Проект Праздник Белого месяца - САГААЛГАН
проект (младшая группа)

Светлана Александровна Басаева

САГААЛГАН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл праздник Белого Месяца22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование г. Улан-Удэ

Детский сад № 95/2 «Рябинушка»

П Р О Е К Т

Праздник белого  месяца - Сагаалган

                                                                           Подготовила и провела: Басаева С.А.

2023 г.

Тип проекта: творческий, краткосрочный

Участники проекта – дети, родители, воспитатель

     При всем разнообразии культурных традиций в мире не  так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Сейчас проблема в том, что нынешнее поколение теряет значимость национальных культурных ценностей. Наш проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста недостаточно имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.

Цель проекта:

Знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии;

  1. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен и т.д.);

  1. Развитие двигательной активности посредством знакомства с национальными играми;

  1. Развитие воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;

  1. Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее.

Ожидаемый результат проекта:

● Оформление практического материала по теме проекта;

● Познакомить детей с праздником Сагаалган, с его традициями;

● Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: выставка детских рисунков «Как мы встречаем праздник Сагаалган», изготовление поз (бууз) из соленого теста.

План проектной деятельности:

Беседы

«Новый год по лунному календарю»,

«Звериный календарь»,

«Как встречать Сагаалган»,

«Молочная пища»

Подвижные игры

«Солнце», «Ловля тарбаганов», «Семья», «Рукавичка»

Познание

«Бурятская  национальная одежда»

Развитие речи

Чтение бурятских народных сказок: «Снег и заяц»

Просмотр презентации

«Бурятские национальные костюмы», «Бурятский народный орнамент», «Бурятские национальные блюда»

Художественное творчество

   Лепка из соленого теста

«Бурятская национальная пища»

        Работа с родителями

Разработка рекомендаций для выполнения рисунков

«Как мы встречаем праздник Сагаалган»

                             Итоговое мероприятие: выставка рисунков и поделок

 

История и значение праздника «Сагаалган»

Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».

Праздник «Сагаалган» родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый гол по лунному календарю, отмечаемый среди монголо язычных народов, исповедующих буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия:

- белый цвет означал радость;

- белый смех – смех доброты, дружелюбия;

- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;

-«сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;

- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять

«Шэнэжэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.

Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника.

У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года, таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.

История возникновения праздника имеет свои древние корни. В  те далекие времена, кочевые хуннские племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего равноденствия. При стечении множества людей старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу, солнцу, земле. Своим рождением Сагаалган обязан Чингасхану. Сагаалган стали отмечать весной. Тогда Чингисхан наградил

Своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того врем по его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами и оказывать им материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными изделиями.                                                                                  Старейшему жителю дарили  целый обоз подарков. Данные исторические  факты  свидетельствуют о том, что великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения к людям старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются доброй старинной традиции народа.

После распространения буддизма, поскольку Сагаалган был популярным всенародным праздником, буддийское духовенство не могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему. Поэтому в проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный. Сагаалган приобрел обновленные черты и стал более совершенным в культовом плане, но он всегда оставался народным праздником и сохранял древние традиции и обычаи.

В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно стали возрождаться народные обычаи, традиции, праздники.

В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножение пяти видов скота, изобилие молока и мяса.

Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костер, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.

В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналась задолго до его наступления: проводилась чистка и уборка в юртах, в улусах и на доре, приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника

люди одевались в лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей, старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.

Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.  

Народный праздник для каждого народа свое, особым образом, организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьей события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его проживания.

Подвижные игры

Семья (Айлболожонаадаха)

Правила игры: Выполняют роль родителей – крупные конские  кости, роли детей выполняют кости поменьше – скотские. Кость конского копыта обозначает собаку. Бараньи косточки представляют собой отару овец или видов скота в разных расположениях.

В процессе этой игры дети учатся  человеческим  взаимоотношениям, усваивают нравственные понятия, приобретают трудовые навыки, формируют познавательную деятельность, разговорную речь. Дети в игре отражают свои наблюдения за жизнью и бытом взрослых. Бараньи лодыжки-бабки придают игре особенность, детям нравится играть с домашним скотом, импровизировать с ними различные сюжеты. Дети учатся обращаться к животным, говорить им «холой», «тадь» - «остановись», «иди» и т.д.

Рукавицу гнать (Бээлэйтууха)

В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т.п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.

Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («бээлэй, бээлэй, бээлэйтуу»).

Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу – как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.

Задача водящего – обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.

Правила:

Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы

Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.

Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.

Ловля тарбаганов (тарбагашаалга) – бурятская игра

Все играющие – тарбаганы, один – волк. Тарбаганы очерчивают на земле две норки, которые расположены друг от друга на расстоянии 30-50 метров. «Волк» старается напасть на тарбаганов во время перебежек из одной «норки» в другую. Сидя в своей «норке» тарбаганы дразнят волка выкриками:

«Твоя нора, серый волк, грязная, земляная, а наши норки золотые».

Это вызывает у волка еще большую ярость, и он стремится отомстить им за непочтительность.

Солнце

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идуут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро». Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры.

Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Снег и заяц.

Снег говорит зайцу:

- Что-то мне нехорошо.

- Наверное, ты таешь, оттого тебе и плохо, - ответил заяц. Сел на пенек и горько-горько заплакал. - Жалко мне тебя снег. Я все по снегу бегал, круглые дырки делал. От лисицы, от волка, от охотника в снег зарывался, прятался. Как без тебя жить буду? Любая ворона, любая сова меня увидит, заклюет. Пойду я к Хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, снег сохранит для меня. Стал заяц плакать, Хозяина леса просить.

А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца Хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:

- С солнцем спорить не берусь, снег сохранить не могу. Шубу твою белую сменю на серенькую, будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарника и травы, никто тебя не заметит. Обрадовался заяц. С тех пор всегда меняет зимнюю шубу на летнюю.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: « Праздник Белого месяца – Сагаалган».

Продолжать знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа....

Тема проекта: «Праздник Белого месяца - Сагаалган»

Проект направлен на возрождение культуры, традиций и обычаев бурятского народа. А также для развития чувства сопричастности к народным торжествам. Дети дошкольного возраста не достаточно имеют пр...

Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган»

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ обновлени...

Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группе

Проект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект «Праздник Белого месяца-Сагаалган» в старшей группеПроект: Праздник Белого месяца- Сагаалганв старшей...

ПРОЕКТ Тема проекта: «Праздник Белого месяца - Сагаалган»

При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это символ...

ПРОЕКТ Тема проекта: «Праздник Белого месяца - Сагаалган»

ПРОЕКТ Тема проекта: «Праздник Белого месяца - Сагаалган»...