Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России»
проект (старшая группа)

Литвишко Ирина Валентиновна

Творческий проект для детей старшей группы

 

 

«Народные промыслы России»

 

                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

 

 

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка «Дымковская барышня»;

3. Рисование матрешек;

4. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

5. Рисование «Гжельские тарелочки».

6. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

 1. Подвижные народные игры;

 2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

 3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

 

 

Конспект занятия в старшей группе

«Тарелочки в стиле хохломской росписи»

Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись

 Задачи:

Образовательные

- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;

Воспитательные

- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.

Развивающие

Развитие умения видеть красоту в предметах быта.

Материалы и оборудование: тарелка, украшенная узорами хохломской росписи и белая тарелка

Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:

Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.
Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.
Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».
Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.
2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.
3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.
4.между нижними листиками рисуем завитки
5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.
6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.
Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

У нас получилась замечательная выставка. Вам понравилось? Хотите и дальше совершенствовать свое мастерство?

 

 

Конспект занятия по рисованию старшая группа

 «Гжель. Роспись тарелки»

Цель: Научить детей рисовать новый элемент с помощью мазковой техники росписи (мазок с поворотом).

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи через беседу и просмотр презентации

- учить детей выделять элементы гжельской росписи

- учить расписывать тарелки в мазковой технике

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (капельки, точки, дуги, сеточки)

Развивающие:

- развивать диалогическую речь в беседе со взрослыми и сверстниками

- закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос

- развивать память, мышление, воображение

- развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, рисование

- расширять словарный запас (керамика, обжиг, бордюр, «агашка», роспись, симметрично, чередуются, «мазок с поворотом»)

- развивать двигательную активность детей (физминутка «Посуда»)

- развивать умение оценивать свою работу и сверстников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов

- воспитывать эмоциональную отзывчивость

- воспитывать навыки безопасного обращения с посудой.

Материалы и оборудование: Посылка, презентация об изготовлении гжельской посуды, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации с изображением гжельской посуды, посуда и сувениры расписанные гжельскими узорами, дидактическая игра «Угадай, какая роспись?», посуда украшенная различными видами росписи.

Раздаточный: шаблон тарелки, кисти, баночка – непроливайка, влажные салфетки, губки, гуашь синего цвета

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в изостудию и садятся на стульчики.

Включается музыка «Трое из Простоквашино

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от почтальона Печкина.

Здравствуйте. Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Я нёс посылку и нечаянно уронил её. А в этой посылке был сервиз и он почти весь разбился!

Что же я теперь понесу по назначенному адресу? Остались только чашечки и одна вот такая тарелка У меня дома есть тарелки, но они белые, без узора. Ребята, что же мне делать? Кто же мне помочь сможет?

Дети предлагают свою помощь.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Одна команда из букв, которые находятся в конверте с хохломской росписью выкладывают на доске слово «ХОХЛОМА», а другая – из конверта с гжельской росписью выкладывают слово «ГЖЕЛЬ». Потом один ребёнок с каждой команды выбирает на столе посуду, которая соответствует этой росписи. Попросить детей обосновать свой выбор.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за узор такой на тарелке у Печкина?

Дети: Это гжельская роспись.

Воспитатель: Правильно, ребята..

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, что это за роспись и почему она так называется.

Дети: Конечно, расскажем.

Воспитатель: Скажите, почему эту роспись и посуду называют гжельской?

Дети: Эту посуду называют гжельской, потому что её изготавливают в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель: Ребята, из чего делают эту посуду?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Кому ребята мы хотим помочь, и почему?

Дети: Мы хотим помочь почтальону Печкину расписать тарелки гжельской росписью.

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте сначала посмотрим как производят эту посуду.

Воспитатель включает презентацию «Изготовление гжели»:

Воспитатель: Каждое новое изделие изготавливается сначала в одном экземпляре. Потом художественный совет принимает решение о запуске изделия в производство. Потом мастер изготавливает специальные гипсовые формы.

Слайд 1: Вот здесь находится мастерская с этими формами.

Слайд 2: В эти формы заливают специальную глиняную массу. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях.

Слайд 3: Потом изделие извлекают из формы и досушивают.

Слайд 4: Затем к изделию приклеивают недостающие части (ручки, носик).

Слайд 5: Затем изделия проходят предварительный обжиг в специальной печи при температуре 900 градусов.

Слайд 6: Обожженные изделия окунают в специальный раствор, после чего они становятся розового цвета. Это делают для того, чтобы обнаружить, нет ли на изделии трещин.

Слайд 7: Изделие приобретает вот такой розовый цвет. Далее изделие попадает на стол к живописцам.

Слайд 8: На предприятие работает порядка 50 живописцев. Они расписывают изделия вручную. У каждого живописца свой рабочий стол.

Слайд 9: Расписные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с белой глазурью.

