслас керка-обруч. Челядь кӧчъяс пукалӧны обручын. Мӧд  бокын пукалӧ ош да узьӧ. Кӧчъяс петӧны керкаысь луд вылӧ, чеччалӧны, ворсӧны, турун сёйӧны. «Ошкыд садьмис» сигнал бӧрын –кӧчъяс пышйӧны и пырӧны гортас. Ош кӧсйӧ найӧс кыйны.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Помоздино

Работа на профессиональный смотр-конкурс

«Самая лучшая коми авторская игра»

Паспорт на словесную игру с этнокультурным содержанием

(учебно-методическое пособие)

«Гортса пемӧсъяс»

Воспитатель – ______________________________

Участник № ___1__

с. Помоздино

2022 год

Мог:Стӧчмӧдны челядьлысь тӧдӧмлунъяс пемӧсъяслӧн горзӧм йылысь, петкӧдлыны йитӧдсӧ горзӧм шы да шысӧ нимтан кывъяс костысь.

Цель:Закреплять знания у детей о том, как кричат домашние животные,воспитывать правильное звукопроизношение.

Вермöмъяс, торъя могъяс: Сӧвмӧдны сёрнилысь выразительность, ясыда шуавны звукоподражаниеяс.

Задачи:Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Уточнение звукопроизношения у детей.

Возрастнаяадресованность: от 2 до 3 лет.

Кымынарлыдачелядьлы: 2 - 3 арöсöдз.

Предварительная работа: беседы о животных

Водзвывнуöдöмудж: пемӧсъяс йылысь сёрни

Используемый материал: предметные картинки с домашними животными.

Коланаторъяс: гортса пемӧсъяслӧн серпасъяс.

Ход игры:

Воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как кошка мяукает?» и т. д. Далее  читает стихотворение и показывает соответствующие картины  дети стараются повторять за воспитателем звукоподражания

Ворсанног:

Кагульнича сетӧ челядьлы юалӧм: «Тайӧ кодi? Кыдзи мӧс баксӧ?», «Кыдзи пон увчӧ?», «Кыдзи кань нявзӧ?» да с.в. Водзӧ кагульнича лыддьӧ кывбур и петкӧдлӧ сiйӧ серпас вылӧ, кӧнi висьтавсьӧ тайӧ пемӧс йылысь, челядь горӧдӧны пемӧслысь шыясӧ

Олiс- вылыс бабӧ Катя.

Видзис уна гортса пемӧс…

Понйыд увтӧ – ув- ув-ув,

Керка видза, ӧшинь ув.

Каньыд нявзӧ – няв- няв –няв,

Шырӧс кута да и ням.

Порсь век руксӧ рук-рук-рук,

Вайӧй меным чӧскыд рок…

Мӧскыд баксӧ – му-у-у,

Чӧскыд йӧв тэ ю-ю…

Кӧза горзӧ – ме-е-е…

Вӧлыд  гӧрдлӧ –и-и-и…

Сӧла вылад  да и ну…

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Помоздино

Работа на профессиональный смотр-конкурс

«Самая лучшая коми авторская игра»

Паспорт на подвижную игру с этнокультурным содержанием

(учебно-методическое пособие)

«Гуляйтны ме пета»

Воспитатель – ______________________________

Участник № __1___

с. Помоздино

2022 год

Мог: Велӧдны ворсны да кывъяс серти вӧчавны колана вӧрасъяс.

 Цель: Развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Вермöмъяс, торъя могъяс:

Задачи:

Возрастнаяадресованность: от 2 до 3 лет.

Кымынарлыдачелядьлы: 2-3 арöсöдз.

Количество играющих: все  дети.

Ворсысьяслöнлыд:  став челядь

Длительность игры:  2 – 3 минут.

Ворсöмлöнкад:   2-3 мин.

Место проведения: группа

Ворсöмлöн места: группалӧн жыр

Дополнительное оборудование: 

Коланаторъяс:

 

Методические указания к проведению подвижной игры. 

Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.

– Я буду рассказывать стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Ворсанног:

Челядь сулалӧны воча кагульничалы, вӧчалӧны кывбур серти колана вӧрасъяс.

- Ме кута висьтавны кывбур и петкӧдлыны движениеяс, а тi ме бӧрся вотчӧй.

Лымйыс усьӧ, тöлыс пӧльтӧ, (киясӧн бергӧдлам, кияс лэптам вылӧ-  качайтам)

Пасьтала ме киö-кепысь,  (шыльӧдам ки лапаяс)

Юрö сюя шоныд  шапка,  (шыльӧдам юр)

Кокö гын сапӧг  ме сюя,  (шыльӧдам кок шег)

Пасьтала  и шоныд пась… (шыльӧдам ки сой ӧтарсӧ и мӧдарсӧ и туша)

Гуляйтны ме  петны дась». (шагайтам места вылын)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра для детей "Кому что нужно для работы"

Цель игры:-познакомить детей с представителями разных профессий: милиционер, повар, врач, художник, пожарный, воспитатель, учитель, регулировщик строитель, а также соответствующими атрибутами;- закреп...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторская дидактическая игра по ознакомлению с коми орнаментом " Острый глаз охотника"

Дидактическая игра закрепляет  знания   о разнообразии значений элементов  коми орнамента, учит соотносить элементы коми орнамента с соответствующим ему изображением....

Конспект музыкально – спортивного Развлечения с этнокультурным направлением ко Дню здоровья «В коми игры играем – здоровье сохраняем!» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект  музыкально – спортивногоРазвлечения с этнокультурным направлением  ко Дню здоровья«В коми игры играем  – здоровье сохраняем!»для детей старшего дошколь...

Конспект музыкально – спортивного Развлечения с этнокультурным направлением ко Дню здоровья «В коми игры играем – здоровье сохраняем!» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект музыкально – спортивного Развлечения с этнокультурным направлением ко Дню здоровья «В коми игры играем – здоровье сохраняем!» для детей старшего дошкольного возраста....

Авторское развивающее пособие Игра «Авторские дидактические игры по приобщению детей к художественной литературе»

Цель: способствовать упрощённому процессу запоминания содержаниясказочных произведений, благодаря последовательному отражению их впересказе...