Слайд 10: Последний этап – закалка в печи.

Слайд 11: (изображены готовые изделия).

Воспитатель: И вот после такой закалки появляется гжельская посуда. Ребята, сейчас гжельскую посуду производят на заводах, где часть работы выполняется с помощью различных механизмов. Скажите, а раньше как люди делали такую посуду?

Дети: Раньше люди делали всё вручную.

Также воспитатель демонстрирует детям настоящую гжельскую посуду.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать работу и пройти за столы, давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

А теперь проходите за столы. Что изображено в центре тарелки?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Верно

Гжельскую розу мы будем рисовать с помощью элемента, который называется мазок с поворотом. Роспись цветка мы начинаем с середины. Нужно вести кисть по бумаге, постепенно приподнимая её, тогда у основания лепесток будет тонкий. Потом я беру тонкую кисть и начинаю украшать нашу тарелку Середину цветка мы украсим сеткой. Над цветком нарисуем круг и закрасим его мазками. Далее мы оформим края нашей тарелки дугами и точками. Оформление края тарелки называется бордюр.

- Ещё раз скажите, с чего начинаем роспись нашей тарелки?

- Как называется оформление края тарелки?

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

«Наши синие цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

У вас на столе есть листочки. Сначала можете на них потренироваться, а потом уже приступать к росписи тарелок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Как настоящие гжельские мастера! На такую посуду прям не наглядеться! На душе становится сразу радостно и празднично!

Воспитатель предлагает детям взять свои работы, повесить на мольберты и встать полукругом напротив них.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Печкин, а тебе понравились наши работы?

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, всем ли понравилось наше занятие. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Было радостно, светло!

Воспитатель: А теперь давайте сложим все тарелки почтальону Печкину в посылку и пусть он поскорей донесёт её до адресата.

Дежурные помогают убрать и помыть принадлежности для рисования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий проект для детей старшей группы 

«Народные промыслы России»

C:\Users\Admin\Desktop\проект народные промыслы\img0.jpg

                                                                 


Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

• Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка «Дымковская барышня»;

3. Рисование матрешек;

4. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

5. Рисование «Гжельские тарелочки».

6. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

 1. Подвижные народные игры;

 2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

 3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.


Конспект занятия в старшей группе

«Тарелочки в стиле хохломской росписи»

Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись

 Задачи:

Образовательные

- учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
- учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;

Воспитательные

- воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.

Развивающие

Развитие умения видеть красоту в предметах быта.

Материалы и оборудование: тарелка, украшенная узорами хохломской росписи и белая тарелка

Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
Ход занятия:

Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.
Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
Дети – Хохломская.
Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети – это трава, цветы, ягоды.
Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».
Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
Для этого нам понадобятся:
- восковые карандаши жёлтый и красный;
- чёрная акварель;
- широкая кисть №5 или №6.
1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.
2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.
3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.
4.между нижними листиками рисуем завитки
5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.
6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.
Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

У нас получилась замечательная выставка. Вам понравилось? Хотите и дальше совершенствовать свое мастерство?


Конспект занятия по рисованию старшая группа

 «Гжель. Роспись тарелки»

Цель: Научить детей рисовать новый элемент с помощью мазковой техники росписи (мазок с поворотом).

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи через беседу и просмотр презентации

- учить детей выделять элементы гжельской росписи

- учить расписывать тарелки в мазковой технике

- закрепить навыки рисования элементов гжельской росписи (капельки, точки, дуги, сеточки)

Развивающие:

- развивать диалогическую речь в беседе со взрослыми и сверстниками

- закреплять умение давать полный ответ на поставленный вопрос

- развивать память, мышление, воображение

- развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику, рисование

- расширять словарный запас (керамика, обжиг, бордюр, «агашка», роспись, симметрично, чередуются, «мазок с поворотом»)

- развивать двигательную активность детей (физминутка «Посуда»)

- развивать умение оценивать свою работу и сверстников.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению народных промыслов

- воспитывать эмоциональную отзывчивость

- воспитывать навыки безопасного обращения с посудой.

Материалы и оборудование: Посылка, презентация об изготовлении гжельской посуды, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации с изображением гжельской посуды, посуда и сувениры расписанные гжельскими узорами, дидактическая игра «Угадай, какая роспись?», посуда украшенная различными видами росписи.

Раздаточный: шаблон тарелки, кисти, баночка – непроливайка, влажные салфетки, губки, гуашь синего цвета

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Знакомство с помыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в изостудию и садятся на стульчики.

Включается музыка «Трое из Простоквашино

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо от почтальона Печкина.

Здравствуйте. Ребята, мне очень нужна ваша помощь. Я нёс посылку и нечаянно уронил её. А в этой посылке был сервиз и он почти весь разбился!

Что же я теперь понесу по назначенному адресу? Остались только чашечки и одна вот такая тарелка У меня дома есть тарелки, но они белые, без узора. Ребята, что же мне делать? Кто же мне помочь сможет?

Дети предлагают свою помощь.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Одна команда из букв, которые находятся в конверте с хохломской росписью выкладывают на доске слово «ХОХЛОМА», а другая – из конверта с гжельской росписью выкладывают слово «ГЖЕЛЬ». Потом один ребёнок с каждой команды выбирает на столе посуду, которая соответствует этой росписи. Попросить детей обосновать свой выбор.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за узор такой на тарелке у Печкина?

Дети: Это гжельская роспись.

Воспитатель: Правильно, ребята..

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем, что это за роспись и почему она так называется.

Дети: Конечно, расскажем.

Воспитатель: Скажите, почему эту роспись и посуду называют гжельской?

Дети: Эту посуду называют гжельской, потому что её изготавливают в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Воспитатель: Ребята, из чего делают эту посуду?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Кому ребята мы хотим помочь, и почему?

Дети: Мы хотим помочь почтальону Печкину расписать тарелки гжельской росписью.

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте сначала посмотрим как производят эту посуду.

Воспитатель включает презентацию «Изготовление гжели»:

Воспитатель: Каждое новое изделие изготавливается сначала в одном экземпляре. Потом художественный совет принимает решение о запуске изделия в производство. Потом мастер изготавливает специальные гипсовые формы.

Слайд 1: Вот здесь находится мастерская с этими формами.

Слайд 2: В эти формы заливают специальную глиняную массу. Отлитые изделия подсушивают в естественных условиях.

Слайд 3: Потом изделие извлекают из формы и досушивают.

Слайд 4: Затем к изделию приклеивают недостающие части (ручки, носик).

Слайд 5: Затем изделия проходят предварительный обжиг в специальной печи при температуре 900 градусов.

Слайд 6: Обожженные изделия окунают в специальный раствор, после чего они становятся розового цвета. Это делают для того, чтобы обнаружить, нет ли на изделии трещин.

Слайд 7: Изделие приобретает вот такой розовый цвет. Далее изделие попадает на стол к живописцам.

Слайд 8: На предприятие работает порядка 50 живописцев. Они расписывают изделия вручную. У каждого живописца свой рабочий стол.

Слайд 9: Расписные изделия попадают к глазуровщикам, которые окунают их в большие баки с белой глазурью.

Слайд 10: Последний этап – закалка в печи.

Слайд 11: (изображены готовые изделия).

Воспитатель: И вот после такой закалки появляется гжельская посуда. Ребята, сейчас гжельскую посуду производят на заводах, где часть работы выполняется с помощью различных механизмов. Скажите, а раньше как люди делали такую посуду?

Дети: Раньше люди делали всё вручную.

Также воспитатель демонстрирует детям настоящую гжельскую посуду.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать работу и пройти за столы, давайте немного разомнёмся.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

А теперь проходите за столы. Что изображено в центре тарелки?

Дети: Цветок.

Воспитатель: Верно

Гжельскую розу мы будем рисовать с помощью элемента, который называется мазок с поворотом. Роспись цветка мы начинаем с середины. Нужно вести кисть по бумаге, постепенно приподнимая её, тогда у основания лепесток будет тонкий. Потом я беру тонкую кисть и начинаю украшать нашу тарелку Середину цветка мы украсим сеткой. Над цветком нарисуем круг и закрасим его мазками. Далее мы оформим края нашей тарелки дугами и точками. Оформление края тарелки называется бордюр.

- Ещё раз скажите, с чего начинаем роспись нашей тарелки?

- Как называется оформление края тарелки?

Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

«Наши синие цветы распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки».

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

У вас на столе есть листочки. Сначала можете на них потренироваться, а потом уже приступать к росписи тарелок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. Как настоящие гжельские мастера! На такую посуду прям не наглядеться! На душе становится сразу радостно и празднично!

Воспитатель предлагает детям взять свои работы, повесить на мольберты и встать полукругом напротив них.

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Чем отличается от других эта работа?

- Печкин, а тебе понравились наши работы?

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, всем ли понравилось наше занятие. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки.

Все мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Было радостно, светло!

Воспитатель: А теперь давайте сложим все тарелки почтальону Печкину в посылку и пусть он поскорей донесёт её до адресата.

Дежурные помогают убрать и помыть принадлежности для рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России».

Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России»....

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Цель: обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве; - развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству; - обобщить результаты коллективной творческой деятельности...

Информационно - творческий проект для детей старшей группы « Народные промыслы России»

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».  Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: среднесро...

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы»

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности....

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе....

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы».

Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за...

Творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Творческий проект для детей старшей группы«Народные промыслы России»                                 ...